№326394Добавлено: Чт 04 Май 17, 18:43 (8 лет тому назад)Пятигорский: ОТНОШЕНИЕ ДХАРМ И ДХЬЯНЫ
ОТНОШЕНИЕ ДХАРМ И ДХЬЯНЫ - ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ АБХИДХАРМИСТСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ДХЬЯНА КАК СИНТЕТИЧЕСКАЯ АПОСТЕРИОРНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
(о) Эта маленькая сутра (ТЕКСТ XI. АНУПАДА-СУТТА1:РАЗНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ ОДНО ЗА ДРУГИМ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИХ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДХЬЯНАХ И ПЯТИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫХ СФЕРАХ ) является самым кратким и, может быть, самым ранним изложением философи и Абхидхармы.
В предыдущем семинаре дхьяна подробно рассматривалась как особое пространство порождения мыслей с их объектами. В конце отмечалось, что есть такие мысли (с их объектами), такие умственные состояния и состояния сознания, словом, такие дхармы, которые возникают или генерируются только в
дхьяне, т.е. только в качестве объектов созерцания.
В этой же сутре распределение дхарм по ступеням созерцания предполагает: все то, что возникает, все мыслимые феномены (т.е. все дхармы) могут быть мыслимы как дхармы только в созерцании, дхьяне. Отсюда следует, что и центральная идея буддизма, дхарма, является по своему определению идеей дхьянической.
Однако, если все дхармы возникают как дхармы только в дхьяне, тогда последняя может рассматриваться, в свою очередь, не только в качестве места йоги — в том смысле, в каком
обратное вспоминание нами рассматривалось, как если бы оно было временем йоги — но и в качестве своего рода «суперпространства» всякого мышления вообще. Суперпространства, в котором происходят, произойдут или уже произошли все события, факты и ситуации. Такое суперпространство мы могли бы
себе представить как дополнительное к «нормальному» или внешнему пространству, подобно тому как время йоги было нами воображено как дополнительное к нашему «нормальному» времени, времени нашего обыкновенного мышления. И как об этом уже было сказано в предыдущем семинаре, дхьяна
образует «параллельный космос» буддийской мифологии, ее «вторую» вселенную. Только из этой «второй» вселенной обычно, повседневно видимая и мыслимая «первая» вселенная может
быть видима и мыслима как она есть, во всей множественности и сложности составляющих ее микрокосмических, макрокосмических и космических вещей, фактов и событий.
Выше мы подробно говорили о промежуточности дхьяны, о том, что она всегда — между. Между возникновением и генерированием. Между сознанием и не-сознанием. Между феноменальным миром, сансарой и Нирваной. И разве что с известной натяжкой можно назвать дхьяну просто одной из дхарм. Ибо, хотя она и является дхармой в самом общем смысле этого слова, но — заметьте — ее нет среди дхарм, созерцаемых и определяемых Шарипутрой в тексте XI . Почему же это так, ведь и обратное вспоминанье есть, и полная невозмутимость, и отстранение, а созерцания как такового, дхьяны (в списке 20 дхарм четырех дхьян) — нет? Это и ведет нас к догадке, что дхьяна — это своего рода метадхарма. т.е. такая дхарма, такое состояние сознания, которое обладает способностью (или энергией) индуцировать другие обусловленные дхармы, само оставаясь автономным от (тех же) обуславливающих факторов. Или скажем иначе. Дхьяна, хоть сама и обусловлена, подводит сознание
созерцателя к необусловленному.
(1) Именно промежуточность дхьяны делает ее столь трудной для нашего — да и какого угодно другого — понимания; времена разных созерцательных процессов оказываются как бы «спрессованными» вместе в одном и том же месте дхьяны. Таким образом — в дополнении к тому, что уже было сказано о
дхьяне как о месте и пространстве, — дхьяна это место, в котором дхармы (состояния сознания, феномены, все) возникают или генерируются так, как если бы они подчинялись плану, порядку, в каком они созерцаются созерцателем. Итак, мы читаем в сутре: «В течение полумесяца монах Шарипутра проницал дхармы, одну за другой, в порядке их возникновения... Тогда он вступил в первую дхьяну и т.д...
Состояния сознания, дхармыпервой дхьяны, были таковы [сначала от (1) до (5)].. . Он знал
их в их возникновении и в их исчезновении и т.д...» Теперь рассмотрим этот пассаж в отношении времени и места созерцания, практикуемого Шарипутрой.
[1] «В течение полумесяца» — это внешнее макрокосмическое время, в каком Шарипутра проницал дхармы.
[2] «проницал дхармы, одну за другой» — это порядок возникновения дхарм, порядок, который может быть как их собственным порядком возникновения в макрокосмическом внешнем времени, так и порядком возникновения моментов созерцания Шарипутры во внутреннем микрокосмическом
времени.
[ 3] «Тогда он вступил в первую дхьяну» — здесь «тогда» относится к внутреннему микрокосмическому времени созерцания Шарипутры, но времени, которое с «внешней» точки зрения сжато в одном мгновении входа в первую дхьяну.
Теперь мы видим, что в [3] временная последовательность в возникновении состояний сознания, дхарм превращается в пространственную конфигурацию их распределения. Словом, время дхьяны переходит в ее пространства и, так сказать, «относительная хронология» актов и фактов созерцания становится чистой топологией. Но тогда и дхарма, с точки зрения дхьяны, представляет собой момент мысли, «уже» отделенный отдругих моментов мысли и определяемый (и терминологически обозначенный согласно дхьянической классификации дхарм на классы и подклассы) по занимаемому им месту (locus) в пространстве (topos) дхьяны.
(2) Из сказанного выше следует, что сам термин «дхарма» употребляется в буддийских текстах в двух смыслах, а именно:
как момент мысли, мысль, состояние сознания, феномен, «дхарма как одна дхарма»: и как обозначение разновидности, класса или подкласса дхарм. Из чего также следует: с точки зрения дхьяны, каждой мысли при ее возникновении приписывается набор дхарм, число и состав которых определяется йогическим статусом этой мысли и порождающего ее ума — от «нулевой йоги» косной, неразвитой, нечистой и невежественной мысли до мысли созерцателя, сосредоточенной на трансцендентальной сфере не-восприятия и не-чувствования. В этой связи отметим одну интереснейшую черту возникновения мысли в дхьяне: чем выше дхьянический уровень или статус возникающей мысли, тем меньшее число дхарм ее сопровождает и тем проще (по своей номенклатуре) состав этих дхарм. Это можно было бы назвать «правилом дхармической редукции». К этому можно добавить в порядке тавтологического вывода: в «нормальном», не-дхьяническом мышлении «вещь А есть вещь А и факт
Б есть факт Б», но что бы ни возникло в дхьяне, оно само есть не то, чем оно является, а является дхармой определенного класса и подкласса. Это так, поскольку все феномены психической
субъективности созерцающего, все «его» ментальные дхармы, так сказать по определению временные, уже нашли свое «разрешение» в пространстве дхьяны и стали чистыми объектами созерцания.
(3) Один философский вопрос пока еще остается неразъясненным. Каково же вообще отношение сознания к созерцанию, дхьяне? Следует уточнить: какого сознания? Или точнее:
какой дхармы, какого класса дхарм, названной здесь «сознанием»? По тексту XI мы видим, что основой, сердцевиной дхармического состава мысли во всех девяти фазах созерцания (4 дхьяны плюс 5 трансцендентальных сфер) остаются пять дхарм, соответствующих пяти агрегатам, скандхам индивидуального существования. Здесь пятая скандха, ум, или сознание как ум, приобретает особое значение. Так, во второй трансцендентальной сфере оно становится бесконечным и тем самым противопоставленным бесконечному пространству первой трансцендентальной сферы. В четвертой трансцендентальной сфере сознание также противопоставлено пространству, но фактически как равноместное последнему. В этой связи отметим, что «ничто» пятой сферы можно понимать (только в порядке догадки) как предел того, что может быть мыслимо мыслью и осознано сознанием. Однако здесь последнее слово за Буддхагхошей, который сказал: «Ничто — это сознание, исчезнувшее
в пространстве». Или «превращенное в пространство»?
Отметим, что вектор трансформации умственного микрокосма созерцателя в трех первых трансцендентальных сферах направлен от «Пространство — это все» через «Сознание — это
все» к «Сознание — это пространство» (т.е фактически «вообще ничего»), но в четвертой и пятой сферах вектор удивительным образом меняется. Теперь это — восприятие (третий агрегат
индивидуального существования), которое сначала нейтрализуется, а затем отбрасывается вместе с эмоциями. Таким образом психо-ментальный комплекс созерцателя лишается не только
своей когнитивной составляющей, но и своей перцептивной основы. Последнее особенно важно, ибо в Абхидхарме, да и в буддийской философии в целом, восприятие играет роль универсального ментального деноминатора и представляет всю сумму функций и модальностей ума. Вот почему уже на пороге Нирваны —ибо, как сказано в сутре, «не будет иного избавления за сферой прекращения восприятия и чувствования» — весь мир мыслимых и воспринимаемых вещей уже прекратил свое
существование для созерцателя.
(4) Теперь, наконец, о самой загадочной, если не сказать таинственной, особенности дхьяны как феномена, дхармы — в ее, этой дхармы, отношении к другим дхармам. Что бы ни происходило в дхьяне, какая бы дхарма ни возникла, ни возникает и в будущем ни возникнет в ее пространстве, остается неопределенным следующее: возникла (возникает, возникнет) ли эта дхарма сама, спонтанно, только в силу Взаимообусловленного Возникновения, или была генерирована в созерцании созерцателем. Я думаю, что именно эта неопределенность обусловила ту весьма высокую степень свободы толкования начальных постулатов буддизма, которая отличала философов-буддистов от их брахманистских коллег в толковании последними основных постулатов ведийской религии. Вместе с тем та же дхьяни-
ческая неопределенность имела своим философским результатом появление в буддизме Большой Колесницы целой группы солипсистских (и «иллюзионистских») школ и концепций, получивших дальнейшее развитие в буддийском тантризме.
№326793Добавлено: Пт 05 Май 17, 23:07 (8 лет тому назад)
Абхидхарма — своего рода теория дхьяны.
Дхармы возникают только в дхьяне. (Здесь можно разделить представление о дхарме - и дхарму.)
Дхьяна - это дхарма, это предмет сосредоточения, это содержание сосредоточения, это наблюдение (процесс, состояние) сосредоточения, это само сосредоточение, которое Дхьяна и которое дхарма.
"Но уже с первого шага я знаю, что попал в философскую ловушку, которую сам же себе и поставил. Чтобы как-то из нее выбраться, придется, вместе с Буддхагхошей, признать, что мысль здесь — это только обозначение. Но обозначение чего? Да того, что само не имеет никакого мыслимого содержания, в котором можно было бы увидеть различие, скажем, между мыслью и мышлением, мыслью и объектом мысли, да и между мыслью и мыслящим в придачу"
Так исчезают субъект/объект.
«Бесформенные» (Р. и Skr. arüpa) дхъяны (дхармы) - возникают при отсутствии первого агрегата, скандхи (телесности).
Я пытался показать связь Дхьян с философией, с воззрениями. Определить практику дхьян относительно именно буддизма, буддийской философии. Можно ещё поискать связь. Здесь должно быть всё.
№326805Добавлено: Пт 05 Май 17, 23:26 (8 лет тому назад)
Алексей_Михайлов
Скорее смысл термина "абхидхарма" можно передать выражением "[разъяснение] О дхармах". "Дхармы" - это не теории, а принципы. (О принципах)
Впрочем, рассматривая дхармы, следует всегда помнить то, что много раз повторяется в сутте "Сатипаттана":
... исследуя это так, он знает, что выражение "это дхармы" используется только лишь для обозначения того, что исследуется...
То есть, Будда прямо указывает на то, что "дхарма" - это не сущность, не "нечто", обладающее каким-то собственным существованием - anatta ca anicca ca. (Дхармы пусты) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 05 Май 17, 23:28), всего редактировалось 1 раз
№326806Добавлено: Пт 05 Май 17, 23:28 (8 лет тому назад)
Сделаю ещё сильное утверждение, что дхьяны, не являющиеся инструментом, средством познания, видения, реализации этого буддийского "мира", "пространства" - к буддизму не относятся.
№326809Добавлено: Пт 05 Май 17, 23:29 (8 лет тому назад)
Алексей_Михайлов, совершенно верно. Для буддиста это "неправильные дхьяны", которые дают "неправильный мёд". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№326819Добавлено: Пт 05 Май 17, 23:41 (8 лет тому назад)
Горсть листьев
Именно так. В приведённом фрагменте речь прежде всего о дхармах.
Дхьяновое, медитативное исследование - как проверка/закрепление/изучение теории на практике.
№326840Добавлено: Сб 06 Май 17, 01:06 (8 лет тому назад)
Antaradhana, Пятигорский всегда именно так о себе и говорил - что он исследует буддизм как философ, а не как "медитатор". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№327786Добавлено: Ср 10 Май 17, 15:38 (8 лет тому назад)
Тут описание дхьяны похоже на астральную комнату или портал, ведущий в некоторую свою вселенную, искуственно выделенную для оперирования абстракциями. Когда то помню играл в Невервинтер. Так там у монахов была способность релаксировать в такой атральной комнате В принципе идея интересная.
Только не могу понять зачем затягивать понятие пространство далее 5 дхьяны? Ведь если речь идет о неограниченном сознании или ничто, то само понятие пространства теряет всякий смысл. Пространство это последняя попытка некоторого индивидуального выделиться, противопоставиться. Бесконечное сознание, тем более не существование своей грандиозностью всепоглощает пространство и всякую индивидуальность. Это, конечно, мое чисто субъективное мнение. Мы здесь начинаем переходить в то безобъектное состояние о котором говорили йоги. Сознание в 6 дхьяне обуславливается, как я понимаю предельной характеристикой бесконечности, за рамки которой выйти не может. Поэтому в последующем психическом состоянии человек вынужден отказаться от этого понятия и переходит в погружение в ничто, как бы прикидывается несознательным. Тут вступает в силу другая парадигма - восприятие. Потому что только оно может фиксировать это состояние несуществования.
8 дхьяну мне сложно описать, потому может кто растолкует ее как следует.
И еще вопрос такой, можно ли идти другим путем, обратным, сначала погружаться в дхьяны, а потом изучать дхармические потоки и моменты?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы