Если у всего есть причина, то какая причина у первой причины? Такие вопросы о первопричине неведения, в буддизме не стоят, так как нет понятия первопричины неведения, ведь даже слово сансара дословно переводится как бесконечное скитание и раз оно бесконечное, то ни о каких первопричинах неведения не может быть и речи, как о чём-то, что когда-то возникло. В Ахара авиджа сутте вот что говорится: [Благословенный сказал]: «Монахи, первого момента невежества не увидеть, благодаря чему можно было бы сказать: «Прежде невежества не было, затем оно появилось». Дхармические традиции в этом плане не дают ответа, они только дают направление, практику и говорят о причине (без всяких перво) неведения - загрязнениях ума, о склонностях ума, его тенденциях - васанах. Будда говорил: «вот страдание, вот причина страдания, вот прекращение страдания, вот путь ведущий к прекращению страдания». То есть давал направление.
А вот из традиции адвайта-веданты:
Ищущий: В веданте Шри Шанкарачарьи принцип творения этого мира принят ради начинающих, но для продвинутых предлагается закон не-творения. Какова Ваша точка зрения?
Махарши: «Нет растворения или создания, никто не связан, нет следующих духовным практикам. Нет ни жаждущих Освобождения, ни Освобожденных. Такова абсолютная истина». Эта шлока из второй главы комментария [карика] Гаудапады*. Человек, установившийся в Атмане, видит это своим знанием Реальности.
Ищущий: Но разве Атман не причина этого мира, который мы наблюдаем вокруг?
Махарши: Атман Сам появляется как мир разнообразных имен и форм. Однако Он не выступает действенной причиной [нимитта карана], творящей, поддерживающей и уничтожающей мир. Не спрашивайте: «Почему возникает смущение Атмана, не знающего истины Своего появления как мир?». Если вместо этого спросить: «Для кого возникает эта путаница?», то обнаружите, что для Атмана никакого смущения никогда нет.
Если у всего есть причина, то какая причина у первой причины? Такие вопросы о первопричине неведения, в буддизме не стоят, так как нет понятия первопричины неведения, ведь даже слово сансара дословно переводится как бесконечное скитание и раз оно бесконечное, то ни о каких первопричинах не может быть и речи, как о чём-то, что когда-то возникло. В Ахара авиджа сутте вот что говорится: [Благословенный сказал]: «Монахи, первого момента невежества не увидеть, благодаря чему можно было бы сказать: «Прежде невежества не было, затем оно появилось».
В этой и в других суттах говорится о невозможности увидеть начало, а не о том что его нет вообще. Большая разница.
Если существо было в сансаре безначала, тогда выходит что конец (париниббана) не возможен так как он будет бесконечно в будущем. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы