Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Анализ свободы воли

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Росс
Гость





280972СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 16:12 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Конечно Кира прав. Когда ему в околобёдерную область вонзилась стрела, то он должен сначала выяснить все обстоятельства этого попадания и выстрела, и возможно более детальнее. А потом, позже, если размышления позволят - выдернуть эту стрелу из этого места.
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

280974СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 16:31 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон
Почему ты постоянно пишешь про то, что "могут видеть/знать только Будды"? Это такой намёк, что тебе известно то, что известно им, но ты не можешь этого рассказать, потому что являешься... ммм... не буддой, а пратьекабуддой? Smile
Если есть что-то Это Самое, чего ты знать никак не можешь, то откуда ты знаешь, что Это Самое есть? Ты ведь не можешь этого знать, а значит - тебе просто так хочется. И тогда вам с Кирой есть о чём поговорить, но не о чем спорить. Вопросы веры - бесспорны. Wink

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

280975СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 16:41 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На мой взгляд, вопрос Киры имеет лишь один недостаток, но он самый главный. В нём смешано повседневное понимание свободы воли как "делаю, что хочу" с католическим вопросом свободоволения божьих тварей и философской проблемой свободы воли как интегральной константы бытия. И вот эти лебедь, щука и рак мчат русскую тройку ума по всем ухабам.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10348
Откуда: Москва

280976СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 16:57 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Полосатик пишет:
В отношении свободы воли буддисту приходится сидеть на двух стульях. С одной стороны, для святой жизни ему надо верить, что каждый несет ответственность за свои поступки.
С другой стороны, ему предстоит постичь анатту, согласно которой санкхары "не я, не мои и не атта моя".

Человека нет, а свободная воля, как дхармы - есть.

а почему "свобода воли" как "дхармы" именно во множественном числе ?

Разве нельзя всю свободу воли свести лишь к комбинации свободного-самого-по-себе и всего остального ? (подобно тому как есть виджняна - сама-по-себе и то, что  различается)

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

280978СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 16:59 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

Разве нельзя всю свободу воли свести лишь к комбинации свободного-самого-по-себе и всего остального ? (подобно тому как есть виджняна - сама-по-себе и то, что  различается)
Нельзя, так как не существует ничего "самого-по-себе".
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10348
Откуда: Москва

280979СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 17:00 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Кира пишет:

Разве нельзя всю свободу воли свести лишь к комбинации свободного-самого-по-себе и всего остального ? (подобно тому как есть виджняна - сама-по-себе и то, что  различается)
Нельзя, так как не существует ничего "самого-по-себе".

я имел ввиду по аналогии с виджняной. Есть ведь такая дхарма!

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дэв



Зарегистрирован: 28.09.2012
Суждений: 1884
Откуда: Москва

280980СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 17:02 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Раз буддизм признаёт карму, значит и свободу воли.

Борьба со страстями это явный признак свободы воли.
Или концентрация в медитации  - это тоже явный признак свободы воли.

Поэтому понятие "воля" относится к высшей сущности человека.
Силой воли мы входим в самадхи и силой воли побеждаем страсти.

А если сила духа и воли слаба, то природа животная(страсти, голод и т.п.) воздействует на волю таким образом, что та идёт у нее на поводу.

Другой более сложный вопрос: Что заставляет нас идти против природы и медитировать? Значит где-то глубоко мы знаем, что такое чистая воля, что нам действительно нужно и что действительно правильно.
 Чистая воля это почти синоним с природой будды в нас.

Вот вам и глубокий философский анализ до самых корней.

_________________
Я врач, мне можно!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10348
Откуда: Москва

280983СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 17:09 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
На мой взгляд, вопрос Киры имеет лишь один недостаток, но он самый главный. В нём смешано повседневное понимание свободы воли как "делаю, что хочу" с католическим вопросом свободоволения божьих тварей и философской проблемой свободы воли как интегральной константы бытия. И вот эти лебедь, щука и рак мчат русскую тройку ума по всем ухабам.

в моём вопросе две стороны:
1) детерминированность или случайность потока
2) свобода воли как "делаю что хочу"


И при детерминированном потоке может быть чувство свободы воли.
И при случайном потоке может быть тотальная несвобода.

Эти две стороны могут сочетаться как угодно.

Лично я верю не в полностью детерминированный поток и в возможность того, что хотение иногда совпадает с результатом.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





280984СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 17:14 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Само устройство мышления, Кира, (кое иллюзорно) как раз и требует подобных проблем и вечных нескончаемых их расплетений.
Наверх
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7229

280985СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 17:31 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Си-ва-кон
Почему ты постоянно пишешь про то, что "могут видеть/знать только Будды"? Это такой намёк, что тебе известно то, что известно им, но ты не можешь этого рассказать, потому что являешься... ммм... не буддой, а пратьекабуддой? Smile
Если есть что-то Это Самое, чего ты знать никак не можешь, то откуда ты знаешь, что Это Самое есть? Ты ведь не можешь этого знать, а значит - тебе просто так хочется. И тогда вам с Кирой есть о чём поговорить, но не о чем спорить. Вопросы веры - бесспорны. Wink

Фикус, намёки вдруг показались тебе, а "отвечать" мне?
Сам все и расскажи:
Во фразе
"могут видеть/знать только Будды"
"будды" (здесь: надо с маленькой буквы)  заменяйте на "Фикус" или "вообще никто"
)
Я нигде не говорил, что могу видеть, но ты удивительно прозорлив: я на учете, меня не пускают в казино, ставки в бук конторы приходится делать через подставных лиц, а в мои любимые нарды со мной никто не играет больше 7-8 партий

P.S.
Наш провидец и мой [новоявленный] критик хотя бы научился отличать где "знаковое" а где animitta

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

280989СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 17:49 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Весь казус в слове "свобода" и "свободная".

Очевидно, что любая воля имеет свои условия, то есть, она обусловлена.

Два звена - санскара и бхава имеют отношение к воле.

Санскара обусловлена авидья и является беспокойством, лишь часть которого достигает сознания (различается). Океан беспокойства безграничен, беспределен, бесконечен. У него нет формы, нет имени. Но у него есть условие - авидья.

Бхава обусловлена танха и является существованием, ограниченным некоторым уделом, лишь часть которого образует пять совокупностей цепляния. То есть лишь часть всего чувственно воспринимаемого полагается существующим.

Поэтому есть правильный и неправильный способ различать свободу.

Правильный способ - это татхагата. Когда обусловленность воли ясна по своей природе, воля перестает быть фетишем. Татхагата не ищет необусловленной воли, поскольку видит ситуацию в ее возникновении и прекращении. Другое имя татхагаты - бодхичитта.

Неправильный способ - это рассуждение о воле и неволе и желание найти волю без неволи. Это лишь усугубляет жажду и цепляние и свобода оказывается все более ограниченной, существование все более ограниченным, неудовлетворенность все более явной.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

280992СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 18:03 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Буддийский взгляд на свободу, свободную волю и ответственность
Доктор философии, почтенный Патегама Гнанарама
(сокращённый перевод мой)
Очевидно, что только при наличии свободы мы можем говорить о свободной воле и ответственности. Эти темы интерпретировались в поддержку монотеистических верований или натуралистическо-детерминистских взглядов. Однако они могут быть использованы и для опровержения этих теорий. Во избежание двусмысленности нам следует изложить собственно буддийское понимание этих вопросов.
В буддийском контексте эти вопросы рассматриваются в свете саморазвития и самореализации высшего блага с точки зрения буддизма. Соответственно, рассмотрение включено в рамки буддийской этики, а также позитивного влияния на развитие индивида и общества. Таким образом, под свободой понимается моральный выбор между добром и злом, под свободной воле — целенаправленное волеизъявление, а под ответственностью — принятие ответственности за соответствующие последствия действий.
Свободное волеизъявление не происходит случайно. Так как у человека есть возможность морального выбора, воля проявляется как способность выбора любого морального и аморального действия. Так как буддизм не поддерживает идей безусловного детерминизма, то акцентируется необходимость подчинить возникающие устремления сознания сознательному контролю. Ум предводительствует мысли, мысли возникают в уме, но если ум не способен к их сознательному контролю, индивид оказывается неизбежно включённым в цикл бытия, тотально связанный причинной обусловленностью. Для такого существа ниббана находится вне понимания.
Буддийская этика имеет значение только при наличии свободы и свободной воли, так как только они гарантируют достижение высшей цели, находящейся за пределами тотальной причинной обусловленности. Так как нет никакого невидимого высшего агента, правящего человеческой судьбой, буддизм возлагает всю ответственность за построение судьбы на самого индивида.
По большей части, буддийское учение открыто противостоит учению Маккхали Госалы, жившего в шестом веке д.н.э., который отрицал свободу, свободную волю и соответственную ответственность, заявляя, что natthi attakaro – ничто не совершается само; natthi parakaro – ничто не совершается другими; natthi purisakaro – ничто не совершается человеком; natti balo – нет силы; natthi viriyam – нет энергии; natthi purisathamo – нет силы человеческой; natthi purisaparakkamo – нет личных усилий. Говорится, что он проповедовал акирьяваду — теорию отрицания ответственности за моральные и вообще любые действия.
Буддизм же проповедует кирьяваду — теорию моральной ответственности. Как прямая противоположность акирьяваде она представлена Апаннака-сутте Маджхма-никаи. Здесь она предстаёт как синоним правильного воззрения — samma ditthi.
В Ангуттара-никае есть интересный эпизод, где к Будде приходит брамин, отрицающий свободу воли, и Будда спрашивает его, как же он может такое говорить, если он сам решил придти к Будде и затем уйти от него. Затем он объясняет шесть факторов, связанных со свободной воли.
1. Элемент инициативы — arambha-dhatu
2. Элемент зарождения — nikkama-dhatu
3. Элемент стремления — parakkama-dhatu
4. Элемент стабильности — thama-dhatu
5. Элемент недвижности — thiti-dhatu
6. Элемент волевого усилия — upakkama-dhatu
Будда объясняет, что эти элементы являются стадиями развёртывания свободной воли в действиях, связанных с соответствующей ответственностью за их последствия.

Exp. from: The Essentials of Buddhism by ven. Pategama Gnanarama

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

280993СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 18:05 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон
Тогда давай так: всякий раз, когда хочешь написать "будда", пиши "вообще никто" или "Фикус" (по желанию). Wink

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10348
Откуда: Москва

280994СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 18:07 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng
Цитата:
...То есть лишь часть всего чувственно воспринимаемого полагается существующим....

т.е. имеется такая часть всего чувственного, которая не воспринимается ? Smile
Чувственное как вещь-сама-по-себе ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

280995СообщениеДобавлено: Вт 24 Май 16, 18:09 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:

я имел ввиду по аналогии с виджняной. Есть ведь такая дхарма!
Виджняна хоть в аналогии, хоть без неё, тоже не существует сама по себе.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26  След.
Страница 10 из 26

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.034 (0.404) u0.013 s0.002, 18 0.019 [264/0]