В отношении свободы воли буддисту приходится сидеть на двух стульях. С одной стороны, для святой жизни ему надо верить, что каждый несет ответственность за свои поступки.
С другой стороны, ему предстоит постичь анатту, согласно которой санкхары "не я, не мои и не атта моя".
Человека нет, а свободная воля, как дхармы - есть. _________________ Буддизм чистой воды
В отношении свободы воли буддисту приходится сидеть на двух стульях. С одной стороны, для святой жизни ему надо верить, что каждый несет ответственность за свои поступки.
С другой стороны, ему предстоит постичь анатту, согласно которой санкхары "не я, не мои и не атта моя".
Человека нет, а свободная воля, как дхармы - есть.
С другой стороны, ему предстоит постичь анатту, согласно которой санкхары "не я, не мои и не атта моя".
Но ведь буддист может собирать статистику: какие дхармы возникают совершенно предопределённо , а какие так, что предопределённости обнаружить не удается.
Если дхарма возникает "так", то буддист, может быть, просто не установил её причины и условия. И ему надо больше штудировать абхидхарму и упражняться в памятовании.
с процентом вероятности прогноза даже дети сейчас могут предсказывать результат игры на рулетке.
И предел достижений современной науки ничем не может им помочь в этой игре.
Игроки кормят казино и букмекерские конторы уже третью сотню лет - если выигравший не остановится - стопроцентно выйдет с казино "пустой как барабан"
Ученые сами рады бы были хотя б чуть точнее предсказывать поведение "простейшего" электрона: из-за этой вероятностной процентности "портится" очень много дорогостоящего и дефицитного материала (при производстве атомных бомб)
Могущего отвечать на сформулированный Вами вопрос просто нельзя впускать в казино
Можно сказать наука создавалась в надежде (и вере в возможность) выполнять "заказанное" Вами.
Мы лишь можем констатировать, что феномены возникают и исчезают в соответствии с законами/причинами.
Но чтобы суметь аккуратно разложить все феномены природы по полочкам - надо выкинуть все приборы и стать буддой, человеческие возможности никогда не позволят сделать это практически.
Потому что "точно считывать кармические совокупности" физическими приборами невозможно, да и объемов памяти не хватит - даже если собрать все жесткие диски всех компов как за последние 50 лет так и за последующие.
Это в триллионы раз превосходит "весь интернет" (который по идее можно скачать, был бы нормальный, вместительный "винт") _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
№280952Добавлено: Вт 24 Май 16, 10:28 (9 лет тому назад)
Очень трудно предсказать поведение отдельного электрона, но совсем не трудно предсказать поведение совокупности электронов и атомов - молекул.
Также как трудно предсказать выигрыш или проигрыш отдельного игрока в казино, но совсем не трудно предсказать, как справедливо заметил Сивакон, общий экономический результат всех игроков по отношению к владельцам казино.
№280953Добавлено: Вт 24 Май 16, 10:35 (9 лет тому назад)
Ёжик очень верно замечено
Но стоит еще чуть поднапрячься, чтобы отследить: научно, логически/математичеки можно рассчитывать процессы и тем точнее чем более длителен "заказанный" период.
Но в каждом отдельном случае - нужен другой подход, надо "смотреть в дхармату", а никакими научными приборами это никогда не удастся
Вопрос Киры можно утрировать - если я долго буду изучать выкладки ГСЧ - смогу ли я предсказывать что выпадет именно сейчас. А ведь карма - это инфа о предстоящих мгновениях, дальнейшие еще могут быть изменены.
Но что "ВЫПАДЕТ СЕЙЧАС", "точное значение" - оно в адриштах и "читать эти числа" могут только будды (адришты - передавать, "снабжать") _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Для нашей совести вопрос стоит, как скоро мы придем в "созерцанию" характера поступка, а не только его мотива.
Совесть не скажет, что нужно делать изначально. Куда направлять усилия, когда нужно делать какой-то новый шаг. Только потом, уже после совершения поступка может подсказать, насколько он был "порядочный" и честный. Или не честный. Когда следсвия уже обозначились. Но там, в том что вы цитируете из Шопенгауэра, есть более интересный вопрос (практического характера):
Цитата:
Предложите-ка с этой целью человеку вопрос приблизительно в такой форме: «Действительно ли можешь ты из возникших в тебе противоположных желаний последовать одинаково как одному, так и другому, например, при выборе между двумя исключающими друг друга объектами обладания отдать предпочтение безразлично тому или другому?» На это он скажет: «Быть может, выбор окажется для меня трудным, но все же всегда исключительно от меня, а не от какой-либо другой власти будет зависеть, захочу ли я выбрать тот или иной объект, ибо я имею полную свободу избрать тот, какой хочу, причем мною всегда будет руководить исключительно только моя воля». Если вы возразите: «Но от чего же зависит самое твое хотение?", — то собеседник ответит вам, основываясь на самосознании: «Решительно ни от чего другого, кроме как от меня! Я могу хотеть, что я хочу, — что хочу, то и хочу». И он утверждает так, не помышляя при этом о тавтологии и не опираясь, хотя бы только в самой глубине своего сознания, на закон тождества, от которого одного только и зависит истина такого утверждения. Но, припертый к стене, он говорит о каком-то хотении своего хотения, что то же самое, как если бы он стал говорить о каком-нибудь «я» своего «я». Его загнали к самому ядру его самосознания, где он наталкивается на свое «я» и свою волю как на вещи взаимно неразличимые, для суждения о которых у него не остается, однако, никаких указаний. Так как его личность и объекты выбора принимаются здесь за данные, то вопрос, может ли при этом выборе самое его хотение того, а не другого объекта оказаться при случае иным, нежели то, каким оно в конце концов выходит, или же оно с такой же необходимостью определяется упомянутыми сейчас данными, как и то, что в треугольнике против наибольшего угла лежит и наибольшая сторона, — вопрос этот настолько чужд природному самосознанию, что последнее нельзя даже привести к его уразумению, не говоря уже о том, чтобы оно заключало в себе ответ на нею, уже готовый или хотя бы лишь в зачаточном состоянии, так что оставалось бы только дать человеку простодушно высказаться. Итак, человек непредубежденный, но чуждый философии, попав в затруднение, неизбежно связанное с этим вопросом, где последний действительно понят, попытается означенным образом укрыться за свою непосредственную уверенность: «Чтó я хочу, то я могу делать, и я хочу, чтó хочу», — как было сказано выше. И он будет повторять эту попытку снова и снова сколько угодно раз, так что трудно будет задержать его перед подлинным смыслом вопроса, от которого он постоянно старается отделаться. И его нельзя осуждать за это, ибо вопрос этот на самом деле сопряжен с величайшими трудностями.
тут ставится вопрос, от чего вообще зависит хотение, как таковое. И может ли человек изначально хотеть свободно. Не свободно совершать поступки, когда хотение уже определилось, но изначально что-то свободно захотеть.
Осознание свободы идет через ответственность, это не волюнтаризм.
не волюнтаризм. Сознание просто закона Кармы и принятие этого закона. Когда никто не может ничего запретить для изначального решения что-то хотеть и достигать этого, потому всё разрешено. Но при этом человек знает, что каждое сознательное действие, совершенное по его свободной воле даст свои следствия, от которых никто и никогда не сможет уйти. Они вернутся к причине их породившей. _________________ живите больше
В отношении свободы воли буддисту приходится сидеть на двух стульях. С одной стороны, для святой жизни ему надо верить, что каждый несет ответственность за свои поступки.
С другой стороны, ему предстоит постичь анатту, согласно которой санкхары "не я, не мои и не атта моя".
санкхара "не-я", но "твоё". Если не твоё, то чьё тогда? Бесполезно так отделаться от следствий, которые должны исчерпать себя на причине их породившей. Свобода воли в творении новых причин, которые дадут новые следствия. Но предыдущие должны быть исчерпаны. _________________ живите больше
В этом и состоит моё предположение - что предопределённость/случайность в следовании дхарм в потоке
и "свобода воли" - это различные процессы/истории.
Очень важно откуда возникло желание. На внешних желаниях, приходящих непонятно откуда формируется собственное хотение - хотеть или не хотеть исполнения того или иного желания.
... просто люди считают желания уже своими. Порождениями своего собственного сознания. Но и желания тоже анатман, "не-я", но если принимается волей - то "моё", если отвергается - "не моё"
... или еще проще и по-житейски понятно: "это я хочу", "а это не хочу". _________________ живите больше
№280960Добавлено: Вт 24 Май 16, 11:17 (9 лет тому назад)
Вопрос Киры, по-моему, был несколько раз рассмотрен в метафоре капитана парусного корабля в море. Обладает ли он свободой воли, когда ведёт свои корабль через бури и штили к заветной бухте. Он явно обладает волей, но эта воля не свободна. Он явно обладает свободой, но она подчинена воле. Парадокс? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№280961Добавлено: Вт 24 Май 16, 11:21 (9 лет тому назад)
в отличие от капитана корабля, изучающий должен постигнуть природу стихий. Только так возможно стать свободным, как я думаю.
Стихии, наполняющие паруса - это желания. Воля - хотение или не хотение исполнения этих желаний. Как поставить паруса, чтобы как можно более эффективно удовлетворить волю
... сопротивление волн - сопротивление противоположных хотений других воль. _________________ живите больше
Последний раз редактировалось: Frithegar (Вт 24 Май 16, 11:24), всего редактировалось 1 раз
Вопрос Киры, по-моему, был несколько раз рассмотрен в метафоре капитана парусного корабля в море. Обладает ли он свободой воли, клгла ведёт свои корабль через бури и шторма к заветной бухте. Он явно обладает волей, но эта воля не свободна. Он явно обладает свободой, но она подчинена воле. Парадокс?
Да, очень хорошо сравнил.
Вопрос Кира сформулировал тоже очень точно - его формулировка вопроса [гениально] ПОЛНАЯ,
а мы приводим частные случаи - ГСЧ, кэп парусника (могу "приписать" к кэпу игрока в нарды), процессы термоядерного синтеза, скачки отдельных электронов.
В каких-то случаях "процентными вероятностями" можно пренебрегать (их доля мала, малозначительна), в каких-то напротив, достаточно велика - самые "яркие" примеры - тот же скачок электрона, выпадение значений на игральных костях, "событие" в букмекерской конторе
Конторы забирают себе ту часть "расчётов", где преобладает уже доля "предопределенного" (из-за "больших отрезков"), оставляя игроку "голимый случай"
Теория вероятностей (пределы доступного для sanjna) - "антибуддизм" (с его пратитья-самутпадой, полностью видеть которую могут лишь будды - для любой/каждой кшаны). _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10764 Откуда: Москва
№280966Добавлено: Вт 24 Май 16, 13:52 (9 лет тому назад)
Frithegar
Цитата:
Но и желания тоже анатман, "не-я", но если принимается волей - то "моё", если отвергается - "не моё"
а как Вы считаете, это факт принятия/непринятия "желания" волей - он случаен или нет ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы