Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10764 Откуда: Москва
№280569Добавлено: Пт 20 Май 16, 23:56 (9 лет тому назад)Анализ свободы воли
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, правильно ли я понимаю свободу воли с точки зрения дхармического анализа.
Вот есть мыслитель, который исследует свой ум.
Мыслитель будет считать себя свободным, если обнаружит что за дхармой «желание» следует дхарма с исполненным результатом этого желания.
А если перед какой-то дхармой Z не будет дхармы "желание Z”, то в этом случае мыслитель ничто не будет считать о свободе воли. А если желание не сбудется - мыслитель сочтет себя не свободным.
Пример
0) никаких относящихся к делу дхарм нет
1) внезапно появляется дхарма "желаю чтобы появилось желание красного яблока"
2) появляется дхарма "желание красного яблока"
3) появляется дхарма "зелёное яблоко"
Мыслитель установит, что
в 0-1 рассуждать о свободе воли не имеет смысла,
в 1-2 свобода воли есть,
в 2-3 свободы воли нет.
То есть свобода воли устанавливается именно относительно дхармы «желание». Если в потоке нет дхарм «желание», то говорить о свободе воли не имеет смысла.
---
Таким образом выходит, что следование дхарм в потоке (случайное или закономерное) не имеет отношение к свободе воли, так как это просто разные вопросы.
Например, если в потоке живого существа замечена закономерность - после желтой дхармы всегда идет зеленая дхарма, а после красной дхармы иногда идет синяя, а иногда желтая - то это вообще никак не касается свободы воли индивида, так как дхарм "желание" в вышеуказанном потоке нет. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10764 Откуда: Москва
№280587Добавлено: Сб 21 Май 16, 07:12 (9 лет тому назад)
Целенаправленность - это желание достичь цели.
Я так и писал - вначале дхарма "желание" вместе с дхармой-целью, а потом - просто дхарма-цель.
Главное - исполнилось ли это самое "желание" или нет. Другими словами, конечно будет - достигнута ли желаемая цель или нет. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Разные понятия и предметы, даже если они часто сопутствуют друг другу.
Вам, вероятно, так нравится "целенаправленность", потому что там нет слова "желание" в смысле "тришна" ?
Но если в "целенаправленности" поменять части местами - "направленность на цель", и задуматься, а что такое "направленность", то "желание" как синоним всё же подойдет. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, правильно ли я понимаю свободу воли с точки зрения дхармического анализа.
Скажите кратко, вы имеете в виду свободу действия или свободу хотения? Можно делать то или иное, если уже хочется. Можно не делать то или иное, если не хочется. Но можно ли изначально хотеть свободно? _________________ живите больше
Последний раз редактировалось: Frithegar (Сб 21 Май 16, 09:34), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Кира
Сознательная деятельность определяется не желанием, а целенаправленностью.
Именно. В этом и цель всех практик. Создать точку зрения, независимую от желаний или нежеланий.
Но, у всякой цели должен быть смысл. Который должен на что-то опираться. Просто так действовать вопреки желаниям глупо. _________________ живите больше
Разные понятия и предметы, даже если они часто сопутствуют друг другу.
Вам, вероятно, так нравится "целенаправленность", потому что там нет слова "желание" в смысле "тришна" ?
Но если в "целенаправленности" поменять части местами - "направленность на цель", и задуматься, а что такое "направленность", то "желание" как синоним всё же подойдет.
Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение. Если для рассуждения используются не точные термины, то на выходе может получиться чушь. _________________ Буддизм чистой воды
№280598Добавлено: Сб 21 Май 16, 10:58 (9 лет тому назад)
Для того, Кира, чтоб анализировать волю, свободу, выбор, а также все остальные понятия, необходимо искусственное, волевое ограничение признаков, то есть определение аспекта, границ рассмотрения, установление алгоритма. Потому алгоритм оказывается почему-то безусловным среди всего прочего условного. Если же рассмотреть и сам этот алгоритм, то нужен другой алгоритм. То есть алгоритм прячется как это невидимый камень в саду камней. Чтобы увидеть общий, истинный алгоритм работы рассудка - как-то нужно научиться смотреть безалгоритмично, непредвзято, безоценочно, без цепляния, не привязанно. Как?
№280599Добавлено: Сб 21 Май 16, 11:38 (9 лет тому назад)
Кира, пока Вы носитесь с идеей "свободы воли", Вы лишь фантазируете себе "дхармический анализ".
Видение-как-есть опирается на три универсальных качества: дукха, анитья, анатман.
Любое из трех обозначает, что Вы должны отбросить идею "свободы воли" в первую очередь. Фетишизм не имеет ничего общего с видением-как-есть. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№280606Добавлено: Сб 21 Май 16, 12:17 (9 лет тому назад)
Буддийский абхидхармический анализ подразумевает "обратную последовательность": не водитель производит волю, а волитель есть производное воли.
Это сложный для понимания вопрос, но некоторую подсказку даёт знание философской основы биологии: биос как воля к жизни является источником существования всех живых существ. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Буддийский абхидхармический анализ подразумевает "обратную последовательность": не водитель производит волю, а волитель есть производное воли.
Это сложный для понимания вопрос
Это простой для понимания вопрос: называние дхарм "я", "волящий" и т.д. не предмет анализа, а предмет называния.
Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение.
Точно. Намерение, позволенное желание. Желания могут быть какие угодно. Одновременно несколько и противоположные. Но то, что сначала выделяется, а потом позволяется - это уже хочется. Позволенное желание - это хотение. Не позволенное желание - не хотение. Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно? _________________ живите больше
Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение.
Точно. Намерение, позволенное желание. Желания могут быть какие угодно. Одновременно несколько и противоположные. Но то, что сначала выделяется, а потом позволяется - это уже хочется. Позволенное желание - это хотение. Не позволенное желание - не хотение. Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно?
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы