Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Анализ свободы воли

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8058
Откуда: Москва

280569СообщениеДобавлено: Пт 20 Май 16, 23:56 (7 мес. назад)    Анализ свободы воли Ответ с цитатой

Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, правильно ли я понимаю свободу воли с точки зрения дхармического анализа.

Вот есть мыслитель, который исследует свой ум.
Мыслитель будет считать себя свободным, если обнаружит что за дхармой «желание» следует дхарма с исполненным результатом этого желания.
А если перед какой-то дхармой Z не будет дхармы "желание Z”, то в этом случае мыслитель ничто не будет считать о свободе воли. А если желание не сбудется - мыслитель сочтет себя не свободным.

Пример
0) никаких относящихся к делу дхарм нет
1) внезапно появляется дхарма "желаю чтобы появилось желание красного яблока"
2) появляется дхарма "желание красного яблока"
3) появляется дхарма "зелёное яблоко"

Мыслитель установит, что
в 0-1 рассуждать о свободе воли не имеет смысла,
в 1-2 свобода воли есть,
в 2-3 свободы воли нет.

То есть свобода воли устанавливается именно относительно дхармы «желание». Если в потоке нет дхарм «желание», то говорить о свободе воли не имеет смысла.

---
Таким образом выходит, что следование дхарм в потоке (случайное или закономерное) не имеет отношение к свободе воли, так как это просто разные вопросы.

Например, если в потоке живого существа замечена закономерность - после желтой дхармы всегда идет зеленая дхарма, а после красной дхармы иногда идет синяя, а иногда желтая - то это вообще никак не касается свободы воли индивида, так как дхарм "желание" в вышеуказанном потоке нет.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28427

280586СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 06:35 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Сознательная деятельность определяется не желанием, а целенаправленностью. Читали ведь ОБЧУЖОД, а пишете такое?
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8058
Откуда: Москва

280587СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 07:12 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Целенаправленность - это желание достичь цели.

Я так и писал - вначале дхарма "желание" вместе с дхармой-целью, а потом - просто дхарма-цель.
Главное - исполнилось ли это самое "желание" или нет. Другими словами, конечно будет - достигнута ли желаемая цель или нет.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28427

280589СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 07:33 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Целенаправленность - это желание достичь цели.

Разные понятия и предметы, даже если они часто сопутствуют друг другу.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
просто разблокирован


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 8058
Откуда: Москва

280591СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 07:41 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Кира пишет:
Целенаправленность - это желание достичь цели.

Разные понятия и предметы, даже если они часто сопутствуют друг другу.

Вам, вероятно, так нравится "целенаправленность", потому что там нет слова "желание" в смысле "тришна" ?

Но если в "целенаправленности" поменять части местами - "направленность на цель", и задуматься, а что такое "направленность", то "желание" как синоним всё же подойдет.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar



Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 1196
Откуда: Украина

280593СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 09:22 (7 мес. назад)    Re: Анализ свободы воли Ответ с цитатой

Кира пишет:
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, правильно ли я понимаю свободу воли с точки зрения дхармического анализа.


Скажите кратко, вы имеете в виду свободу действия или свободу хотения? Можно делать то или иное, если уже хочется. Можно не делать то или иное, если не хочется. Но можно ли изначально хотеть свободно?

_________________
живите больше


Последний раз редактировалось: Frithegar (Сб 21 Май 16, 09:34), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar



Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 1196
Откуда: Украина

280594СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 09:24 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:
Сознательная деятельность определяется не желанием, а целенаправленностью.

Именно. В этом и цель всех практик. Создать точку зрения, независимую от желаний или нежеланий.
Но, у всякой цели должен быть смысл. Который должен на что-то опираться. Просто так действовать вопреки желаниям глупо.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 28427

280596СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 10:37 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
КИ пишет:
Кира пишет:
Целенаправленность - это желание достичь цели.

Разные понятия и предметы, даже если они часто сопутствуют друг другу.

Вам, вероятно, так нравится "целенаправленность", потому что там нет слова "желание" в смысле "тришна" ?

Но если в "целенаправленности" поменять части местами - "направленность на цель", и задуматься, а что такое "направленность", то "желание" как синоним всё же подойдет.

Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение. Если для рассуждения используются не точные термины, то на выходе может получиться чушь.

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Росс
Гость





280598СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 10:58 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Для того, Кира, чтоб анализировать волю, свободу, выбор, а также все остальные понятия, необходимо искусственное, волевое ограничение признаков, то есть определение аспекта, границ рассмотрения, установление алгоритма. Потому алгоритм оказывается почему-то безусловным среди всего прочего условного. Если же рассмотреть и сам этот алгоритм, то нужен другой алгоритм. То есть алгоритм прячется как это невидимый камень в саду камней. Чтобы увидеть общий, истинный алгоритм работы рассудка -  как-то нужно научиться смотреть безалгоритмично, непредвзято, безоценочно, без цепляния, не привязанно. Как?
Наверх
Won Soeng
БТР


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 6380
Откуда: Питер

280599СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 11:38 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира, пока Вы носитесь с идеей "свободы воли", Вы лишь фантазируете себе "дхармический анализ".

Видение-как-есть опирается на три универсальных качества: дукха, анитья, анатман.

Любое из трех обозначает, что Вы должны отбросить идею "свободы воли" в первую очередь. Фетишизм не имеет ничего общего с видением-как-есть.

_________________
Пока человек верит в безусловность правильных взглядов, он просто не смотрит на условия в которых эти взгляды взращиваются
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Фикус
Nowhere.Man


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 9620

280606СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 12:17 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Буддийский абхидхармический анализ подразумевает "обратную последовательность": не водитель производит волю, а волитель есть производное воли.
Это сложный для понимания вопрос, но некоторую подсказку даёт знание философской основы биологии: биос как воля к жизни является источником существования всех живых существ.

_________________
Trust me or try me
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Dron



Зарегистрирован: 01.01.2010
Суждений: 9324

280607СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 12:19 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Буддийский абхидхармический анализ подразумевает "обратную последовательность": не водитель производит волю, а волитель есть производное воли.
Это сложный для понимания вопрос
Это простой для понимания вопрос: называние дхарм "я", "волящий" и т.д. не предмет анализа, а предмет называния.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar



Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 1196
Откуда: Украина

280619СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 13:26 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

КИ пишет:

Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение.

Точно. Намерение, позволенное желание. Желания могут быть какие угодно. Одновременно несколько и противоположные. Но то, что сначала выделяется, а потом позволяется - это уже хочется.  Позволенное желание - это хотение. Не позволенное желание - не хотение. Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно?

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Dron



Зарегистрирован: 01.01.2010
Суждений: 9324

280620СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 13:29 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
КИ пишет:

Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение.

Точно. Намерение, позволенное желание. Желания могут быть какие угодно. Одновременно несколько и противоположные. Но то, что сначала выделяется, а потом позволяется - это уже хочется.  Позволенное желание - это хотение. Не позволенное желание - не хотение. Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно?
Может, но не на этом форуме.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar



Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 1196
Откуда: Украина

280621СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 13:30 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
биос как воля к жизни является источником существования всех живых существ.

Каким источником? Судя по названию - только биологическим

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26  След.
Страница 1 из 26
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.113 (0.446) u0.069 s0.002, 18 0.035 [242/0]