Я сильно сомневаюсь в том, что есть какая-то польза в назывании Четырёх истин неким "высшим знанием". Вот Пратитьясамутпада - это да. Но Чатвари арьясатьяни - это своего рода буддийский догмат веры, а не какое-то высшее знание.
У вас логическая ошибка - то, что 4БИ сформулированы по юридической индийской формуле, по которой можно сформулировать решение любой проблемы, никак не отменяет сущность 4БИ.
Это как про полет Гагарина скажете: "Ну что полёт? Вон и воробей летает!".
Я имел в виду не это.
В самих сутрах много раз говорится, что высшим знанием буддиста является знание пратитьсясамутпады, а для бодхисаттв ещё а анутпаддикадхармакшанти. Чатвари арьясатьяни - это догмат веры, кредо, а не высшее знание.
ПС входит в 4БИ.
Эммм... Что-то не припомню такого. Покажите, как это вы понимаете.
Не надо писать "как вы это понимаете", когда речь про базовые понятия, которые стыдно не знать.
Что такое "всё" в духкха-сатья? Дхармы ведь? Все (сансарные) дхармы? И дальше смотрите списки дхарм в различных раскладах - это и есть страдание. 12 ПС один из списков, но его и ко 2-й истине относят.
Это относится к интерпетационному инструментарию. Так и трилакшана туда вписывается.
Есть вполне чёткая формулировка четырёх истин. Всё, что вне этой формулировки - интерпретация.
4БИ включают в себя восьмиричный Путь, а тот, в свою очередь, начинается с правильных воззрений, о которых я как раз дискутировал со Славой.
Я наконец понял, почему КИ не хочет перенести эту ветку в Южный Буддизм. Это не назло мне, как я нехорошо подумал. Он просто боится Ренаты! Может, и правильно ).
№611742Добавлено: Сб 15 Окт 22, 20:40 (2 года тому назад)
В Саммадиттхи-сутте достопочтенный Сарипутта объясняет, что саммадиттхи - это понимание базового принципа и его универсальности. Принцип этот состоит в том, что у всякого предмета рассмотрения-изучения есть:
the constituents of the case - составляющие элементы
its origin - его причина
its cessation - его прекращение
the way leading to its cessation - способ достижения этого прекращения
То есть, да, мы наблюдаем всё те же Четыре истины, но выраженные как универсальный принцип.
Саммадиттхи-сутта - девятая сутта в Маджхима никае, имеющая параллель в Агамах - Махакоттхита-сутра и Коттхита-сутра. Эти сутры до сих пор декламируются в некоторых махаянских монастырях.
https://en.wikipedia.org/wiki/Sammādiṭṭhi_Sutta
Есть вполне чёткая формулировка четырёх истин. Всё, что вне этой формулировки - интерпретация.
АС Асанги почитайте.
Для затравки:
In this case, are the eight included in the three, or the three in the eight? They are grouped according to their proper order:
(i) The suffering of birth, old age, sickness and death and association with what is unpleasant are simple suffering (duḥkhaduḥkhatā).
(ii) The sufferings of being separated from what is pleasant and of not obtaining what one desires are the suffering caused by change (vipariṇāmaduḥkhatā).
(iii) The five aggregates of attachment are suffering as suffering caused by conditioned states (saṃskāraduḥkhatā).
Касаясь темы 4-х БИ, можно отметить также, что в них есть рекурсия.
Четвёртая Истина подразумевает Благородный восьмеричный путь в котором первый пункт подразумевает постижение 4-х БИ.
Это как раз и настораживает - похоже на порочный круг, параметры никак не меняются при рекурсивном обращении
С опорой на объяснение Саммадиттхи-сутты понятно, что сама формулировка Четырёх истин о дукхе ("я учу только дукхе и её прекращению!") представляет собой универсальную буддийскую формулу познания истины. Есть ли в этом что-то настораживающее? Помнится, что когда Кассапа, встретив Асаджи, спросил его о том, кто его учитель и чему он учит, один из первых арьясавака смог сказать только, что "причину всех явлений объяснил Великий Будда и прекращение". В этом, я полагаю, и есть то, что следует учесть настороженному.
Есть вполне чёткая формулировка четырёх истин. Всё, что вне этой формулировки - интерпретация.
АС Асанги почитайте.
Для затравки:
In this case, are the eight included in the three, or the three in the eight? They are grouped according to their proper order:
(i) The suffering of birth, old age, sickness and death and association with what is unpleasant are simple suffering (duḥkhaduḥkhatā).
(ii) The sufferings of being separated from what is pleasant and of not obtaining what one desires are the suffering caused by change (vipariṇāmaduḥkhatā).
(iii) The five aggregates of attachment are suffering as suffering caused by conditioned states (saṃskāraduḥkhatā).
Я знаком с этим. Это я назвал интерпретацией. Я знаю и другие, Асанга не уникален в этом. В данном пассаже, кстати, мне непонятно, как три вида дукхи связаны с восемью ангами арьямарги. А третье утверждение напоминает о высказываниях Android о теравадинах, страдающих от того, что у них есть тело.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Вс 16 Окт 22, 10:48), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ
Я знаком с этим. Это я назвал интерпретацией. Я знаю и другие, Асанга не уникален в этом.
Что за "другие интерпретации", где вы их нашли?
Несколько интерпретаций того, как можно объединить восемь анг. А в той же упомянутой мной выше даётся показательная интерпретация того, как четыре принципа приложить к любой теме, на примере восемнадцати.
Я знаком с этим. Это я назвал интерпретацией. Я знаю и другие, Асанга не уникален в этом.
Что за "другие интерпретации", где вы их нашли?
Несколько интерпретаций того, как можно объединить восемь анг. А в той же упомянутой мной выше даётся показательная интерпретация того, как четыре принципа приложить к любой теме, на примере восемнадцати.
И что? Дхармы, 12ПС, трилакашана где-то не входят в 4БИ (духкха-сатья, в частности)? _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы