Задача в том, чтобы не было страдания, когда удовлетворение заканчивается. А для этого нужно не столько отсутствие удовлетворения, сколько искусство, к удовлетворению не привязываться, на него, так сказать, не подсаживаться. Типа, ну есть - и нормально, нет - тоже нормально. У арахантов как раз так и есть
Да, в годы молодости часто слышала подобные рассуждения от "подсевшей" приятельницы (потом она, практически потеряв печень, стала истовой православной). А как именно "удовлетворяются" араханты, не подскажете?
№605680Добавлено: Сб 09 Июл 22, 19:02 (2 года тому назад)
Извините, вот сутта
https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_60-mahali-sutta-sv.htm
Я так понял, что всё, что непостоянно, мучительно тогда, когда мы цепляемся за это - или не? Вот, к примеру, арахант - для него тоже всё мучительно? Или эта мучительность у него чисто функциональна и по факту уже не мучительна?
№605681Добавлено: Сб 09 Июл 22, 19:09 (2 года тому назад)
Ну, как я себе это вижу про араханта, например, он смотрит на восходящее солнце, капли росы, поднимающийся туман от влажной травы, наслаждается свежестью утренней прохлады - но не привязывается к этому, оставляет всё как есть и позволяет ему уйти. Или вы считаете, что арахант после просветления так постоянно и страдает до самой смерти?
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Сб 09 Июл 22, 19:15), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Рената Скот, СлаваА
Страдание - это смерть, нирвана - победа над смертью. У кого иначе, и нирвана это сама смерть - те просто дураки.
Смерть - естественный финал процесса жизни. Страдание - это страх смерти. Преодоление этого страха и есть избавление от страдания, связанного со смертью. Но в буддийской парадигме мышления важно ещё представление о сансаре, то есть догмат о неизбежном повторении циклов рождения-смерти. Нирвана - это прекращение этой страдательной цикличности. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Откуда такое умозаключение? В суттах как раз не так много про страдание умирания, но много про дукху (невозможность достичь удовлетворения по причине изменчивости), которая всегда присутствует в жизни. Если есть опыт общения со стариками и тяжело больными людьми, то нетрудно заметить, что сама по себе смерть не так уж мучительна, более того, в большинстве случаев приходит как-то незаметно - вроде бы неплохо (относительно) человек себя чувствовал, прилег после обеда вздремнуть и уже не проснулся.
Смерть это то, что отбирает всё, разлучает со всем любимым, и то, из-за чего рождение и старение являются страданием. Смерть это то, чего вы не избежите своей демагогией, что неминуемо с вами произойдёт, что сотрет все накопленное вами, кроме следствий поступков. И отправит, как и большинство людей, в животное или в ады. _________________ Буддизм чистой воды
Смерть это то, чего вы не избежите своей демагогией, что неминуемо с вами произойдёт, что сотрет все накопленное вами, кроме следствий поступков. И отправит, как и большинство людей, в животное или в ады.
Хорошо, что отредактировали. Но даже в таком виде очень похоже на довод к страху (станешь животным или попадешь в ад), что в некотором роде тоже можно считать софизмом. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Страдание - это смерть, нирвана - победа над смертью. У кого иначе, и нирвана это сама смерть - те просто дураки.
Смерть - естественный финал процесса жизни. Страдание - это страх смерти. Преодоление этого страха и есть избавление от страдания, связанного со смертью. Но в буддийской парадигме мышления важно ещё представление о сансаре, то есть догмат о неизбежном повторении циклов рождения-смерти. Нирвана - это прекращение этой страдательной цикличности.
Согласен. Тоже так думаю, что к страданию приводит как раз страх смерти и неопределенность того, что будет после. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Смерть это то, что отбирает всё, разлучает со всем любимым, и то, из-за чего рождение и старение являются страданием. Смерть это то, чего вы не избежите своей демагогией, что неминуемо с вами произойдёт, что сотрет все накопленное вами, кроме следствий поступков. И отправит, как и большинство людей, в животное или в ады.
Б.Топпер тоже очень любил утверждать, что большинство людей пойдет в мир животных или в адские миры. Вот только это утверждение противоречит суттам - в суттах нигде не сказано, что большинство последователей Учения отправится в мир животных или в адские миры. Ну а с любимыми нас всех, как правило, разлучает отнюдь не смерть - это весьма романтическое представление - а законы сансары, из-за которых любимые достаточно скоро перестают быть любимыми, а становятся просто соседями по квартире, ну или добрыми друзьями, в лучшем случае.
Что касается смерти - вы считаете, есть в жизни что то более важное, чем смерть?
Это вопрос не в свете воззрений, а на самом деле
Не очень понятно в каком контексте задан этот вопрос. С определенной точки зрения можно сказать, что так как момент смерти определяет будущее рождение
Да бросьте, какое будущее рождение, какие будущие жизни? Разобраться бы с текущей.
Где в 4БИ или Б8П есть что то про будущие жизни? Там только про то, чтобы безупречно прожить текущую.
Ниббана - это смерть, и всё крутится вокруг того, как умереть достойно
4БИ коротко:
"1. существует страдание;
2. существует причина страдания — жажда, страстное желание;
3. существует прекращение страдания — ниббана;
4. существует путь, ведущий к прекращению страдания, — Благородный Восьмеричный путь"
Где тут про смерть и ее важность?
Если жизнь неизбежно связана со страданием, то ниббана - это освобождение от страданий (неразрывно связанных с любой формы жизни). Сергей прав в том, что любая религия решает вопрос примирения со смертью - в его версии это "умереть достойно". Вспомним, что эпитет Арахант означает Достойный почитания.
Я согласен, что вопрос отношения к смерти очень важный. "умереть достойно" в разных религиях по разному решается. Но в большинстве акцент все-таки на том, чтобы искоренить страх смерти. Если нет страха смерти, то возможно получится в будущем освободиться и от самой смерти. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ну, как я себе это вижу про араханта, например, он смотрит на восходящее солнце, капли росы, поднимающийся туман от влажной травы, наслаждается свежестью утренней прохлады - но не привязывается к этому, оставляет всё как есть и позволяет ему уйти. Или вы считаете, что арахант после просветления так постоянно и страдает до самой смерти?
Чот не припомню я сутт, в которых арахант "наслаждается свежестью утренней прохлады" - монахи с утра так-то за подаянием идут, а не на капли любуются.
Смерть это то, что отбирает всё, разлучает со всем любимым, и то, из-за чего рождение и старение являются страданием. Смерть это то, чего вы не избежите своей демагогией, что неминуемо с вами произойдёт, что сотрет все накопленное вами, кроме следствий поступков. И отправит, как и большинство людей, в животное или в ады.
Б.Топпер тоже очень любил утверждать, что большинство людей пойдет в мир животных или в адские миры. Вот только это утверждение противоречит суттам - в суттах нигде не сказано, что большинство последователей Учения отправится в мир животных или в адские миры. Ну а с любимыми нас всех, как правило, разлучает отнюдь не смерть - это весьма романтическое представление - а законы сансары, из-за которых любимые достаточно скоро перестают быть любимыми, а становятся просто соседями по квартире, ну или добрыми друзьями, в лучшем случае.
Вы пишете софизмы, то есть извращаете речь, генерируете ложное мышление. Просто из-за того, что иное невыгодно для вас в споре, отрицаете основные школьные положения той школы, к которой себя отнесли. Трудно подобного персонажа назвать последователем учения Будды. Вряд-ли это ведет куда-то еще, кроме как в нижние миры. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Сб 09 Июл 22, 19:49), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: СлаваА
Ну, как я себе это вижу про араханта, например, он смотрит на восходящее солнце, капли росы, поднимающийся туман от влажной травы, наслаждается свежестью утренней прохлады - но не привязывается к этому, оставляет всё как есть и позволяет ему уйти. Или вы считаете, что арахант после просветления так постоянно и страдает до самой смерти?
Арахант не цепляется. Но для обычного человека это почти 100% самообман, что я чем-то наслаждаюсь, но типа не привязываюсь и не цепляюсь. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№605694Добавлено: Сб 09 Июл 22, 19:55 (2 года тому назад)
Цитата:
Если у нас нет мудрости, всё, что нас окружает, будет являться источником страдания. Если у нас есть мудрость, всё то же самое станет нашим избавлением от страдания.
Я про страх ничего не писал. Просто потому, что преодоление страха у нас понимают иначе, чем в буддизме.
Страха нет только у архатов.
Именно поэтому архат - буддийский идеал. Он избавился от страха смерти, он идёт к смерти без страха, но даже наоборот - "путь пройден, святая жизнь прожита, не будет больше рождений, ничего более не держит, садху-садху".
В текстах суттанты нет многих актуальных для нас понятий. Например, там нет понятия "фрустрация", но из описания того, что такое дукха, мы без труда делаем вывод, что имеется в виду именно она - просто у Будды и его учеников не было в речевом обиходе такого слова, но из их объяснений мы понимаем, что слова не было, а понимание того, что такое фрустрация было. И поэтому современные образованные учителя буддизма спокойно говорят о фрустрации как разновидности того, что объединено в понятие дукха. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы