|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№454283Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:19 (6 лет тому назад) |
|
|
|
А религия - это ведь переживание присутствия Святого Духа, как никак, не так ли? Религия от научного открытия отличается тем, что в ней не всё разъяснено. Если вы знакомы только с христианской религией, то да, в христианстве предлагается поверить в Святого Духа. Знаком с религией? Ну, я "знаком" (ознакомлен, ознакомился) с разными религиями и потому нахожу в них то, что их все объединяет: вы правильно это назвали - религия от науки отличается приматом веры. Интуитивно-эмоциональное возводится на трон, а разуму отдаётся роль прислуги у этого трона.
Но я смотрю несколько глубже и хорошо вижу, что вся современная наука "выросла" из религии. Слово "выросла" тут очень подходит, так как передаёт практически все важные в данном случае смыслы: и "произошла от", и "вышла из", и "переросла", и даже "преодолела".
И вот, всматриваясь в буддийскую доктрину, я вижу, что и она выросла из той религии, что была её плодородной почвой, её средой обитания, и превзошла её. И что же это была за религия? Да в общем-то та же самая, что и сейчас служит почвой современного европейского сознания (культурного базиса). В действительности это не одна какая-то церковь или сакральное учение, а сложный конгломерат представлений, образно говоря "религиозное поле", в котором укоренились и переплелись весьма разнообразные "растения" - здесь и Горящий куст, и Древо жизни, и Дерево познания добра и зла, и Плачущее древо, и Сказочный дуб со златой цепью, Священное дерево и Священная трава, и Генеалогическое древо, и даже Космическое... и Дерево Бодхи, и множество самых разнообразных терний вокруг него.
И вот сейчас, как и тогда, буддизм произрастает из этой почвы и вырастает над ней. Как и европейская наука, выросши из религии, "смотрит на неё свысока", то есть буквально позволяет взглянуть сверху на то, что когда-то казалось столь высоким, так и буддизм в современном мире позволяет рассмотреть современное религиозное поле с более высокой позиции.
Хорошо сказано! Только я бы добавил, что европейские науки лишь частично переросли свою религиозную почву - поняли, что там многое неверно, а также довольно многое поняли о генезисе религий; выступили против религий, но, по большому счёту, не смогли предложить взамен ничего, кроме столь же (или ещё более ошибочных) воззрений и культов. Буддизм же, напротив, религию преодолевает - то есть, полностью понимает её причины и смысл, выходит за её рамки. Но, при этом, буддизм продолжает уже сознательно и методично работать с теми же вопросами и проблемами, с которыми связаны религии. Поэтому буддизм может выступать и в качестве религии, и в качестве не-религии, и в качестве мета-религии - в зависимости от аудитории и её потребностей. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49125
|
№454284Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:21 (6 лет тому назад) |
|
|
|
И все-таки - известно ли вам нечто, чем познается ниббана кроме ума? Орган, дхамма, еще что-то? Достопочтенный Бхикху Бодхи пишет: "Будда также говорит о ниббане как о чем-то, что можно ощутить телесно". Скажем, когда у меня впервые получилось войти в то, что на мой взгляд, является первой джханой (заранее не спорю со всеми, кто скажет, что это что-то совсем другое), то это было совершенно ошеломляющее ощущение. Допустим, на вас внезапно вылилась огромная емкость с холодной водой, можно ли сказать, что то, что вы при этом испытываете, познается только умом?
Телесно - это пять видов органов. Ниббана пахнет, имеет вкус, цвет? Ее можно пощупать? Ниббану можно пощупать. И какова она на ощупь?
Мокрая или сухая? Теплая или холодная? Мягкая или твердая? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: СлаваА, Гость 12, СлаваА |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30574
|
№454285Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:26 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Так, что она познаётся умом. Но сама умом она при этом не является. Нет ли противоречия в этих двух цитатах: "ниббана является ментальным феноменом" и "истина прекращения является внешней"?
Тут нет противоречий между цитатами, тут есть путаница в переводах. В одном случае, имеется в виду дхамма-аятана - сфера явлений, познаваемых умом. В неё ниббана входит. В другом случае, под "ментальными феноменами" имеются в виду читты (моменты сознания) и сопутствующие читтам четасики. И вот к ним ниббана не относится.
А из-за того, что и дхамма-аятану, и читты с четасиками перевели как "ментальные феномены", возникла путаница. Возможно, выражение "истина о прекращении является внешней" означает, что в данном случае говорится о третье БИ как постулате учения? Или тут иное значение? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ктото, empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12918
|
№454288Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:28 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Телесно - это пять видов органов. Ниббана пахнет, имеет вкус, цвет? Ее можно пощупать? Из сутт известно, что ниббаны можно коснуться. Вы всё-таки представьте, что на вас внезапно вылился ушат холодной воды. Вас будут в этот момент занимать вопросы, имеет ли то, что с вами случилось, запах, вкус и цвет?
Ответы на этот пост: КИ, Горсть листьев, Antaradhana |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№454289Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:30 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Так, что она познаётся умом. Но сама умом она при этом не является. Нет ли противоречия в этих двух цитатах: "ниббана является ментальным феноменом" и "истина прекращения является внешней"?
Тут нет противоречий между цитатами, тут есть путаница в переводах. В одном случае, имеется в виду дхамма-аятана - сфера явлений, познаваемых умом. В неё ниббана входит. В другом случае, под "ментальными феноменами" имеются в виду читты (моменты сознания) и сопутствующие читтам четасики. И вот к ним ниббана не относится.
А из-за того, что и дхамма-аятану, и читты с четасиками перевели как "ментальные феномены", возникла путаница. Возможно, выражение "истина о прекращении является внешней" означает, что в данном случае говорится о третье БИ как постулате учения? Или тут иное значение?
Ниббана не входит в скандхи.
Асамскрита-дхармы не входят в скандхи. В Тхераваде одна асамскрита-дхарма - Ниббана. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 14 Ноя 18, 20:32), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Горсть листьев, Йогин |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№454290Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:31 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Так, что она познаётся умом. Но сама умом она при этом не является. Нет ли противоречия в этих двух цитатах: "ниббана является ментальным феноменом" и "истина прекращения является внешней"?
Тут нет противоречий между цитатами, тут есть путаница в переводах. В одном случае, имеется в виду дхамма-аятана - сфера явлений, познаваемых умом. В неё ниббана входит. В другом случае, под "ментальными феноменами" имеются в виду читты (моменты сознания) и сопутствующие читтам четасики. И вот к ним ниббана не относится.
А из-за того, что и дхамма-аятану, и читты с четасиками перевели как "ментальные феномены", возникла путаница. Возможно, выражение "истина о прекращении является внешней" означает, что в данном случае говорится о третье БИ как постулате учения?
Тогда бы "внешними" были названы все четыре БИ. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12918
|
№454291Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:33 (6 лет тому назад) |
|
|
|
И вот, всматриваясь в буддийскую доктрину, я вижу, что и она выросла из той религии, что была её плодородной почвой, её средой обитания, и превзошла её. И всё-таки буддийское Учение является не научным, а религиозным. В противном случае эта самая истина прекращения (ниббана) была бы не внешней истиной, а исключительно ментальным феноменом.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30574
|
№454292Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А религия - это ведь переживание присутствия Святого Духа, как никак, не так ли? Религия от научного открытия отличается тем, что в ней не всё разъяснено. Если вы знакомы только с христианской религией, то да, в христианстве предлагается поверить в Святого Духа. Знаком с религией? Ну, я "знаком" (ознакомлен, ознакомился) с разными религиями и потому нахожу в них то, что их все объединяет: вы правильно это назвали - религия от науки отличается приматом веры. Интуитивно-эмоциональное возводится на трон, а разуму отдаётся роль прислуги у этого трона.
Но я смотрю несколько глубже и хорошо вижу, что вся современная наука "выросла" из религии. Слово "выросла" тут очень подходит, так как передаёт практически все важные в данном случае смыслы: и "произошла от", и "вышла из", и "переросла", и даже "преодолела".
И вот, всматриваясь в буддийскую доктрину, я вижу, что и она выросла из той религии, что была её плодородной почвой, её средой обитания, и превзошла её. И что же это была за религия? Да в общем-то та же самая, что и сейчас служит почвой современного европейского сознания (культурного базиса). В действительности это не одна какая-то церковь или сакральное учение, а сложный конгломерат представлений, образно говоря "религиозное поле", в котором укоренились и переплелись весьма разнообразные "растения" - здесь и Горящий куст, и Древо жизни, и Дерево познания добра и зла, и Плачущее древо, и Сказочный дуб со златой цепью, Священное дерево и Священная трава, и Генеалогическое древо, и даже Космическое... и Дерево Бодхи, и множество самых разнообразных терний вокруг него.
И вот сейчас, как и тогда, буддизм произрастает из этой почвы и вырастает над ней. Как и европейская наука, выросши из религии, "смотрит на неё свысока", то есть буквально позволяет взглянуть сверху на то, что когда-то казалось столь высоким, так и буддизм в современном мире позволяет рассмотреть современное религиозное поле с более высокой позиции.
Хорошо сказано! Только я бы добавил, что европейские науки лишь частично переросли свою религиозную почву - поняли, что там многое неверно, а также довольно многое поняли о генезисе религий; выступили против религий, но, по большому счёту, не смогли предложить взамен ничего, кроме столь же (или ещё более ошибочных) воззрений и культов. Буддизм же, напротив, религию преодолевает - то есть, полностью понимает её причины и смысл, выходит за её рамки. Но, при этом, буддизм продолжает уже сознательно и методично работать с теми же вопросами и проблемами, с которыми связаны религии. Поэтому буддизм может выступать и в качестве религии, и в качестве не-религии, и в качестве мета-религии - в зависимости от аудитории и её потребностей. Да, это хорошее добавление. В этом смысле буддизм универсален, так как гармонично инкорпорирует в себе и вполне себе научный подход и в логике, и в философии, и в рассмотрении психических и психофизиологических процессов, но при этом предоставляет пространство и для эмоционально-интуитивного, даже мистического. Порой просто удивительно, как это всё сочетается... именно поэтому может возникать (и нередко возникает, да сам я не против такого высказывания) вполне оправданное ощущение, что нет некого Одного Правильного Буддизма, а есть множество разных буддизмов, каждый из которых по-своему правильный. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49125
|
№454293Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:36 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Телесно - это пять видов органов. Ниббана пахнет, имеет вкус, цвет? Ее можно пощупать? Из сутт известно, что ниббаны можно коснуться. Вы всё-таки представьте, что на вас внезапно вылился ушат холодной воды. Вас будут в этот момент занимать вопросы, имеет ли то, что с вами случилось, запах, вкус и цвет?
Вы считаете, что "коснуться" там - не в переносном значении, а в прямом? Потрогать руками, другими частями тела? _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30574
|
№454294Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:38 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Телесно - это пять видов органов. Ниббана пахнет, имеет вкус, цвет? Ее можно пощупать? Из сутт известно, что ниббаны можно коснуться. Вы всё-таки представьте, что на вас внезапно вылился ушат холодной воды. Вас будут в этот момент занимать вопросы, имеет ли то, что с вами случилось, запах, вкус и цвет? Ушат холодной воды - тактильные ощущения: мокро, холодно. Именно таковы были ваши ощущения от вашего соприкосновения с джханой? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№454296Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:43 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ниббана не входит в скандхи.
Да, в этом Вы, конечно, правы. Однако ajjhatta и bahiddhā - это не о принадлежности либо не принадлежности к кхандхам. Ajjhatta - это то, что познаётся путём интроспекции, то, что происходит и переживается именно этими умом и телом. А bahiddhā - это то, что по отношению к этому уму и телу является внешним. Обычно так, в паре, они и употребляются.
Ajjhatta (adj. — n.) [cp. Sk. adhyātma, cp. attā], that which is personal, subjective, arises from within (in contrast to anything outside, objective or impersonal); as adv. & °interior, personal, inwardly (opp. bahiddhā bāhira etc. outward, outwardly); Cp. ajjhattika & see Dhs. trsl. 272. — D i.37 (subjective, inward, of the peace of the 2nd jhāna), 70 = A ii.210; v.206 (inward happiness. a. sukkhaṁ = niyakajjhattaṁ attano santāne ti attho DA i.183 cp. DhsA 169, 338, 361); S i.70, 169; ii..27 (kathaṁ kathī hoti is in inward doubt), 40 (sukhaṁ dukkhaṁ); iii.180 (id.); iv.1 sg. (āyatanāni), 139, 196; v.74 (ṭhitaṁ cittaṁ ajjhattaṁ susaṇṭhitaṁ suvimuttaṁ a mind firm, inwardly well planted, quite set free), 110, 143, 263, 297, 390; A i.40 (rūpasaññī), 272 (kāmacchanda etc.); ii.158. (sukhadukkhaṁ), 211; iii.86 (cetosamatha), 92 vūpasantacitta); iv.32 (sankhittaṁ), 57 (itthindriyaṁ), 299 (cittaṁ), sq., 335 sq. (sati); It 39 (cetosamatha inward peace), 80, 82, 94; J i.045 (chātajjhatta with hungry insides); v.338 (id.); Ps i.76 (cakkhu etc.); Dhs 161 (= attano jātaṁ DhsA 169), 204, 1044; Pug 59; Vbh 1 sq. (khandhā), 228 (sati), 327 (paññā), 342 (arū́pasaññī). — adv. °ṁ inwardly, personally (in contrast — pair ajjhattaṁ vā bahiddhā vā; see also cpd. °bahiddhā) A i.284; ii.171; iv.305; v.61; Sn 917 (= upajjhayassa vā ā ācariyassa vā te guṇā assū ti Nd1 350). -ārammaṇa a subjective object of thought Dhs 1047. -cintin thought occupied with internal things Sn 174, 388. - bahiddhā inside & outside, personal — external, mutual, interacting S ii.252 sq.; iii.47; iv.382; Nd2 15; Dhs 1049 etc. (see also bahiddhā). -rata with inward joy D ii.107 = S v.263 = Dh 362 = Ud 64 (+ samāhita); Th 1, 981; A iv.312; DhA iv.90 (= gocarɔ ajjhatta — sankhātāya kammaṭṭhāna — bhāvanāya rata). -rūpa one's own or inner form Vin iii.113 (opp. bahiddhā — rūpa & ajjh° — bah° r.). -saññojana an inner fetter, inward bond A i.63 sq.; Pug 22; Vbh 361. -santi inner peace Sn 837 (= ajjhattānaṁ rāgādīnaṁ santibhāva SnA 545; cp. Nd1 185). -samuṭṭhāna originating from within J i.207 (of hiri; opp. bahiddhā°). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30574
|
№454297Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:44 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Так, что она познаётся умом. Но сама умом она при этом не является. Нет ли противоречия в этих двух цитатах: "ниббана является ментальным феноменом" и "истина прекращения является внешней"?
Тут нет противоречий между цитатами, тут есть путаница в переводах. В одном случае, имеется в виду дхамма-аятана - сфера явлений, познаваемых умом. В неё ниббана входит. В другом случае, под "ментальными феноменами" имеются в виду читты (моменты сознания) и сопутствующие читтам четасики. И вот к ним ниббана не относится.
А из-за того, что и дхамма-аятану, и читты с четасиками перевели как "ментальные феномены", возникла путаница. Возможно, выражение "истина о прекращении является внешней" означает, что в данном случае говорится о третье БИ как постулате учения? Или тут иное значение?
Ниббана не входит в скандхи.
Асамскрита-дхармы не входят в скандхи. В Тхераваде одна асамскрита-дхарма - Ниббана. Формула пяти скандх описывает то, как действует наш психофизиологический аппарат, "создавая" личность и её мир - в начале рупа, в завершении виджняна. Вы имеете в виду, что ниббана вне этого цикла? Это не рупа, не ведана... не виджняна? Ниббана вне области личности и её мира? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: СлаваА, Ктото |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17747 Откуда: Москва
|
№454301Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:53 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Формула пяти скандх описывает то, как действует наш психофизиологический аппарат, "создавая" личность и её мир - в начале рупа, в завершении виджняна. Вы имеете в виду, что ниббана вне этого цикла? Это не рупа, не ведана... не виджняна? Ниббана вне области личности и её мира? Та дам... Формула пяти скандх создана только для освобождения от определенных, классических привязанностей, а не для описания психофизиологического аппарата. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17747 Откуда: Москва
|
№454302Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:54 (6 лет тому назад) |
|
|
|
И все-таки - известно ли вам нечто, чем познается ниббана кроме ума? Орган, дхамма, еще что-то? Достопочтенный Бхикху Бодхи пишет: "Будда также говорит о ниббане как о чем-то, что можно ощутить телесно". Скажем, когда у меня впервые получилось войти в то, что на мой взгляд, является первой джханой (заранее не спорю со всеми, кто скажет, что это что-то совсем другое), то это было совершенно ошеломляющее ощущение. Допустим, на вас внезапно вылилась огромная емкость с холодной водой, можно ли сказать, что то, что вы при этом испытываете, познается только умом?
Телесно - это пять видов органов. Ниббана пахнет, имеет вкус, цвет? Ее можно пощупать? Ниббану можно пощупать. И какова она на ощупь?
Мокрая или сухая? Теплая или холодная? Мягкая или твердая? Дитятки, все сисю хотят, теплую, мягкую и мокрую. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№454303Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 20:56 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Возможно, выражение "истина о прекращении является внешней" означает, что в данном случае говорится о третье БИ как постулате учения? Или тут иное значение?
Ниббана не входит в скандхи.
Асамскрита-дхармы не входят в скандхи. В Тхераваде одна асамскрита-дхарма - Ниббана. Формула пяти скандх описывает то, как действует наш психофизиологический аппарат, "создавая" личность и её мир - в начале рупа, в завершении виджняна. Вы имеете в виду, что ниббана вне этого цикла? Это не рупа, не ведана... не виджняна? Ниббана вне области личности и её мира?
Да, скандхи описывают "существо + мир". Ниббана свободна от неведения, основного омрачения, порождающего существ и миры, поэтому она вне всех видов существ и всех мыслимых миров.
"Вне", как я понимаю, - это не "снаружи", а скорее - "за пределами". Парасамгате _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: КИ, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228 След.
|
Страница 146 из 228 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|