|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30574
|
№454060Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:41 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Простой вопрос: как можно познать то, что не имеет причины? И есть ли вообще такое познание, которое находится вне причин и следствий?
Нам говорят в "Милинда панха":
Цитата: — Есть две дхармы, государь, не порожденные ни деянием, ни причиной, ни сроком, вот они: пространство, государь, не порождено ни деянием, ни причиной, ни сроком, и нирвана государь, не порождена ни деянием, ни причиной, ни сроком. То есть ниббана не порождена деянием (любым). В том числе и мысленным познанием, что есть деяние. Она не порождена сроком, то есть нельзя сказать что "вот ниббана наступила". И у неё нет причины. Она не порождена причиной. Тогда как любое познание - это познание причин по тем следствиям, которые они породили и следствий по породившим их причинам. Это хороший вопрос. Когда нам говорят "умом познаётся", то что это означает? Ровно то же самое, что и в случае с нулём. Древние индийцы открыли такое понятие - "ноль", по-индийски "шунья" - "пусто" (в современном хинди то же самое слово - शून्य). Так вот, как же они смогли познать ноль, то есть "ничто". Чисто умом и только умом. В Европах же до ноля очень долго никак не могли додуматься, а столкнувшись с ним благодаря арабам, по началу думали, что это дьявольщина какая-то.
Кому интересно, можно заглянуть сюда: https://vuzlit.ru/889089/istoriya_vozniknoveniya_nulya _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената, Frithegar |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№454063Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:45 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это где такое написано, что ниббана является ментальным процессом? В журналах для домохозяек что ли? Прошу прощения, описалась. Разумеется, процессом ниббана быть никак не может. А о том, что ниббана это ментальный феномен, который познается умом, написано в Абхидхамматхе Сангахе. Хотя в суттах сказано, что ниббаны можно коснуться - а можно ли прикоснуться к ментальному феномену? Может ли ментальный феномен обладать характеристикой бессмерия? Быть сферой?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№454064Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:46 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны
Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница. А различие между кхандхами и упадана-кхандхами проводится именно что в суттах (SN22.48). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№454066Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Она не порождена сроком, то есть нельзя сказать что "вот ниббана наступила". Ну как же нельзя? В момент постижения наступает ниббана.
Ответы на этот пост: Frithegar |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№454067Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это где такое написано, что ниббана является ментальным процессом? В журналах для домохозяек что ли? Прошу прощения, описалась. Разумеется, процессом ниббана быть никак не может. А о том, что ниббана это ментальный феномен, который познается умом, написано в Абхидхамматхе Сангахе. Хотя в суттах сказано, что ниббаны можно коснуться - а можно ли прикоснуться к ментальному феномену? Может ли ментальный феномен обладать характеристикой бессмерия? Быть сферой?
Прикоснуться к ниббане телом - это значит достичь сан'ня-ведаита-ниродха, какое-то время провести в этом состоянии. А о том, что ниббана познаётся умом, говорится в суттах - и цитату я уже приводил выше. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№454069Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:50 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это хороший вопрос. Когда нам говорят "умом познаётся", то что это означает? Ровно то же самое, что и в случае с нулём. Древние индийцы открыли такое понятие - "ноль", по-индийски "шунья" - "пусто" (в современном хинди то же самое слово - शून्य). Так вот, как же они смогли познать ноль, то есть "ничто". Чисто умом и только умом. В Европах же до ноля очень долго никак не могли додуматься, а столкнувшись с ним благодаря арабам, по началу думали, что это дьявольщина какая-то.
Кому интересно, можно заглянуть сюда: https://vuzlit.ru/889089/istoriya_vozniknoveniya_nulya Очень верную мысль вы тут уловили - имеет место попытка опустить религию до научного открытия.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17747 Откуда: Москва
|
№454072Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:52 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны
Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница. Почему нельзя поставить знак равенства? Если его не ставить, то у Вас тоже получится, что Ниббана это что-то отдельное от читты которая ее воспринимает. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Adzamaro
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
|
№454076Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Так познается как покой, отрешенность, неаффективность. Прекращение жажды ума, вот и ниббана, тем более само слово переводят как угасание, подразумевая угасание жажды, аффектов, неведения. Даже в четырех печатях махаяны говорится, что нирвана есть покой. Бессмертный элемент в том плане, как и локуттарачитта, свобода от аффектов, свобода от всего того, что питает жажду.
Тем более в высшем своем проявлении, суккхой считается прекращение восприятия:
Цитата: Эта ниббана приятна». Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?» «Вот так здесь и приятно, мой друг: где ничего не чувствуется.
Рената, Вы в буддизме ищите христианство. А может быть Вы залипли на восторге, который переживаете в самадхи и который считается грубым. В одной сутре говорится что коснуться телом бессмертного элемента можно исключительно в медитации.
Поэтому, друзья, вот как вам следует тренировать себя: «Те из нас, кто является специалистами в Дхамме, будут восхвалять тех монахов, которые медитирующие». Вот как вам следует тренировать себя. И почему? Потому что, друзья, эти личности удивительны и редки в мире, кто пребывает, коснувшись телом бессмертного элемента (3).
- Махачунда сутта: Чунда
АН 6.46
(3) Комментарий поясняет, что речь идёт об элементе ниббаны.
Довольно странно, на мой взгляд, если бы это это касание телом относилось к "свободе от аффектов", к примеру, или прекращению жажды.
А по поводу сукхи в прекращении восприятия, то если при прекращении восприятия субъективно ничего не остается (ни сознания и т.д.), то это "сукха" получается лишь метафорой. Однако, в сутре использованы понятия "где" и "здесь", которые вряд ли можно применить к субъективному отсутствию.
А в другой сутре говорится чем отличается труп от достигшего прекращения восприятия, и одно из отличий - у трупа нет сознания.
Но, если мы говорим о некоем тхеравадинском воззрении, то да. Бессмертный элемент там, видимо, это свобода от аффектов, а прекращения восприятия метафорическая "сукха".
Ответы на этот пост: Йогин |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№454094Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:16 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны
Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница. Почему нельзя поставить знак равенства? Если его не ставить, то у Вас тоже получится, что Ниббана это что-то отдельное от читты которая ее воспринимает.
Разумеется, отдельное. Ниббана, по отношению к телу и уму - это внешнее, bahiddhā. Как говорится в Вибханге: "Nirodhasaccaṃ bahiddhā. Tīṇi saccāni siyā ajjhattā, siyā bahiddhā, siyā ajjhattabahiddhā" - то есть: "Истина прекращения является внешней. Три [другие] истины - или внутренние, или внешние, или и внутренние и внешние". _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: СлаваА, Рената, Рената, Рената |
|
Наверх |
|
|
Jane
Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1208
|
№454104Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:22 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Какой-то совсем абсурд вы пишете. Если вы чего-то не читали, не надо говорить ха всех. А о том, что познается все умом даже ребенок понимает, по-моему. "Ха на всех" это видимо что-то из словаря приколов? Если то, что "познается все умом даже ребенок понимает", то для чего же в Абхидхамме говорится, что ниббана "познается умом и является ментальным процессом"? Она что же, не для детей, а совсем для младенцев писалась? Очевидно, имеется ввиду, что ниббана познается ТОЛЬКО умом, не так ли, иначе зачем же было уточнять, что ниббана познается умом (что очевидно ребенку)? Как в таком случае понимать, что арахант касается ниббаны, следовательно ниббана это что-то, что можно ощутить телесно? За всех.
В Абхидхамме не говорится, что Ниббана является ментальным процессом.
Рената, ВСЕ познается умом, рупа не может ничего знать
Ответы на этот пост: Рената, Frithegar |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17747 Откуда: Москва
|
№454111Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:28 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны
Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница. Почему нельзя поставить знак равенства? Если его не ставить, то у Вас тоже получится, что Ниббана это что-то отдельное от читты которая ее воспринимает.
Разумеется, отдельное. Ниббана, по отношению к телу и уму - это внешнее, bahiddhā. Как говорится в Вибханге: "Nirodhasaccaṃ bahiddhā. Tīṇi saccāni siyā ajjhattā, siyā bahiddhā, siyā ajjhattabahiddhā" - то есть: "Истина прекращения является внешней. Три [другие] истины - или внутренние, или внешние, или и внутренние и внешние". Не очень понятно при чем тут внутренние и внешние истины.
Вот Вы 8 месяцев назад писали "Читта - это сам факт того, что нечто воспринимается, познаётся. Естественно, это относится и к тем случаям, когда осознаваемая дхамма - Ниббана." https://dharma.org.ru/board/post390607.html#390607
То есть есть факт осознания Ниббаны. Это просто факт почему он должен зависеть от наличия или отсутствия тела Будды, чувственной основы и.т.д? Есть просто Ниббана или дхамма ниббана. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность. |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№454119Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:37 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Прикоснуться к ниббане телом - это значит достичь сан'ня-ведаита-ниродха, какое-то время провести в этом состоянии. А о том, что ниббана познаётся умом, говорится в суттах - и цитату я уже приводил выше. Цитату о том, что ниббана познается ТОЛЬКО умом вы не приводили, определения ниббаны как ментального феномена в суттах тоже нет. В упомянутой вами МН64 говорится о том, как и куда следует направлять ум.
Ответы на этот пост: Upas |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№454122Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:43 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Простой вопрос: как можно познать то, что не имеет причины? И есть ли вообще такое познание, которое находится вне причин и следствий?
Нам говорят в "Милинда панха":
Цитата: — Есть две дхармы, государь, не порожденные ни деянием, ни причиной, ни сроком, вот они: пространство, государь, не порождено ни деянием, ни причиной, ни сроком, и нирвана государь, не порождена ни деянием, ни причиной, ни сроком. То есть ниббана не порождена деянием (любым). В том числе и мысленным познанием, что есть деяние. Она не порождена сроком, то есть нельзя сказать что "вот ниббана наступила". И у неё нет причины. Она не порождена причиной. Тогда как любое познание - это познание причин по тем следствиям, которые они породили и следствий по породившим их причинам. Это хороший вопрос. Когда нам говорят "умом познаётся", то что это означает? Ровно то же самое, что и в случае с нулём. Древние индийцы открыли такое понятие - "ноль", по-индийски "шунья" - "пусто" (в современном хинди то же самое слово - शून्य). Так вот, как же они смогли познать ноль, то есть "ничто". Чисто умом и только умом. В Европах же до ноля очень долго никак не могли додуматься, а столкнувшись с ним благодаря арабам, по началу думали, что это дьявольщина какая-то.
Кому интересно, можно заглянуть сюда: https://vuzlit.ru/889089/istoriya_vozniknoveniya_nulya
Сама ниббана как состояние не познается никак. Это состояние исключает активное познание. Оно ощущается, но не активно познается. Эмпириокритик вон приносил цитаты, где говорится, что есть асанкхата и апаччая дхамма. То есть дхаммы, которые не порождены санкхарами и которые не имеют причины. Это и есть ниббана. То БЫТИЕ, которое остается после полного прекращения волевой активности.
... что познается? Только пути, которые ведут к этому состоянию. И те способы, которые позволяют войти в это состояние _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
|
Йогин Гость
Откуда: Rostov-na-donu
|
№454125Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:45 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Так познается как покой, отрешенность, неаффективность. Прекращение жажды ума, вот и ниббана, тем более само слово переводят как угасание, подразумевая угасание жажды, аффектов, неведения. Даже в четырех печатях махаяны говорится, что нирвана есть покой. Бессмертный элемент в том плане, как и локуттарачитта, свобода от аффектов, свобода от всего того, что питает жажду.
Тем более в высшем своем проявлении, суккхой считается прекращение восприятия:
Цитата: Эта ниббана приятна». Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?» «Вот так здесь и приятно, мой друг: где ничего не чувствуется.
Рената, Вы в буддизме ищите христианство. А может быть Вы залипли на восторге, который переживаете в самадхи и который считается грубым. В одной сутре говорится что коснуться телом бессмертного элемента можно исключительно в медитации.
Поэтому, друзья, вот как вам следует тренировать себя: «Те из нас, кто является специалистами в Дхамме, будут восхвалять тех монахов, которые медитирующие». Вот как вам следует тренировать себя. И почему? Потому что, друзья, эти личности удивительны и редки в мире, кто пребывает, коснувшись телом бессмертного элемента (3).
- Махачунда сутта: Чунда
АН 6.46
(3) Комментарий поясняет, что речь идёт об элементе ниббаны.
Довольно странно, на мой взгляд, если бы это это касание телом относилось к "свободе от аффектов", к примеру, или прекращению жажды.
А по поводу сукхи в прекращении восприятия, то если при прекращении восприятия субъективно ничего не остается (ни сознания и т.д.), то это "сукха" получается лишь метафорой. Однако, в сутре использованы понятия "где" и "здесь", которые вряд ли можно применить к субъективному отсутствию.
А в другой сутре говорится чем отличается труп от достигшего прекращения восприятия, и одно из отличий - у трупа нет сознания.
Но, если мы говорим о некоем тхеравадинском воззрении, то да. Бессмертный элемент там, видимо, это свобода от аффектов, а прекращения восприятия метафорическая "сукха".
Кто-то здесь ранее приводил сутру из ПК, где разъяснялось, что прекращаются, помимо самджны, мышления, лишь духкха/сукха веданы, но о упекша/асукхадухкха веданах там ничего не говорилось. Следовательно, растворяется только грубая часть восприятия, а значит идеи самджна-ведана ниродхи как полной бессознанке надумана не очень внимательными читателями сутр.
Упекша/асукхадухкха веданы, к слову, можно осмысливать как махасукху.
Ответы на этот пост: Йогин, Adzamaro |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№454126Добавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:45 (6 лет тому назад) |
|
|
|
За всех.
В Абхидхамме не говорится, что Ниббана является ментальным процессом.
Рената, ВСЕ познается умом, рупа не может ничего знать С таким богатым словарным запасом вы не задумывались сами о работе у Петросяна? Я уже извинилась за свою описку. В приведенной Эмпириокритиком цитате из Абхидхаммы говорится, что ниббана является ментальным феноменом и познается умом. Безусловно, в отсутствии ума познание скорее всего невозможно, но одним ли умом ВСЕ познается? Одним ли умом познается, скажем, оргазм? На с.95 есть цитата из достопочтенного Бхикху Бодхи. В ней говорится: "Будда также говорит о ниббане как о чем-то, что можно ощутить телесно, на опыте - таком ясном и интенсивном, что его можно описать как соприкосновение тела с бессмертием".
Ответы на этот пост: Jane |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228 След.
|
Страница 143 из 228 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|