Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Париниббана Будды (как он мог видеть уход в париниббану, в которой нет ничего?)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30574

454060СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:

Простой вопрос: как можно познать то, что не имеет причины? И есть ли вообще такое познание, которое находится вне причин и следствий?
Нам говорят в "Милинда панха":
Цитата:
— Есть две дхармы, государь, не порожденные ни деянием, ни причиной, ни сроком, вот они: пространство, государь, не порождено ни деянием, ни причиной, ни сроком, и нирвана государь, не порождена ни деянием, ни причиной, ни сроком.
То есть ниббана не порождена деянием (любым). В том числе и мысленным познанием, что есть деяние. Она не порождена сроком, то есть нельзя сказать что "вот ниббана наступила". И у неё нет причины. Она не порождена причиной. Тогда как любое познание - это познание причин по тем следствиям, которые они породили и следствий по породившим их причинам.
Это хороший вопрос. Когда нам говорят "умом познаётся", то что это означает? Ровно то же самое, что и в случае с нулём. Древние индийцы открыли такое понятие - "ноль", по-индийски "шунья" - "пусто" (в современном хинди то же самое слово - शून्य). Так вот, как же они смогли познать ноль, то есть "ничто". Чисто умом и только умом. В Европах же до ноля очень долго никак не могли додуматься, а столкнувшись с ним благодаря арабам, по началу думали, что это дьявольщина какая-то. Wink
Кому интересно, можно заглянуть сюда: https://vuzlit.ru/889089/istoriya_vozniknoveniya_nulya

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената
Гость





454063СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой



Это где такое написано, что ниббана является ментальным процессом? В журналах для домохозяек что ли?
Прошу прощения, описалась. Разумеется, процессом ниббана быть никак не может. А о том, что ниббана это ментальный феномен, который познается умом, написано в Абхидхамматхе Сангахе. Хотя в суттах сказано, что ниббаны можно коснуться - а можно ли прикоснуться к ментальному феномену? Может ли ментальный феномен обладать характеристикой бессмерия? Быть сферой?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

454064СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны

Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница. А различие между кхандхами и упадана-кхандхами проводится именно что в суттах (SN22.48).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





454066СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:


Она не порождена сроком, то есть нельзя сказать что "вот ниббана наступила".
Ну как же нельзя? В момент постижения наступает ниббана.

Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

454067СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:


Это где такое написано, что ниббана является ментальным процессом? В журналах для домохозяек что ли?
Прошу прощения, описалась. Разумеется, процессом ниббана быть никак не может. А о том, что ниббана это ментальный феномен, который познается умом, написано в Абхидхамматхе Сангахе. Хотя в суттах сказано, что ниббаны можно коснуться - а можно ли прикоснуться к ментальному феномену? Может ли ментальный феномен обладать характеристикой бессмерия? Быть сферой?

Прикоснуться к ниббане телом - это значит достичь сан'ня-ведаита-ниродха, какое-то время провести в этом состоянии. А о том, что ниббана познаётся умом, говорится в суттах - и цитату я уже приводил выше.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





454069СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Это хороший вопрос. Когда нам говорят "умом познаётся", то что это означает? Ровно то же самое, что и в случае с нулём. Древние индийцы открыли такое понятие - "ноль", по-индийски "шунья" - "пусто" (в современном хинди то же самое слово - शून्य). Так вот, как же они смогли познать ноль, то есть "ничто". Чисто умом и только умом. В Европах же до ноля очень долго никак не могли додуматься, а столкнувшись с ним благодаря арабам, по началу думали, что это дьявольщина какая-то. Wink
Кому интересно, можно заглянуть сюда: https://vuzlit.ru/889089/istoriya_vozniknoveniya_nulya
Очень верную мысль вы тут уловили - имеет место попытка опустить религию до научного открытия.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17747
Откуда: Москва

454072СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 14:52 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:
Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны

Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница.
Почему нельзя поставить знак равенства? Если его не ставить, то у Вас тоже получится, что Ниббана это что-то отдельное от читты которая ее воспринимает.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

454076СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Так познается как покой, отрешенность, неаффективность. Прекращение жажды ума, вот и ниббана, тем более само слово переводят как угасание, подразумевая угасание жажды, аффектов, неведения. Даже в четырех печатях махаяны говорится, что нирвана есть покой. Бессмертный элемент в том плане, как и локуттарачитта, свобода от аффектов, свобода от всего того, что питает жажду.

Тем более в высшем своем проявлении, суккхой считается прекращение восприятия:

Цитата:
Эта ниббана приятна». Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?» «Вот так здесь и приятно, мой друг: где ничего не чувствуется.

Рената, Вы в буддизме ищите христианство. А может быть Вы залипли на восторге, который переживаете в самадхи и который считается грубым.
В одной сутре говорится что коснуться телом бессмертного элемента можно исключительно в медитации.

Поэтому, друзья, вот как вам следует тренировать себя: «Те из нас, кто является специалистами в Дхамме, будут восхвалять тех монахов, которые медитирующие». Вот как вам следует тренировать себя. И почему? Потому что, друзья, эти личности удивительны и редки в мире, кто пребывает, коснувшись телом бессмертного элемента (3).

- Махачунда сутта: Чунда
АН 6.46

(3) Комментарий поясняет, что речь идёт об элементе ниббаны.

Довольно странно, на мой взгляд, если бы это это касание телом относилось к "свободе от аффектов", к примеру, или прекращению жажды.

А по поводу сукхи в прекращении восприятия, то если при прекращении восприятия субъективно ничего не остается (ни сознания и т.д.), то это "сукха" получается лишь метафорой. Однако, в сутре использованы понятия "где" и "здесь", которые вряд ли можно применить к субъективному отсутствию.

А в другой сутре говорится чем отличается труп от достигшего прекращения восприятия, и одно из отличий - у трупа нет сознания.

Но, если мы говорим о некоем тхеравадинском воззрении, то да. Бессмертный элемент там, видимо, это свобода от аффектов, а прекращения восприятия метафорическая "сукха".


Ответы на этот пост: Йогин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

454094СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:
Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны

Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница.
Почему нельзя поставить знак равенства? Если его не ставить, то у Вас тоже получится, что Ниббана это что-то отдельное от читты которая ее воспринимает.

Разумеется, отдельное. Ниббана, по отношению к телу и уму - это внешнее, bahiddhā. Как говорится в Вибханге: "Nirodhasaccaṃ bahiddhā. Tīṇi saccāni siyā ajjhattā, siyā bahiddhā, siyā ajjhattabahiddhā" - то есть: "Истина прекращения является внешней.  Три [другие] истины - или внутренние, или внешние, или и внутренние и внешние".

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА, Рената, Рената, Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

454104СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:

Какой-то совсем абсурд вы пишете. Если вы чего-то не читали, не надо говорить ха всех. А о том, что познается все умом даже ребенок понимает, по-моему.
"Ха на всех" это видимо что-то из словаря приколов? Если то, что "познается все умом даже ребенок понимает", то для чего же в Абхидхамме говорится, что ниббана "познается умом и является ментальным процессом"? Она что же, не для детей, а совсем для младенцев писалась? Очевидно, имеется ввиду, что ниббана познается ТОЛЬКО умом, не так ли, иначе зачем же было уточнять, что ниббана познается умом (что очевидно ребенку)? Как в таком случае понимать, что арахант касается ниббаны, следовательно ниббана это что-то, что можно ощутить телесно?
За всех.
В Абхидхамме не говорится, что Ниббана является ментальным процессом.
Рената, ВСЕ познается умом, рупа не может ничего знать  Rolling Eyes


Ответы на этот пост: Рената, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17747
Откуда: Москва

454111СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:28 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:
Читта Ниббаны это сам акт знания/восприятия ниббаны = дхамма ниббаны

Ставите знак равенства там, где его нет. Отсюда и вся прочая путаница.
Почему нельзя поставить знак равенства? Если его не ставить, то у Вас тоже получится, что Ниббана это что-то отдельное от читты которая ее воспринимает.

Разумеется, отдельное. Ниббана, по отношению к телу и уму - это внешнее, bahiddhā. Как говорится в Вибханге: "Nirodhasaccaṃ bahiddhā. Tīṇi saccāni siyā ajjhattā, siyā bahiddhā, siyā ajjhattabahiddhā" - то есть: "Истина прекращения является внешней.  Три [другие] истины - или внутренние, или внешние, или и внутренние и внешние".
Не очень понятно при чем тут внутренние и внешние истины.
Вот Вы 8 месяцев назад писали "Читта - это сам факт того, что нечто воспринимается, познаётся. Естественно, это относится и к тем случаям, когда осознаваемая дхамма - Ниббана." https://dharma.org.ru/board/post390607.html#390607
То есть есть факт осознания Ниббаны. Это просто факт почему он должен зависеть от наличия или отсутствия тела Будды, чувственной основы и.т.д? Есть просто Ниббана или дхамма ниббана.

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





454119СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Прикоснуться к ниббане телом - это значит достичь сан'ня-ведаита-ниродха, какое-то время провести в этом состоянии. А о том, что ниббана познаётся умом, говорится в суттах - и цитату я уже приводил выше.
Цитату о том, что ниббана познается ТОЛЬКО умом вы не приводили, определения ниббаны как ментального феномена в суттах тоже нет. В упомянутой вами МН64 говорится о том, как и куда следует направлять ум.

Ответы на этот пост: Upas
Наверх
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

454122СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Frithegar пишет:

Простой вопрос: как можно познать то, что не имеет причины? И есть ли вообще такое познание, которое находится вне причин и следствий?
Нам говорят в "Милинда панха":
Цитата:
— Есть две дхармы, государь, не порожденные ни деянием, ни причиной, ни сроком, вот они: пространство, государь, не порождено ни деянием, ни причиной, ни сроком, и нирвана государь, не порождена ни деянием, ни причиной, ни сроком.
То есть ниббана не порождена деянием (любым). В том числе и мысленным познанием, что есть деяние. Она не порождена сроком, то есть нельзя сказать что "вот ниббана наступила". И у неё нет причины. Она не порождена причиной. Тогда как любое познание - это познание причин по тем следствиям, которые они породили и следствий по породившим их причинам.
Это хороший вопрос. Когда нам говорят "умом познаётся", то что это означает? Ровно то же самое, что и в случае с нулём. Древние индийцы открыли такое понятие - "ноль", по-индийски "шунья" - "пусто" (в современном хинди то же самое слово - शून्य). Так вот, как же они смогли познать ноль, то есть "ничто". Чисто умом и только умом. В Европах же до ноля очень долго никак не могли додуматься, а столкнувшись с ним благодаря арабам, по началу думали, что это дьявольщина какая-то. Wink
Кому интересно, можно заглянуть сюда: https://vuzlit.ru/889089/istoriya_vozniknoveniya_nulya

Сама ниббана как состояние не познается никак. Это состояние исключает активное познание. Оно ощущается, но не активно познается. Эмпириокритик вон приносил цитаты, где говорится, что есть асанкхата и апаччая дхамма. То есть дхаммы, которые не порождены санкхарами и которые не имеют причины. Это и есть ниббана. То БЫТИЕ, которое остается после полного прекращения волевой активности.

... что познается? Только пути, которые ведут к этому состоянию. И те способы, которые позволяют войти в это состояние

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Йогин
Гость


Откуда: Rostov-na-donu


454125СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
Так познается как покой, отрешенность, неаффективность. Прекращение жажды ума, вот и ниббана, тем более само слово переводят как угасание, подразумевая угасание жажды, аффектов, неведения. Даже в четырех печатях махаяны говорится, что нирвана есть покой. Бессмертный элемент в том плане, как и локуттарачитта, свобода от аффектов, свобода от всего того, что питает жажду.

Тем более в высшем своем проявлении, суккхой считается прекращение восприятия:

Цитата:
Эта ниббана приятна». Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?» «Вот так здесь и приятно, мой друг: где ничего не чувствуется.

Рената, Вы в буддизме ищите христианство. А может быть Вы залипли на восторге, который переживаете в самадхи и который считается грубым.
В одной сутре говорится что коснуться телом бессмертного элемента можно исключительно в медитации.

Поэтому, друзья, вот как вам следует тренировать себя: «Те из нас, кто является специалистами в Дхамме, будут восхвалять тех монахов, которые медитирующие». Вот как вам следует тренировать себя. И почему? Потому что, друзья, эти личности удивительны и редки в мире, кто пребывает, коснувшись телом бессмертного элемента (3).

- Махачунда сутта: Чунда
АН 6.46

(3) Комментарий поясняет, что речь идёт об элементе ниббаны.

Довольно странно, на мой взгляд, если бы это это касание телом относилось к "свободе от аффектов", к примеру, или прекращению жажды.

А по поводу сукхи в прекращении восприятия, то если при прекращении восприятия субъективно ничего не остается (ни сознания и т.д.), то это "сукха" получается лишь метафорой. Однако, в сутре использованы понятия "где" и "здесь", которые вряд ли можно применить к субъективному отсутствию.

А в другой сутре говорится чем отличается труп от достигшего прекращения восприятия, и одно из отличий - у трупа нет сознания.

Но, если мы говорим о некоем тхеравадинском воззрении, то да. Бессмертный элемент там, видимо, это свобода от аффектов, а прекращения восприятия метафорическая "сукха".

Кто-то здесь ранее приводил сутру из ПК, где разъяснялось, что прекращаются, помимо самджны, мышления, лишь духкха/сукха веданы, но о упекша/асукхадухкха веданах там ничего не говорилось. Следовательно, растворяется только грубая часть восприятия, а значит идеи самджна-ведана ниродхи как полной бессознанке надумана не очень внимательными читателями сутр.

Упекша/асукхадухкха веданы, к слову, можно осмысливать как махасукху.


Ответы на этот пост: Йогин, Adzamaro
Наверх
Рената
Гость





454126СообщениеДобавлено: Ср 14 Ноя 18, 15:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой


За всех.
В Абхидхамме не говорится, что Ниббана является ментальным процессом.
Рената, ВСЕ познается умом, рупа не может ничего знать  Rolling Eyes
С таким богатым словарным запасом вы не задумывались сами о работе у Петросяна? Я уже извинилась за свою описку. В приведенной Эмпириокритиком цитате из Абхидхаммы говорится, что ниббана является ментальным феноменом и познается умом. Безусловно, в отсутствии ума познание скорее всего невозможно, но одним ли умом ВСЕ познается? Одним ли умом познается, скажем, оргазм? На с.95 есть цитата из достопочтенного Бхикху Бодхи. В ней говорится: "Будда также говорит о ниббане как о чем-то, что можно ощутить телесно, на опыте - таком ясном и интенсивном, что его можно описать как соприкосновение тела с бессмертием".

Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228  След.
Страница 143 из 228

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.084 (0.168) u0.021 s0.000, 18 0.065 [274/0]