Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

"В долине Хукаванг"

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 ... 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

369377СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 14:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
P.S. И, разумеется, "арахант не исчезает после смерти" - это прямое искажение слов Будды, как они изложены в суттах (подозреваю, что не только в палийских). Будда говорил, что оба утверждения - и об исчезновении (Татхагаты) после смерти и о не исчезновении (Татхагаты) после смерти, являются некорректными.

empiriocritic_1900, если вы это понимаете и принимаете, то по идее должны понимать, что оба утверждения - "у Араханта есть опыт после смерти" и "у Араханта нет опыта после смерти" - являются некорректными.

С моей точки зрения дискуссии выглядят следующим образом.
Когда Адзамаро отстаивал идею конечной Нирваны как очищенной читты, он проиграл диспут.
Когда Эмпириокритик отстаивал идею прекращения опыта Нирваны вместе со смертью Араханта, он проиграл диспут (не смог ответить на выявленные Адзамаро противоречия).

Проблема в том, что это не два диспута, а один. С обвинением в метафизичности я не могу согласиться - в утверждении, что Ниббана остаётся той же самой Ниббаной в отсутствие воспринимающего сознания, метафизики не больше, чем в утверждении, что стол (не метафизический стол сам по себе, а самый обычный, данный в опыте) не исчезает, если/когда его никто не воспринимает.

Но не это главное. А главное в том, что единственный предмет диспута - это опыт, в котором познаётся Ниббана. Опыт - это то, что нам известно (как иначе можно его определить?). Значит, об опыте мы можем высказываться вполне определенно.

И вот, первый очевидный факт заключается в том, что и в Абхидхамме, и в последующих классических трактатах Тхеравады любое знание любых предметов (включая и знание Ниббаны) включается в вин'няна кхандху.

Но даже если оставить эти тексты в стороне, и рассуждать не о том, каковы доктрины буддизма, но просто о том, как всё устроено, то придётся признать, что любое наше познание - обусловлено и непостоянно - что не исключает постоянства и необусловленности каких-либо предметов этого познания.

А если эти предметы познаются как-то ещё, каким-то ещё познанием - вечным и не обусловленным, то всё равно мы этого не знаем, всё равно это не наш опыт.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ктото, Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

369378СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 14:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
И вот, первый очевидный факт заключается в том, что и в Абхидхамме, и в последующих классических трактатах Тхеравады любое знание любых предметов (включая и знание Ниббаны) включается в вин'няна кхандху.

empiriocritic_1900
Если следовать логике ваших рассуждений, то получим следующее.
Существование - это пять совокупностей. Поскольку у Араханта после смерти нет и не будет пяти совокупностей, то нет и не будет существования, а значит - Арахант после смерти не существует. Всё, вроде бы, очевидно и однозначно. Но Будда почему-то не дал однозначного ответа на вопрос о существовании Араханта после смерти, а оставил этот вопрос безответным.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

369379СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 14:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
И вот, первый очевидный факт заключается в том, что и в Абхидхамме, и в последующих классических трактатах Тхеравады любое знание любых предметов (включая и знание Ниббаны) включается в вин'няна кхандху.

empiriocritic_1900
Если следовать логике ваших рассуждений, то получим следующее.
Существование - это пять совокупностей. Поскольку у Араханта после смерти нет и не будет пяти совокупностей, то нет и не будет существования, а значит - Арахант после смерти не существует. Всё, вроде бы, очевидно и однозначно. Но Будда почему-то не дал однозначного ответа на вопрос о существовании Араханта после смерти, а оставил этот вопрос безответным.

Во-первых, мы сейчас говорили не о существовании, а о знании. Но оставим это различие в стороне. Если смотреть тексты, в которых Будде задают такие вопросы (например, MN72, SN44.2), то будет видно, что Будда не оставляет вопрос безответным, но показывает, что вопрос неправильный. Об араханте невозможно говорить, что он - это пять совокупностей, потому что арахант предельно ясно видит пять совокупностей как не-я. Но и за пределами пяти совокупностей араханта не найти.

Говоря короче, есть принципиальная разница между вопросом, ответ на который неизвестен (или даже не может быть известен), и вопросом, не имеющим смысла. Вопрос о существовании или не существовании араханта после смерти - из разряда последних, не имеющих смысла, вопросов.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: EvgeniyF
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

369380СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 15:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Вас не переубедить, да мне это и не нужно )))
Для себя выводы, в меру своего понимания, я из дискуссий сделала.
Своими мыслями делюсь только потому, что кто-то может найти для себя в них что-то полезное или поправить меня, если ошибаюсь.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 03 Янв 18, 15:24), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

369381СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 15:17 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рупа-дхаммы это не "материальные объекты", а именно "тактильное восприятие".  Вовсе не материя, которая воспринимается, а собственно тактильное восприятие. Оно "существует независимо от сознания"?

КИ, спасибо вам за напоминание Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

369399СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 17:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

И вот, первый очевидный факт заключается в том, что и в Абхидхамме, и в последующих классических трактатах Тхеравады любое знание любых предметов (включая и знание Ниббаны) включается в вин'няна кхандху.
Любое знание - это все дхаммы. Каждая дхамма это единица знания, вид опыта, феномен. А есть ещё такая категория дхамм, как нама - психические феномены. Что устраняет характерную для рупы ситуацию, когда махабхута опыт, а после распада скандх Архата махабхута остаётся вне переживания.

https://dharma.org.ru/board/topic7369.html

Дхамма Ниббана - нама, а не рупа.
Опыт Ниббаны - сродни уму, а не материи.


Последний раз редактировалось: Hermann (Ср 03 Янв 18, 17:14), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

369401СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 17:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

И вот, первый очевидный факт заключается в том, что и в Абхидхамме, и в последующих классических трактатах Тхеравады любое знание любых предметов (включая и знание Ниббаны) включается в вин'няна кхандху.
Любое знание - это все дхаммы.


В Вашем учении - вероятно. В палийской Абхидхамме, и в традиции, которая на ней основана - нет. Чем спорить, просто прочитайте (или перечитайте) приведенные мной в этой теме цитаты из Дхаммасангани, Висуддхимагги и Абхидхамматха-сангахи.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

369403СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 17:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Hermann пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

И вот, первый очевидный факт заключается в том, что и в Абхидхамме, и в последующих классических трактатах Тхеравады любое знание любых предметов (включая и знание Ниббаны) включается в вин'няна кхандху.
Любое знание - это все дхаммы.

В Вашем учении - вероятно. В палийской Абхидхамме, и в традиции, которая на ней основана - нет. Чем спорить, просто прочитайте (или перечитайте) приведенные мной в этой теме цитаты из Дхаммасангани, Висуддхимагги и Абхидхамматха-сангахи.

Введение и объяснения: У Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи (стр. 18)
http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2017/11/Sangaha_8_11_2017.pdf

Только дхаммы обладают первичной реальностью — предельным существованием «самих по себе» (сарӯпато), независимо от концептуальной обработки данных умом. Такое понимание природы реального вроде бы подразумевается в Сутта-пит̣аке, в частности, в проводимых Буддой исследованиях скоплений, сенсорных сфер, элементов, взаимозависимого происхождения и т.д., но остаётся там как подразумеваемое фоновое основание для более прагматично сформулированных наставлений, изложенных в Суттах. Даже в самой Абхидхамма-пит̣аке теория дхамм ещё не выражена в виде явного философского принципа; это приходит только позже, в комментариях.

Дхаммы не нуждаются в восприятии умом, чтоб оказаться видами опыта. Они уже опыт.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48907

369407СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 17:28 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхаммы не предельное существование, а предел анализа существования. Каждая маттика содержит предел анализа по тому качеству, которое она представляет. Маттика из двух пунктов - нама-рупа - это предельный анализ существования, больше ничего нет.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Hermann



Зарегистрирован: 21.03.2017
Суждений: 3898

369409СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 17:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

§2 Четырёхкратная первичная реальность (чатудха̄ параматтха)
Таттха вутт'а̄бхидхамматтха̄
Чатудха̄ параматтхато
Читтам̣ четасикам̣ рӯпам̣
Нибба̄нам ити саббатха̄.

Вещи, содержащиеся в Абхидхамме, о которых здесь идёт речь, с позиции первичной реальности, в совокупности четырёхкратны: сознание, ментальные факторы, материя и Нибба̄на.

Комментарий к §2 [У Ревата Дхамма и Бхиккху Бодхи]

С позиции первичной реальности (параматтхато): Согласно философии Абхидхаммы, существует два типа реальностей – конвенциональные (саммути) и первичные (параматтха). Конвенциональные реальности – это объекты обыденной концептуальной мысли (пан̃н̃а̄тти) и конвенциональных способов выражения (воха̄ра). Они включают такие сущности, как: живые существа, личности, мужчины, женщины, животные и на вид стабильные, продолжительно существующие объекты, которые составляют не подвергнутую анализу картину мира. Философия Абхидхаммы утверждает, что эти понятия не обладают первичной действительностью, так как объекты, которые они выражают, не существуют сами по себе как нередуцируемые реальности. Их способ существования концептуален, не фактичен. Они являются продуктами ментального конструирования (парикаппана̄), это не реальности, существующие посредством своей собственной природы.

Первичные реальности, напротив, являются вещами, которые существуют посредством своей собственной реальной природы (сабха̄ва). Это дхаммы – конечные, нередуцируемые компоненты существования, первичные сущности, получаемые из правильно осуществлённого анализа опыта. Такие реальности не допускают какой-либо дальнейшей редукции, а сами являются окончательными элементами анализа, истинными составляющими сложного многосоставного ОПЫТА. По этой причине к ним применяется слово параматтха, которое происходит от парама = первичный, высший, окончательный и аттха = реальность, вещь.

Первичные реальности характеризуются не только с онтологической позиции, как первичные элементы существования, но также и с эпистемологической позиции, как первичные объекты правильного знания. Так же, как человек извлекает масло из кунжутного семени, так и первичные реальности он может извлечь из конвенциональных. Например, и «существо», и «мужчина», и «женщина» являются концепциями, предполагающими, что сущности, которые они обозначают, обладают нередуцируемой первичной целостностью. Однако, когда мы с мудростью исследуем эти сущности с помощью аналитических инструментов Абхидхаммы, то находим, что они не обладают первичностью, подразумеваемой концепциями, являясь лишь условной реальностью, как собрание временных факторов, ментальных и физических процессов. Таким образом, с мудростью исследуя условные реальности, мы в конечном счёте приходим к объективным действительностям, которые лежат за нашими концептуальными конструкциями. Именно эти объективные действительности – дхаммы, которые сохраняют свою реальную природу независимо от конструирующих функций ума – составляют первичные реальности Абхидхаммы.

Хотя первичные реальности существуют как конкретные сути вещей, они настолько утончённые и глубокие, что обычный нетренированный человек не может их воспринять. Такой человек не может видеть первичные реальности, потому что его ум омрачён концепциями, которые формируют реальность в условно определённые видимости. Только с помощью мудрого тщательного внимания к вещам (йонисо манасика̄ра) человек может видеть вне концепций и принимать первичные реальности в качестве объектов своего знания. Таким образом, параматтха описывается как то, что принадлежит к области первичного или высшего знания.

В целом четырёхкратны: В Суттах Будда обычно анализирует существо или личность, раскладывая его по пяти типам первичных реальностей, пяти скоплениям (пан̃чаккхандха̄): материя, чувство, восприятие, ментальные формации и сознание. В учении Абхидхаммы первичные реальности сгруппированы в четыре категории, перечисленные в этом тексте. Первые три – сознание, ментальные факторы и материя – охватывают все обусловленные реальности. Пять скоплений учения Суттанты вписываются в эти три категории. Скопление сознания (вин̃н̃а̄н̣аккхандха) соответствует сознанию (читта), где слово читта обычно используется для обозначения разных классов сознания, которые отличаются сопутствующими факторами. Все три скопления – чувство, восприятие, ментальные формации – согласно Абхидхамме, входят в категорию ментальных факторов (четасик) – ментальных состояний, возникающих вместе с сознанием и выполняющих различные функции. Философия Абхидхаммы насчитывает пятьдесят два ментальных фактора: скопление ментальных формаций (санкха̄раккхандха) из Сутт, разделённое на пятьдесят ментальных факторов; плюс скопления чувства и восприятия, считающиеся отдельными ментальными факторами. Скопление материи является, конечно же, идентичным с категорией "материя" в Абхидхамме, которая позже будет разделена на двадцать восемь типов материальных явлений.

К этим трём типам реальности, которые являются обусловленными, добавлена четвёртая реальность, необусловленная. Этой реальностью, которая не включена в пять скоплений, является Нибба̄на – состояние окончательного освобождения от страдания, присущего обусловленному существованию. Таким образом, в совокупности, в философии Абхидхаммы существуют четыре первичных реальности: сознание, ментальные факторы, материя и Нибба̄на.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение AIM
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48907

369413СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 17:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
являются окончательными элементами анализа

Цитата:
принадлежит к области первичного или высшего знания

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48907

369416СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 18:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ниббана не входит в пять кхандх, но входит, например, в двенадцать аятан - в последнем пункте, в "дхамма" (умственные предметы). Деление на нама-рупа - родственно маттике аятан (как ее сокращение), а не маттике кхандх.
_________________
Буддизм чистой воды


Последний раз редактировалось: КИ (Ср 03 Янв 18, 18:03), всего редактировалось 4 раз(а)
Ответы на этот пост: Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
EvgeniyF



Зарегистрирован: 13.12.2017
Суждений: 1571

369418СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 18:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Ктото пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
И вот, первый очевидный факт заключается в том, что и в Абхидхамме, и в последующих классических трактатах Тхеравады любое знание любых предметов (включая и знание Ниббаны) включается в вин'няна кхандху.

empiriocritic_1900
Если следовать логике ваших рассуждений, то получим следующее.
Существование - это пять совокупностей. Поскольку у Араханта после смерти нет и не будет пяти совокупностей, то нет и не будет существования, а значит - Арахант после смерти не существует. Всё, вроде бы, очевидно и однозначно. Но Будда почему-то не дал однозначного ответа на вопрос о существовании Араханта после смерти, а оставил этот вопрос безответным.

Во-первых, мы сейчас говорили не о существовании, а о знании. Но оставим это различие в стороне. Если смотреть тексты, в которых Будде задают такие вопросы (например, MN72, SN44.2), то будет видно, что Будда не оставляет вопрос безответным, но показывает, что вопрос неправильный. Об араханте невозможно говорить, что он - это пять совокупностей, потому что арахант предельно ясно видит пять совокупностей как не-я. Но и за пределами пяти совокупностей араханта не найти.

Говоря короче, есть принципиальная разница между вопросом, ответ на который неизвестен (или даже не может быть известен), и вопросом, не имеющим смысла. Вопрос о существовании или не существовании араханта после смерти - из разряда последних, не имеющих смысла, вопросов.

Может отбросить слово существование, раз оно столь несовершенно и спросить:

"Осознаёт ли Татхагата после смерти?"


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

369420СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 18:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:


[i]Только дхаммы обладают первичной реальностью — предельным существованием «самих по себе» (сарӯпато), независимо от концептуальной обработки данных умом.

Вот именно об этом я уже несколько дней и говорю.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

369422СообщениеДобавлено: Ср 03 Янв 18, 18:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Hermann пишет:


Первичные реальности, напротив, являются вещами, которые существуют посредством своей собственной реальной природы (сабха̄ва). Это дхаммы – конечные, нередуцируемые компоненты существования, первичные сущности, получаемые из правильно осуществлённого анализа опыта. Такие реальности не допускают какой-либо дальнейшей редукции, а сами являются окончательными элементами анализа, истинными составляющими сложного многосоставного ОПЫТА.

Вот именно, они существуют посредством собственной реальной природы. А получаемые из правильно осуществленного анализа опыта - это речь идёт о том, как они познаются. Естественно, они познаются путём анализа опыта, как же иначе?  

Вот посмотрите, в комментарии к параграфу 3 первой главы говорится:

"Для освещения природы любой первичной реальности, палийские комментаторы предложили определение, состоящее из четырёх элементов, посредством которых она может быть разграничена. Этими четырьмя элементами являются: (1) характеристика данной первичной реальности (лаккхан̣а), то есть выдающееся качество явления; (2) её функция (раса) – исполнение ею конкретной задачи (кичча) или достижение цели (сампатти); (3) её проявление (паччупат̣т̣ха̄на) – способ, которым она представляет себя внутри опыта; и (4) её непосредственная причина (падат̣т̣ха̄на) – главное условие, от которого она зависит".

Видите, что характеристика (то есть, то, что дхамма собой представляет) и её проявление здесь различаются? Если бы каждая дхамма была опытом, характеристика и проявление совпадали бы.

Но поскольку они различаются, и возможно, что дхамма может характеризоваться, как независимая от сознания, но проявляется она всё равно посредством сознания (именно таковы и рупа-дхаммы, и Ниббана).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Hermann, Hermann
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59 ... 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109  След.
Страница 56 из 109

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.056 (0.938) u0.016 s0.002, 17 0.039 [269/0]