|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Серж
Зарегистрирован: 28.01.2011 Суждений: 4126
|
№367030Добавлено: Пн 25 Дек 17, 00:19 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Hermann
Вы слишком сакрализируете понятие ниббана. Это потому что слово нирвана не переведено. Пишите вместо слова "нирвана" слово "прекращение" и все станет на свои места. Опыт прекращения обусловленного. И?... Допустим, есть опыт прекращения обусловленного. Продолжайте свою мысль. Тогда логично, что Будда рассказывал о конечной нирване, которую знал напрямую. Не о конечной нирване, а о окончательном прекращении. Прекращении чего? Всего страдательного.
Цитата: Кому ближе Тхеравада, выбирает путь к Архатству - кому ближе Махаяна, выбирает путь к Буддству. , да. |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№367032Добавлено: Пн 25 Дек 17, 00:22 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Речь о другом - есть ли что-то вне их или мы исчерпываемся этими пятью совокупностями. Есть ли что-то безличное, которое доступно после исчезновения личности.
Да, это и есть та постановка вопроса, которую я считаю неправильной (даже невозможной) и против которой возражаю. Рискуя вызвать Ваш гнев, постараюсь объяснить, почему я считаю такую постановку вопроса невозможной.
Она невозможна сразу по двум основаниям:
А) что значит "быть"? Если мы попытаемся хоть сколько-нибудь конкретно объяснить смысл этого глагола, окажется, что быть - это значит "взаимодействовать с другими явлениями", и, в конечном счёте - "восприниматься органами чувств и/или сознанием". Другими словами, "быть" - это (за одним исключением) значит "входить в состав нама или рупа", "входить в состав пяти совокупностей". Поэтому вопрос "есть ли что-за пределами пяти совокупностей" лишен смысла - то есть, невозможно установить, что он означает. Его кажущаяся понятность - это когнитивная ошибка.
Б) Ну и само собой понятное - "нас" не существует. Поэтому бессмысленно спрашивать, чем мы исчерпываемся или не исчерпываемся (по поводу "доступности" - ниже).
А что не лишено смысла? О чём можно говорить? О прижизненном опыте, и только о нём. И вот в этом-то опыте и дана неизменная Ниббана. Её неизменность абсолютно достоверна - потому что к ней не имеет отношения ничто изменчивое. А чтобы увидеть, что к ней не имеет отношения ничто изменчивое, нужно хоть на пару секунд разотождествиться с пятью совокупностями. Это даёт нам реальные основания говорить - Ниббана не прекращается после распада пяти совокупностей. Ниббана - это единственный случай, когда мы можем понятным образом говорить, что нечто "есть", "существует" за пределами пяти совокупностей.
Но вопрос, доступна ли она после распада пяти совокупностей - это, опять же, бессмысленный, невозможный вопрос. Доступность подразумевает "доступность для кого-то/чего-то". Другими словами, чтобы можно было говорить, что Ниббана доступна - нужно, чтобы существовало ещё что-то, помимо неё. А мы не умеем применять слово "быть" ни к чему, кроме пяти совокупностей (которые, по условиям задачи, уже распались), и самой Ниббаны. Поэтому невозможно понять, для кого или для чего Ниббана может быть доступна - а значит, вопрос, "доступна ли она" - лишен смысла. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Ктото, Hermann, Hermann, Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№367035Добавлено: Пн 25 Дек 17, 00:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: А что не лишено смысла? О чём можно говорить? О прижизненном опыте, и только о нём. И вот в этом-то опыте и дана неизменная Ниббана. Её неизменность абсолютно достоверна - потому что к ней не имеет отношения ничто изменчивое. А чтобы увидеть, что к ней не имеет отношения ничто изменчивое, нужно хоть на пару секунд разотождествиться с пятью совокупностями. Это даёт нам реальные основания говорить - Ниббана не прекращается после распада пяти совокупностей. Ниббана - это единственный случай, когда мы можем понятным образом говорить, что нечто "есть", "существует" за пределами пяти совокупностей.
Здесь я с вами соглашусь
Я уже не раз писала, что прижизненная Нирвана меня интересует больше, чем конечная.
И вопрос "есть ли что-то за пределами этой ограниченной личности или мы полностью ею обусловлены" меня тоже интересует как вполне жизненный. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Hermann
Зарегистрирован: 21.03.2017 Суждений: 3898
|
№367037Добавлено: Пн 25 Дек 17, 00:32 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А что не лишено смысла? О чём можно говорить? О прижизненном опыте, и только о нём.
Вот и не говорите о внеопытной "дхамме" Ниббана, которая продолжает самостоятельное существование после смерти Архата, если на то пошло.
empiriocritic_1900 пишет: И вот в этом-то опыте и дана неизменная Ниббана.
В непостоянном опыте дано нечто постоянное, ну что ж.
empiriocritic_1900 пишет: Её неизменность абсолютно достоверна - потому что к ней не имеет отношения ничто изменчивое.
Ничто сознательное - поскольку скандха сознания изменчива, непостоянна - тогда не имеет отношения к Ниббане. Сознанием Ниббана, соответственно, не познаётся.
empiriocritic_1900 пишет: А чтобы увидеть, что к ней не имеет отношения ничто изменчивое, нужно хоть на пару секунд разотождествиться с пятью совокупностями. Это даёт нам реальные основания говорить - Ниббана не прекращается после распада пяти совокупностей. Ниббана - это единственный случай, когда мы можем понятным образом говорить, что нечто "есть", "существует" за пределами пяти совокупностей.
Чтобы понять, что нечто существует за пределами пяти совокупностей - нужно увидеть это нечто за пределами пяти совокупностей, а не через их функционирование.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Hermann
Зарегистрирован: 21.03.2017 Суждений: 3898
|
№367041Добавлено: Пн 25 Дек 17, 00:38 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Но вопрос, доступна ли она после распада пяти совокупностей - это, опять же, бессмысленный, невозможный вопрос. Доступность подразумевает "доступность для кого-то/чего-то". Другими словами, чтобы можно было говорить, что Ниббана доступна - нужно, чтобы существовало ещё что-то, помимо неё. А мы не умеем применять слово "быть" ни к чему, кроме пяти совокупностей (которые, по условиям задачи, уже распались), и самой Ниббаны. Поэтому невозможно понять, для кого или для чего Ниббана может быть доступна - а значит, вопрос, "доступна ли она" - лишен смысла. Доступна опыту - либо недоступна опыту, то есть внеопытна. Не более того. Иначе говоря, Ниббана дхамма - либо не дхамма, а элемент какой-нибудь внеопытный - объективно существующий мёртвый "кирпич".
Как Вам уже писали:
empiriocritic_1900 пишет: И каким образом он осознается, в отсутствие сознания? Опыт (дхаммы) не нужно осознавать, он (любой опыт) существует благодаря своей собственной природе. Сознание - это тоже опыт, а НЕ то чем опыт осознается. То, что какие-то дхаммы возникают с сознанием это уже внутреннее отношение между дхаммами, но не условие для их существования. Поэтому может существовать опыт без сознания. |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№367042Добавлено: Пн 25 Дек 17, 00:44 (7 лет тому назад) |
|
|
|
В непостоянном опыте дано нечто постоянное, ну что ж.
Неизменная Ниббана дана через непостоянный опыт, потому что она есть прекращение непостоянного, предел непостоянного, освобождение от непостоянного. И этот предел, это прекращение делается видным в тот момент, когда пусть временно, пусть хоть на пару секунд останавливается жажда к непостоянному. Остановите жажду, хоть на пару секунд, хоть на одну секунду - и Вы это увидите. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Hermann |
|
Наверх |
|
|
Hermann
Зарегистрирован: 21.03.2017 Суждений: 3898
|
№367043Добавлено: Пн 25 Дек 17, 00:47 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
В непостоянном опыте дано нечто постоянное, ну что ж.
Неизменная Ниббана дана через непостоянный опыт, потому что она есть прекращение непостоянного, предел непостоянного, освобождение от непостоянного. И этот предел, это прекращение делается видным в тот момент, когда пусть временно, пусть хоть на пару секунд останавливается жажда к непостоянному. Остановите жажду, хоть на пару секунд, хоть на одну секунду - и Вы это увидите. Увижу что? Опыт прекращения любого опыта? Такое невозможно по определению.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
Максим Фурин
Зарегистрирован: 01.05.2017 Суждений: 798
|
№367052Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Прекращении чего? Всего страдательного. Всё верно, сознание, равно как и все пять совокупностей - и является страданием.
Цитата: И что такое, друзья, пять совокупностей, подверженных цеплянию, которые, одним словом, являются страданием? Это совокупность материальной формы, подверженная цеплянию; совокупность чувства… совокупность восприятия… совокупность формаций [ума]…; совокупность сознания, подверженная цеплянию. Таковы пять совокупностей, подверженных цеплянию, которые, одним словом, являются страданием. МН 141
Цитата: И как, монахи, следует рассматривать сознание как питание? Представьте, как если бы арестовали бандита, преступника, и привели бы его к царю, сказав: «Ваше Величество, этот человек – бандит, преступник. Наложите на него такое наказание, которое сочтёте нужным». Царь сказал бы: «Ну же, почтенные, утром ударьте его сотней копий». Утром его бы ударили сотней копий. Тогда днём царь спросил бы: «Почтенные, что с тем человеком?» [Ему бы ответили]: «Ещё жив, Ваше Величество». [Царь бы сказал]: «Тогда идите и днём ударьте его ещё одной сотней копий». Тогда днём они бы ударили его ещё одной сотней копий. Вечером царь бы спросил: «Почтенные, что с тем человеком?» [Они бы ответили]: «Всё ещё жив, Ваше Величество». [Царь бы сказал]: «Тогда идите и вечером ударьте его ещё одной сотней копий». Тогда вечером они ударили бы его ещё одной сотней копий.
Как вы думаете, монахи, пережив удар трёхсот копий, ощущал бы этот человек из-за этого боль и недовольство?»
«Учитель, даже если бы его ударили одним копьём, он ощущал бы из-за этого боль и недовольство, что уж говорить про триста копий».
«Вот таким способом, монахи, я утверждаю, следует рассматривать сознание как питание. Когда сознание как питание полностью понято, имя-и-форма полностью понята. Когда имя-и-форма полностью понята, то, я говорю вам, нет более чего-либо, что ещё нужно было бы сделать ученику Благородных». СН 12.63
Цитата:
В Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, возникновение, продолжительность, образование и проявление сознания глаза – это возникновение страдания, продолжительность болезни, проявление старения и смерти. Возникновение, продолжительность, образование и проявление сознания уха, сознания носа, сознания языка, сознания тела, сознания ума – это возникновение страдания, продолжительность болезни, проявление старения и смерти.
Прекращение, угасание, исчезновение сознания глаза, сознания уха, сознания носа, сознания языка, сознания тела, сознания ума – это прекращение страдания, угасание болезни, исчезновение старения и смерти». СН 12.63
С рождением пять совокупностей появляются. Со смертью распадаются
Цитата: И что такое рождение, друзья? Рождение существ в различных классах существ, их приход к рождению, нисхождение [в утробу], начинание, появление совокупностей, обретение сфер контакта – это называется рождением. Цитата: И что такое смерть, друзья? Уход существ из различных классов существ, их умирание, распад, исчезновение, кончина, истечение срока [жизни], распад совокупностей, оставление тела – это называется смертью. МН 141
Плод арахатства подразумевает собой прекращение рождения прекращение существования в какой бы то ни было форме или бесформенности. И соответственно пять совокупностей, среди которых и вся эта психическая канитель, являющаяся столь любимым объектом для цепляния и отождествления, так же не появляется.
А с не появлением пяти совокупностей (рождением), не появляется и страдание.
Существует, как известно всего три вида существования:
Цитата: И что такое, монахи, существование? Есть три вида существования: существование в мире чувств, существование в мире форм, существование в бесформенном мире. Это называется существованием. И многие забывают что Благородный Восьмеричный Путь ведёт к прекращению существования.
Цитата: С возникновением цепляния происходит возникновение существования. С прекращением цепляния происходит прекращение существования. И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению существования…
Так же почему то все забывают, что Благословенный говорил о существовании всего шести видов сознания, и ни видом больше.
Цитата: И что такое, монахи, сознание? Есть шесть видов сознания: сознание глаза, сознание уха, сознание носа, сознание языка, сознание тела, сознание ума. Это называется сознанием.
С возникновением волевых формирователей происходит происхождение сознания. С прекращением волевых формирователей происходит прекращение сознания. И именно этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению сознания… СН 12.27
Раз за разом в суттах посвящённых взаимозависимому возникновению повторяется одно и то же. Но это так трудно увидеть привержинцам других учений... Хотя казалось бы, чёрным по белому.
Цитата: Мысль пришла ко мне: «Что не наличествует, так что не возникает сознание? С прекращением чего происходит прекращение сознания?» И тогда, монахи, через тщательно [направленное] внимание, постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет имени-и-формы, то сознание не возникает. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение сознания».
Тогда, монахи, мысль пришла ко мне: «Я открыл этот путь к просветлению, то есть, с прекращением имени-и-формы происходит прекращение сознания. С прекращением сознания происходит прекращение имени-и-формы. С прекращением имени-и-формы происходит прекращение шести сфер чувств… контакта… чувства… жажды… цепляния… существования… рождения… старения-и-смерти… Таково прекращение всей этой груды страдания». СН 12.65 _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
Ответы на этот пост: Hermann, Серж |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№367054Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
В непостоянном опыте дано нечто постоянное, ну что ж.
Неизменная Ниббана дана через непостоянный опыт, потому что она есть прекращение непостоянного, предел непостоянного, освобождение от непостоянного. И этот предел, это прекращение делается видным в тот момент, когда пусть временно, пусть хоть на пару секунд останавливается жажда к непостоянному. Остановите жажду, хоть на пару секунд, хоть на одну секунду - и Вы это увидите. Увижу что? Опыт прекращения любого опыта? Такое невозможно по определению.
Опыт свободы от любых воздействий, от любой сформированности. И тогда слова о Ниббане как о не рожденном, не сформированном, неизменном и неумирающем - наполняются реальным смыслом. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№367056Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:16 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Максим Фурин
Если бы всё было так просто, вопрос о существовании Араханта после смерти не был бы безответным. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Hermann |
|
Наверх |
|
|
Hermann
Зарегистрирован: 21.03.2017 Суждений: 3898
|
№367057Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
постижение посредством мудрости возникло во мне: «Когда нет имени-и-формы Мудрость-пання обусловленная дхамма. Если понимать, что через обусловленную дхамму "пання" в рамках пяти скандх возникло постижение отсутствия пяти скандх, это небесспорное, гипотетическое представление о том, что не испытано, не пережито. Если же мудрость означает опыт того, что есть, когда нет пяти скандх, это другое: Будда говорит о пережитом опыте. ( Должен же Будда был использовать какое-то слово в значении "опыт", "переживание", "знание" - можно сказать и "мудрость" - если хотел, чтобы его ученики потом отличали виды опыта, феномены, от мёртвых элементов-кирпичей.)
Последний раз редактировалось: Hermann (Пн 25 Дек 17, 01:25), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Анабхогин Гость
|
№367059Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:19 (7 лет тому назад) |
|
|
|
>Так же почему то все забывают, что Благословенный говорил о существовании всего шести видов сознания, и ни видом больше.
Шесть видов самджна + виджнана. |
|
Наверх |
|
|
Hermann
Зарегистрирован: 21.03.2017 Суждений: 3898
|
№367060Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:22 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Максим Фурин
Если бы всё было так просто, вопрос о существовании Араханта после смерти не был бы безответным. Согласен с Вами. Сказать о том, что Арахант уничтожен вместе со скандхами (поскольку ничего, кроме скандх, не называлось Арахантом) - это очень, очень просто. Будда обязательно сказал бы так, если бы дело обстояло так. |
|
Наверх |
|
|
Максим Фурин
Зарегистрирован: 01.05.2017 Суждений: 798
|
№367061Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:24 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Если бы всё было так просто, вопрос о существовании Араханта после смерти не был бы безответным.
Всё вот так просто в отношении пяти совокупностей. Не отвечал Будда на вопрос о посмертной участи Арахата, так как на Арахата даже при жизни указать нельзя, о чём ув. empiriocritic_1900 уже тыщщу раз говорил. Так как он не измеряем в терминах пяти совокупностей. А пять совокупностей это просто как дважды два. С рождением возникают, со смертью распадаются. При достижении плода Арахатства - не возникают более после того как в очередной раз распадутся.
Цитата: А хорошо освобождённые являются полностью совершенными. А в случае с полностью совершенными нет чего-либо, с помощью чего их можно было бы описать. СН 22.57
Цитата: «Точно также, Великий царь, та форма, посредством которой кто-либо, описывая Татхагату, мог бы описать его, – была отброшена Татхагатой, срублена под корень, сделана подобной обрубку пальмы, уничтожена, так что более не может возникнуть в будущем. Татхагата, Великий царь, освобождён от определения в рамках формы. Он глубок, безмерен, неизмерим, как океан»1. [Утверждение] «Татхагата существует после смерти» неуместно; «Татхагата не существует после смерти» неуместно; «Татхагата и существует и не существует после смерти» неуместно; «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти» неуместно.
То чувство, посредством которого кто-либо…
То восприятие, посредством которого кто-либо…
Те формации [ума], посредством которых кто-либо…
То сознание, посредством которого кто-либо, описывая Татхагату, мог бы описать его – было отброшено Татхагатой, срублено под корень, сделано подобным обрубку пальмы, уничтожено, так что более не может возникнуть в будущем. Татхагата, Великий царь, освобождён от определения в рамках сознания. Он глубок, безмерен, неизмерим, как океан. [Утверждение] «Татхагата существует после смерти» неуместно; «Татхагата не существует после смерти» неуместно; «Татхагата и существует и не существует после смерти» неуместно; «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти» неуместно». СН 44.1 _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
Ответы на этот пост: Hermann |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№367063Добавлено: Пн 25 Дек 17, 01:26 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: чтобы можно было говорить, что Ниббана доступна - нужно, чтобы существовало ещё что-то, помимо неё. ... Поэтому невозможно понять, для кого или для чего Ниббана может быть доступна - а значит, вопрос, "доступна ли она" - лишен смысла.
Когда-то, когда я пыталась представить себе бытие Бога, мне казалось, что ему скучно, потому что он один. Потом оказалось, что эта мысль и другим приходила в голову, потому что она включена в ряд метафизических мифов, где Бог создает миры и существ, чтобы ему не было скучно.
Со временем мне перестало так казаться ))) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Дискуссии |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109 След.
|
Страница 20 из 109 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|