|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Raudex
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5803 Откуда: Москва
|
№344358Добавлено: Пт 22 Сен 17, 14:52 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Всё это вместе Типитака.
А то что назвали Канон, это мула(корень, коренная) Типитака.
В остальных разделах Типитаки, важнейшие тексты, дающие понимание Дхаммы, так как Её понимали Ученики Будды и Их ученики. Выдумываете, Типитака - это только Мула _________________ t.me/raud_ex |
|
Наверх |
|
|
Гвоздь Гость
|
№344359Добавлено: Пт 22 Сен 17, 14:58 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Можно ещё сказать Слово Будды, обозначив тексты содержащие непосредственное Слово Будды.
Но без Аттхакатха всё равно не понять, кому, при каких обстоятельствах, для чего было произнесено то или иное Слово Будды.
Обрамление Слова в Суттах слишком скудно, чтоб раскрыть Смысл, нужна Катха.
А кроме Аттхакатха, нужна и Тика, чтоб понять значения слов, какое оно было присуще слову во время Будды.
Ответы на этот пост: Raudex |
|
Наверх |
|
|
Raudex
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5803 Откуда: Москва
|
№344361Добавлено: Пт 22 Сен 17, 15:08 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Можно ещё сказать Слово Будды, обозначив тексты содержащие непосредственное Слово Будды.
Но без Аттхакатха всё равно не понять, кому, при каких обстоятельствах, для чего было произнесено то или иное Слово Будды.
Обрамление Слова в Суттах слишком скудно, чтоб раскрыть Смысл, нужна Катха.
А кроме Аттхакатха, нужна и Тика, чтоб понять значения слов, какое оно было присуще слову во время Будды. И Слово Будды - только Мула. По крайней мере по традиционному консенсусу.
Комменатрии вещь полезная, но они содержат явные недостатки: имеются многочисленные внутренние противоречия и противоречия суттам, автор часто приводит несколько вариантов толкований, не указывая какой из них верный, автор порой полемизирует сам с собой и тд. Кроме всего прочего это всё таки существенно более поздний текст, написанный, судя по всему, на основе очень неравноценных источников.
Традиция в целом принимает комментарии, однако есть и критически настроенные группы.
Разумным решением тут будет - использовать, но с осторожностью. Есть вероятность, того, что вместо раскрывания смысла мы можем получит его искажение. _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Пт 22 Сен 17, 15:11), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Гвоздь |
|
Наверх |
|
|
Рената Гость
|
№344363Добавлено: Пт 22 Сен 17, 15:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Согласна с Ассаджи, что комментарии бывают очень полезны. Однако даже самый авторитетный комментатор Буддхагоса арахантом не был и соответственно всезнанием не обладал. Комментаторский текст это только мнение, заслуживающее внимания и если оно вступает с противоречие с суттами ПК, то сутты ПК оказываются важнее. Именно потому тексты делятся на канонические и постканонические. К тому же ученики учеников учеников Будды зачастую в своих комментариях единой точки зрения не имели и не имеют. |
|
Наверх |
|
|
Гвоздь Гость
|
№344366Добавлено: Пт 22 Сен 17, 15:17 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Можно ещё сказать Слово Будды, обозначив тексты содержащие непосредственное Слово Будды.
Но без Аттхакатха всё равно не понять, кому, при каких обстоятельствах, для чего было произнесено то или иное Слово Будды.
Обрамление Слова в Суттах слишком скудно, чтоб раскрыть Смысл, нужна Катха.
А кроме Аттхакатха, нужна и Тика, чтоб понять значения слов, какое оно было присуще слову во время Будды. И Слово Будды - только Мула. По крайней мере по традиционному консенсусу.
Комменатрии вещь полезная, но они содержат явные недостатки: имеются многочисленные внутренние противоречия и противоречия суттам, автор часто приводит несколько вариантов толкований, не указывая какой из них верный, автор порой полемизирует сам с собой и тд. Кроме всего прочего это всё таки существенно более поздний текст, написанный, судя по всему, на основе очень неравноценных источников.
Традиция в целом принимает комментарии, однако есть и критически настроенные группы.
Разумным решением тут будет - использовать, но с осторожностью. Насколько понимаю и не всё, что в Мула - Слово Будды.
В основном в текстах Сутт присутствует обрамления, а Слова может быть всего одна фразы.
Разве обрамление Слова в Суттах более авторитетно чем Аттхакатха ?, по сути ведь это одно.
Но без обрамления вообще ничего неясно было, можно былобы цитатами Слова лишь направо и лево сыпать, как по теме так и не потеме.
А как Вы считаете, насколько разумно использовать лишь Слово, произнесённое 2600 лет назад, в другой культуре и другом мировоззрении, причём конкретным людям и в конкретной ситуации ?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Raudex |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№344387Добавлено: Пт 22 Сен 17, 15:46 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Разве обрамление Слова в Суттах более авторитетно чем Аттхакатха ?, по сути ведь это одно.
Да, разумеется. Комментарии тоже написаны спустя тысячу (если не более) лет после Париниббаны. Понятно, что они опираются на более раннюю традицию, но какие элементы этой традиции сложились раньше, а какие позже, на что они при этом опирались, сколько столетий отделяло тот или иной комментарий (даже в первоначальной форме) от времени жизни Будды - это уже область (более или менее обоснованных, но никогда не окончательных) предположений.
Конечно, сутты тоже не являются, строго говоря, текстом самого Будды, а, в лучшем случае, конспектом его лекций (выученным наизусть и многократно передававшимся от человека к человеку). Но, по крайней мере, есть основания считать, что их старались выучить и передать в неизменном виде - а первый раз выучили, для этой цели, во время, близкое к самому Будде (или даже при его жизни). То есть сутты, в целом, существенно достовернее комментариев. Это, конечно, не значит, что комментариями надо пренебрегать - безусловно, в них много истинного и полезного. Но вероятность ошибок там, при прочих равных условиях, выше, чем в суттах. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Raudex
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5803 Откуда: Москва
|
№344388Добавлено: Пт 22 Сен 17, 15:46 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Насколько понимаю и не всё, что в Мула - Слово Будды. Я имел в виду что Суттапитака содержит тексты не только от Будды, но и от его учеников и учениц. Хотя можно также погрузиться в полемику об аутентичности Абхидхаммы.Цитата:
В основном в текстах Сутт присутствует обрамления, а Слова может быть всего одна фразы., Разве обрамление Слова в Суттах более авторитетно чем Аттхакатха ?, по сути ведь это одно.Но без обрамления вообще ничего неясно было, можно былобы цитатами Слова лишь направо и лево сыпать, как по теме так и не потеме. Я не понял что вы подразумеваете под "обрамлением". В суттах есть конкретные слова, все они считаются важными. Аттхакатха обычно берёт определённые слова и фразы, не все, и разбирает что это значит. Как толковый словарь, иногда очень кратко, а иногда пространно, с длинными байками совершенно не по теме.Цитата:
А как Вы считаете, насколько разумно использовать лишь Слово, произнесённое 2600 лет назад, в другой культуре и другом мировоззрении, причём конкретным людям и в конкретной ситуации ? Это риторический вопрос? Я должен подтвердить что "конечно неразумно"? Можно подумать, что читать средневековые тексты той же самой чужой культуры это на много разумнее?
Каждый сам решает как быть конкретно ему. Одни просто слушают учителей, другие критически изучают тексты. Большинству хватает самых простых и обычных наставлений по развитию щедрости и нравственности. Те кто изучают глубже - рано или поздно оказываются перед некоторым выбором.
В нашей ситуации, когда Комменатрии малодоступны, так как не переведены авторитетно на английский в массе, нам остаётся только лучше изучать сутты, тогда будет видно какие вопросы перекрестно разобраны в других местах, а какие упоминаются редко, эксклюзивно. На том, что разобрано хорошо и делать в своей практике акцент. Если оказывается доступен тот или иной Комменатрий, то осторожно использовать его как вспомогательный вторичный источник. _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Пт 22 Сен 17, 16:05), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Гвоздь |
|
Наверх |
|
|
Гвоздь Гость
|
№344395Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:03 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Я не понял что вы подразумеваете под "обрамлением". . То, где, при каких обстоятельствах и кому произнесены те или иные наставления.
Это не Слово Будды.
Но это важно, без этого не понять контекста, и этого в Суттах мало. В Катха больше это раскрывается.
К томуже слова за время меняют свои значения, и даже слова индийских языков сходные со словами времён Будды, за тысячу лет поменяли значения, по другому уже строились фразы...
И это всё обьсняеться в Катха и Тика, первоначальный Смысл, или приводятся варианты. И этот первоначальный смысл, то какраз и может нам казаться странным, так как мы уже читаем Сутты находясь в мировоззрении за 2600 лет от Будды (это неговоря уже о том что и за тысячи километров).
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Raudex |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№344396Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Это не Слово Будды.
Но это важно, без этого не понять контекста, и этого в Суттах мало. В Катха больше это раскрывается.
К томуже слова за время меняют свои значения, и даже слова индийских языков сходные со словами времён Будды, за тысячу лет поменяли значения, по другому уже строились фразы...
И это всё обьсняеться в Катха и Тика, первоначальный Смысл, или приводятся варианты.
Остаётся доказать, что в Катха и Тика действительно в каждом случае объясняется первоначальный смысл, а не соображения много более поздних авторов. Это настолько же не очевидно, как предположение (например), что Карамзин объяснял "первоначальный смысл" слов и поступков великих князей Святослава и Владимира. По времени там примерно такой же разрыв. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Гвоздь |
|
Наверх |
|
|
шинтанг Гость
Откуда: Moscow
|
№344398Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
На мой взгляд сутты не позволяют познать суть школы - точно такой же канон был у других школ раннего Буддизма, поэтому, если читать только сутты, то вы ничем не будете отличаться от тех же сарвастивадинов.
А вот чтение комментариев позволяет погрузиться именно в ту среду, в которой и понимались, и практиковались эти сутты - такое погружение в контекст, в школьную атмосферу.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Ericsson |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№344400Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:17 (7 лет тому назад) |
|
|
|
На мой взгляд сутты не позволяют познать суть школы - точно такой же канон был у других школ раннего Буддизма, поэтому, если читать только сутты, то вы ничем не будете отличаться от тех же сарвастивадинов.
А вот чтение комментариев позволяет погрузиться именно в ту среду, в которой и понимались, и практиковались эти сутты - такое погружение в контекст, в школьную атмосферу.
Так речь же не о том, чтобы отказаться от комментариев, не использовать их, и т.п. Наоборот, нужно использовать последующую традицию. Но ставить все тексты традиции на один уровень авторитета тоже неправильно. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Гвоздь Гость
|
№344401Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Это не Слово Будды.
Но это важно, без этого не понять контекста, и этого в Суттах мало. В Катха больше это раскрывается.
К томуже слова за время меняют свои значения, и даже слова индийских языков сходные со словами времён Будды, за тысячу лет поменяли значения, по другому уже строились фразы...
И это всё обьсняеться в Катха и Тика, первоначальный Смысл, или приводятся варианты.
Остаётся доказать, что в Катха и Тика действительно в каждом случае объясняется первоначальный смысл, а не соображения много более поздних авторов. Это настолько же не очевидно, как предположение (например), что Карамзин объяснял "первоначальный смысл" слов и поступков великих князей Святослава и Владимира. По времени там примерно такой же разрыв. Это вполне подтверждено - Шестым Буддийским Собором.
Или нужно теперь подтверждение, что там были профессионалы )
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Raudex |
|
Наверх |
|
|
Raudex
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5803 Откуда: Москва
|
№344402Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:21 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Я не понял что вы подразумеваете под "обрамлением". . То, где, при каких обстоятельствах и кому произнесены те или иные наставления.
Это не Слово Будды.
Но это важно, без этого не понять контекста, и этого в Суттах мало. В Катха больше это раскрывается. а вот вы о чём, о контексте, ну это довольно мутная тема, дейсвтительно не всегда можно понять даёт ли будда универсалные наставление для широкого круга или специфические для конкретных лиц. Но ведь Комментарии не всегда тут нам помогают.Цитата:
К томуже слова за время меняют свои значения, и даже слова индийских языков сходные со словами времён Будды, за тысячу лет поменяли значения, по другому уже строились фразы...
И это всё обьсняеться в Катха и Тика, первоначальный Смысл, или приводятся варианты. И этот первоначальный смысл, то какраз и может нам казаться странным, так как мы уже читаем Сутты находясь в мировоззрении за 2600 лет от Будды (это неговоря уже о том что и за тысячи километров). Да это всё понятно, информация в Комменатриях может быть полезной, я ж разве спорю, но именно по той же самой причине, что между ними и Буддой 1000 лет, а также что их источники неоднородны и сомнительны, а автор очевидно не обладает сверхспособностями, они как раз и могут нести с собой искажения вместо правильных разъяснений. В то же время хотя бы согласно Д16 мы можем быть уверены что Будда на момент своей кончины объявил, что Сутты и Винайа разъяснены им полностью, исчерпывающе, дал наставления, что сверяться надо именно с ними. Ну и примем во внимание, что 1000 лет сангха нормально себе жила и практиковала без Аттхакатхи, ОК, допустим первые сотни лет монахи лучше, правильнее понимали язык, но ведь так было не всегда. Откуда взялись все эти знания у Буддагосы? Ведь его кто то учил. Где все тексты которые он использовал? Походу их уничтожили просто. _________________ t.me/raud_ex
Ответы на этот пост: шинтанг |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№344404Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:22 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Это не Слово Будды.
Но это важно, без этого не понять контекста, и этого в Суттах мало. В Катха больше это раскрывается.
К томуже слова за время меняют свои значения, и даже слова индийских языков сходные со словами времён Будды, за тысячу лет поменяли значения, по другому уже строились фразы...
И это всё обьсняеться в Катха и Тика, первоначальный Смысл, или приводятся варианты.
Остаётся доказать, что в Катха и Тика действительно в каждом случае объясняется первоначальный смысл, а не соображения много более поздних авторов. Это настолько же не очевидно, как предположение (например), что Карамзин объяснял "первоначальный смысл" слов и поступков великих князей Святослава и Владимира. По времени там примерно такой же разрыв. Это вполне подтверждено - Шестым Буддийским Собором.
Или нужно теперь подтверждение, что там были профессионалы )
В том-то и дело, что в наше время этого не может подтвердить, со стопроцентной уверенностью, никто. В том числе и Шестой собор. Констатация этого факта не отменяет моего искреннего уважения к этому авторитетному собранию. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Гвоздь |
|
Наверх |
|
|
Raudex
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5803 Откуда: Москва
|
№344407Добавлено: Пт 22 Сен 17, 16:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Это вполне подтверждено - Шестым Буддийским Собором.
Или нужно теперь подтверждение, что там были профессионалы ) Чаттха сангхаяна лишь сверил копии текстов и выявил типичные разночтения. НО оценки их правильности, а уж тем более смысла - не было. В итоговом варианте Типитаки Вы можете видеть эти самые расхождения. К счастью драматического разнобоя, ставящего под сомнения сутты там не выявилось. _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Пт 22 Сен 17, 16:46), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Гвоздь |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74 След.
|
Страница 14 из 74 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|