Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вечное сознание в буддизме

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85 ... 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Katerina



Зарегистрирован: 30.06.2020
Суждений: 301

552332СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 18:22 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Katerina пишет:
Мне кажется, проблема споров о сложных терминах в том, что в них никогда не получится договориться. Разругаться-пожалуйста.)
Я думаю, в рамках одной школы есть определения терминов. Сложности начинаются, когда диалог ведется между разными школами или тем более разными духовными направлениями. Или когда, например, с учеными. Когда Далай Лама обсуждает с современными философами и учеными проблемы сознания, то он находит общий язык и с ними.
Потому что Его Святейшество, мне кажется, говорит с философами и учеными на их языке, а не на буддийском, проявляя уважение. Кроме того он сам очень любит науку, уже несколько десятков лет активно ей интересуется, внимательно изучает.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17872
Откуда: Москва

552333СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 18:29 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:


По смыслу, вышло лучше. Обратите внимание - нет некоей сохраняющейся знающей субстанции. А есть только моменты знания чего-либо.
И тогда можно говорить о вечности (в смысле что нет начала и нет конца) у моментов знания?

У моментов?
У последовательности моментов знания.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: КИ, Rose Lacey
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49390

552334СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 18:35 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:


По смыслу, вышло лучше. Обратите внимание - нет некоей сохраняющейся знающей субстанции. А есть только моменты знания чего-либо.
И тогда можно говорить о вечности (в смысле что нет начала и нет конца) у моментов знания?

У моментов?
У последовательности моментов знания.

Последовательность - в буддизме, это лишь кальпана, понятийное, воображаемое. Не реальное. Все понятия обозначаются как "вечное", для отличия от невечных моментов. Такая терминология в буддизме.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: СлаваА, Вантус
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 837
Откуда: New Moscow, Old Russia

552335СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 19:57 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Когда говорится о глазе в описании, например, контакта, то, судя по всему, подразумевается зрение. Что такое зрение? Это некое материальное качество - способность видеть, способность реагировать на видимые формы и цвета. Оно связано с глазом как органом. Который, с какой-то другой перспективы - комок слизи и крови. Но как в русском языке говорят: "вижу своими глазами", так и в суттах говорится о глазе. Да, глаз видит видимое, образы (рупа), т.е. цвета и формы.
Да, бывает, понятие дхаммы применяют и к рупе, тогда в данном случае эти цвета и формы и есть  эти дхаммы.

Я все же думаю, что здесь, при описании контакта, речь идет таки о дхармах, а не о физическом видении и т.п.
И насколько я понимаю, рупа - это дхарма и только дхарма.  Иначе придется добавлять много лишних сущностей, описывая механизм контакта через физиологичность.

Кстати, интересно, а как тогда во сне? Вижу во сне, слышу во сне?  Это же тоже контакт - только чего с чем? Сознания с рупой или с манасом?


Ответы на этот пост: СлаваА, Rose Lacey, Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17872
Откуда: Москва

552336СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 20:01 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:


По смыслу, вышло лучше. Обратите внимание - нет некоей сохраняющейся знающей субстанции. А есть только моменты знания чего-либо.
И тогда можно говорить о вечности (в смысле что нет начала и нет конца) у моментов знания?

У моментов?
У последовательности моментов знания.

Последовательность - в буддизме, это лишь кальпана, понятийное, воображаемое. Не реальное. Все понятия обозначаются как "вечное", для отличия от невечных моментов. Такая терминология в буддизме.
Это понятно. В рамках Вашего понятийного, воображаемого, последовательность моментов знания не имеет начала и конца или имеет? Например, понятно, что множества чисел в математике это кальпана, понятийное, воображаемое, но это множество чисел может быть бесконечным (например, множество натуральных или вещественных чисел), а может быть конечным.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Rose Lacey
Гость


Откуда: Lane


552338СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 20:09 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:


По смыслу, вышло лучше. Обратите внимание - нет некоей сохраняющейся знающей субстанции. А есть только моменты знания чего-либо.
И тогда можно говорить о вечности (в смысле что нет начала и нет конца) у моментов знания?

У моментов?
У последовательности моментов знания.
Можно, да. Это бесконечное множество. Говорить об отдельных моментах вообще не имеет смысла, так как важно понимание всяких условий, причин, следствий - а это в большинстве случаев как минимум уже два момента.
Наверх
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17872
Откуда: Москва

552339СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 20:10 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Когда говорится о глазе в описании, например, контакта, то, судя по всему, подразумевается зрение. Что такое зрение? Это некое материальное качество - способность видеть, способность реагировать на видимые формы и цвета. Оно связано с глазом как органом. Который, с какой-то другой перспективы - комок слизи и крови. Но как в русском языке говорят: "вижу своими глазами", так и в суттах говорится о глазе. Да, глаз видит видимое, образы (рупа), т.е. цвета и формы.
Да, бывает, понятие дхаммы применяют и к рупе, тогда в данном случае эти цвета и формы и есть  эти дхаммы.

Я все же думаю, что здесь, при описании контакта, речь идет таки о дхармах, а не о физическом видении и т.п.
И насколько я понимаю, рупа - это дхарма и только дхарма.  Иначе придется добавлять много лишних сущностей, описывая механизм контакта через физиологичность.

Кстати, интересно, а как тогда во сне? Вижу во сне, слышу во сне?  Это же тоже контакт - только чего с чем? Сознания с рупой или с манасом?
Тут надо или говорить о дхармах (дхаммах), тогда речь идет о параматхе, абсолютной истине. А если с точки зрения физиологии, то можно любую модель строить - это будет конвенциональная истина.
А так есть и дхаммы для органов чувств и вообще вся рупа это дхаммы:
"(II) Шесть чувственных основ-ваттху (органов чувств) (пасада рупа):
5. Орган зрения (чаккху).
6. Орган слуха (сота).
7. Орган обоняния (гхана).
8. Орган вкуса (дживха).
9. Орган осязания, кинестетическая основа (каяваттху).
10. Сердечная основа (хадаяваттху)."
https://dhamma.ru/lib/dhammas.htm

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Твик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

552340СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 20:10 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Историк пишет:

Ещё один интересный момент: широкоизвестно, что буддизм - это учение о несравненном состоянии here & now, жизни в настоящем, в "здесь и сейчас", и вот это самое "настоящее" оказывается и есть самая настоящая вечность. Вы когда-нибудь медитировали над этим?

Про то, что здесь и сейчас это "оказывается и есть самая настоящая вечность" от вас впервые слышу. Медитировать на "здесь и сейчас" это приблизительно как медитировать на окружающую природу, как следует разогнавшись на самокате, т.е. довольно затруднительно. Осознанно отслеживать происходящее - это да.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Rose Lacey
Гость


Откуда: Lane


552341СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 20:15 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Кстати, интересно, а как тогда во сне? Вижу во сне, слышу во сне?  Это же тоже контакт - только чего с чем? Сознания с рупой или с манасом?
В традиционной интерпретации вам бы сказали что это контакт сознания с мыслями. У них мысли это, внезапно, внешнее (бахира). Как звуки и запахи.
Наверх
Росс
Гость





552344СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 20:39 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

"Здесь и сейчас" - это видение, переживание дхарматы, где кшана и кальпа неотличимы.
Наверх
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 837
Откуда: New Moscow, Old Russia

552345СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 20:53 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Твик пишет:
Когда говорится о глазе в описании, например, контакта, то, судя по всему, подразумевается зрение. Что такое зрение? Это некое материальное качество - способность видеть, способность реагировать на видимые формы и цвета. Оно связано с глазом как органом. Который, с какой-то другой перспективы - комок слизи и крови. Но как в русском языке говорят: "вижу своими глазами", так и в суттах говорится о глазе. Да, глаз видит видимое, образы (рупа), т.е. цвета и формы.
Да, бывает, понятие дхаммы применяют и к рупе, тогда в данном случае эти цвета и формы и есть  эти дхаммы.

Я все же думаю, что здесь, при описании контакта, речь идет таки о дхармах, а не о физическом видении и т.п.
И насколько я понимаю, рупа - это дхарма и только дхарма.  Иначе придется добавлять много лишних сущностей, описывая механизм контакта через физиологичность.

Кстати, интересно, а как тогда во сне? Вижу во сне, слышу во сне?  Это же тоже контакт - только чего с чем? Сознания с рупой или с манасом?
Тут надо или говорить о дхармах (дхаммах), тогда речь идет о параматхе, абсолютной истине. А если с точки зрения физиологии, то можно любую модель строить - это будет конвенциональная истина.
А так есть и дхаммы для органов чувств и вообще вся рупа это дхаммы:
"(II) Шесть чувственных основ-ваттху (органов чувств) (пасада рупа):
5. Орган зрения (чаккху).
6. Орган слуха (сота).
7. Орган обоняния (гхана).
8. Орган вкуса (дживха).
9. Орган осязания, кинестетическая основа (каяваттху).
10. Сердечная основа (хадаяваттху)."
https://dhamma.ru/lib/dhammas.htm

Все так, только я имел ввиду контекст возникновения сознания при контакте. И здесь вот все эти "органы" сбивают с толку немного. Ведь сознание возникает и разрущается ежемгновенно.


Ответы на этот пост: Rose Lacey
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

552351СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 21:27 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Когда говорится о глазе в описании, например, контакта, то, судя по всему, подразумевается зрение. Что такое зрение? Это некое материальное качество - способность видеть, способность реагировать на видимые формы и цвета. Оно связано с глазом как органом. Который, с какой-то другой перспективы - комок слизи и крови. Но как в русском языке говорят: "вижу своими глазами", так и в суттах говорится о глазе. Да, глаз видит видимое, образы (рупа), т.е. цвета и формы.
Да, бывает, понятие дхаммы применяют и к рупе, тогда в данном случае эти цвета и формы и есть  эти дхаммы.

Я все же думаю, что здесь, при описании контакта, речь идет таки о дхармах, а не о физическом видении и т.п.
И насколько я понимаю, рупа - это дхарма и только дхарма.  Иначе придется добавлять много лишних сущностей, описывая механизм контакта через физиологичность.

...
А что вы подразумеваете под дхармами? Слово "дхамма, дхаммы" употребляется в отличающихся смыслах. Это и учение Будды, это и нематериальные явления в каких-то контекстах, это и все явления, включая материальные, в каких-то контекстах. Так вот когда говорят о рупе (употребляя слово дхаммы или рупа-дхаммы), то это все самые обычные явления, которые нам даны через пять способностей восприятия (и также через ум). Это видимые формы, это слышимые нами звуки, это чувствуемые нами запахи, вкусы, это ощущаемое телом осязаемое, плюс рупа, познаваемая умом. А какое видение форм, кроме "физического", как вы написали, еще есть?

Цитата:
Кстати, интересно, а как тогда во сне? Вижу во сне, слышу во сне? Это же тоже контакт - только чего с чем? Сознания с рупой или с манасом?
Во сне, в памяти, это мано-винняна. Воспринимает ум, манас. Например вы вспоминаете что-то бывшее в прошлом, например вид на море, где вы были летом. Здесь воспринимаемое - прошлая рупа, воспринимается она манасом. Т.е. внутренняя сфера (аятана) ум, манас, внешняя сфера -  рупа (прошлая). В абхидхамме говорится, что вся рупа воспринимается (может восприниматься) умом:
Цитата:
972. Rūpāyatanaṃ cakkhuviññeyyaṃ rūpaṃ, saddāyatanaṃ sotaviññeyyaṃ rūpaṃ, gandhāyatanaṃ ghānaviññeyyaṃ rūpaṃ, rasāyatanaṃ jivhāviññeyyaṃ rūpaṃ, phoṭṭhabbāyatanaṃ kāyaviññeyyaṃ rūpaṃ, sabbaṃ rūpaṃ manoviññeyyaṃ rūpaṃ.
(Вот тут на этом форуме я писал про это.)

Последний раз редактировалось: Wu (Вс 18 Окт 20, 21:32), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49390

552352СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 21:28 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
СлаваА пишет:
СлаваА пишет:


По смыслу, вышло лучше. Обратите внимание - нет некоей сохраняющейся знающей субстанции. А есть только моменты знания чего-либо.
И тогда можно говорить о вечности (в смысле что нет начала и нет конца) у моментов знания?

У моментов?
У последовательности моментов знания.

Последовательность - в буддизме, это лишь кальпана, понятийное, воображаемое. Не реальное. Все понятия обозначаются как "вечное", для отличия от невечных моментов. Такая терминология в буддизме.
Это понятно. В рамках Вашего понятийного, воображаемого, последовательность моментов знания не имеет начала и конца или имеет? Например, понятно, что множества чисел в математике это кальпана, понятийное, воображаемое, но это множество чисел может быть бесконечным (например, множество натуральных или вещественных чисел), а может быть конечным.

Любая кальпана - вечное. То есть, не имеет ни начала, ни конца, и не реальное.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Katerina



Зарегистрирован: 30.06.2020
Суждений: 301

552354СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 21:33 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Katerina пишет:
А лучший способ выиграть спор-поудалять все сообщения оппонентов(а заодно и дискредитирующие свою "благообразность")))))
Вот это вот я явно сказала слишком глупо и слишком субъективно, мне стыдно за эти свои слова, прошу прощения.

Ответы на этот пост: Sasha Bravo
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Rose Lacey
Гость





552357СообщениеДобавлено: Вс 18 Окт 20, 21:41 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Твик пишет:
Все так, только я имел ввиду контекст возникновения сознания при контакте. И здесь вот все эти "органы" сбивают с толку немного. Ведь сознание возникает и разрущается ежемгновенно.
Традиционная интерпретация часто входит в противоречие с сутрами. Например "рупа" в большинстве случаев в сутрах это наше обычное тело, с органами, состоящее из различных элементов земли, воды, под которыми подразумеваются обычные опять же ногти, кости, волосы, жидкости и прочее; подверженное укусам насекомых, жаре и жажде; выстроенное из риса и каши - а не некие "дхаммы" (хотя в сутрах конечно же есть такое слово, это просто омонимия), которые были придуманы гораздо позднее и видимо сарвастивадинами.

Ответы на этот пост: Руп
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85 ... 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94  След.
Страница 82 из 94

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.058 (0.750) u0.020 s0.001, 18 0.038 [268/0]