Вы про что-то другое говорите - самоощущение присутствует всегда, это присутствие в моменте. На вопрос вы так и не ответили.
Нет, не всегда. В те редкие минуты, когда человек свободен от жажды, гнева, страха и их производных он себя не ощущает, он как бы растворяется. Почитайте об опыте серьезных медитаторов - в какой-то момент они начинают видеть весь мир как поток дхамм (частиц) и дхаммы, составляющие их собственное тело, не особенно отличаются от дхамм, составляющих остальной мир, к тому же все они беспрерывно сменяются.
А присутствие в моменте вовсе не обязательно является ощущением наличия "себя".
"Ощущение наличия себя" не отличается от "ощущения себя"?
Нет, не отличается. В одном моменте времени нет никакого "ощущения себя". А что есть в каждом моменте? Скачок внимания к тому или иному представлению. Скачок, столь же безличный по своей собственной природе, как, допустим, колебание электромагнитного поля. А уже в следующий момент могут появляться всякие реакции на это (среди которых возможна и мысль, что это я ощущаю то или это). При этом любая реакция (хоть мысль "я ощущаю то или это", хоть интерес, хоть влечение, хоть недовольство, хоть отвращение, хоть страх - в общем, любая мысль или эмоция) по сути своей - тоже скачок внимания к соответствующему представлению. Весь поток сознания - это и есть последовательность скачков внимания, вызывающих друг друга. И если внимательность не развита, то несколько моментов могут для последующей рефлексии слипаться в один, порождая иллюзии об "ощущении себя" и др. _________________ Границы мира - это границы языка
А присутствие в моменте вовсе не обязательно является ощущением наличия "себя".
"Ощущение наличия себя" не отличается от "ощущения себя"?
Нет, не отличается. В одном моменте времени нет никакого "ощущения себя". А что есть в каждом моменте? Скачок внимания к тому или иному представлению. Скачок, столь же безличный по своей собственной природе, как, допустим, колебание электромагнитного поля. А уже в следующий момент могут появляться всякие реакции на это (среди которых возможна и мысль, что это я ощущаю то или это). При этом любая реакция (хоть мысль "я ощущаю то или это", хоть интерес, хоть влечение, хоть недовольство, хоть отвращение, хоть страх - в общем, любая мысль или эмоция) по сути своей - тоже скачок внимания к соответствующему представлению. Весь поток сознания - это и есть последовательность скачков внимания, вызывающих друг друга. И если внимательность не развита, то несколько моментов могут для последующей рефлексии слипаться в один, порождая иллюзии об "ощущении себя" и др.
Есть. Я могу опустошать свой ум, внимание не скачет, оно рассредоточено, не цепляется, но самоощущение всегда присутствует.
Из ВМ (глава XIV). Но что в этом удивительного? По абхидхаммической систематике, все четасики, кроме ведана и сан'ня, сваливаются в санкхара. _________________ Границы мира - это границы языка
А присутствие в моменте вовсе не обязательно является ощущением наличия "себя".
"Ощущение наличия себя" не отличается от "ощущения себя"?
Нет, не отличается. В одном моменте времени нет никакого "ощущения себя". А что есть в каждом моменте? Скачок внимания к тому или иному представлению. Скачок, столь же безличный по своей собственной природе, как, допустим, колебание электромагнитного поля. А уже в следующий момент могут появляться всякие реакции на это (среди которых возможна и мысль, что это я ощущаю то или это). При этом любая реакция (хоть мысль "я ощущаю то или это", хоть интерес, хоть влечение, хоть недовольство, хоть отвращение, хоть страх - в общем, любая мысль или эмоция) по сути своей - тоже скачок внимания к соответствующему представлению. Весь поток сознания - это и есть последовательность скачков внимания, вызывающих друг друга. И если внимательность не развита, то несколько моментов могут для последующей рефлексии слипаться в один, порождая иллюзии об "ощущении себя" и др.
Есть. Я могу опустошать свой ум, внимание не скачет, оно рассредоточено, не цепляется, но самоощущение всегда присутствует.
Внимание рассредоточено - это и значит, что оно скачет. _________________ Границы мира - это границы языка
Внимание рассредоточено - это и значит, что оно скачет.
Не значит, оно скажем так, сосредоточено на пустоте.
Что Вы называете пустотой?
В данном случае - пустота от мыслей.
Присмотритесь повнимательнее - увидите, что это пустота лишь от наиболее грубых ментальных колебаний, а вовсе не от всех них (если, конечно, Вы не освоили все восемь джхан, и не достигли сан'ня-ведаита-ниродхи). _________________ Границы мира - это границы языка
а дальше речь идёт о мышлении (не о речи, а именно о мышлении - вичара - отнюдь не речь)
Вичара в танхавичарита - это не "мышление", а "движение". Значения связанные с мышлением - у вичара с а-макроном ( vicārа). В танхавичарита - вичарита с короткой "а". Vicārita и vicarita - это разные слова.
Внимание рассредоточено - это и значит, что оно скачет.
Не значит, оно скажем так, сосредоточено на пустоте.
Что Вы называете пустотой?
В данном случае - пустота от мыслей.
Присмотритесь повнимательнее - увидите, что это пустота лишь от наиболее грубых ментальных колебаний, а вовсе не от всех них (если, конечно, Вы не освоили все восемь джхан, и не достигли сан'ня-ведаита-ниродхи).
Я конечно могу выдумать белый шум и пятна цвета и всё.
А присутствие в моменте вовсе не обязательно является ощущением наличия "себя".
"Ощущение наличия себя" не отличается от "ощущения себя"?
Нет, не отличается. В одном моменте времени нет никакого "ощущения себя". А что есть в каждом моменте? Скачок внимания к тому или иному представлению. Скачок, столь же безличный по своей собственной природе, как, допустим, колебание электромагнитного поля. А уже в следующий момент могут появляться всякие реакции на это (среди которых возможна и мысль, что это я ощущаю то или это). При этом любая реакция (хоть мысль "я ощущаю то или это", хоть интерес, хоть влечение, хоть недовольство, хоть отвращение, хоть страх - в общем, любая мысль или эмоция) по сути своей - тоже скачок внимания к соответствующему представлению. Весь поток сознания - это и есть последовательность скачков внимания, вызывающих друг друга. И если внимательность не развита, то несколько моментов могут для последующей рефлексии слипаться в один, порождая иллюзии об "ощущении себя" и др.
Вот, отлично сказано!
Рефреном в Сатипаттхане сутте повторяется, что бхиккху отбросил вожделение к миру и печаль к нему. Откуда возникают вожделение и печаль? Из неосознанности, из автоматизма. Кто-то сказал грубое слово - внимание переключается на "Как грубо, как он мог, меня обидели" - вместо наблюдения того, как ухо встречает звук, как возникает сознание, распознавание, чувство, намерение. Здесь нет места омрачениям, но обычно всё происходит не так: из-за танхи, из-за асмиманы, из-за ниваран, внимание полностью уходит в переживание вновь и вновь того, что уже произошло: как со знаком минус (случай обиды или конфликта, любого другого неприятного события), или со знаком плюс (Как я был счастлив). При этом счастье - всегда или уже было, или будет когда-то. А когда видишь всё через возникновение и исчезновение - жажда исчезает. Говорят, даже неделю так продержаться - и Ниббана
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы