Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О жажде несуществования

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

471627СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 10:52 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

https://suttacentral.net/define/vibhava

Я полагаю, что второе значение тут - выдумка.

Вот, кстати, ещё отыскалось определение вибхава-диттхи непосредственно в Дхаммасангани: Tattha katamā vibhavadiṭṭhi? Na bhavissati attā ca loko cāti, yā evarūpā diṭṭhi diṭṭhigataṃ … pe … vipariyāsaggāho—ayaṃ vuccati vibhavadiṭṭhi.

https://suttacentral.net/ds2.3.3/pli/ms

К.А. Рис-Дэвидс переводит это так: "What is speculative opinion about existence not being renewed? Theories that both soul and world will not be re-born, etc."

https://suttacentral.net/ds2.3.3/en/caf_rhysdavids

Можно, конечно, сказать, что она здесь что-то искажает? Но как иначе можно понять "Na bhavissati attā ca loko cāti"? Коль скоро вибхава-диттхи - это воззрение, что атман "na bhavissati", не будет существовать, вибхава-танха - это и есть жажда именно этого положения вещей, а не иного существования (которого, согласно этому воззрению, не будет).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

471632СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 11:49 (5 лет тому назад)    Re: О жажде несуществования Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Полагаю, это достаточно важная тема, чтобы её обсуждать отдельно.


По поводу вибхава-танхи есть сутта в в It (43)

And how do some slip right past? Some, feeling horrified, humiliated, & disgusted with that very becoming, relish non-becoming: 'When this self, at the break-up of the body, after death, perishes & is destroyed, and does not exist after death, that is peaceful, that is exquisite, that is sufficiency!' This is how some slip right past.

Здесь ясно показано, в чем разница между воззрением аннигилизма (некто отвращается существованием и считает, что после смерти его я уничтожится) и между арией, познавшим, что такое бхава-ниродха.

Спасибо за информацию! Это ведь Diṭṭhigatasutta ( https://suttacentral.net/iti49/pli/ms ; https://suttacentral.net/iti49/en/ireland )? Получается, что здесь, в Суттанте, самое простое (и, наверное, самое естественное) понимание вибхава-танхи: "наслаждающийся вибхавой" (vibhavaṃ abhinandanti) - это тот, кто мечтает, как хорошо и спокойно прекратить существовать.  

И да, Вы правы - это весьма важная сутта, потому что последователей Будды часто обвиняют (особенно часто - приверженцев палийского буддизма) именно в таком отношении к существованию (а возможно, что кто-нибудь порой и даёт основания для таких обвинений). А здесь объясняется, что это ошибочный подход, ложное воззрение. А правильное воззрение - это видение обусловленного, безличного характера процесса зависимого возникновения, и достижение бесстрастия по отношению к возникающему; достигая бесстрастия, бхиккху достигает прекращения. Собственно, это ещё одно напоминание третьей БИ.

Kathañca, bhikkhave, cakkhumanto passanti? Idha bhikkhu bhūtaṃ bhūtato passati; bhūtaṃ bhūtato disvā bhūtassa nibbidāya virāgāya nirodhāya paṭipanno hoti. (How, bhikkhus, do those with vision see? Herein a bhikkhu sees what has come to be as having come to be. Having seen it thus, he practises the course for turning away, for dispassion, for the cessation of what has come to be).
Вибх.-танх. - это когда прекращение чего-то (хотя бы даже телесной формы, не только прекращение вообще) воспринимается через цепляние к "Я" и "Мое". Так как цепляние существует только в этой форме - так или иначе.

Тобишь, вибхава-танха, это жажда не существовать (отвращение к существованию) в мире чувств и/или  в мире форм и/или в мире без форм.

Кама-танха ведет к существованию в мире кама,
Бхава танха в мире форм и без форм, вибхава танха - в асанья-сата.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

471633СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 12:04 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Еще, три вида ткнхи показывают прогрессию утоншения жажды.

1. самая грубая, чувственость
2. средняя, медитативные достижения
3. утонченна, стремление к уничтожению себя

Будда прошел все три стадии в своем поиске счастья:
1. жизнь в дворце и чуственый земной рай

2. медитация под учительством аруп-йогов, достижение высшей точки существования.

3. практика самоуничтожения и силовой атаки на свой ум и тело: доведение себя до истощения, "сокрушение своего ума умом".

И наивысшая форма практики: поиск причин бхава и избавление от самостного воззрения. как следствие прорыв к четырем Истинам, выход за пределы любой танхи. При этом прекращение или намерение прекратить дуккха (пять кхандх) не может считаться вибхава-танхой, так как это мкдрость, а не неведение. Знание безличности, а не цепляние (К существованию и Я)


Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

471634СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 12:06 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Тема обсуждалась и подробно исследовалась.

Выводы из прошлых тем:
Вибхава - это жажда более лучшего или иного существования, "ви-" - тут это приставка усиления, или отличия. Это вовсе не синоним абхава - небытия, ниббаны.

Следует отличать танха от диттхи - мнения о небытии после смерти тела, в данном случае.
Можете дать ссылку, интересно.
____
Диттхи и жажда тесно связаны


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

471635СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 12:16 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я думаю жаждать несуществования вполне можно. Как в сутте "три и пять" - приводится пример, кто ищет несуществования, жаждет небытия, отвращается от бытия.
"Они подобны собаке, которая привязана к столбу, крутиться вокруг столба, но так и не может освободиться от столба. Так и они крутяться вокруг совокупностей, которые считают собой, вертяться вокруг них, не имея возможности освободиться от них.

Таким образом будда не порицает, а проповедует освобождение от совокупностей, но не через отвращение к ним и восприятие их как "Я", а через бесстрастие и разотождествление.

Еще Будда часто напоминал, что из всех воззрений мирских, самое возвышенное - это мысль, что меня могло бы не быть и этого могло не быть   у меня, меня не будет и этого не будет у меня. И он переводит эту формулу на безличный язык: "этого (совокупностей) могло бы не быть и этого могло бы не быть у меня, этого не будет и этого не будет у меня", и утверждает, что такое воззрение может привести к высшим плодам. Так что щепотка вибхава танхи (пр  условии движения в сторону сама-диттхи) - не помешает.


Ответы на этот пост: Quake
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48703

471637СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 12:24 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
Тема обсуждалась и подробно исследовалась.

Выводы из прошлых тем:
Вибхава - это жажда более лучшего или иного существования, "ви-" - тут это приставка усиления, или отличия. Это вовсе не синоним абхава - небытия, ниббаны.

Следует отличать танха от диттхи - мнения о небытии после смерти тела, в данном случае.
Можете дать ссылку, интересно.
____
Диттхи и жажда тесно связаны

Я здесь практически всё повторил.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48703

471639СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 12:43 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

На данный момент думаю так:

Локаятики - профессиональные спорщики-демагоги и гедонисты. Вибхава-(танха\диттхи) отлично переводится как гедонизм (Vibhava: power, wealth, prosperity). Это связано с учением о "нет ни я, ни мира после" - да, это позиция тех спорщиков-гедонистов и есть. Всё отлично стыкуется.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Antaradhana, empiriocritic_1900, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48703

471642СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 13:02 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Чему учили "материалисты" - после смерти ничего нет, надо радоваться тому, что сейчас, получать удовольствие. Любили жить около царей. Какая уж тут "жажда прекращения" при таком воззрении, что за чушь, кто это выдумал?
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

471644СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 13:48 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Буддисты древности так же предпочитали жить возле царей, что при Ашоке, что при китайских правителях, а в Тибете так и сами царями стали...
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

471646СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 13:57 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

У меня такая теория. Как известно тришна бывает как позитивная - желание, так и негативная - отторжение, оба этих феномена это тришна.

Так вот три вида тришны (кама, бхава и вибхава) - это не три подвида тришны, а к каждому из этих объектов могут быть все виды тришны.

То есть кама-тришна - это может быть как страсть к кама так и отвращение от кама, бхава-тришна - как желание бхава так и нежелание бхава, а вибхава-тришна это как позитивное отношение к просветлению, так и страх просветления (или нирваны).


Ответы на этот пост: Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

471647СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 14:04 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

То есть, танха/тришна, тяга - это в любом случае плохо, акусала, будь то тяга к чувственным наслаждениям (эрос), тяга к продолжению жизнью(либидос) или же тяга к её прекращению (танатос). Плохо потому, что наличие тяги означает, что нет уравновешенности, упеккхи - высшего достижения в развитии мудрости.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

471648СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 14:06 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Тришна не не благой фактор.

Ответы на этот пост: Самадхи, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

471649СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 14:12 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Простая аналогия с печкой: пока есть тяга и топливо (танха и упадана), пламя стасти-жизни (кама-бхава) будет гореть.
Далее без аналогий: пока это пламя горит, знание о смерти (повсеместная смерть и всеобщая подверженность смерти) будет страданием. А если смерть наступает, пока это пламя не погашено (не угасло естественным образом или в силу воздействия холодной воды прозрения в суть бытия), неизбежно новое рождение в трёх мирах блужданий по кругу (сансара) в поисках удовольствий и бегстве от мучений (два основных вида тяги - влечение и отвращение).

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Quake
Гость





471653СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 14:42 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
Я думаю жаждать несуществования вполне можно.
Можно конечно, главное умственному образу "несуществования" понапридумывать привлекательных качеств.
А вообще, сказать
"Я думаю жаждать несуществования вполне можно" все равно что сказать "я думаю, что сансара возможна". Одного порядка суждения.


Ответы на этот пост: Helios
Наверх
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

471654СообщениеДобавлено: Вс 24 Фев 19, 14:46 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
Еще, три вида ткнхи показывают прогрессию утоншения жажды.

1. самая грубая, чувственость
2. средняя, медитативные достижения
3. утонченна, стремление к уничтожению себя

Будда прошел все три стадии в своем поиске счастья:
1. жизнь в дворце и чуственый земной рай

2. медитация под учительством аруп-йогов, достижение высшей точки существования.

3. практика самоуничтожения и силовой атаки на свой ум и тело: доведение себя до истощения, "сокрушение своего ума умом".

И наивысшая форма практики: поиск причин бхава и избавление от самостного воззрения. как следствие прорыв к четырем Истинам, выход за пределы любой танхи. При этом прекращение или намерение прекратить дуккха (пять кхандх) не может считаться вибхава-танхой, так как это мкдрость, а не неведение. Знание безличности, а не цепляние (К существованию и Я)
Да, согласна.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78  След.
Страница 2 из 78

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.659) u0.014 s0.002, 18 0.015 [267/0]