Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О жажде несуществования

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

473840СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 12:30 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Итак, недвусмысленно признаю, что в традиции есть значение танха=танхавичаритани

https://dharma.org.ru/board/post473830.html#473830

Танхавичаритани понимаются, как сочетания А) желания быть таким или другим, Б) самомнения, и В) [ложных] взглядов.

"Tattha katamāni aṭṭhārasa taṇhāvicaritāni ajjhattikassa upādāya? Asmīti hoti, itthasmīti hoti, evasmīti hoti, aññathāsmīti hoti, bhavissanti hoti, itthaṃ bhavissanti hoti, evaṃ bhavissanti hoti, aññathā bhavissanti hoti, asasmīti hoti, sātasmīti hoti, siyanti hoti, itthaṃ siyanti hoti, evaṃ siyanti hoti, aññathā siyanti hoti, apāhaṃ siyanti hoti, apāhaṃ itthaṃ siyanti hoti, apāhaṃ evaṃ siyanti hoti, apāhaṃ aññathā siyanti hoti.

Kathañca asmīti hoti? Kañci dhammaṃ anavakāriṃ anavakārī karitvā rūpaṃ … pe … vedanaṃ … pe … saññaṃ … pe … saṅkhāre … pe … viññāṇaṃ asmīti chandaṃ paṭilabhati, asmīti mānaṃ paṭilabhati, asmīti diṭṭhiṃ paṭilabhati
.

https://suttacentral.net/vb17/pli/ms

Therein what are “eighteen occurrences of craving in connection with internal (aggregates)”? There is, “I am”; there is, “I am such an one”; there is, “I am also”; there is, “I am otherwise”; there is, “I shall be”; there is, “I shall be such an one”; there is, “I also shall be”; there is, “I shall be otherwise”; there is, “I am eternal”; there is, “I am not eternal”; there is, “I may be”; there is, “I may be such an one”; there is, “I also may be”; there is, “I may be otherwise”; there is, “would that I may be”; there is, “would that I may be such an one”; there is, “would that I also may be”; there is, “would that I may be otherwise”.

And how is there, “I am”? Making no distinction with regard to any state (either) form, feeling, perception, volitional activities (or) consciousness, one gets the wish, “I am”; one gets the conceit, “I am”; one gets the wrong view, “l am”
;


https://suttacentral.net/vb17/en/thittila

Таким образом, КИ был прав, утверждая наличие такого значения/определения, а я был неправ, отрицая это.

Вместе с тем, не могу согласиться, что нет никаких других определений танхи (в "западном смысле слова", не через перечисление разновидностей кракозябр, а вида кракозябра - это глокая куздра). Есть такое определение. Как раз вчера я привёл именно его - определение из Самоха Винодани (комментарий Буддагосы на Вибхангу, входит в Аттхакатха):

Kāmatanhā ti kāme tanhā kāmatanhā pañcakāmaguṇika rāgassa etaṁ adhivacanaṁ

Bhave tanhā bhavatanhā.  Bhavapatthanā-vasena uppannassa sassataditthi-sahagatassa rūpārūpabhavarāgassa ca jhānanikantiyā c’ etaṁ adhivacanaṁ  

Vibhave tanhā vibhavatanhā ucchedaditthi-sahagatassa rāgassa etaṁ adhivacanaṁ


https://ia801604.us.archive.org/31/items/in.ernet.dli.2015.198025/2015.198025.Sammoha---Vinodani.pdf  p.111  

Кама-танха - это название (adhivacana) страсти к пяти нитям чувственности (pañcakāmaguṇika rāga).

Бхава-танха - это название возникшей из-за стремления существовать (bhavapatthanā-vasena uppannassa) страсти к перерождению в рупа- и арупа- локах (rūpārūpabhavarāga) и желания джхан (jhānanikanti), сопутствуемого воззрением о вечности (sassataditthi-sahagata).

Вибхава-танха - это название страсти, сопутствуемой воззрением об уничтожении (ucchedaditthi-sahagata rāga).

Таким образом, получаются два определения термина "танха", не противоречащие друг другу, а дополняющие друг друга - танха в узком смысле и танха в широком смысле.

В связи с этим возникает новая интересная тема - где в текстах имеется в виду танха в широком смысле, а где - в узком? Для её обсуждения в сколько-нибудь широком масштабе (тем паче, в полном объёме) мне не хватает знаний - а следовательно, и суждений у меня здесь быть не может. Аргументы у меня есть только для одного суждения: в цепи факторов зависимого возникновения имеется в виду танха в узком смысле. Что за аргументы? Прежде всего, танха в широком смысле (танха-вичарита, движение жажды) включает в себя и диттхи - а по классификации двенадцати нидан диттхи относятся уже к упадане.

_________________
Границы мира - это границы языка


Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Сб 09 Мар 19, 19:22), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

473841СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 12:43 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Я с самого начала говорил, что танха⩾танхавичаритани, что танхавичаритани - это танха, но не тождественная всей танхе, что танха и у медузы может быть, без всяких диттхи. Обсуждение заставило немного поплавать эту позицию, но какого-то однозначного перевеса тождественность танхи и танхавичаритани не получила. Да и танхавичаритани - это рассуждения с танхой. У животных рассуждений нет вообще, а танха есть. Хотя во времена Будды могли считать, что у животных есть рассуждения, что видно из некоторых текстов в КН, тогда фиг знает...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

473842СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 12:54 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
...
Если танха - это действительно композит из желания, самомнения и ложных воззрений, это, конечно, весьма интересно (и для меня неожиданно; готов был бы увидеть так максимум упадану). Надеюсь, Ящерок сможет дать более развернуто ту цитату, которая мелькала выше, из комментариев Буддагосы. И если там будет сказано буквально, что танхавичарита (течение жажды, current of craving) = танха, придётся это принять во внимание. Хотя как сочетать такое широкое понимание танхи с местом танхи в цепи зависимого возникновения.
Для меня написанное в теме пока что является только дополнением ко всему корпусу текстов о жажде имеющихся в каноне и традиции вообще и никак не отменяет того факта, что жажда - это жажда, когда человек чего-то жаждет. И это, как тут писали не раз, сопровождается восторгом (наслаждением) и страстью (нандирагасахагата) и возникает обусловленное тем приятным, болезненным или нейтральным, что мы испытываем в процессе восприятия.

Что касается взглядов и т.д. вот может быть пример из Бхиккхуни сутты (АН 4.159) иллюстрирует что-то.
Цитата:
(2) Когда так было сказано: «Это тело произошло из жажды, зависит от жажды, и жажду следует отбросить» – то почему так было сказано? Вот, сестра, монах слышит: «Такой-то и такой-то монах с уничтожением пятен [загрязнений ума] в этой самой жизни входит и пребывает в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания». Он думает: «Когда же и я с уничтожением пятен в этой самой жизни войду и буду пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания?» И спустя какое-то время, в зависимости от жажды, он отбрасывает жажду. Когда так было сказано: «Это тело произошло из жажды, зависит от жажды, и жажду следует отбросить» – то вот почему так было сказано.
SV, видимо следуя переводу Бх. Бодхи, переводит "Это тело произошло из жажды, зависит от жажды, и жажду следует отбросить". Суджато и Тханиссаро Бхиккху добавляют, "основываясь", то есть "Это тело произошло из жажды, зависит от жажды, и основываясь на жажде, жажду следует отбросить".
Видно, что жажда: "Когда же и я с уничтожением пятен в этой самой жизни войду и буду пребывать в незапятнанном освобождении ума, освобождении мудростью, зная и проявляя эти состояния для себя самостоятельно посредством прямого знания" подразумевает осознание себя, других, представление о пути, об освбождении и т.д. То есть это не примитивная ситуация, где есть например приятный синий цвет и жажда смотреть на него и наслаждаться им, а более сложная, включающая представления, м.б. воззрения и т.д.
Кстати в этой же сутте следующий абзац - о самомнении (маано), где говорится (в переводах Суджато и Тханиссаро Бхиккху), что гордость нужно отбросить, основываясь на гордости. Там такой же текст, только самомнение выражается словами: "Он думает: «Такой-то и такой-то монах с уничтожением пятен… посредством прямого знания. Если он смог, то и я смогу!» "

P.S. Писал, не увидев ещё предыдущих сообщений Эмпириокритика и Антарадханы.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Сеня
Гость


Откуда: Vйry


473846СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 14:31 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Желание тоже разные бывают.
Например:
Идёт будда по лесу, видит человек попал в беду и страдает. Например нога застряла в расщелине и сломана.
У будды возникнет сильное непреодолимое желание срочно помочь человеку и избавить его от страдания.

Т.е. само по себе желание это не зло. Злом является эгоистическое желание. Соответственно не эгоистическое желание это благо.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Рената Скот, Серж
Наверх
Йог
Гость





473888СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 16:24 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Получается, что основа хинаяны — жажда небытия, что приводит к очередному противоречию данного направления.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

473915СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 19:21 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сеня пишет:

Идёт будда по лесу, видит человек попал в беду и страдает. Например нога застряла в расщелине и сломана.
У будды возникнет сильное непреодолимое желание срочно помочь человеку и избавить его от страдания.


Такое желание Будды (или кого-либо ещё) танхой, разумеется, не является. И никаким определением оно к танхе не относится.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12640

473916СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 19:22 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сеня пишет:
Желание тоже разные бывают.
Например:
Идёт будда по лесу, видит человек попал в беду и страдает. Например нога застряла в расщелине и сломана.
У будды возникнет сильное непреодолимое желание срочно помочь человеку и избавить его от страдания.

Т.е. само по себе желание это не зло. Злом является эгоистическое желание. Соответственно не эгоистическое желание это благо.
Но с какой стати у кого бы то ни было в этой ситуации возникнет "сильное непреодолимое желание"? Вы просто подходите и помогаете. Когда старушка с тяжелой сумкой по лестнице ползет у вас что, сильное непреодолимое желание в отношении неё возникает? Нет, вы просто берете у нее сумку.

Ответы на этот пост: Сеня
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Сеня
Гость


Откуда: Vйry


473922СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 20:23 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Сеня пишет:
Желание тоже разные бывают.
Например:
Идёт будда по лесу, видит человек попал в беду и страдает. Например нога застряла в расщелине и сломана.
У будды возникнет сильное непреодолимое желание срочно помочь человеку и избавить его от страдания.

Т.е. само по себе желание это не зло. Злом является эгоистическое желание. Соответственно не эгоистическое желание это благо.
Но с какой стати у кого бы то ни было в этой ситуации возникнет "сильное непреодолимое желание"? Вы просто подходите и помогаете. Когда старушка с тяжелой сумкой по лестнице ползет у вас что, сильное непреодолимое желание в отношении неё возникает? Нет, вы просто берете у нее сумку.
 С таким же успехом можно сказать про что угодно.
Начну перечислять:
1)  Мой вариант:- Когда человек долго не ел, то у него возникает сильное желание поесть.  На основе чувства голода возникает это желание.
    Ваш вариант:- Когда человек долго не ел, то но просто идет есть. С какой стати у него возникнет сильное желание поесть?

2) Мой вариант:- Когда человек долго не спал.......  На основе недосыпа
   Ваш вариант:- Он просто идёт спать. С какой стати.....?

3) Мой вариант:- Про секс и нужду не буду...
   Ваш вариант:- Да давайте не будем....

 Про сладенькое и солененькое в принципе можно. Т.к. если не хватает соли или сахара в организме то организм будет тянуть на соленое или сладкое через чувства. И естественно удовлетворившись человек получит удовольствие. Организм таким образом отблагодарил ум на своем физическом уровне.


5) Мой вариант:- Когда человек видит что,  кто то страдает и он в состоянии помочь, то у него возникает сильное желание помочь на основе чувства сострадания.
   Ваш вариант:- Он просто идет помогать без желания, потому что основы для этого желания нет.


Надеюсь моя аргументация убедила Вас в моей правоте. Основа всех желаний являются чувства. Нет чувств нет желаний. Можно ли таким образом сказать что у будды нет никаких чувств?


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4111

473923СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 20:23 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сеня пишет:
Желание тоже разные бывают.
Например:
Идёт будда по лесу, видит человек попал в беду и страдает. Например нога застряла в расщелине и сломана.
У будды возникнет сильное непреодолимое желание срочно помочь человеку и избавить его от страдания.

Т.е. само по себе желание это не зло. Злом является эгоистическое желание. Соответственно не эгоистическое желание это благо.
Да, есть taṇhā, а есть chanda - желание, но правильное. Все из-за сложности перевода. На странице википедии вот, что пишется:
Ajahn Sucitto states:

Desire as an eagerness to offer, to commit, to apply oneself to meditation, is called chanda. It’s a psychological “yes,” a choice, not a pathology. In fact, you could summarize Dhamma training as the transformation of taṇhā into chanda


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

473927СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 20:32 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Серж пишет:
Сеня пишет:
Желание тоже разные бывают.
Например:
Идёт будда по лесу, видит человек попал в беду и страдает. Например нога застряла в расщелине и сломана.
У будды возникнет сильное непреодолимое желание срочно помочь человеку и избавить его от страдания.

Т.е. само по себе желание это не зло. Злом является эгоистическое желание. Соответственно не эгоистическое желание это благо.
Да, есть taṇhā, а есть chanda - желание, но правильное. Все из-за сложности перевода. На странице википедии вот, что пишется:
Ajahn Sucitto states:

Desire as an eagerness to offer, to commit, to apply oneself to meditation, is called chanda. It’s a psychological “yes,” a choice, not a pathology. In fact, you could summarize Dhamma training as the transformation of taṇhā into chanda

Слово "чанда" может означать и позитивно оцениваемое, благое, и негативно оцениваемое, неблагое желание ( чуть выше https://dharma.org.ru/board/post473840.html#473840 как раз пример, когда "чандой" называется аспект "течения жажды" - то есть, это именно тот случай, когда чанда используется в негативном контексте). А вот танха - это всегда неблагое. Поэтому да, благое желание можно назвать "чанда", но нельзя назвать "танха".

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ящерок
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12640

473935СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 21:03 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сеня пишет:



Надеюсь моя аргументация убедила Вас в моей правоте. Основа всех желаний являются чувства. Нет чувств нет желаний. Можно ли таким образом сказать что у будды нет никаких чувств?
Чувства у Будды были, ведь он чувствовал боль (к примеру). А вот желаний, насколько я понимаю, не было - он просто делал то, что должно. Для этого необязательно быть Буддой. Иногда (увы, не всегда) с возрастом мудрости у человека прибавляется, а желаний - убавляется. Такой мудрец просто делает то, что считает нужным, без всяких эмоций.

Ответы на этот пост: Сеня
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

473946СообщениеДобавлено: Сб 09 Мар 19, 22:00 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Слово "чанда" может означать и позитивно оцениваемое, благое, и негативно оцениваемое, неблагое желание ( чуть выше https://dharma.org.ru/board/post473840.html#473840 как раз пример, когда "чандой" называется аспект "течения жажды" - то есть, это именно тот случай, когда чанда используется в негативном контексте). А вот танха - это всегда неблагое. Поэтому да, благое желание можно назвать "чанда", но нельзя назвать "танха".

Теоретически и танха может быть в определенной степени "благой", т.е. "танха направленная на отбрасывание танхи". Чуть выше Wu упоминал сутту, где говорится: "опираясь на танху, танху следует отбросить, опираясь на манa, манa следует отбросить...".

Собственно вординг "кусала танха" встречается в Nettipakarana [87]:

Цитата:
505. [87] Herein, what is the Mode of Conveying an Investigation in Combined Treatment ? [It is, for example, as follows.]
506. Herein, craving is of two kinds: profitable and unprofitable (cf. Pe 97). While the unprofitable kind goes with the roundabout, the profitable kind is craving for abandoning, which goes with dispersal (cf. D. iii, 216).
507. Also conceit is of two kinds: profitable and unprofitable. Any conceit supported by which one abandons conceit is profitable; but any conceit which makes suffering occur is unprofitable conceit (cf. Pe 160-1).
508. Herein, [as an example] in the case of the grief that has for its support the renunciation [described thus] <6When shall I enter upon by verification and abide in that base, which peaceful base the Noble Ones enter upon by verification and abide in V, and longing arises in him, and grief with the longing as its condition> (cf. M. iii, 218 and Pe 161): such craving is profitable; for there being the heart-deliverance due to fading of lust, [such craving] is profitable in having that for its object.

Цитата:
Tattha katamo vicayo hārasampāto? Tattha taṇhā duvidhā kusalāpi akusalāpi. Akusalā saṃsāragāminī, kusalā apacayagāminī pahānataṇhā. Mānopi duvidho kusalopi akusalopi. Yaṃ mānaṃ nissāya mānaṃ pajahati, ayaṃ māno kusalo. Yo pana māno dukkhaṃ nibbattayati, ayaṃ māno akusalo. Tattha yaṃ nekkhammasitaṃ domanassaṃ kudāssunāmāhaṃ taṃ āyatanaṃ sacchikatvā upasampajja viharissaṃ yaṃ ariyā santaṃ āyatanaṃ sacchikatvā upasampajja viharantīti tassa uppajjati pihā, pihāpaccayā domanassaṃ, ayaṃ taṇhā kusalā rāgavirāgā cetovimutti, tadārammaṇā kusalā avijjāvirāgā paññāvimutti.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Сеня
Гость


Откуда: Vйry


473966СообщениеДобавлено: Вс 10 Мар 19, 00:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Сеня пишет:



Надеюсь моя аргументация убедила Вас в моей правоте. Основа всех желаний являются чувства. Нет чувств нет желаний. Можно ли таким образом сказать что у будды нет никаких чувств?
Чувства у Будды были, ведь он чувствовал боль (к примеру). А вот желаний, насколько я понимаю, не было - он просто делал то, что должно. Для этого необязательно быть Буддой. Иногда (увы, не всегда) с возрастом мудрости у человека прибавляется, а желаний - убавляется. Такой мудрец просто делает то, что считает нужным, без всяких эмоций.
 Раз чувства у будды есть значит есть и желания. Чувство любви к живым существам это тоже чувство большого пламенного сердца Бодхи. О он желает существам свободы и счастья.
И он желает помочь тому кто в беду попал, даже если будет больно. И слёзы будут и эмоции. Марпа, Миларепы и т.п. это живые будды-эмоционалы, без слёз никак.
 А по Вашему он робот безэмоциональный как в фильмах ужасов голивудских про захват инопланетянами,  превращающих людей в зомби-рационалистов с заложенной программой делать все правильно без чувств и эмоций.
Упаси Манджушри стать таким "буддой". Такое ощущение что инопланетяне уже начали свой черное дело.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

473975СообщениеДобавлено: Вс 10 Мар 19, 06:17 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Кстати, слово жадность происходит от жажда (то есть как бы от тришна). А ведь есть противоположное жадности умелое качество - заслуга и парамита щедрости (дана).
Мне видится, что жадность это отчасти жажда и есть. Скажем, одна весьма пожилая дама как-то говорила мне: "Всё болит, еле хожу, а как хочется пожить еще лет 10-20!" Вот такое высказывание это скорее что - жажда или жадность?

Всё что угодно, что у не архата, содержит жажду. Так что это не простое понятие, которое сводится к желанию.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

473994СообщениеДобавлено: Вс 10 Мар 19, 12:28 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Очень важно не определять жажду словами, а опознавать ее как условие неудовлетворенности. Жажда рассматривается в разных контекстах - широких и узких. В широком контексте жажда это все аффекты, все омрачающие воззрения о удовлетворении. В узком - это и жадность, и азарт, и похоть.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78  След.
Страница 77 из 78

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.053 (0.276) u0.018 s0.002, 18 0.033 [265/0]