В Упакилеса сутте говориться об эйфории, как помехе для джханы. Эйфорией на мой взгляд, как раз и является поглощенность восторгом, описывается как помеха джхане вообще, наряду со страхом, чрезмерным усердием в медитации и т.п. Там говорится, что начинается видение света и форм, а потом происходит облом и причиной тому перечисленные в сутте помехи. При наличии же в уме более грубых помех, таких как чувственная жажда, недоброжелательность, апатия и т.д., даже до видения света и форм не дойдет, максимум саматха с отблесками света и короткими периодами блаженства и восторга будет.
Пити (восторг), не может быть помехой, так как это один из джхановых факторов, обуславливающих в конечном счете самадхи. Да и поглотиться им не получится, потому что в джхане объект - нимитта, а не пити. Апана, поглощение, будет нимиттой.
Восприятие света и форм - это обычно о развитии иддхи в суттах идет речь.
"Пити" - восторг и сукха - счастье, удовлетворенность - факторы дхьян, имеются в первой и второй рупа-дхьянах. В третьей - только сукха (пити уже нет), в 4-й - нет ни того, ни другого (есть "адукха-асукха"). В Арупье - те же факторы, что и в 4-й рупе, только объект сосредоточения постепенно заменяется на безобъектность (нимитта заменяется анимиттой).
Почитайте хотя бы "Самуччаю" Асанги - там сказано ясно и четко, ничего лишнего
Сказать-то что хотели? Пити - один из семи факторов просветления, он обуславливает самадхи, далее, в последующих утонченных уровнях отбрасывается, так как самадхи развито и оставшихся факторов хватает. В арупах так же умственные концепции являются объектом, только представления меняются на "бесконечное сознание" и тд.
Асангу сами читайте, в Тхераваде свои источники есть )
Если первая джхана это поглощённость восторгом, то что тогда вторая?
Опыта второй джханы у меня нет, почитайте в суттах, там всё подробно описано. Про джханы сказано, что монах в них: "входит и пребывает". Попробуем заменить слово "джхана" на что-то более понятное, скажем, озеро. "Человек созерцает озеро" и "человек входит и пребывает в озере" это ведь не одно и то же?
Есть. Тысячу раз повторяется: "полностью оставивший чувственные удовольствия и неблагие умственные состояния, монах входит и пребывает в первой джхане".
В тысячу первый раз позвольте вам разъяснить, что джхана - состояние временное (в отличие от ниббаны) и для достижения ее достаточно временно оставить неблагие умственные состояния. Разумеется, есть люди одержимые похотью или злобой, для которых неблагие умственные состояния являются естественными, других они просто не знают. Но это всё-таки не про нас, я надеюсь)).
Ловушка в том, что испытав какой-то кайф (а от восторга первой дхьяны могут волоски на теле подниматься) возможно посчитать себя круче Будды.
Можно, если ничего не знать об Учении. А если джханы достигает человек, который знаком с суттами, то он, после того как волоски на теле улягутся, поймет, что с ним не случилось ничего особенного.
Я переводил: "удалился в безлюдную местность, в затворничество", "пребывал в затворничестве", "они остались там на период затворничества сезона дождей", а затвор - это у винтовки
В православии "уйти в затвор" устойчивое понятие, возникшее раньше винтовок.
№468503Добавлено: Чт 31 Янв 19, 10:25 (6 лет тому назад)
Ну, как известно, у Антарадханы и прочих старцевадинов, медитацией нынче одержимы и массово уходят в ретриты, только сексуальные маньяки, страдающие запоями и грабящие по выходным банки. У них же дел больше других нет и интересов, кроме саматхи с випассаной.
№468506Добавлено: Чт 31 Янв 19, 10:34 (6 лет тому назад)
Расписание маньяка:
10.30 Подъем, скинуть с балкона гирю на голову прохожему.
11.00 Надругаться над соседкой
11.30 Медитация
12.30 Обед с кровью
13.00 Врать в течние часа
14.00 Випассана
15.00 Ограбить ларек
16.00 Перекус свежей печенью
17.00 Декламация сутт, дана
18.00 Навредить собакам во дворе, обмануть кошку.
19.00 Изменить воображаемой жене
20.00 Вечерняя медитация на дружелюбии к существам
21.00 Ужин маньяка с водкой
22.00 Уличные грабежи
23.00 Медитация и баиньки
В Упакилеса сутте говориться об эйфории, как помехе для джханы. Эйфорией на мой взгляд, как раз и является поглощенность восторгом, описывается как помеха джхане вообще, наряду со страхом, чрезмерным усердием в медитации и т.п. Там говорится, что начинается видение света и форм, а потом происходит облом и причиной тому перечисленные в сутте помехи. При наличии же в уме более грубых помех, таких как чувственная жажда, недоброжелательность, апатия и т.д., даже до видения света и форм не дойдет, максимум саматха с отблесками света и короткими периодами блаженства и восторга будет.
Пити (восторг), не может быть помехой, так как это один из джхановых факторов, обуславливающих в конечном счете самадхи. Да и поглотиться им не получится, потому что в джхане объект - нимитта, а не пити. Апана, поглощение, будет нимиттой.
Восприятие света и форм - это обычно о развитии иддхи в суттах идет речь.
"Пити" - восторг и сукха - счастье, удовлетворенность - факторы дхьян, имеются в первой и второй рупа-дхьянах. В третьей - только сукха (пити уже нет), в 4-й - нет ни того, ни другого (есть "адукха-асукха"). В Арупье - те же факторы, что и в 4-й рупе, только объект сосредоточения постепенно заменяется на безобъектность (нимитта заменяется анимиттой).
Почитайте хотя бы "Самуччаю" Асанги - там сказано ясно и четко, ничего лишнего
Сказать-то что хотели? Пити - один из семи факторов просветления, он обуславливает самадхи, далее, в последующих утонченных уровнях отбрасывается, так как самадхи развито и оставшихся факторов хватает. В арупах так же умственные концепции являются объектом, только представления меняются на "бесконечное сознание" и тд.
Асангу сами читайте, в Тхераваде свои источники есть )
Хотел сказать что пити (восторг) присутствует только в первых двух дхьянах рупы и для дальнейшего прогресса на пути к нирване (даже тиртхической, не только у буддистов так) уже является помехой, препятствием - впавшие в вечную привязанность к ней не то что сансару никогда не покинут - даже не смогут переродиться выше сферы существований "богов" второй дхьяны.
И вовсе не восторг "обуславливает самадхи" а cittaikagrata ("однонаправленность сознания", сосредоточение) - только этот фактор присутствует от первой дхьяны до 8-й.
Асангу советовал, потому что видно: ты не знаком с "факторами дхьян", нелишне "просветиться" в этом вопросе.
По "палийскому" поводу можешь не переживать - все это есть и в Типитаке, просто тебе пока не встретилось, но если хочешь еще подождать (или вообще обходиться без этого) - дело конечно твое. Извини, что подсказал _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Поглощенность восторгом, эйфория - это тонкая помеха, которая не даст войти в джхану.
Не совсем так. Поглощенность восторгом, эйфория - это тонкая помеха, которая не даст перейти к следующей джхане.
В Упакилеса сутте говориться об эйфории, как помехе для джханы. Эйфорией на мой взгляд, как раз и является поглощенность восторгом, описывается как помеха джхане вообще, наряду со страхом, чрезмерным усердием в медитации и т.п. Там говорится, что начинается видение света и форм, а потом происходит облом и причиной тому перечисленные в сутте помехи. При наличии же в уме более грубых помех, таких как чувственная жажда, недоброжелательность, апатия и т.д., даже до видения света и форм не дойдет, максимум саматха с отблесками света и короткими периодами блаженства и восторга будет.
Есть несколько англоязычных работ по расшифровке и этимологии понятия jhana. Мне более всего запомнился текст проф. Гомбрича, где он поясняет, что термин джхана восходит к аллегории "пылания", то есть буквально сопряжено с тем, что мы называем "воспылал духовно", "пламя духа/веры" - отсюда и духовное озарение, являющееся одним из главных компонентов дхьяны (в частности, её первого уровня). Этот же мотив был явственно уловлен мусульманской культурой, и в их средневековых изображениях Мухаммеда и других святых их головы всегда обьяты вот тем самым пламенем, они (духовно) пылают.
https://islamnews.ru/wp-content/uploads/2018/10/prophet-elijah.jpg
В современном русском языке этот духовный пыл наиболее ясно передаётся словом Вдохновение. Хотя специально для объяснения дхьяны и бхаваны по-русски я использую заимствование "пребывание в духе". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ловушка в том, что испытав какой-то кайф (а от восторга первой дхьяны могут волоски на теле подниматься) возможно посчитать себя круче Будды.
Можно, если ничего не знать об Учении. А если джханы достигает человек, который знаком с суттами, то он, после того как волоски на теле улягутся, поймет, что с ним не случилось ничего особенного.
Это понятно, но вот человек (которому предназначалась цитата) выказывал неумеренные восторги по поводу "пити", доказывая что это и обуславливает дхьяны.
)) Наверное не будете спорить, что многие (если не большинство) российских неофитов прходят в буддизм, чтобы использовать "тайны Востока" для умножения своего "хап-хап-хап", искренне (ну "сверхмирски" просто) считая, что если "не дает" - то наф тогда нуна
"А я вот хап-хап-хап, а вы - льохи". _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
В оригинале vivicca, что значит полностью отстраниться, отделиться, пример: как масло отделяется от воды.
Полностью отстраниться (вивека - отстранение, имя проповедника Вивекананда именно с этим словом) можно и на некоторое время - в это время и достигается дхьяна, возгорается духовный пыл. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№468516Добавлено: Чт 31 Янв 19, 12:27 (6 лет тому назад)
Горсть листьев, а ты учитываешь, что дхьяны - прежде всего "сферы существований", в которых перерождаются живые существа, которые все поголовно "прячутся" в этих "сферах существований" во время пралаи (разрушения мира).
Все эти "сферы существований" можно "посещать" медитативно - это называется samapatti или дхьяна-причина (karanadhyana),
после чего возможно переродиться там, что будет называться upapatti, дхьяна-следствие (karyadhyana).
Индийцам это было понятно по кустому, т.е. даже напоминать излишне, а нам эти кустомы "приживлять" надо, мы ведь в другой системе взращены, совершенно не приучены "примерять" к сфервм рупы и (тем более) арупьи, ведя разговор (дискуссии) "примерять" обучены только к объектам камалоки, для нас ведь, образованных "пролегоменов науки" не существует ничего, кроме "окружающего мира". По крайней мере в начале знакомства с Учением. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Чт 31 Янв 19, 12:31), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Горсть листьев
В оригинале vivicca, что значит полностью отстраниться, отделиться, пример: как масло отделяется от воды.
Полностью отстраниться (вивека - отстранение, имя проповедника Вивекананда именно с этим словом) можно и на некоторое время - в это время и достигается дхьяна, возгорается духовный пыл.
)) Великий буддийский учитель Бхававивека (практически основатель мадхьямаки-сватантрики) более уместен, чем упомянутый тобой "канадец" _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
В Упакилеса сутте говориться об эйфории, как помехе для джханы. Эйфорией на мой взгляд, как раз и является поглощенность восторгом, описывается как помеха джхане вообще, наряду со страхом, чрезмерным усердием в медитации и т.п. Там говорится, что начинается видение света и форм, а потом происходит облом и причиной тому перечисленные в сутте помехи. При наличии же в уме более грубых помех, таких как чувственная жажда, недоброжелательность, апатия и т.д., даже до видения света и форм не дойдет, максимум саматха с отблесками света и короткими периодами блаженства и восторга будет.
Пити (восторг), не может быть помехой, так как это один из джхановых факторов, обуславливающих в конечном счете самадхи. Да и поглотиться им не получится, потому что в джхане объект - нимитта, а не пити. Апана, поглощение, будет нимиттой.
Восприятие света и форм - это обычно о развитии иддхи в суттах идет речь.
"Пити" - восторг и сукха - счастье, удовлетворенность - факторы дхьян, имеются в первой и второй рупа-дхьянах. В третьей - только сукха (пити уже нет), в 4-й - нет ни того, ни другого (есть "адукха-асукха"). В Арупье - те же факторы, что и в 4-й рупе, только объект сосредоточения постепенно заменяется на безобъектность (нимитта заменяется анимиттой).
Почитайте хотя бы "Самуччаю" Асанги - там сказано ясно и четко, ничего лишнего
Сказать-то что хотели? Пити - один из семи факторов просветления, он обуславливает самадхи, далее, в последующих утонченных уровнях отбрасывается, так как самадхи развито и оставшихся факторов хватает. В арупах так же умственные концепции являются объектом, только представления меняются на "бесконечное сознание" и тд.
Асангу сами читайте, в Тхераваде свои источники есть )
Хотел сказать что пити (восторг) присутствует только в первых двух дхьянах рупы и для дальнейшего прогресса на пути к нирване (даже тиртхической, не только у буддистов так) уже является помехой, препятствием - впавшие в вечную привязанность к ней не то что сансару никогда не покинут - даже не смогут переродиться выше сферы существований "богов" второй дхьяны.
И вовсе не восторг "обуславливает самадхи" а cittaikagrata ("однонаправленность сознания", сосредоточение) - только этот фактор присутствует от первой дхьяны до 8-й.
Асангу советовал, потому что видно: ты не знаком с "факторами дхьян", нелишне "просветиться" в этом вопросе.
По "палийскому" поводу можешь не переживать - все это есть и в Типитаке, просто тебе пока не встретилось, но если хочешь еще подождать (или вообще обходиться без этого) - дело конечно твое. Извини, что подсказал
Омг, читайте сутты что ли, вот стандартная саматха памятования о Будде с перечислением условий достижения самадхи:
"Когда ученик Благородных памятует о Татхагате, то в этом случае его ум не охвачен жаждой, злобой или заблуждением. В этом случае его ум выпрямлен, опираясь на Татхагату. Ученик Благородных с выпрямленным умом черпает вдохновение в значении, черпает вдохновение в Дхамме, обретает радость, связанную с Дхаммой. Когда он рад, возникает восторг. У того, чей ум [пропитан] восторгом, тело становится безмятежным. Тот, у кого тело безмятежно, ощущает удовольствие. Ум того, кто ощущает удовольствие, становится сосредоточенным. "
Можете еще о семи фаторах просветления почитать, чтобы узнать - какие факторы обуславливают самадхи в итоге.
Экагатта - это однонастроенность ума, синоним самадхи, самадхи само себя не обуславливает.
Рано вам еще советы давать, подучитесь.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы