Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Христианизация буддийских терминов (вырезано из темы "Старцевада")

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

468599СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 19:28 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йен пишет:
Цитата:
Различные саманы/йогины не просто так ту или иную джхану ошибочно принимали за окончательное освобождение

Не было никаких джхан у саманов и йогинов. Легенды нашего городка )) Джханы появляются впервые в буддистских текстах. Никаких надежно установленных добуддистских источников упоминающих джханы не существует.
Упанишады в которых встречается термин дхьяна датированы либо наравне либо позже сутт Палийского Канона )

Поэтому "делание джхан" есть изобретение Будды и его метод достижения Ниббаны ))

Его учителя и саманы йогины его времени  практиковали состояния похожие на джханы - сосредоточение с целью полного оставления чувственности, впадения в полную бесчувственность, то, что стало четырьмя бесформенными сферами аятанами в суттах Канона, а позже в комментариях названо арупадхьянами что еще больше запутало всех ))

Само собой сосредоточение с такой неправильной целью не ведет к Ниббане и не является джханами.

Это джханы, но без правильного применения. Правильное сосредоточение - это правильное применение джхан. Никакой пользы называть джханы не джханами - нет. Будда приводил пример неправильной практики джхан- корова, которая карабкается выше и выше, не тренируясь в устойчивости на каждом уступе.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

468602СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 19:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Слово Джхана придумал Будда? Smile
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

468607СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 20:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Упасюнчик пишет:
Ну и английского вы тоже не знаете. Quite переводится как "в большой степени, весьма", а не "полностью". Полностью по-английски completely или fully или absolutely
Совершенно верно.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Wu



Зарегистрирован: 04.12.2014
Суждений: 414

468609СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 20:42 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Упасюнчик пишет:
Ну и английского вы тоже не знаете. Quite переводится как "в большой степени, весьма", а не "полностью". Полностью по-английски completely или fully или absolutely
Не так. У этого слова есть два значения - 1) в какой-то степени, 2) вполне, полностью.

Смотрим англо-русский словарь Мюллера https://studyenglishwords.com/words/quite
Цитата:
1) вполне, совершенно, совсем; полностью; всецело;
2) довольно; до некоторой степени; более или менее;

Смотрим Оксфордский словарь английского языка https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/quite

Цитата:
1) (British English) (not used with a negative) to some degree
synonym fairly, pretty

2)to the greatest possible degree
synonym completely, absolutely
synonym entirely
Как раз ваши completely, absolutely.

P.S. Но в переводе Бхикху Бодхи этого quite нет, в отличие от перевода Тханиссаро Бхикху. И в оригинале кажется нет соответствующего слова.


Последний раз редактировалось: Wu (Чт 31 Янв 19, 20:51), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

468610СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 20:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Есть несколько англоязычных работ по расшифровке и этимологии понятия jhana. Мне более всего запомнился текст проф. Гомбрича, где он поясняет, что термин джхана восходит к аллегории "пылания", то есть буквально сопряжено с тем, что мы называем "воспылал духовно", "пламя духа/веры" - отсюда и духовное озарение, являющееся одним из главных компонентов дхьяны (в частности, её первого уровня).
"Пылание" - это же, похоже, народная этимология, основанная на сходном звучании различных слов. Это как если в слове "медитация" видеть корень "мёд" и говорить (в шутку), что медитация так названа, потому что сладка (приятна), как мёд.

Древнеиндийское слово kṣāyati ("гореть") стало в пали звучать как jhāyati, отсюда jhāna ("горение", "пылание").
Древнеиндийское слово dhāyati ("думать") тоже стало в пали звучать как jhāyati, отсюда jhāna ("думание", "медитация").

Разные слова, которые в пали звучат одинаково. Если же допустить, что изначально было все-таки "пылание", тогда санскритизация в "dhyāna" будет неверной (должно быть что-то типа kṣāṇa). Не "дхъяна", а "кшана".


Последний раз редактировалось: Ящерок (Чт 31 Янв 19, 20:51), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Sapu, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

468611СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 20:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:


А у вас и других сторонников ретритного, кратковременного отстранения от помех (с якобы достижением джхан), за которым потом следует возврат к чувственным удовольствиям и злобе - получается, что человек расплачивается с долгами, и снова в них влезает; выздоравливает от болезни, и снова к ней возвращается; освобождается из тюрьмы, и тут же снова в нее возвращается; освобождается от рабства, и тут же снова возвращается в кабалу; пересекает опасную пустыню, но затем возвращается в нее. Пити и сукха в первой джхане - имеют своей причиной радость освобождения от кама (мучительной зависимости от чувственных удовольствий), а не что-то другое.
Сама я на ретриты никогда не ездила, у меня дома неплохие условия для медитации. Медитировать начала только потому, что в Будда в суттах постоянно рекомендует практиковать медитацию. Мучительная зависимость от разного рода эмоций ослабевает в повседневной жизни в результате размышлений о том, что всё, что имеет природу возникновения, имеет природу прекращения. Ну а толчком для таких размышлений вполне может быть временное "выздоровление" во время ретрита (или отпуска в одиночестве). Человек, хотя бы один раз почувствовавший как приятно быть здоровым, начинает по-другому относиться к своей болезни - не как к данности, а как к досадной помехе. Не отчаивайтесь, лечитесь потихоньку, если вы сумеете быть здоровым хотя бы 20 минут в день, то вы вскоре заметите, что и в остальное время суток зависимость от чувственных удовольствий и злобы потихоньку начнет ослабевать.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Маханакхон
Гость





468612СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 20:50 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Тролль Стуликов пишет:
Цитата:
Стуликов, ты? )) Это же все твои несостоятельные идеи, потонувшие в контраргументах ))

Не знаю такого

В зеркало посмотри. Спорил со мной на эту тему, воззрения один в один, стиль написание такой же, даже грамматические ошибки, когда торопишься, такие же делаешь )) Ахаха, вот позорник-то, так опустился ниже плинтуса )))
Наверх
Sapu
Гость





468614СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 20:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
Горсть листьев пишет:

Есть несколько англоязычных работ по расшифровке и этимологии понятия jhana. Мне более всего запомнился текст проф. Гомбрича, где он поясняет, что термин джхана восходит к аллегории "пылания", то есть буквально сопряжено с тем, что мы называем "воспылал духовно", "пламя духа/веры" - отсюда и духовное озарение, являющееся одним из главных компонентов дхьяны (в частности, её первого уровня).
"Пылание" - это же, похоже, народная этимология, основанная на сходном звучании различных слов. Это как если в слове "медитация" видеть корень "мёд" и говорить (в шутку), что медитация так названа, потому что сладка (приятна), как мёд.

Древнеиндийское слово kṣāyati ("гореть") стало в пали звучать как jhāyati, отсюда jhāna ("горение", "пылание").
Древнеиндийское слово dhāyati ("думать") тоже стало в пали звучать как jhāyati, отсюда jhāna ("думание", "медитация").

Разные слова, которые в пали звучат одинаково. Если же допустить, что изначально было все-таки "пылание", тогда санскритизация в "dhyāna" будет неверной (должно быть что-то типа kṣāṇa). Не "дхъяна", а "кшана".

Надо у Фридегара спросить, он в таких темах хорошо разбирается и точно расскажет - где и почем пылает ))
Наверх
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7281

468616СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 20:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йен пишет:
Цитата:
Различные саманы/йогины не просто так ту или иную джхану ошибочно принимали за окончательное освобождение

Не было никаких джхан у саманов и йогинов. Легенды нашего городка )) Джханы появляются впервые в буддистских текстах. Никаких надежно установленных добуддистских источников упоминающих джханы не существует.
...
Само собой сосредоточение с такой неправильной целью не ведет к Ниббане и не является джханами.

Текстов не было, потому что первыми их записывать стали буддисты, до них все передавалось устно, от учителя ученикам.

Васубандху в АК сказано, что Будда еще под руководством своих учителей достигал 8-й дхьяны, которая есть "лимит мирских путей", что в Арупье обитают (переродились там) как раз практиковавшие йогу (дхьяны) без БИ.

Взгляните на названия сфер существований (дхьян) в Рупе  - они стерильно пересажены из добуддийского брахманизма, включая их брахманистские названия.

К нирване ведет только 9-я дхьяна, на время которой поток сознания прерывается (она есть превышение "мирского лимита").
Впервые войти в 9-ю возможно лишь из 8-й.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

468617СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 21:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Упасюнчик пишет:
Ну и английского вы тоже не знаете. Quite переводится как "в большой степени, весьма", а не "полностью". Полностью по-английски completely или fully или absolutely
Не так. У этого слова есть два значения - 1) в какой-то степени, 2) вполне, полностью.

Смотрим англо-русский словарь Мюллера https://studyenglishwords.com/words/quite
Цитата:
1) вполне, совершенно, совсем; полностью; всецело;
2) довольно; до некоторой степени; более или менее;

Смотрим Оксфордский словарь английского языка https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/quite

Цитата:
1) (British English) (not used with a negative) to some degree
synonym fairly, pretty

2)to the greatest possible degree
synonym completely, absolutely
synonym entirely
Как раз ваши completely, absolutely.

P.S. Но в переводе Бхикху Бодхи этого quite нет, в отличие от перевода Тханиссаро Бхикху. И в оригинале кажется нет соответствующего слова.
Вы сами как бы перевели фразу, скажем: "she knows english quiet well" и фразу: "she knows english very well"?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

468620СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 21:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Упас пишет:
Цитата:
Древнеиндийское слово dhāyati ("думать") тоже стало в пали звучать как jhāyati, отсюда jhāna ("думание", "медитация").

Не так, корни разные у этих слов. Разберитесь )

Джхана действительно от "пылать", причем есть сутта в которой так и сказано (по памяти): "Почему она зовется джханой? Потому что сжигает загрязнения"
Это обыгрывание значений сходных по звучанию слов. Также и сатта (др-инд. sattva), потому что "зацепившийся (причастие прош. вр. satta от др-инд. sañjati (пали sajjati). Обыгрывается схожее звучание различный слов. Это как медитация приятна как "мёд". Это стилистический прием.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

468624СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 21:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Упас пишет:
Цитата:
Это стилистический прием

Стилистический прием где? В Упанишадах или Каноне?
В суттах. Где угодно, где есть похожие по звучанию слова. Есть сутты, где сатта - существо, объясняется через cатта - зацепившийся. Это разные слова. От разных корней. Просто в пали стали звучать похоже. Отсюда обыгрываются различный значения слов, которые в пали звучат одинаково - "существо" от sant и "зацепившийся" от sañj .

Последний раз редактировалось: Ящерок (Чт 31 Янв 19, 21:17), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

468625СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 21:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Упас пишет:
Цитата:
Это стилистический прием

Стилистический прием где? В Упанишадах или Каноне?
Стилистический прием там, где слова стали звучать одинаково. Отсюда - либо сознательный стилистический прием, либо "народная этимология". Например, со словом "сатта" видно, что это стилистический прием.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7281

468627СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 21:21 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Первоначально в йоге было всего 4 дхьяны, сознание "останавливается" уже в 4-й (на "небесах асамджнисаттв"), уже 4-я - каталептическое состояние, в котором дыхание практически незаметно. Еще до Будды появилась 5-я (просто - "Арупья) и цель йоги citta-vrtti-nirodha - остановка "волнений" ума, превращение ума из постоянно меняющихся его состояний в неколебимое, т.е. приведение ума в состояние тождественное Абсолюту, который по индийскому кустому неколебим, не может изменяться.

Любое изменение - это следствия причин, различия качеств - от различия причин, т.е. изменения (качеств!) возможны только у кармического, а то, что поддается изменениям, обречено на гибель, невечно.
То что не может меняться - не может обрести каких-то качеств, которых не было (ведь это будет изменением), точно так же не может исчезнуть - потому что это тоже изменение, такова "индийская" цена за вечность.

Потому Абсолют "безатрибутен" - вне качеств (они все от кармы, от ПС). Считалось достаточным очистить свое сознание от всего ПС-контента (=исключить все качества, отсутствие которых есть анимитта), тогда то, что осталось - есть чистый атман без загрязнений, т.е. йогины "сливались" с Абсолютом, "ратворялись" в нем, превращались в "чистый атман", который считался "чистым носителем" вне качеств (качества у них могут существовать отдельно от носителя - "универсалии").

8-я дхьяна и есть такая бхава вне качеств, тиртхики полагали что это и есть вечное бытие чистого атмана, выход из круга рождений, нирвана.

Будда объявил, что чистого носителя вне качеств не бывает, вот и получилось что атмана нет. Буддисты достигнув ТОЙ ЖЕ САМОЙ 8-й дхьяны далее прерывают поток своего сознания (поток сознания прерван на все время пребывания в 9-й и навечно - в нирване без остатка), что есть "уничтожение атмана". Васубандху говорит, что не-арьи (т.е. тиртхики, приверженцы атмана) "не вступают в 9-ю, потому что боятся уничтожения".

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Чт 31 Янв 19, 21:24), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Раскрыть тролля
Гость





468630СообщениеДобавлено: Чт 31 Янв 19, 21:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Трольчелло ))


Crimson (он же Стуликов) пишет:
Цитата:
Добуддийское или внебуддийское самадхи - это просто высшая стадия сосредоточенности в дхияне

Все бы хорошо, но не было самадхи и дхьян до Будды. Первые упоминания о них в текстах - это Палийский Канон.
Поэтому не было никаких добуддийских дхьян и самадхи.

Уже потом индуистские школы заимствовали эти термины, переиграли и встроили в йогу к примеру.
Все йогические и прочие индуистские тексты, где встречается дхьяна и самадхи датированы позднее Палийского Канона.

Поэтому "самадхи и дхьяны были и до Будды" - это просто расхожий миф, скорее всего активно продвигаемый бирманскими випассанщиками чисто в маркетинговых целях.
Чисто в маркетинговых так как "випассана" Махаси Саядо ничем от практики дхьян и не отличается, развивает и самадхи/саматху и сати/пання.

Это самая обычная медитация точно по анапанасати сутте, или по сатипаттхана сутте, что одно и то же.

Випассана вообще очень редкий в Каноне термин, бирманаская Тхеравада его подняла на флаг чтоб отличаться от других просто. Типа у всех тупые дхьяны а у нас правильная випассана.
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16  След.
Страница 11 из 16

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.837) u0.017 s0.000, 18 0.013 [260/0]