Оно вроде страдательное только при наличии тришны ("жажды"), чрезмерного желания. При отсутствии тришны, при умеренном желании, бытие является таким, какое оно есть.
это правильно подмечено.
но я заметил, что многие буддисты (русская тхеравада) склонны доказывать, что именно само бытие невыносимо, страшно и гадко. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Оно вроде страдательное только при наличии тришны ("жажды"), чрезмерного желания. При отсутствии тришны, при умеренном желании, бытие является таким, какое оно есть.
это правильно подмечено.
но я заметил, что многие буддисты (русская тхеравада) склонны доказывать, что именно само бытие невыносимо, страшно и гадко.
Согласна. У тхеравадинов порой происходит смещение акцентов: проблема видится не в жажде (что соответствует второй Благородной Истине), а в самом существовании. И нирвана понимается не как прекращение жажды и омрачений, а как прекращение существования, небытие (хотя в самих суттах есть подтверждение тому, что нирвана вне двойственности существования-несуществования). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В буддизме говорится не о пустоте, а пустотности чего-то. Шуньята — качество, а не что-то самодостаточное, существующее вне контекста феноменов.
Верное уточнение. Если подходить к терминологии строго, то, насколько я понимаю:
шунья - пустота,
шуньята - пустотность (но слово "пустота" в текстах на русском тоже используют, корректно ли это - зависит от контекста).
Я заметила, что в дзенских текстах часто используется "пустота", а в ваджраянских - "пустотность".
Слово "пустотность" в современном русском языке является инденерным термином, связанным с определением плотности. Использование его в буддийском дискурсе мне видится ошибочным.
Не знала, что такой инженерный термин есть
Мне больше нравится термин "пустота", но в некоторых контекстах, там, где нужно подчеркнуть, что это именно свойство, термин "пустотность" кажется более удачным - например "истиннная природа ума - пустотность, ясность, безграничность".
В индийском языке "шунья" равно нашему "ноль". Соответственно, "шуньята" - что-то вроде "нулёвость".
Поэтому лестница восхождения внезапно обрывается на одной из ступеней и, лишенная опоры, повисает в Пустоте.
Пустота - это и есть опора в буддизме.
Удивительно, что Вы выбрали именно эту цитату. Надеюсь никто это не читает, но пустота не может быть опорой. Согласились Вы бы выйти замуж за пустого человека?
Вот и я тоже думаю что за всеми феноменами есть не только пустота.
На что опирается космонавт в невесомости?
На Землю матушку вестимо. Просто особым образом крутится вертится вокруг под действием центробежной силы.
В индийском языке "шунья" равно нашему "ноль". Соответственно, "шуньята" - что-то вроде "нулёвость".
Думаю, что скорее "ноль" появился из понятия "пустота", а не "пустота" появилась из понятия "ноль".
Предполалагаю, что "шунья" в первую очередь это "пустота", а значение "ноль" появилось позже. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
И если признается существование только движения без причины
Наоборот, в буддизме у всего в Сансаре (а слова "движение" и "существование" применимы только к сансаре) есть причины, то есть все обусловлено. Другое дело, что в буддизме отрицается первопричина - то есть у Сансары нет начала.
Соответственно с прекращением Сансары в индивидуальном опыте где мы оказываемся? В Шуньяте, пустоте, в которой, если рассуждать логически, ничего нет и не она эта пустота причина Сансары и движения.
Как нет и того, кто мог бы в ней оказаться. Впрочем, его пребывание "в сансаре" тоже весьма условно
Оно вроде страдательное только при наличии тришны ("жажды"), чрезмерного желания. При отсутствии тришны, при умеренном желании, бытие является таким, какое оно есть.
это правильно подмечено.
но я заметил, что многие буддисты (русская тхеравада) склонны доказывать, что именно само бытие невыносимо, страшно и гадко.
Согласна. У тхеравадинов порой происходит смещение акцентов: проблема видится не в жажде (что соответствует второй Благородной Истине), а в самом существовании. И нирвана понимается не как прекращение жажды и омрачений, а как прекращение существования, небытие (хотя в самих суттах есть подтверждение тому, что нирвана вне двойственности существования-несуществования).
Никакого смещения акцентов. Вторая благородная истина - 12-звенная цепь. Причина страдания - влечения (жажда) это сокращение. У Нагарджуны Клеша - Карма - Дукха. Здесь самое короткое Клеша - Дукха.
Полностью это 12-звенная цепь. И бхава (существование) в этой цепи - десятое звено.
Так что акцент совершенно верный и он соответствует всем традициям и школам передачи учения Будды, исключений нет нигде.
Упрощения бывают разные, но суть учения все так же - в 12-звенной цепи возникновения страдания. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В индийском языке "шунья" равно нашему "ноль". Соответственно, "шуньята" - что-то вроде "нулёвость".
Думаю, что скорее "ноль" появился из понятия "пустота", а не "пустnота" появилась из понятия "ноль".
Предполалагаю, что "шунья" в первую очередь это "пустота", а значение "ноль" появилось позже.
Да, шунья - это в первую очередь "пусто", буквально как пустышка в домино. Дело в том, что само понятие нуля пришло в европейскую культуру с востока, и родоначальниками его были именно индусы, от которых через арабов оно дошло до Римской империи, где поначалу было чуть ли не анафемой. В общем, у ноля интересная история, и началась она именно с буддийской шуньи.
Оно вроде страдательное только при наличии тришны ("жажды"), чрезмерного желания. При отсутствии тришны, при умеренном желании, бытие является таким, какое оно есть.
это правильно подмечено.
но я заметил, что многие буддисты (русская тхеравада) склонны доказывать, что именно само бытие невыносимо, страшно и гадко.
Согласна. У тхеравадинов порой происходит смещение акцентов: проблема видится не в жажде (что соответствует второй Благородной Истине), а в самом существовании. И нирвана понимается не как прекращение жажды и омрачений, а как прекращение существования, небытие (хотя в самих суттах есть подтверждение тому, что нирвана вне двойственности существования-несуществования).
Никакого смещения акцентов. Вторая благородная истина - 12-звенная цепь. Причина страдания - влечения (жажда) это сокращение. У Нагарджуны Клеша - Карма - Дукха. Здесь самое короткое Клеша - Дукха.
Полностью это 12-звенная цепь. И бхава (существование) в этой цепи - десятое звено.
Так что акцент совершенно верный и он соответствует всем традициям и школам передачи учения Будды, исключений нет нигде.
Упрощения бывают разные, но суть учения все так же - в 12-звенной цепи возникновения страдания.
Если рассуждать в понятиях 12-звенной цепи, то причина все равно не в существовании (бхава) - десятой нидане, а в неведении (авидья) - первой нидане.
И тогда освобождаться нужно от неведения, а не чего-либо иного.
А неведение, - это принятие изменчивого (анитья) за постоянное (нитья), страдательного (духкха) за удовольствие (сукха), безличностного (анатман) за личностное (атман). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Оно вроде страдательное только при наличии тришны ("жажды"), чрезмерного желания. При отсутствии тришны, при умеренном желании, бытие является таким, какое оно есть.
это правильно подмечено.
но я заметил, что многие буддисты (русская тхеравада) склонны доказывать, что именно само бытие невыносимо, страшно и гадко.
Согласна. У тхеравадинов порой происходит смещение акцентов: проблема видится не в жажде (что соответствует второй Благородной Истине), а в самом существовании. И нирвана понимается не как прекращение жажды и омрачений, а как прекращение существования, небытие (хотя в самих суттах есть подтверждение тому, что нирвана вне двойственности существования-несуществования).
Никакого смещения акцентов. Вторая благородная истина - 12-звенная цепь. Причина страдания - влечения (жажда) это сокращение. У Нагарджуны Клеша - Карма - Дукха. Здесь самое короткое Клеша - Дукха.
Полностью это 12-звенная цепь. И бхава (существование) в этой цепи - десятое звено.
Так что акцент совершенно верный и он соответствует всем традициям и школам передачи учения Будды, исключений нет нигде.
Упрощения бывают разные, но суть учения все так же - в 12-звенной цепи возникновения страдания.
Если рассуждать в понятиях 12-звенной цепи, то причина все равно не в существовании (бхава) - десятой нидане, а в неведении (авидья) - первой нидане.
И тогда освобождаться нужно от неведения, а не чего-либо иного.
А неведение, - это принятие изменчивого (анитья) за постоянное (нитья), страдательного (духкха) за удовольствие (сукха), безличностного (анатман) за личностное (атман).
Именно так. Прекращение неведения - это третья истина. Прекращение неведения - это изначальная мудрость. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вы уверены, что такое крайностное реагирование — существование есть страдание вне зависимости от наличия/отсутствия "жажды" — это путь к нирване?
А в чем именно Вы видите хоть крайность?
Будда учит совершенно определенно. Существование (бхава) возникает при необходимом условии жажды и цепляния.
Без жажды нет никакого существования.
Но существование - не страдание. Страдание - рождение, старость и смерть. Так же к группе страдания относятся звенья виджняна, намарупа, шадаятана, спарша и ведана. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы