Пост небольшой, что же я в нем упустил? _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
>И тогда освобождаться нужно от неведения, а не чего-либо иного.
Авидья как нидана — это посмертное бессознательное состояние (авиджнана), а не авидья как отсутствие правильного, "пустотного", восприятия феноменов.
Авидья это буквально - неведение четырех благородных истин, а по существу - принцип достигаемого усилиями удовлетворения. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Согласна. У тхеравадинов порой происходит смещение акцентов: проблема видится не в жажде (что соответствует второй Благородной Истине), а в самом существовании. ...
Никакого смещения акцентов.
Вы действительно считаете, что проблема в самом существовании, а не в жажде, и никакого смещения акцентов нет? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Согласна. У тхеравадинов порой происходит смещение акцентов: проблема видится не в жажде (что соответствует второй Благородной Истине), а в самом существовании. ...
Никакого смещения акцентов.
Вы действительно считаете, что проблема в самом существовании, а не в жажде, и никакого смещения акцентов нет?
Кто именно подобным образом смещает акцент? Жизнь - не существование. Существование - бхава. Жизнь - это рождение, старость и смерть.
Я не встречал утверждений в том, что существование - проблема.
Но я утверждаю, что согласно учению Будды, нет никакого существования, необусловленного жаждой и цеплянием. Речь не о проблеме. А о том, что нет ни существования, ни рождения, ни смерти, необусловленных жаждой и цеплянием. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№360449Добавлено: Вс 03 Дек 17, 15:46 (6 лет тому назад)
Что касается самой темы топика, то из википедии:
Цитата:
Ведана — чистые чувства, ощущения без эмоций, опознание, когнитивная обработка, апперцепция. Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное.
Не понятно, почему ведана - "ощущения без эмоций". Приятное, неприятное и нейтральное - это именно эмоциональные реакции на ощущения. С точки зрения психологии любые ощущения сопровождаются эмоциями (даже если эти эмоции мы не осознаем).
Эмоции оценочны, связаны с адаптацией и мотивацией: стремлением повторить приятное и избежать неприятного. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В сведении существования к страданию. Вы ведь поддержали этот акцент.
>Без жажды нет никакого существования.
45 лет проповеди буддизма его основателем после реализации нирваны — это хроника "жажды"?
Татхагата это эффект освобождения от прекращения неведения.
Так же как возникновение звеньев выглядит развернутым на одну жизнь, на несколько жизней, на бесконечные вереницы жизней, так же и прекращение выглядит развернутым на одну жизнь, на несколько жизней, на бесконечные вереницы жизней. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
В сведении существования к страданию. Вы ведь поддержали этот акцент.
>Без жажды нет никакого существования.
45 лет проповеди буддизма его основателем после реализации нирваны — это хроника "жажды"?
Татхагата это эффект освобождения от прекращения неведения.
Так же как возникновение звеньев выглядит развернутым на одну жизнь, на несколько жизней, на бесконечные вереницы жизней, так же и прекращение выглядит развернутым на одну жизнь, на несколько жизней, на бесконечные вереницы жизней.
Вон Сонг на мой взгляд тоже Вы впадаете в крайность, нигилизм отрицания существования. Я понимаю, что достало оно. Но на самом деле надо освободиться от страдания, от эго и жизнь, существование увидится уже совсем по другому.
Поэтому лестница восхождения внезапно обрывается на одной из ступеней и, лишенная опоры, повисает в Пустоте.
Пустота - это и есть опора в буддизме.
Удивительно, что Вы выбрали именно эту цитату. Надеюсь никто это не читает, но пустота не может быть опорой. Согласились Вы бы выйти замуж за пустого человека?
Вот и я тоже думаю что за всеми феноменами есть не только пустота.
На что опирается космонавт в невесомости?
На Землю матушку вестимо. Просто особым образом крутится вертится вокруг под действием центробежной силы.
А на что опирается Матушка Земля?
Земля на Солнце. Солнце на Галактику. Галактики друг на друга.
Но философски мне ближе концепция Сат (чистого бытия). Тогда все движения опираются на неподвижный Сат. А вот если признается только движение, то тут сложнее. Получается действительно все движения опираются на пустоту, ноль. С точки зрения чистого (не связанного религиозными концепциями) размышляющего разума это нелогичная концепция.
И если признается существование только движения без причины
Наоборот, в буддизме у всего в Сансаре (а слова "движение" и "существование" применимы только к сансаре) есть причины, то есть все обусловлено. Другое дело, что в буддизме отрицается первопричина - то есть у Сансары нет начала.
Соответственно с прекращением Сансары в индивидуальном опыте где мы оказываемся? В Шуньяте, пустоте, в которой, если рассуждать логически, ничего нет и не она эта пустота причина Сансары и движения.
Как нет и того, кто мог бы в ней оказаться. Впрочем, его пребывание "в сансаре" тоже весьма условно
Из такого мировоззрения очень далеко идущие выводы можно делать. Я все время вспоминаю историю, когда Рамакришна пришел в храм, а там два саньясина адвайтиста прелюбодействуют. Он их спрашивает, но как так, почему Вы этим занимаетесь? Они отвечают: Да, все Майя, иллюзия, не имеет значения что мы делаем. На что Рамакришна на мой взгляд правильно им сказал, что плевал я на такую вашу адвайту.
Ведана — чистые чувства, ощущения без эмоций, опознание, когнитивная обработка, апперцепция. Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное.
Не понятно, почему ведана - "ощущения без эмоций". Приятное, неприятное и нейтральное - это именно эмоциональные реакции на ощущения. С точки зрения психологии любые ощущения сопровождаются эмоциями (даже если эти эмоции мы не осознаем).
Эмоции оценочны, связаны с адаптацией и мотивацией: стремлением повторить приятное и избежать неприятного.
Тут просто нужно наводить мосты между разными системами терминологии. Те эмоции, которыми ведана не является - это реакции на приятное/неприятное, те самые стремления повторить одно, избежать другого, и т.д. А сама ведана - это приятное/неприятное или нейтральное переживание ощущений/восприятий/представлений само по себе. Может быть, это можно назвать "аффективной окраской" того, что переживается. Если в современной психологии это тоже называется эмоциями, то значит, ведана - это тоже эмоция. Но в любом случае важно отличать эти эмоции от других эмоций - тех, которые возникают в качестве реакции на ведану. _________________ Границы мира - это границы языка
Ведана — чистые чувства, ощущения без эмоций, опознание, когнитивная обработка, апперцепция. Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное.
Не понятно, почему ведана - "ощущения без эмоций". Приятное, неприятное и нейтральное - это именно эмоциональные реакции на ощущения. С точки зрения психологии любые ощущения сопровождаются эмоциями (даже если эти эмоции мы не осознаем).
Эмоции оценочны, связаны с адаптацией и мотивацией: стремлением повторить приятное и избежать неприятного.
Тут просто нужно наводить мосты между разными системами терминологии. Те эмоции, которыми ведана не является - это реакции на приятное/неприятное, те самые стремления повторить одно, избежать другого, и т.д. А сама ведана - это приятное/неприятное или нейтральное переживание ощущений/восприятий/представлений само по себе. Может быть, это можно назвать "аффективной окраской" того, что переживается. Если в современной психологии это тоже называется эмоциями, то значит, ведана - это тоже эмоция. Но в любом случае важно отличать эти эмоции от других эмоций - тех, которые возникают в качестве реакции на ведану.
Эмоциональная жизнь человека очень разнообразна и разноуровнева.
Эмоции делятся не только в зависимости от их характера (радость, страх, гнев и проч.), но и в зависимости от причины, их вызвавшей - низшие (простые) эмоции вызваны биологическими причинами, высшие (сложные) - социальными, интеллектуальными, духовными.
Ведана, будучи связанной с ощущениями, соотносится с низшими (простыми) эмоциями. Духкха-ведана и сукха-ведана - это эмоции.
Если же говорить о духкхе как таковой, то она в буддизме имеет разные уровни. Более примитивные, грубые ее формы (связанные с самочувствием, пищевыми, сексуальными потребностями и проч.) можно отнести к низшим эмоциям. А более тонкие ее формы - к высшим.
Неудовлетворенность (одно из проявлений духкхи) - это тоже эмоция.
Кстати, эмоции есть и у довольно примитивных животных, у которых нет даже развитых полушарий мозга. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Вс 03 Дек 17, 23:07), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Ведана — чистые чувства, ощущения без эмоций, опознание, когнитивная обработка, апперцепция. Существует три вида чувства: приятное, неприятное и нейтральное.
Не понятно, почему ведана - "ощущения без эмоций". Приятное, неприятное и нейтральное - это именно эмоциональные реакции на ощущения. С точки зрения психологии любые ощущения сопровождаются эмоциями (даже если эти эмоции мы не осознаем).
Эмоции оценочны, связаны с адаптацией и мотивацией: стремлением повторить приятное и избежать неприятного.
Тут просто нужно наводить мосты между разными системами терминологии. Те эмоции, которыми ведана не является - это реакции на приятное/неприятное, те самые стремления повторить одно, избежать другого, и т.д. А сама ведана - это приятное/неприятное или нейтральное переживание ощущений/восприятий/представлений само по себе. Может быть, это можно назвать "аффективной окраской" того, что переживается. Если в современной психологии это тоже называется эмоциями, то значит, ведана - это тоже эмоция. Но в любом случае важно отличать эти эмоции от других эмоций - тех, которые возникают в качестве реакции на ведану.
Эмоциональная жизнь человека очень разнообразна и разноуровнева.
Эмоции делятся не только в зависимости от их характера (радость, страх, гнев и проч.), но и в зависимости от причины, их вызвавшей - низшие (простые) эмоции вызваны биологическими причинами, высшие (сложные) - социальными, интеллектуальными, духовными.
Ведана, будучи связанной с ощущениями, соотносится с низшими (простыми) эмоциями. Духкха-ведана и сукха-ведана - это эмоции.
Если говорить о духкхе, то она в буддизме имеет разные уровни. Более примитивные, грубые ее формы (связанные с самочувствием, пищевыми, сексуальными потребностями и проч.) можно отнести к низшим эмоциям. А более тонкие ее формы - к высшим.
Кстати, эмоции есть и у довольно примитивных животных, у которых нет даже развитых полушарий мозга.
С тем, что Вы говорите, я в основном не буду спорить, ибо согласен. За одним исключением - насчёт того, что ведана относится к низшим/простым эмоциям. Ведана - это любое приятное/неприятное переживание. Испытываете ли Вы его, когда едите вкусную еду, или когда слушаете музыку Баха - не играет роли. И то, и другое - сукха-ведана. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы