Здесь уместно вспомнить концепцию Татхагатагарбхи, которая говорит, что в каждом существе есть природа Будды, но она сокрыта под покровом клеш. При очищении сознания от клеш, истинная природа будды освобождается и соединяется со всем умом, как капля воды с океаном.
Слово в слово - концепция Атмана и Брахмана из веданты.
То есть вы считаете, что каждое существо потенциально не может стать Буддой?
Для этого у некоторых из существ есть какие-то непреодолимые ограничения?
1. Фраза "у каждого живого существа есть природа Будды" может иметь два значения. В одном значении речь идёт просто о том, что каждое существо потенциально способно пройти Б8П и достичь совершенного знания, совершенного освобождения. В другом значении предполагается некая всеобъемлющая природа, как субстанция. Первое значение не может вызывать никаких принципиальных возражений. Второе вызывает вопросы.
2. Есть такое красивое определение (по крайней мере, у части традиций Махаяны) - природа Будды - это пустота и ясность. Что это такое? Я думаю, это следует понимать так: природа Будды заключается в том, что Будда ясно видит - ни у него, ни у чего-либо ещё никакой "собственной природы" нет, а есть только проявление одних феноменов в зависимости от других феноменов.
Но, конечно, есть и онтологизирующие интерпретации, в которых воображается некая постоянная сущность, Ум, вечно созерцающая пустоту - и делающая это очень ясно. _________________ Границы мира - это границы языка
№349079Добавлено: Чт 12 Окт 17, 17:54 (7 лет тому назад)
В Ваджраяне истинная природа ума - пустотность, ясность, безграничность.
Ни о какой субстанциональности речь не идет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Да. Это более конкретный подход, чем "освобождение ума" (хотя "освобождение ума" мне больше нравится), но вполне практичный.
Плюс такой подход показывает, что освобождение - это не уничтожение личности (пудгалы), а нечто иное. Проблема не в носителе бремени (личности) и не в бремени (насколько я понимаю, речь о пяти скандхах), а в принятии бремени (жажде).
В суттанте и Дхаммападе есть такой афоризм:
Печальна участь того, кто не хочет нести ношу, которую нужно нести;
Ещё печальнее участь того, кто несёт ношу, которую не нужно нести.
Красиво _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В Ваджраяне истинная природа ума - пустотность, ясность, безграничность.
Ни о какой субстанциональности речь не идет.
Да, я именно об этом и писал. Если это понимается, как беспредельно ясное понимание, что нет никакой природы, а есть только проявляющиеся в зависимости друг от друга феномены - то это не исключительно ваджраянское, а общебуддийское понимание. Другими словами, но о том же самом, говорится в Чань. Другими словами, но о том же самом, говорится в Тхераваде, и т.д. _________________ Границы мира - это границы языка
№349086Добавлено: Чт 12 Окт 17, 18:01 (7 лет тому назад)
Ктото, на ариоме как-то писал один ваджраянец, что у ума есть качества, например ясность и чего-то там ещё, я уже забыл, вроде бы осознавание и в этом плане, тот ваджраянец ссылался на индивидуальность, что каждый индивидуально переживает, имеет свой опыт в плане качеств ума. Ещё он писал, что ум не имеет опоры, то есть пуст по сути. Кстати тот ваджраянец на ариоме спорил с адвайтинами.
В Ваджраяне истинная природа ума - пустотность, ясность, безграничность.
Ни о какой субстанциональности речь не идет.
Да, я именно об этом и писал. Если это понимается, как беспредельно ясное понимание, что нет никакой природы, а есть только проявляющиеся в зависимости друг от друга феномены - то это не исключительно ваджраянское, а общебуддийское понимание. Другими словами, но о том же самом, говорится в Чань. Другими словами, но о том же самом, говорится в Тхераваде, и т.д.
"Природа" не равно "сущность". То есть "природа ума" не равно "сущность ума".
Пустотность "истинной природы ума" как раз и означает, что ум не имеет своей собственной сущности, он становится тем, что воспринимает или о чем мыслит. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
"Природа" не равно "сущность". То есть "природа ума" не равно "сущность ума".
Пустотность "истинной природы ума" как раз и означает, что ум не имеет своей собственной сущности, он становится тем, что воспринимает или о чем мыслит.
Да, ум не имеет собственной сущности. Любой ум. А очищенный ум это ещё и осознаёт. _________________ Границы мира - это границы языка
Да. Это более конкретный подход, чем "освобождение ума" (хотя "освобождение ума" мне больше нравится), но вполне практичный.
Плюс такой подход показывает, что освобождение - это не уничтожение личности (пудгалы), а нечто иное. Проблема не в носителе бремени (личности) и не в бремени (насколько я понимаю, речь о пяти скандхах), а в принятии бремени (жажде).
Пудгала - максимум на жизнь одного тела. Совпадает с человеком в человеческих документах. _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы