С абсолютной точки зрения никто не освобождается, пять агрегатов страдания распадаются и окончательно прекращаются.
То есть с абсолютной точки зрения никто и ничто не освобождается? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
С абсолютной точки зрения никто не освобождается, пять агрегатов страдания распадаются и окончательно прекращаются.
То есть с абсолютной точки зрения никто и ничто не освобождается?
Тут более уместно писать о прекращении. Прекращается жажда, а по смерти архата, пять совокупностей, не получая больше подпитки в виде каммы и жажды, завершают своё функционирование.
«Когда есть это, есть то.
С возникновение этого, происходит возникновение того.
Когда этого нет, то нет и того.
С прекращением этого, наступает прекращение того».
№348859Добавлено: Ср 11 Окт 17, 20:28 (6 лет тому назад)
В Хридае всё хорошо написано. И про то - "кто" и про то-"что", и про то, что там за освобождение или избавление, или и т.д. Если скандхи обнаруживаются не отличными от шуньяты, то какие и зачем могут следовать из этого выводы? Другой вопрос, и самый важный - что ж за шуньята это такая? Таки он не решим размышлением, а совсем иначе.
Цель буддизма можно свормулировать в негативном ключе - освобождение от страданий.
Цель уже предполагает страдание. Ощущение что здесь плохо, а где-то там - хорошо. Потому, туда надо идти.
Цель - не иметь цели. Дойти до такого состояния абсолютной удовлетворенности _________________ живите больше
Цель буддизма можно свормулировать в негативном ключе - освобождение от страданий.
Можно ли эту цель свормулировать в позитивном ключе?
Не пойму, почему освобождение от страданий - это формулируется в негативном ключе?
Потому что делается акцент на движении "от", устранении чего-то (страдания), а не на движении "к", утверждении чего-то.
Пример негативного определения здоровья: здоровье - это отсутствие болезней.
если нет страдания, то нет и движения. Ни "от" ни "к". Воля абсолютно удовлетворена и ей не надо делать усилие, которое всегда изначально побуждается только страданием. Если смотреть на изначальную причину _________________ живите больше
Ктото
Освобождение кого-то от чего-то...буддийская идея освобождения, взятая из общеиндийского религиозного дискурса, имеет кардинально новое значение - это освобождение от всего: и от "чего-то", и от "кого-то", и даже от "освобождения" (ну, это уже самая продвинутая дхьяна).
Прекращение любой двойственности. От которой исходит дальнейшая множественность. И первая двойственность - это появление страдания. Когда в безмятежность вторгается страдание. Отсюда все изначальные движения воли. Куда-то, где нет страдания. _________________ живите больше
То есть с абсолютной точки зрения никто и ничто не освобождается?
В буддизме нет прямого ответа на этот вопрос, ибо нет понятия "атман".
В индуизме бы сказали что освождается истинное "Я" (атман) от неведения(авидья), но это тоже всё условно. Для обычного житейского ума, это необъяснимо.
Вимукти - да, про него забыл. Но, дословно, это ведь разделение, чего-то от чего-то. Термин пошел возможно от самкхьяиков - отделение пуруши от гун и т.п. Не факт, что вимутти\вимукти верно переводят - может быть значание, отделение от скандх, от жажды и т.п.
Насколько я понимаю, ниродха, вимутти и ниббана в буддийском языке практически синонимичны. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Я понимаю, о чем это, но это не ответ на вопрос темы.
Значит не понимаете
Объясните, пожалуйста.
Только обратите внимание на то, что я в первом же сообщении написала, что нельзя сказать "освобождение кого-то". То есть вопрос "кто освобождается?" снят сразу же.
Речь идет о вопросе "что освобождается?".
Жизнь освобождается. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В Хридае всё хорошо написано. И про то - "кто" и про то-"что", и про то, что там за освобождение или избавление, или и т.д. Если скандхи обнаруживаются не отличными от шуньяты, то какие и зачем могут следовать из этого выводы? Другой вопрос, и самый важный - что ж за шуньята это такая? Таки он не решим размышлением, а совсем иначе.
Ну почему же? Правильным раз-мышлением вполне разрешим. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ктото
Освобождение кого-то от чего-то...буддийская идея освобождения, взятая из общеиндийского религиозного дискурса, имеет кардинально новое значение - это освобождение от всего: и от "чего-то", и от "кого-то", и даже от "освобождения" (ну, это уже самая продвинутая дхьяна).
Прекращение любой двойственности. От которой исходит дальнейшая множественность. И первая двойственность - это появление страдания. Когда в безмятежность вторгается страдание. Отсюда все изначальные движения воли. Куда-то, где нет страдания.
Согласно Учению, страдание появляется именно когда появляется вот эта двойственность (субъет-объект). То есть, прогрессию вам нужно строить в обратную сторону, чтобы за Буддой идти, а не от него. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Это и просто, и сложно одновременно. Не уверен, что получится. Попробую сказать так:
анатта - это безличный процесс жизни.
есть процесс жизни (вот этот психофизический аппарат, про который я говорю "я": агрегат Кармы и Дхармы, перерабатывающий прошлое в настоящее), но нет того, кто пребывал бы в этом процессе, будучи отличным от него.
Есть живущий, который и есть сама эта жизнь.
И теперь вопрос к вам (на засыпку ): Жизнь - это "кто" или "что"?
А ещё Будда говорил: освобождённому легко живётся _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы