Тем не менее, утверждать, что увиденную пустоту невозможно описать дискурсивными средствами - это уже некая крайность. Концепция зависимого возникновения - это именно тот аппарат, который Будда разработал, чтобы осмысленно говорить о пустоте.
Пустоту не описать.
Именно поэтому в дзен есть многое от искусства при всей его практичности.
Разумеется, так! Описать возможно (те или иные) феномены. Описывая их, можно показать, что они пусты от независимого существования (это я и называю "осмысленно говорить о пустоте"). Но саму пустоту ни описать, ни помыслить нельзя. Любая попытка сделать это приведет только к созданию образа каких-то феноменов (или сочетаний феноменов), но не пустоты.
P.S. Но, хотя описание пустых от независимого существования феноменов - это не описание пустоты, следует помнить и о том, что отдельно от феноменов пустота тоже не существует. Об этом и говорится, что "пустота есть форма". _________________ Границы мира - это границы языка
№350330Добавлено: Ср 18 Окт 17, 13:54 (6 лет тому назад)
Освобождается момент сознания от цепляния, от зависимости, от ограниченности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Освобождается момент сознания от цепляния, от зависимости, от ограниченности.
Но ведь с прекращением цепляния прекращается и момент? Вот если бы цепляние прекратилось, а момент остался без него, это было бы освобождение момента. А так - нечему освобождаться.
Тем не менее, утверждать, что увиденную пустоту невозможно описать дискурсивными средствами - это уже некая крайность. Концепция зависимого возникновения - это именно тот аппарат, который Будда разработал, чтобы осмысленно говорить о пустоте.
Пустоту не описать.
Именно поэтому в дзен есть многое от искусства при всей его практичности.
А зачем её описывать? И что в ней описывать? Пустота - это значит, что ничего нет и всё.
А зачем её описывать? И что в ней описывать? Пустота - это значит, что ничего нет и всё.
Это бытовое понимание пустоты, а не буддийское.
А буддийское какое понимание? Толкните в правильном направлении. У Германа их несчётное количество, а у Вас?
Нюансы понимания пустоты зависят от направления буддизма.
Общее здесь - анатман, отсутствие собственной природы (то есть все явления безличностны, обусловлены и взаимозависимы).
Но гораздо больше обретают те, кто обратились,
И свидетельствуют о собственной природе,
О собственной природе, которая не есть природа, -
Они идут далеко за пределы всего лишь ученья.
Здесь действие и причина - одно и то же;
Путь - не два и не три.
С формой, которая не есть
Форма приходящая и уходящая, -
Мы никогда не сбиваемся с пути.
С мыслью, которая не есть мысль,
Даже пенье и танцы - это голос Закона.
Как безграничны, как свободны небеса самадхи!
Как ярка полная луна мудрости!
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
А зачем её описывать? И что в ней описывать? Пустота - это значит, что ничего нет и всё.
Это бытовое понимание пустоты, а не буддийское.
А буддийское какое понимание? Толкните в правильном направлении. У Германа их несчётное количество, а у Вас?
Нюансы понимания пустоты зависят от направления буддизма.
Общее здесь - анатман, отсутствие собственной природы (то есть все явления безличностны, обусловлены и взаимозависимы).
Замутили, ох замутили. Пустота - она и есть пустота, ничего нет. Как Вы понимаете пустоту? без общих слов и отсылов к комментаторам терминов. Своё понимание я уже написал.
Замутили, ох замутили. Пустота - она и есть пустота, ничего нет. Как Вы понимаете пустоту? без общих слов и отсылов к комментаторам терминов. Своё понимание я уже написал.
Несамосущность. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Замутили, ох замутили. Пустота - она и есть пустота, ничего нет. Как Вы понимаете пустоту? без общих слов и отсылов к комментаторам терминов. Своё понимание я уже написал.
Несамосущность.
В одной из сутт Будда говорит: - я часто пребываю в пустотности. Значит это можно сказать так: - я часто пребываю в несамосущности. В пустотности - понятно(ничего нет), а в несамосущности - это как?
Замутили, ох замутили. Пустота - она и есть пустота, ничего нет. Как Вы понимаете пустоту? без общих слов и отсылов к комментаторам терминов. Своё понимание я уже написал.
Несамосущность.
В одной из сутт Будда говорит: - я часто пребываю в пустотности. Значит это можно сказать так: - я часто пребываю в несамосущности. В пустотности - понятно(ничего нет), а в несамосущности - это как?
Из сутты МН 151
Цитата:
Сарипутта, если монах пожелает: «Пусть я сейчас буду часто пребывать в пустотности» – то ему следует рассуждать так: «По дороге, по которой я шёл в деревню за подаяниями, или же в месте, где я ходил собирать подаяния, или же по дороге, по которой я возвращался с хождения за подаяниями, было ли какое-либо желание, страсть, злоба, заблуждение, или же отвращение в моём уме по отношению к формам, познаваемым глазом?» Если, пересматривая так, он знает: «По дороге… было желание, страсть, злоба, заблуждение, или же отвращение в моём уме по отношению к формам, познаваемым глазом» – то тогда ему следует приложить усилие для отбрасывания этих плохих неблагих состояний. Но если, пересматривая, он знает: «По дороге… не было желания… отвращения…» – то тогда он может пребывать счастливым и радостным, тренируясь день и ночь в благих состояниях.
Так что здесь "пустотность" не означает "ничего нет".
Из сутты МН 121
Цитата:
Он понимает: «Это поле восприятия пусто от восприятия деревни. Это поле восприятия пусто от восприятия людей. Здесь наличествует только эта не-пустотность, то есть, единственность, зависящая от восприятия леса». Так он считает это пустым от того, чего здесь нет, а что касается того, что остаётся, он понимает, что это наличествует: «Это наличествует». Ананда, это его подлинное, неискажённое, чистое погружение в пустотность.
И здесь "пустотность" не означает "ничего нет". _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Ср 18 Окт 17, 22:59), всего редактировалось 1 раз
№350381Добавлено: Ср 18 Окт 17, 22:47 (6 лет тому назад)
Я говорила о пустоте в махаянском понимании. Вполне возможно, что в Тхераваде под пустотностью понимается нечто иное. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Освобождается момент сознания от цепляния, от зависимости, от ограниченности.
Но ведь с прекращением цепляния прекращается и момент? Вот если бы цепляние прекратилось, а момент остался без него, это было бы освобождение момента. А так - нечему освобождаться.
Момент не прекращается. Момент сменяется моментом. Все что можно обнаружить - обнаруживается в моменте. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№350383Добавлено: Ср 18 Окт 17, 23:08 (6 лет тому назад)
В махаянском понимании пустоты, Кто-то, никакого понимания не может быть. Махаяна как философия? Мож быть. Но тогда и кулинария или филателия могут быть философией. Но Махаяна покруче филателии, кулинарии и философии. Только это подтверждается исключительно на опыте, а не умозрительно. Типа, иди и смотри, типа, проверь если не веришь.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы