КИ Чувство, восприятие, сознание, друг: эти качества соединены, а не разъединены. Невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними. Что человек чувствует, то он воспринимает. Что он воспринимает, то он познаёт. Таким образом, эти качества соединены, а не разъединены, и невозможно, отделив одно от другого, провести разницу между ними
Махаведалла сутта: Большое собрание вопросов и ответов
МН 43
Таким образом невозможно отделить одно от другого. А следовательно если у араханта есть чувства, значит есть и восприятие и сознание.
Тут виджняна - это очевидно только рупа-виджняна. Зачем вообще приводить подобное? Надо же сперва думать, а потом цитировать.
Хотя, тут может иметься в виду и 6-е чувство тоже - ум. Но, в той сутте про два вида ниббан сказано только про 5 чувств, а не 6. То есть, цитирование также лишено смысла и в этом случае. _________________ Буддизм чистой воды
Бытие/существование в ниббане невозможно, т.к. нет бытия/существования вне 5 кхандх и 12 звеньев патичча самуппады, нет никакого восприятия, чувства, воли и сознания вне 5 ккхандх. Ниббана - это прекращение любой формы бытия/существования, потому что любое бытие/существование - аничча и дуккха. Делать вывод о некой форме бытия/существования, лишь по одному слову "сфера" в сутте Уданы, которая к тому же является поздним текстом, как и все книги Кхуддака-Никаи, тогда как суть Дхаммы, проходящая красной нитью в Каноне - это полное прекращение существования, ибо "Подобно тому, как даже мельчайшая частица фекалий отвратительно пахнет, то точно также «пахнет» даже всего лишь миг существования, длящийся не дольше щелчка пальцами".
А почему бытие в ниббане не возможно ? А вдруг там возможны дхармы, неизвестные нам. Вдруг те дхармы не-страдательны ?
Как можно отрицать такую возможность ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Вам же здесь Nima уже приводил интервью Бхиккку Бодхи, в котором он тоже не согласен считать ниббану полным небытием.
Он писал, что говорить об окончательной ниббане, и как о вечном существовании, и как о аннигиляции - неверно: "Что же происходит с арахантом после его смерти? Это состояние аннигиляции или состояние вечного существования в той или иной форме? Будда отрицает оба варианта, объявляя этот вопрос неуместным".
Цитата:
Есть разные позиции, одни считают что окончательная ниббана это полное небытие, а другие так не считают.
Когда говорится о "прекращение чувств и восприятий" (saññāvedayitanirodhaṃ) то только saññā и vedanā отсутствует? Или отсутствуют также viññāṇa, saṅkhāra и восприятие rūpa?
««В чём отличие между тем, кто мёртв, чей срок вышел, и монахом, который достиг прекращения восприятия и чувствования?»
«В случае с мёртвым, чей срок вышел, его телесные формации угасли и утихли, его словесные формации угасли и утихли, его умственные формации угасли и утихли, его жизненная сила исчерпалась, тепло ушло, и его качества разрушены. А в случае с монахом, достигшим прекращения восприятия и чувствования, его телесные формации угасли и утихли, его словесные формации угасли и утихли, его умственные формации угасли и утихли, [но] его жизненная сила не исчерпана, тепло не ушло, и его способности неимоверно чёткие. В этом отличие между тем, кто мёртв, чей срок вышел, и монахом, который достиг прекращения восприятия и чувствования». МН 43
Там про сознание ничего не сказано. А санкхара используется в другом смысле (кая, вачи, читта-санкхара). И вот еще одна неясность: Если эта ниродха означает полную отключку 6 сознаний, то как медитатор может иметь "неимоверно чёткие способности"?! Может читта в ниббане тоже имеет "неимоверно чёткие способности" если 6 сознаний для этого не нужны? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№329247Добавлено: Сб 20 Май 17, 02:38 (8 лет тому назад)
КИ
Там винняна просто viññāṇa.
Нет разницы сколько там чувств перечислено. Если есть чувства значит есть контакт. А контакт подразумевает наличие трех. В той сутте может быть сказано только про пять чувств, потому что удовольствие и боль архат чувствует только в пяти, а шестое у него - только упекха, нейтральное чувство.
Он писал, что говорить об окончательной ниббане, и как о вечном существовании, и как о аннигиляции - неверно: "Что же происходит с арахантом после его смерти? Это состояние аннигиляции или состояние вечного существования в той или иной форме? Будда отрицает оба варианта, объявляя этот вопрос неуместным".
Они неуместны, потому что подразумевают "самость" в своем вопросе. Только поэтому. Самоотождествления в ниббане нет, поэтому говорить о чьем-то существовании или аннигиляции - неуместно.
А вдруг там возможны дхармы, неизвестные нам. Вдруг те дхармы не-страдательны ?
Как можно отрицать такую возможность ?
Где Будда говорил что всё страдание? (sabbaṃ dukkhaṃ)? Когда говорится о 1й благородной, то там дуккха ограничена.
Вот в сутте где сказано о правильном внимании на 4 БИ говорится
Цитата:
Вот каким образом он правильно направляет внимание: «Это—страдание… Это—причина страдания… Это—прекращение страдания… Это—путь, ведущий к прекращению страдания». MN2
Здесь дуккха в "этом".
А про "sabbe saṅkhāra dukkha" то тут не ясность термина. Санкхара может быть отнесена к намерениям которые и могут вести к дуккхе, особенно если эти санкхары те которые ведут к перерождениям. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
А про "sabbe saṅkhāra dukkha" то тут не ясность термина.
Обычно переводится как "все обусловленные явления". А обусловлено все рожденное и существующее (5 кхандх), лишь прекращение всех обусловленных явлений (ниродха/ниббана) - необусловленное, хотя путь по ее достижению, так же обусловлен.
Это не относится к "тому" что вне их. Потом, говорится что они сковывают. Это не означает что все кхандхи вообще и всегда, дуккха. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
КИ
... В той сутте может быть сказано только про пять чувств, потому что удовольствие и боль архат чувствует только в пяти, а шестое у него - только упекха, нейтральное чувство.
saṃsaṭṭha - joined
nānākaraṇa - diversity, difference
Есть другой перевод: it is not possible to differenciate them and show them apart
То есть речь о том, что по отдельности они быть не могут. Если есть чувство, значит есть восприятие и сознание.
КИ
Там винняна просто viññāṇa.
Нет разницы сколько там чувств перечислено.
Перечислены в Iti 2.17 именно пять. То есть, речь строго про рупу, а не шесть баз, например. Если вам "нет разницы" - вам что одно, что совсем другое, все равно - то смысл что-то обсуждать? _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Сб 20 Май 17, 03:53), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Adzamaro
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы