Теперь
вас спрошу: чего же можно ожидать от человека как от существа, одаренного
такими странными качествами? Да осыпьте его всеми земными благами, утопите в
счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки вскакивали на
поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое довольство,
чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать,
кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории, - так он вам и
тут, человек-то, и тут, из одной неблагодарности, из одного пасквиля
мерзость сделает.
Рискнет даже пряниками и нарочно пожелает самого пагубного
вздора, самой неэкономической бессмыслицы, единственно для того, чтобы ко
всему этому положительному благоразумию примешать
свой пагубный
фантастический элемент. Именно свои фантастические мечты, свою пошлейшую
глупость пожелает удержать за собой единственно для того, чтоб самому себе
подтвердить (точно это так уж очень необходимо), что люди все еще люди, а не
фортепьянные клавиши, на которых хоть и играют сами законы природы
собственноручно, но грозят до того доиграться, что уж мимо календаря и
захотеть ничего нельзя будет.
Да ведь мало того: даже в том случае, если он
действительно бы оказался фортепьянной клавишей, если б это доказать ему
даже естественными науками и математически, так и тут не образумится, а
нарочно напротив что-нибудь сделает, единственно из одной неблагодарности;
собственно чтоб настоять на своем. А в том случае, если средств у него не
окажется, - выдумает разрушение и хаос, выдумает разные страдания и
настоит-таки на своем! Проклятие пустит по свету, а так как проклинать может
только один человек (это уж его привилегия, главнейшим образом отличающая
его от других животных), так ведь он, пожалуй, одним проклятием достигнет
своего, то есть действительно убедится, что он человек, а не фортепьянная
клавиша!
Если вы скажете, что и это все можно рассчитать по табличке, и
хаос, и мрак, и проклятие, так уж одна возможность предварительного расчета
все остановит и рассудок возьмет свое, - так человек нарочно сумасшедшим на
этот случай сделается, чтоб не иметь рассудка
и настоять на своем! Я верю в
это, я отвечаю за это, потому что ведь все дело-то человеческое, кажется, и
действительно в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе,
что он человек, а не штифтик! хоть своими боками, да доказывал; хоть
троглодитством, да доказывал. А после этого как не согрешить, не похвалить,
что этого еще нет и что хотенье покамест еще черт знает от чего зависит...
Вы кричите мне (если только еще удостоите меня вашим криком), что ведь
тут никто с меня воли не снимает; что тут только и хлопочут как-нибудь так
устроить, чтоб воля моя сама, своей собственной волей, совпадала с моими
нормальными интересами, с законами природы и с арифметикой.
- Эх, господа, какая уж тут своя воля будет, когда дело доходит до
таблички и до арифметики, когда будет одно только дважды два четыре в ходу?
Дважды два и без моей воли четыре будет. Такая ли своя воля бывает!
http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0290.shtml