Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Пустотность в Махаяне и Чань

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

539265СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 07:04 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Историк пишет:
Won Soeng пишет:
Историк пишет:
Won Soeng пишет:
Нет, не правильно. Оппонент рассуждает об относительной реальности, полагая ее предельной.

Нагарджуна же просто утверждает абсолютную реальность: нерожденное не возникает, но и не участвует в рождении.
По-моему, речь вовсе не о нерождённом. Тем более, что для Нагарджуны именно относительность - предельная реальность. The Ultimate Truth is there is no ultimate truth.

Потому что об абсолютной реальности нельзя сказать как о реальности.
Тогда незачем об этом говорить.

Нет никакой проблемы говорить. Проблема в том, что говорящие не видят нерожденное и фантазируют себе идеи нерожденного.

А потом фантазируют, что же имел в виду Нагарджуна. А он ничего нового сверх абхидхармы и не объяснял. Если Вы обнаружили возникновение существования с жаждой и цеплянием, хотя бы мельком, смутно, но прямо, то Вы не блуждаете в абстрактных идеях, в описаниях слов словами.

Как только Вы опознали: «да вот же - страдание!» - Вы тут же вступаете на прямой путь, отбросив заблуждения и абстракции.

А если блуждаете в определениях страдания не опознавая страдание прямо - увы, хоть что читайте, хоть как обдумывайте, это все будет лишь блуждание в чаще воззрений.

Увидеть страдание вовсе не трудно. Это тривиально. Нужно лишь перестать блуждать умом по определениям и прямо посмотреть в ум, устремлённый к безмятежности, покою. Страдания в тот же момент обнажены.

И тогда совсем немного исследования их природы и очевидна жажда.

Это только правильно направленное внимание и все. Без тайн, мистики, сложных философий.

А без этого ясного опознания грузить рассудок текстами Нагарджуны - глупое занятие.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

539266СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 07:42 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Это, конечно, очень красиво все. Но мы же ни фига не объяснили 3-ю и 4-ю строку.

Андросов пытается. Кто-то может высказаться по делу?

Чашка здесь и сечас не существует во всей своей полноте. Существует часть чашки. Чашка потенциально существует. Не хватает, скажем, части чашки, напр., ручки. Насколько правомерно говорить, что чашка вообще не существует здесь и сейчас? (А Нагарджуна все время говорит о "здесь и сейчас".)

Андросов объясняет это противоречием между двумя гипотезами: чашка возникла или не возникла.

Фикус в этой связи говорит подобно Зенону: нет никакого перетекания между несуществованием чашки и ее существованием.

Но Нагарджуна выражается еще тоньше. Он говорит о "частичном" перетекании, которое, по его мнению, не означает "возникновения".


Последний раз редактировалось: Дмитрий С (Вс 17 Май 20, 17:15), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





539276СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 11:36 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий, самсара бесконечна. Но даже это утверждение условно. И условно понятие условности. Абсолютное и относительное существуют лишь во взаимосвязи. Существование немыслимо без не-существования. Но и видение такого хаоса относительности условно. Атмана нет. Но остановись на этом утверждении - и появляется скрытый атман. Будда часто говорит, что дхармы пусты, бесконечны и непознаваемы. На какую из них тогда можно опереться, чтобы увидеть Истину? Метод мадхъямаки - это упайя, призванная увидеть то, на что указывает палец. В ином случае различающее сознание будет во всём искать опору, начало, субстанцию, субъект, атман. Оно не виновато, в этом его функция. И потому любое исчисление конкретного суждения, высказывания, обязано установить смысл, то есть определённое положение участвующих в суждении понятий и их подчинённых классификации позиций. Идёт игра определения, установление безусловного в среде условного. Но только установление, назначение, а не его нахождение! Бо его не существует.  Smile

Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30517

539284СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 12:28 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С пишет:

Фикус в этой связи говорит подобно Зенону: нет никакого перетекания между несуществованием чашки и ее существованием.

Но Нагарджуна выражается еще тоньше. Он говорит о "частичном" перетекании, которое, по его мнению, не означает "возникновения".
Да, насколько я знаю, momentariness of dharma именно такова, и не важно, индийский буддист об этом говорит или греческий стоик.
А вот с "частичным перетеканием" в этом аспекте я усматриваю некоторую проблему, а именно - наличие {пусть и частичного, но} признания субстанции. Что вы об этом думаете?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Алексей А



Зарегистрирован: 04.07.2017
Суждений: 69

539285СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 12:30 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С пишет:
Ок, если эксперты молчат (пока),  то я  бы сказал, что здесь Нагарджуна конкретизирует существование (или существующее, - Чайнику2 виднее). Здесь речь идет о "существующем", которое является "произведенным".

Не зная ни тибетского, ни санскрита ни буквы, я бы интерпретировал это как "составное" (о чем Будда не раз говорил в разных Канонах). Да и тут вот речь идет (по-видимому) о составлении из частей.

Успели полностью составить - произведенное. Не успели и начать - не произведенное. Успели начать, но не закончили  - частично произведенное. (Это, конечно, примитивно, но доходчиво).

Что интересно, так это то, что здесь Нагарджуна ясно высказывает, что он все рассматривает с позиции "здесь и сейчас", краеугольной для Чань.

Первые две строки понятны. Это просто уточнение того, что мы обсуждали только что.

Интересно, что бы эксперты сказали по поводу 3-й и 4-й строк...

В комментарий, честно говоря, не вникал. Но это обязательно нужно сделать. Переводчик с санскрита что-то себе думал, когда переводил ))))).

В этой строфе Нагарджуна отрицает наличие возникновения, а раз нет возникновения, нет и существования (существующего, произведенного, составного, любого) хоть "здесь и сейчас", хоть в любое другое время.

Возникновение отрицается с позиции веры в бытие/небытие - если возникновение есть, то есть некий момент возникновения, и в этот момент объект
- либо существует (отрицается в 1 строке - существующему не нужно возникать),
- либо не существует (отрицается во 2 строке - если объекта нет, о возникновении чего можно вообще вести речь; объекта возникновения нет),
- либо "возникает", т.е. частично существует, частично не существует (отрицается в 3-4 строках - такое состояние также ошибно, т.к. имеет ошибки, указанные в 1 и 2 строке).

P.S. Автокомментарий принадлежит Нагарджуне, Андросов только перевёл.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30517

539288СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 12:35 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Алексей А
Согласен. Я вижу, что в данном стихе Нагарджуна чисто логически {софистически} разбивает утверждение некой длящейся субстанции (т.е. бытийствующей сущности), разбивая процесс на части и показывая их пустоту.
Однако Дмитрий, по-моему, правильно замечает акцент на "здесь и сейчас" - ни в одном моменте нет возникновения.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

539308СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 16:58 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Росс пишет:
Существование немыслимо без не-существования.

Вот это ли хотел сказать Нагарджуна? По-моему, он как раз говорил, что "бытие и не-бытие не существуют", так как взаимоисключают друг друга (здесь и сейчас).

В один момент "здесь и сейчас" чашка существует, а в другой момент может не существовать.

Если говорить о чань/дзэн, то это интересный вопрос для обсуждения.


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

539311СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 17:55 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Историк пишет:
Дмитрий С пишет:

Фикус в этой связи говорит подобно Зенону: нет никакого перетекания между несуществованием чашки и ее существованием.

Но Нагарджуна выражается еще тоньше. Он говорит о "частичном" перетекании, которое, по его мнению, не означает "возникновения".
Да, насколько я знаю, momentariness of dharma именно такова, и не важно, индийский буддист об этом говорит или греческий стоик.
А вот с "частичным перетеканием" в этом аспекте я усматриваю некоторую проблему, а именно - наличие {пусть и частичного, но} признания субстанции. Что вы об этом думаете?

Мне трудно ответить на этот вопрос.

Вот мы имеем чашку без ручки в один момент и чашку с ручкой в другой момент. Имеем два составных объекта. Есть ли между ними связь здесь и сейчас? Некая субстанция вроде как необязательна. Одновременно могут существовать 2 обьекта.

Хотя... если предположить одновременное существование чашки с ручкой и чашки без ручки, то получается, что ручка одновременно присутствует и отсутствует в этой ситуации, чего не может быть.

Таким образом, Нагарджуна, по всей видимости доказывает невозможность "частичного перетекания", идя от противного.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30517

539313СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 18:05 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С
Либо невозможность даже частичного... Чашка с ручкой не становится чашкой без ручки, так как это два разных феномена, и оба они пусты - в них нет некой одной чашки, переходящей из состояния "сручкой" в состояние "безручки".
(далее Росс может сострить и добавить: да и вообще чашки нет).

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

539314СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 18:15 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Историк пишет:
Дмитрий С
Либо невозможность даже частичного... Чашка с ручкой не становится чашкой без ручки, так как это два разных феномена, и оба они пусты - в них нет некой одной чашки, переходящей из состояния "сручкой" в состояние "безручки".
(далее Росс может сострить и добавить: да и вообще чашки нет).

Я добавил "невозможность частичного", когда заметил, что пропустил "не".)

С абсолютных позиций Нагарджуны чашки действительно не существует.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30517

539318СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 19:35 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С пишет:
Историк пишет:
Дмитрий С
Либо невозможность даже частичного... Чашка с ручкой не становится чашкой без ручки, так как это два разных феномена, и оба они пусты - в них нет некой одной чашки, переходящей из состояния "сручкой" в состояние "безручки".
(далее Росс может сострить и добавить: да и вообще чашки нет).

Я добавил "невозможность частичного", когда заметил, что пропустил "не".)

С абсолютных позиций Нагарджуны чашки действительно не существует.
Да и без обращения к идее абсолютного, чашка - всего лишь условное соглашение именовать невто именно так. Например, какова разница между чашей и чашкой? Есть ли в действительности нечто, что точно было бы одним чашей, но не чашкой... Какими бы схоластическими ни казались логические выкрутасы Нагарджуны, они, как мне видится, всегда именно об этом - о тотальной условности {обусловленности} всего. Сплошной анатман, тотальная шуньята.
Но каково практическое применение теории шуньяты, как вы считаете?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Так
Гость


Откуда: Petrenko


539323СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 20:49 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Всё учение Нагарджуны, с позиции формальной логики, объясняли его последователи - Бхававивека, Шантаракшита. Зачем изобретать велосипед?

Ответы на этот пост: Дмитрий С
Наверх
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

539327СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 21:29 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Так пишет:
Всё учение Нагарджуны, с позиции формальной логики, объясняли его последователи - Бхававивека, Шантаракшита. Зачем изобретать велосипед?

Мы сейчас не занимаемся всем учением Нагарджуны.

Мы сейчам занимаемся строфами о пустотности Нагарджуны. Я бы предпочел осмыслить сначала текст оригинала самостоятельно, в дискуссии, тем более, что (как любезно подсказал Алексей А.), автокомментарий, который я ошибочно принял за комментарий Андросова, принадлежит самому Нагарджуне.

Но если у Вам есть комментарии его учеников, то приведите ссылочки, пожалуйста. Там надо еще посмотреть, что именно они комментировали и подразумевали под формальной логикой...


Последний раз редактировалось: Дмитрий С (Вс 17 Май 20, 21:44), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дмитрий С



Зарегистрирован: 28.03.2013
Суждений: 7051
Откуда: Харьков

539328СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 21:44 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Историк пишет:
Дмитрий С пишет:
Историк пишет:
Дмитрий С
Либо невозможность даже частичного... Чашка с ручкой не становится чашкой без ручки, так как это два разных феномена, и оба они пусты - в них нет некой одной чашки, переходящей из состояния "сручкой" в состояние "безручки".
(далее Росс может сострить и добавить: да и вообще чашки нет).

Я добавил "невозможность частичного", когда заметил, что пропустил "не".)

С абсолютных позиций Нагарджуны чашки действительно не существует.
Да и без обращения к идее абсолютного, чашка - всего лишь условное соглашение именовать невто именно так. Например, какова разница между чашей и чашкой? Есть ли в действительности нечто, что точно было бы одним чашей, но не чашкой... Какими бы схоластическими ни казались логические выкрутасы Нагарджуны, они, как мне видится, всегда именно об этом - о тотальной условности {обусловленности} всего. Сплошной анатман, тотальная шуньята.
Но каково практическое применение теории шуньяты, как вы считаете?

Я еще далек от понимания теории шуньяты Нагарджуны. Вот, с помощью коллег и других источников, пытаюсь разобраться. Так что спасибо всем за комментарии, обсуждения и возражения.

В практике на обычные предметы, мысли и чувства теория Нагарджуны позволяет смотреть с особенной, необычной точки зрения. В обыденной жизни полно примеров (вот как моя чашка), на которые можно смотреть совершенно необыденно...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

539329СообщениеДобавлено: Вс 17 Май 20, 22:11 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Дмитрий С пишет:
Росс пишет:
Существование немыслимо без не-существования.

Вот это ли хотел сказать Нагарджуна? По-моему, он как раз говорил, что "бытие и не-бытие не существуют", так как взаимоисключают друг друга (здесь и сейчас).

В один момент "здесь и сейчас" чашка существует, а в другой момент может не существовать.

Если говорить о чань/дзэн, то это интересный вопрос для обсуждения.

Бытие и существование - синонимы. Бытие существует - тавтология. Небытие существует - оксюморон.

В сутре сердца высказана эта же мысль Нагарджуны: в пустоте... нет возникновения, нет прекращения.

Это описание прямого опыта, а не логика или софистика. Это опора для практики праджняпарамиты, а не предмет для рассуждений.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 ... 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29  След.
Страница 15 из 29

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.048 (0.133) u0.016 s0.001, 18 0.031 [264/0]