Аналогия не совсем верна. Или даже совсем не верна. Потому что гнилые зерна не дают всходов. А бессовестные люди вполне дают потомство.
Я думаю что понятие "совесть" - это внутренний психологический "регулятор" основанный на морали. И этот "регулятор" также трудно произвольно выключить, как и включить.
Но с течением времени это возможно. Причем включать - тяжелее.
Сравнение зёрен было метафорой, но ваше сравнение действительно более логичное.
Но всё же думаю, то основание, на которое легла мораль, имело необходимые склонности, для дальнейшего становления такого "регулятора".
Аналогия не совсем верна. Или даже совсем не верна. Потому что гнилые зерна не дают всходов. А бессовестные люди вполне дают потомство.
Я думаю что понятие "совесть" - это внутренний психологический "регулятор" основанный на морали. И этот "регулятор" также трудно произвольно выключить, как и включить.
Но с течением времени это возможно. Причем включать - тяжелее.
Сравнение зёрен было метафорой, но ваше сравнение действительно более логичное.
Но всё же думаю, то основание, на которое легла мораль, имело необходимые склонности, для дальнейшего становления такого "регулятора".
Основание - выживание вида через социальную организацию. Если б у пчел были мозги и более высокая социальная организация основанная не на инстинктах, а на мышлении, и соответственно мораль, то возможно трутни считались бы бессовестными, как в мультфильме про пчелку Майю.
Вот это здорово! Спасибо! Я уверен, что все, что Вы рекомендуете (как и ув. ТМ), стоит читать ).
Меня очень привлекает полумистическая личность Нагарджуны (даже если это собирательный образ). Он мыслит нестандартно, разворачивается неожиданно. И очень подходит по духу к нашему дзэнскому разделу.
Помню, много лет назад Вы говорили, что читали Банкэя. Ну и вообще, с Вами было всегда интересно.
Вот это здорово! Спасибо! Я уверен, что все, что Вы рекомендуете (как и ув. ТМ), стоит читать ).
Меня очень привлекает полумистическая личность Нагарджуны (даже если это собирательный образ). Он мыслит нестандартно, разворачивается неожиданно. И очень подходит по духу к нашему дзэнскому разделу.
Помню, много лет назад Вы говорили, что читали Банкэя. Ну и вообще, с Вами было всегда интересно.
Лонгчен Рабджам - классный йог, великий мудрец, но главное, что его речь сама непроизвольно вводит в глубокую медитацию. Я его всегда слушаю,/\в исполнении Демчога\ когда еду на машине на работу. Иногда приходится себя удерживать... а то могу кого-нибудь переехать, или меня кто-то переедет.
Дмитрий С
Я начинал с книжного дзэна - много всего читал. В практическом плане больше всего помнится Д. Судзуки и С. Кацуки.
Тест как-то приводил современные статьи по японскому дзэну. Я бы с удовольствием что-то написал по этому поводу или хотя бы прорецензировал. Не интересовался этими вопросами, хотя и бывал в Японии. Мне помнится, там есть журналы на эту тему.
Возвращаясь к нашей теме, мне высказывания Нагарджуны не кажутся такими уж заоблочно абстрактными (не больше, чем в Алмазной Сутре).
Конечно, Тест прав в том, что все иносказательно и полно непрямых смыслов. Но и в Алмазной Сутре тоже!
Это анатман - наличие дхарм и отсутствие в них атмана. Другого смысла у буддистов нет.
Ну да, я бы даже добавил "отсутствие их в атмане", "непринадлежность их к атману" и т д в стиле ПК:
Неверно: "Я - тело", "Я содержусь в теле", "тело содержит Я" и т д. Это все есть в ПК вплоть до "пустоты от Я".
Что касается Махаяны, здесь есть еще много деталей (см. Нагарджуну).
Ну если понимать под Я некую "природу Будды",то она можно сказать "содержится" в теле,так как с телом она на прямую связано.
В ПК нет никакой природы Будды. В Махаяне, напротив, есть высказывания "Все имеет Пироду Будды", а Догэн (если не ошибаюсь) говорит "Все ЕСТь Природа Будды". И дзэн опирается на такие концепции.
"Всё есть природа будды", потому что всё - природа ума. В общем, типичная йогачара. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Существование не имеет возникновения, так как оно [уже] есть.
Несуществования вообще нет, так как оно отсутствует.
Бытия и небытия нет в силу их противоречивости.
Поскольку нет возникновения, постольку нет ни пребывания, ни угасания.
Это мало отличается от того, что было сказано греками за 400 лет до Нагарджуны:
Цитата:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Приведите лучше цитаты реальных греческих софистов, а не поэта, весьма далёкого от философии. В действительности Нагарджуна являлся тоже софистом, к тому же его главный трактат - это полемическое произведение, и нужно выявлять контекст его критики тех или иных взглядов современников, чтобы хорошо понимать то, о чём он учил. Его теория шуньяты - это инструмент, позволяющий отклонившимся от чистого учения Будды вернуться в лоно Истинной Дхармы. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№537885Добавлено: Пн 04 Май 20, 23:11 (5 лет тому назад)
Фикус
Если Нагарджуна был софистом, тогда все мастера чань/
дзэн были софистами.
Такого никак быть не могло!
Когда Шестой патриарх дзэн говорил об Истинном Я, это ж не значит, что он был софистом. Он не говорил о самосущем Я. Он как раз говорил о Природе Будды.
Нагарджуна, многими веками раньше, говорил о том же.
№537887Добавлено: Пн 04 Май 20, 23:17 (5 лет тому назад)
Софистом быть не так плохо, особенно древнегреческим. У нас есть целые современные софистические школы (мысли) такие как диалектика, прасангика, и им не стыдно ведь.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы