Для мирян, котоым посчастливилось достичь джхан, привязанность к ним -- весьма характерное явление. Об этом говорит, например, Ли Брейсингтон.
Вот что писал о джханах ушедший от нас год назад Валерий Родионов: "Если говорить о рупа джханах: да, может возникнуть привязанность к приятным и возвышенным состояниям, переживаемым во время джхан; к состоянию ума, свободного от загрязнений; к состоянию сосредоточенного и осознанного ума после выхода из джханы. Сначала переживаемые в джханах состояния будут постепенно вытеснять привязанность к чувственным удовольствиям и чувственным влечениям. Состояние сверх-сосредоточенного, утонченного и сверх-осознанного ума при правильной практике может приводить к познанию тех или иных аспектов випассаны. Я думаю, что постепенно, по мере развития прозрения випассаны, привязанность к джханам будет уменьшаться естественным образом. Нет необходимости решительно искоренять привязанность к джханам. По мере вхождения в ту или иную джхану, после выхода из джханы будут открываться всё более и более тонкие виды загрязнений, присутствующих в уме (во всяком случае на начальном этапе) - работы, которую нужно будет сделать для очищения ума будет хватать и без искоренения алчности к джханам." От себя хотела бы спросить уважаемых участников дискуссии, со сколькими мирянами, залипшими в джханах, они знакомы? Как долго эти миряне пребывают в опасном состоянии залипания?
№520059Добавлено: Вт 24 Дек 19, 22:14 (5 лет тому назад)
Чтобы джняны-прозрения открывались, нужна изначальная настроенность на рассмотрение страданий, влечений и обусловленности. Иначе никакого естественного проникновения в грубость джхан не будет. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Чтобы джняны-прозрения открывались, нужна изначальная настроенность на рассмотрение страданий, влечений и обусловленности. Иначе никакого естественного проникновения в грубость джхан не будет.
Вы хотите сказать, что без специальных усилий не заметите в последжхановом состоянии появления влечения? Не заметите, насколько неудовлетворительной после джхан видится ранее вполне приятная мирская жизнь?
От себя хотела бы спросить уважаемых участников дискуссии, со сколькими мирянами, залипшими в джханах, они знакомы? Как долго эти миряне пребывают в опасном состоянии залипания?
Я думаю, многие из тех кто практикуют медитацию сталкивались с некоторым разделением в существе. В медитации переживаешь мир, покой, нечто истинное и потом тяжело вернуться к "обычной" жизни мирянина. Это и есть "залипание". Если упорствовать то разделение становится сильнее и практически все сложнее вернуться к "обычной" жизни. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
№520188Добавлено: Ср 25 Дек 19, 09:49 (5 лет тому назад)
Привязанность к джхановым факторам при развитии саматхи - обычное явление, когда сосредоточение доминирует и возникает дисбаланс, за этим и должен нормальный наставник следить, иначе практикующий может вообразить себе, что достиг ниббаны.
Я думаю, многие из тех кто практикуют медитацию сталкивались с некоторым разделением в существе. В медитации переживаешь мир, покой, нечто истинное и потом тяжело вернуться к "обычной" жизни мирянина. Это и есть "залипание". Если упорствовать то разделение становится сильнее и практически все сложнее вернуться к "обычной" жизни.
В тхераваде жизнь не делится на "обычную" и "необычную". Есть высший путь (отшельнический) и есть низший путь (домохозяина). Поскольку очень немногие миряне достигли окончательного освобождения, то вроде бы понятно, что наставник, желающий блага ученикам, должен всячески мотивировать их на достижение высших плодов, помогать им удержаться на высшем пути, на котором эти самые плоды достижимы с большей степенью вероятности. С точки зрении сутт, в стремлении оставить мирскую жизнь ничего неблагого нету.
Я думаю, многие из тех кто практикуют медитацию сталкивались с некоторым разделением в существе. В медитации переживаешь мир, покой, нечто истинное и потом тяжело вернуться к "обычной" жизни мирянина. Это и есть "залипание". Если упорствовать то разделение становится сильнее и практически все сложнее вернуться к "обычной" жизни.
В тхераваде жизнь не делится на "обычную" и "необычную". Есть высший путь (отшельнический) и есть низший путь (домохозяина). Поскольку очень немногие миряне достигли окончательного освобождения, то вроде бы понятно, что наставник, желающий блага ученикам, должен всячески мотивировать их на достижение высших плодов, помогать им удержаться на высшем пути, на котором эти самые плоды достижимы с большей степенью вероятности. С точки зрении сутт, в стремлении оставить мирскую жизнь ничего неблагого нету.
Я поделился с Вами проблемами исключительно мирянина как Вы и просили. Под "обычной" жизнью понимались обычные обязанности мирянина - работа, и.т.п. А "необычная" это какая-нибудь практика медитации. И не всегда полезно для мирянина залипать на одной только медитации. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Чтобы джняны-прозрения открывались, нужна изначальная настроенность на рассмотрение страданий, влечений и обусловленности. Иначе никакого естественного проникновения в грубость джхан не будет.
Вы хотите сказать, что без специальных усилий не заметите в последжхановом состоянии появления влечения? Не заметите, насколько неудовлетворительной после джхан видится ранее вполне приятная мирская жизнь?
Речь о грубости и неудовлетворительности самих джхан _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
А "необычная" это какая-нибудь практика медитации. И не всегда полезно для мирянина залипать на одной только медитации.
Давайте не будем уравнивать "какую-нибудь практику медатции" а-ля Павел Пас с буддийской джханой. Перед вхождением в буддийскую джхану практикующий проходит глубокую предварительную тренировку наблюдения за выбранным объектом с целью распознавания в нем трех характеристик мира (ДН22). Только потом, с натренированным и однонаправленным умом, практикующий достигает джхан. А залипать на "какой-нибудь медитации" конечно же может быть вредно для здоровья, но вроде бы Пемасири Тхера не о "какой-нибудь медитации" говорил, а именно о буддийских джханах. Тут могу только повторить свой вопрос - много ли у вас знакомых, залипнувших в буддийских джханах? Как долго они там залипают?
Там всего несколько отрывков переведено, причем относительно давно...
Жаль, что русские активные буддисты не создают ажиотаж вокруг Пемасири Тхеры. Такие книги нужно держать дома, под рукой. И я уверена, что даже люди не знакомые с буддизмом могут очароваться...
Не надо ажиотажа и очаровываться тоже не надо. Надо (имхо) выкладывать как можно больше качественных переводов основных сутт ПК, сделанных в виде таблицы, чтобы была возможность сверки с пали и английским. Вообще, прежде чем читать современных учителей, хорошо бы иметь твердое представление об Учении, чтобы было с чем сравнить их мнение.
Не стоит надеяться, что вот где-то еще осталась непереведенной какая-то чудесная сутта, прочитав которую сразу все станет хорошо. Потому что переводов уже достаточно, а вот людей, которые могут конкретному человеку объяснить содержание сутт и поспособствовать развитию его понимания через реализацию прочитанного на практике, как раз совсем-совсем немного. Не сутты сейчас редкость - а хорошие друзья.
Walking the Tightrope пишет:
Как и многие другие люди я часто задаюсь вопросом о том, что же такое жизнь. Почему я здесь? Что же мне нужно делать? Как мне найти счастье? Куда я отправлюсь после смерти? В поисках ответов на эти вечные вопросы я оставил семью, друзей и работу геодезиста в Канаде в 1990 году и отправился заграницу. Когда я начинал это путешествие, то, признаюсь, даже не знал, что эти вопросы у меня вообще были на уме. Но благодаря беседам с мудрыми людьми, которых я встретил на пути, стало совершенно очевидно, что эти вопросы лежат в самой основе моих поисков.
Европа, Израиль, Египет, Ирак и Индия - каждая область мира, в которой я побывал, была интересна и полезна. Но лишь весной 1991-го года, работая волонтером в Центре Технологий для Сельских Жителей (Centre of Technology for Villagers), стихийно возникшая на северо-востоке Таиланда группа по развитию сельских районов, когда я совершил свой первый настоящий прорыв. Воодушевленный местным заместителем почтмейстера, я посетил Ват Па Наначат (Wat Pah Nanachat), буддийский лесной монастырь, созданный Аджаном Ча для иностранцев.
В Наначате были монахи из Англии, Германии и Канады, которые вышли из той же культуры, что и я, и с которыми я мог соотнести свой опыт. Монахи рассказали мне об учении Будды, о Четырех Благородных Истинах, и о том, что жажда была причиной моих страданий. "Страдание, - сказали они, - это часть жизни. В этом вы не одиноки". И хотя эти монахи определенно не предполагали, что в их высказываниях было нечто особенно необычное, я не могу переоценить воздействие их слов. Впервые в жизни я услышал о том, что жажда является причиной моих страданий. Революционно!
По возвращению в Канаду летом 1991 года, я снова начал работать геодезистом и даже попробовал освоить сестринское дело в университете Макгилла (McGill University) в Монреале. У меня уже была степень бакалавра в области агротехники. Тем не менее лето 1993 года застало меня за возвращением в Ват Па Наначат для дальнейших исследований учений Будды, а так же за путешествием в Копенгаген для вступления в брак. Как обычно я следовал по двум разным направлениям одновременно: в монастырь и в супружество. К 1995 году я уже был разведен, оставил сестринское дело и вернулся к геодезии. Осенью 1997 года, погасив долги и с деньгами на счету в банке, я уехал в Шри Ланку с одним монахом из Америки.
Шри Ланка - очень дружелюбная страна. В ней так же много людей, усердно практикующих учения Будды. Когда же практикующие, которых я встречал, узнавали, что я прибыл в Шри Ланку, чтобы узнать больше об учениях Будды, то недостатка в советах не было. Многие из них, включая Бхиккху Бодхи, говорили мне: "Вам может помочь Пемасири Тхера. Повидайте его". Возможно самое разумное решение, которое я когда-либо принимал в жизни - я отправился к Пемасири Тхера в его медитационный центр. Он встретил меня с распростертыми объятиями и широкой улыбкой, и я остался примерно на год.
...
Выбрать название и подзаголовок для этой книги - Хождение по Канату: Беседы о медитативном развитии с Пемасири Тхера - было просто. Пемасири Тхера использует сравнение с хождением по канату для иллюстрации практики медитативного развития: и канатоходец и практик медитации должны очень внимательно относиться к своим умственным и физическим поступкам, так как обе эти ситуации опасны и ненадежны. Что касается подзаголовка, то в книге содержится много бесед, которые я вел с Пемасири Тхера, и посвящены они были медитативному развитию. Понятие "медитативное развитие" - это перевод Бхиккху Бодхи для термина bhāvanā на Пали, который использовался Пемасири Тхера - был выбран по причине того, что он указывает на умственное и физическое вовлечение в динамический процесс, и избавляет от путаницы со знакомым понятием "медитация".
Деление на медитативное развитие и медитацию значимо, потому что многие из нас имеют устоявшееся представление о том, что такое медитация, и что значит медитировать. Для Пемасири Тхера вовлеченность в медитативное развитие является синонимом развития мудрости. Это то, что необходимо практиковать в течении всего времени и каждый день, а не только по особым случаям, как когда мы сидим в одной позе в течении длительного времени. Пемасири Тхера рассматривает все стороны нашей жизни как возможности для практики медитативного развития.
Чем больше я узнавал Пемасири Тхера, тем больше я понимал, почему некоторые люди в качестве комплимента называют его динозавром: он прибыл из другого времени и места. Места, где люди нравственны, развита мудрость и ценятся учения Будды. Редкость в наше время, Пемасири Тхера проводит свою жизнь так, как уже практически никто из ныне живых. Он является экспертом в искусстве медитативного развития.
"Виденье вещей такими, какими они есть на самом деле, - сказал Пемасири Тхера, - является целью медитативного развития". Взяв меня к себе в ученики, Пемасири Тхера терпеливо и неоднократно приводил меня к тому, что я мог лично увидеть то, как я думаю и поступаю. Зрелище было не из приятных. Я видел, что мои суждения, критицизм и ожидания приводили к множеству страданий, для всех.
Пемасири Тхера никогда не говорил мне, что я должен сделать чтобы быть счастливым. Вместо этого он дал мне систему из воззрений Будды для оценки ситуаций и выбора мудрого способа действия. "Когда мы обладаем мудростью, - сказал Пемасири Тхера, - мы так же обладаем добротой и состраданием". Все мудрые люди пришли к одному и тому же выводу. Одни называют это пониманием истинной природы существования, другие - бескорыстной любовью.
Хождение по Канату - это по сути книга о здоровье ума. В ней Пемасири Тхера разрешил многие из вопросов, заставивших меня отправиться в путешествие по миру. Прошу прощения, если это прозвучит немного банально, но Пемасири Тхера не только изменил мою жизнь, но и дал мне новую, в которой никто не существовал. Он показал мне, как жизнь осмысленно. Это бесценный подарок.
Хороших друзей вам в 2020! _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Не стоит надеяться, что вот где-то еще осталась непереведенной какая-то чудесная сутта, прочитав которую сразу все станет хорошо. Потому что переводов уже достаточно, а вот людей, которые могут конкретному человеку объяснить содержание сутт и поспособствовать развитию его понимания через реализацию прочитанного на практике, как раз совсем-совсем немного. Не сутты сейчас редкость - а хорошие друзья.
Хорошие друзья всегда редкость, к тому же даже очень хорошие друзья как правило не араханты, увы. С этим ничего не поделаешь. А вот сделать академическое издание сутт вполне возможно. Разумеется, одной "чудесной" сутты, от которой "все станет хорошо", нет. Сутты это не магия, это учебник, а учеба требует и усилий, и усердия. Однако только если учебник максимально корректен и доступен, есть надежда что усилия и усердие не будут затрачены понапрасну.
№520709Добавлено: Вт 31 Дек 19, 21:49 (5 лет тому назад)
Бывают чудесные сутты, но их чудеса раскрываются благодаря многолетней тщательной работе, вместе с добрыми друзьями.
Тогда слова Будды становятся наконец понятными в их применении, и действительно становится хорошо.
Желаю всем удачи и успехов в осуществлении сказанного Буддой!
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы