Не знаю, как в рупа-дхьянах, но в обычных сидячих медитациях наслаждение воспринимается как беспричинное. Хотя оно имеет причину, которую точно выразил КИ, - определенные прекращения (стихает суета ума).
Часто ли вы в ходе сидячей медитации впадали в яркий, мощный экстаз, в эйфорическое состояние, которое характеризуется мощным потоком положительных чувств, напором мысли и общим состоянием восторженного оживления, так что трудно даже на одном месте усидеть?
Горсть листьев, в первой дхьяне есть напор мыслей?
Зачем вы задаёте мне эти вопросы? Мой ответ будет обусловлен лишь моим опытом. Но есть довольно подробные описания факторов всех дхьян. Посмотрите, что там говорится. Если найдёте книжку тъеры Ньянапоники Abhidhamma Studies, то там об этом много и отдельно сказано.
Насколько я поняла, вы описали переживания в первой джхане.
Из описания, приведенного ниже, следует, что в первой джхане нет мыслей, так как в ней не только прекращаются неблагие мысли, но и прекращается [внутренняя] речь (то есть любые мысли).
Согласно разным суттам, джханы определяются следующим образом:
Первая джхана:
- прекращаются восприятия чувственных удовольствий (ДН 9)
- утончённое, но реальное восприятие восторга и счастья от уединения (ДН 9)
- невидимость для Мары (МН 25)
- подавляются пять помех, и возникают пять джхановых факторов (МН 43)
- состояние всё ещё может быть поколеблено (МН 66)
- полностью прекращаются неблагие мысли (МН 78)
- прекращается [внутренняя] речь (СН 36.11)
- прекращается телесная боль (СН 48.4.10)
- состояние приятного пребывания (АН 6.29)
- за пределами посягательства Мары (АН 9.39)
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 30 Апр 18, 23:37), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Samantabhadra
№409034Добавлено: Пн 30 Апр 18, 23:37 (7 лет тому назад)
Ктото
Хорошо. Давайте вспомним, каков список факторов первой джханы.
Прекращение внутренней "болтовни" - да. Прекращается речь - да, часто в буквальном смысле - слова как будто "застревают", кажутся тяжёлыми, грубыми. Но при этом "стремительность и ясность мысли". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 30 Апр 18, 23:41), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№409038Добавлено: Пн 30 Апр 18, 23:45 (7 лет тому назад)
Ктото
Цитата:
прекращается [внутренняя] речь
Здесь слово [внутренняя] это примечание переводчика, а значит на пали там этого скорее всего нет. Просто прекращается речь, обычная, ртом. Вообще, витакка и вичара которые в факторах джханы - это словесные мысли. Однако, традиция стала трактовать эти понятия иначе чем в суттах.
"Благородным молчанием", к слову, называется вторая джхана в суттах, в которой уже нет таких факторов как витакка и вичара, но не первая.
Здесь слово [внутренняя] это примечание переводчика, а значит на пали там этого скорее всего нет. Просто прекращается речь, обычная, ртом. Вообще, витакка и вичара которые в факторах джханы - это словесные мысли. Однако, традиция стала трактовать эти понятия иначе чем в суттах.
"Благородным молчанием", к слову, называется вторая джхана в суттах, в которой уже нет такого фактора как витакка и вичара, но не первая.
Адзамаро, спасибо
С описанием джхан мне еще разбираться надо. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Я не понимаю этого выражения. В дхьяне пребывает ум. Ум наслаждается чистыми формами в дхьяне чистых форм - рупадхьяна. Рупалока - сфера чисто эстетических наслаждений, без всякой чувственности и эротики. Я понимаю, что это трудно представить тому, кто искусство прочно связывает с чувственностью, но тем не менее... древним индийцам и китайцам этот вид удовольствия был хорошо известен, как он хорошо известен и (некоторым) современным людям искусства.
Что такое чисто эстетическое наслаждение? Наслаждение от созерцания визуальных форм в мире чистых форм, нельзя назвать чувственным?
Чувственным в буддийской парадигме называется то, что воспринимается посредством пяти органов ощущений - зрение, слух, запах, вкус, осязание. То, что воспринимается только умом - это уже не чувственное. Чистые формы воспринимаются только умом.
Т.е. позалипать на вечернюю игру света с воздухом и водой, по вашей классификации - это чувственное наслаждение?
Как-то Гвоздь объяснил мне, что классификация видов жажды и видов клеш (килес, омрачений) - это две разные классификации. Словно один пирог поделили двумя разными способами.
С тех пор я часто их упоминаю рядом, например - "освобождение от жажды и омрачений".
Интуитивно чувствую, что "килесы" - более широкое и важное понятие, чем "жажда", потому что пратитья-самутпада начинается с авидьи (синоним килесы "моха"), а не жажды.
Также важность именно килес отображено в одном из названий прижизненной Ниббаны - килеса-Париниббана (а не танха-Париниббана).
Разбираясь с терминами в буддийском словаре пали, обнаружила, что в килесу "рага" входят кама-рага, рупа-рага и арупа-рага.
Rāga: 'lust', 'greed', is a synonym of lobha see: mūla, tanhā, and abhijjhā see: kamma-patha For kāma-, rūpa-, arūpa-rāga see: samyojana
Может, килеса "рага" - это и есть жажда?
Тогда кама-рага - это кама-танха, рупа-рага - бхава-танха, арупа-рага - вибхава-танха.
Кстати, по мнению Антарадханы вибхава-танха - это жажда существования в мире арупа-локи. А это соответсвует арупа-раге.
Тогда жажда - один из видов омрачений - "рага".
Недостатком такого вывода является то, что в таком случае освобождение от жажды - это лишь частичное освобождение от омрачений (только лишь от омрачения "рага"), а значит, освобождения от жажды недостаточно для освобождения от страданий.
Если килеса "рага" - это жажда в её полном понимании, то доса, мана, тхина, уддхачча - отчасти её производные. Но они считаются отдельными килесами. _________________ пока веришь уму...
Дхьяна это возвышенное состояние сознания, в котором может быть наслаждение формой, а может и не быть.
Рупа-дхьяна - это наслаждение формой?
Оформленностью восприятия, сфокусированностью внимания (объектом при этом является внутренний световой или звуковой шум — первичные проявления). Почему ясность соотносят с клешей отторжения (двешей)? Потому что ясность — преодоление неясности (мохи), которая свойственна арупье.
Не знаю, как в рупа-дхьянах, но в обычных сидячих медитациях наслаждение воспринимается как беспричинное. Хотя оно имеет причину, которую точно выразил КИ, - определенные прекращения (стихает суета ума).
Часто ли вы в ходе сидячей медитации впадали в яркий, мощный экстаз, в эйфорическое состояние, которое характеризуется мощным потоком положительных чувств, напором мысли и общим состоянием восторженного оживления, так что трудно даже на одном месте усидеть?
Эйфорическое состояние это да, но вот никакого напора мысли нет и нет никаких трудностей с тем, чтобы усидеть на одном месте, потому как тело в течении какого-то времени вообще не ощущается. "Потока положительных чувств" тоже не наблюдала, эйфория однородна, положительные чувства, как и ясность мышления, приходят уже по окончании медитации.
Чувственным в буддийской парадигме называется то, что воспринимается посредством пяти органов ощущений - зрение, слух, запах, вкус, осязание. То, что воспринимается только умом - это уже не чувственное. Чистые формы воспринимаются только умом.
Т.е. позалипать на вечернюю игру света с воздухом и водой, по вашей классификации - это чувственное наслаждение?
Это не моя классификация, а древнеиндийская. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы