Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Соотношение понятий "жажда" и "омрачение"

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48696

409032СообщениеДобавлено: Пн 30 Апр 18, 23:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Внешнее чему? Вообще-то, рупа делится на внутреннее и внешнее, минимум, двумя способами.
О! Расскажите вкратце, пожалуйста.

Органы и объекты - в стандарте. И тело, и всё прочее - в самврити.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

409033СообщениеДобавлено: Пн 30 Апр 18, 23:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Не знаю, как в рупа-дхьянах, но в обычных сидячих медитациях наслаждение воспринимается как беспричинное. Хотя оно имеет причину, которую точно выразил КИ, - определенные прекращения (стихает суета ума).
Часто ли вы в ходе сидячей медитации впадали в яркий, мощный экстаз, в эйфорическое состояние, которое характеризуется мощным потоком положительных чувств, напором мысли и общим состоянием восторженного оживления, так что трудно даже на одном месте усидеть?
Горсть листьев, в первой дхьяне есть напор мыслей?
Зачем вы задаёте мне эти вопросы? Мой ответ будет обусловлен лишь моим опытом. Но есть довольно подробные описания факторов всех дхьян. Посмотрите, что там говорится. Если найдёте книжку тъеры Ньянапоники Abhidhamma Studies, то там об этом много и отдельно сказано.

Насколько я поняла, вы описали переживания в первой джхане.
Из описания, приведенного ниже, следует, что в первой джхане нет мыслей, так как в ней не только прекращаются неблагие мысли, но и прекращается [внутренняя] речь (то есть любые мысли).

Согласно разным суттам, джханы определяются следующим образом:

Первая джхана:

- прекращаются восприятия чувственных удовольствий (ДН 9)
- утончённое, но реальное восприятие восторга и счастья от уединения (ДН 9)
- невидимость для Мары (МН 25)
- подавляются пять помех, и возникают пять джхановых факторов (МН 43)
- состояние всё ещё может быть поколеблено (МН 66)
- полностью прекращаются неблагие мысли (МН 78)
- прекращается [внутренняя] речь (СН 36.11)
- прекращается телесная боль (СН 48.4.10)
- состояние приятного пребывания (АН 6.29)
- за пределами посягательства Мары (АН 9.39)

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 30 Апр 18, 23:37), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Samantabhadra
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

409034СообщениеДобавлено: Пн 30 Апр 18, 23:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото
Хорошо. Давайте вспомним, каков список факторов первой джханы.
Прекращение внутренней "болтовни" - да. Прекращается речь - да, часто в буквальном смысле - слова как будто "застревают", кажутся тяжёлыми, грубыми. Но при этом "стремительность и ясность мысли".

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 30 Апр 18, 23:41), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Samantabhadra
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 10.01.2009
Суждений: 10755

409035СообщениеДобавлено: Пн 30 Апр 18, 23:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
[внутренняя] речь (то есть любые мысли).

Т.е. мысли могут быть только вербализованные?


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

409036СообщениеДобавлено: Пн 30 Апр 18, 23:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
Ктото пишет:
[внутренняя] речь (то есть любые мысли).

Т.е. мысли могут быть только вербализованные?

Еще могут быть образы.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

409038СообщениеДобавлено: Пн 30 Апр 18, 23:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото
Цитата:
прекращается [внутренняя] речь
Здесь слово [внутренняя] это примечание переводчика, а значит на пали там этого скорее всего нет. Просто прекращается речь, обычная, ртом. Вообще, витакка и вичара которые в факторах джханы - это словесные мысли. Однако, традиция стала трактовать эти понятия иначе чем в суттах.

"Благородным молчанием", к слову, называется вторая джхана в суттах, в которой уже нет таких факторов как витакка и вичара, но не первая.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

409040СообщениеДобавлено: Пн 30 Апр 18, 23:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Adzamaro пишет:
Ктото
Цитата:
прекращается [внутренняя] речь
Здесь слово [внутренняя] это примечание переводчика, а значит на пали там этого скорее всего нет. Просто прекращается речь, обычная, ртом. Вообще, витакка и вичара которые в факторах джханы - это словесные мысли. Однако, традиция стала трактовать эти понятия иначе чем в суттах.

"Благородным молчанием", к слову, называется вторая джхана в суттах, в которой уже нет такого фактора как витакка и вичара, но не первая.

Адзамаро, спасибо Smile
С описанием джхан мне еще разбираться надо.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48696

409051СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 01:19 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Manojalpa - "умственная болтовня".
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

409054СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 01:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
Это где? В сутте про "прекращается речь" (СН 36.11), там написано paṭhamaṃ jhānaṃ samāpannassa vācā niruddhā hoti

vācā:voice,Word,saying,speech То есть просто речь обычная, ртом.

Про "Благородное молчание", или "тишина", когда факторами перестают быть витакка и вичара, написано ariyo tuṇhībhāvo

tuṇhībhāva:[m.] silence.
tuṇhī:Silently,without speaking
bhāvo:Property,nature; state,condition; meaning,intention; gesture; amorous dalliance; substance,thing


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Со-ня
Гость





409071СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 08:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Samantabhadra пишет:
Горсть листьев пишет:
Samantabhadra пишет:
дхьяна, в которой присутствует рупа.
Я не понимаю этого выражения. В дхьяне пребывает ум. Ум наслаждается чистыми формами в дхьяне чистых форм - рупадхьяна. Рупалока - сфера чисто эстетических наслаждений, без всякой чувственности и эротики. Я понимаю, что это трудно представить тому, кто искусство прочно связывает с чувственностью, но тем не менее... древним индийцам и китайцам этот вид удовольствия был хорошо известен, как он хорошо известен и (некоторым) современным людям искусства.

Что такое чисто эстетическое наслаждение? Наслаждение от созерцания визуальных форм в мире чистых форм, нельзя назвать чувственным?
Чувственным в буддийской парадигме называется то, что воспринимается посредством пяти органов ощущений - зрение, слух, запах, вкус, осязание. То, что воспринимается только умом - это уже не чувственное. Чистые формы воспринимаются только умом.

Т.е. позалипать на вечернюю игру света с воздухом и водой, по вашей классификации - это чувственное наслаждение?


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Samantabhadra
Наверх
Тренер



Зарегистрирован: 06.03.2018
Суждений: 1795

409074СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 09:03 (6 лет тому назад)    Re: Соотношение понятий "жажда" и "омрачение" Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Как-то Гвоздь объяснил мне, что классификация видов жажды и видов клеш (килес, омрачений) - это две разные классификации. Словно один пирог поделили двумя разными способами.
С тех пор я часто их упоминаю рядом, например - "освобождение от жажды и омрачений".

Интуитивно чувствую, что "килесы" - более широкое и важное понятие, чем "жажда", потому что пратитья-самутпада начинается с авидьи (синоним килесы "моха"), а не жажды.
Также важность именно килес отображено в одном из названий прижизненной Ниббаны - килеса-Париниббана (а не танха-Париниббана).

Разбираясь с терминами в буддийском словаре пали, обнаружила, что в килесу "рага" входят кама-рага, рупа-рага и арупа-рага.
Rāga: 'lust', 'greed', is a synonym of  lobha see: mūla, tanhā, and  abhijjhā see: kamma-patha For kāma-,  rūpa-, arūpa-rāga see: samyojana
https://what-buddha-said.net/library/Buddhist.Dictionary/dic3_r.htm

Может, килеса "рага" - это и есть жажда?
Тогда кама-рага - это кама-танха, рупа-рага - бхава-танха, арупа-рага - вибхава-танха.
Кстати, по мнению Антарадханы вибхава-танха - это жажда существования в мире арупа-локи. А это соответсвует арупа-раге.
Тогда жажда - один из видов омрачений - "рага".

Недостатком такого вывода является то, что в таком случае освобождение от жажды - это лишь частичное освобождение от омрачений (только лишь от омрачения "рага"), а значит, освобождения от жажды недостаточно для освобождения от страданий.

Если килеса "рага" - это жажда в её полном понимании, то доса, мана, тхина, уддхачча - отчасти её производные. Но они считаются отдельными килесами.

_________________
пока веришь уму...
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость





409075СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 10:02 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Тришной можно называть и двешу с мохой. Бхава-тришна — двеша, а вибхава-тришна — моха.
Наверх
Анабхогин
Гость





409079СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 10:19 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Samantabhadra пишет:
Дхьяна это возвышенное состояние сознания, в котором может быть наслаждение формой, а может и не быть.

Рупа-дхьяна - это наслаждение формой?

Оформленностью восприятия, сфокусированностью внимания (объектом при этом является внутренний световой или звуковой шум — первичные проявления). Почему ясность соотносят с клешей отторжения (двешей)? Потому что ясность — преодоление неясности (мохи), которая свойственна арупье.


Ответы на этот пост: Анабхогин
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12623

409088СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 11:15 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Ктото пишет:
Не знаю, как в рупа-дхьянах, но в обычных сидячих медитациях наслаждение воспринимается как беспричинное. Хотя оно имеет причину, которую точно выразил КИ, - определенные прекращения (стихает суета ума).
Часто ли вы в ходе сидячей медитации впадали в яркий, мощный экстаз, в эйфорическое состояние, которое характеризуется мощным потоком положительных чувств, напором мысли и общим состоянием восторженного оживления, так что трудно даже на одном месте усидеть?
Эйфорическое состояние  это да, но вот никакого напора мысли нет и нет никаких трудностей с тем, чтобы усидеть на одном месте, потому как тело в течении какого-то времени вообще не ощущается. "Потока положительных чувств" тоже не наблюдала, эйфория однородна, положительные чувства, как и ясность мышления, приходят уже по окончании медитации.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30518

409100СообщениеДобавлено: Вт 01 Май 18, 12:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Со-ня пишет:
Горсть листьев пишет:

Чувственным в буддийской парадигме называется то, что воспринимается посредством пяти органов ощущений - зрение, слух, запах, вкус, осязание. То, что воспринимается только умом - это уже не чувственное. Чистые формы воспринимаются только умом.

Т.е. позалипать на вечернюю игру света с воздухом и водой, по вашей классификации - это чувственное наслаждение?
Это не моя классификация, а древнеиндийская.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Со-ня
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18  След.
Страница 6 из 18

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.029 (0.144) u0.018 s0.000, 18 0.012 [265/0]