Так это объясняют учителя тхеравады, в частности Хелепопа Гунаратана.
Прямо так и объясняет, что джхана для пробуждения не нужна, достаточно практиковать только сатипаттхану?
Цитата:
Однако в двух суттах, посвящённых непосредственно сатипаттхане, вы не найдете слов о шаматхе - и тем не менее, это базовый курс обучения буддийской медитации. Поэтому и говорится, что может быть достижение как с джханами, так и без джхан.
Странная логика. В суттах, где перечисляются джханы, тоже как правило ничего не сказано о сатипаттхане, перечисленно последовательное достижение джхан, а потом высшие плоды практики. И какой из этого можно сделать вывод? Что сатипаттхана для достижения пробуждения не нужна?
Цитата:
Однако, и вы совершенно правы, если говорите именно про это, сам метод сатипаттханы с концентрацией на дыхании предполагает некоторое развитие (по крайней мере, первой стадии) джханы. Большее, лучшее знакомство и развитие джхановых умений улучшает и процесс випассаны, однако для випассаны полного освоения экстатических практик не требуется.
Практика сатипаттханы (7 шаг БВП) предваряет джханы, а после достижения джхан (8 шаг БВП), джханы и сатипаттхана взаимодополняют друг друга. Без 8 шага, путь не пройти до конца.
Вот цитаты из сутт, подтверждающие необходимость джхан для достижения пробуждения:
В Ангуттара Никае 3.88 также приводится та же трёхкратная тренировка. Здесь возвышенный ум определяется четырьмя джханами. Аналогично в Маджхима Никае 6, где Будда описал четыре джханы составляющими возвышенный ум и являющимися приятным пребыванием здесь-и-сейчас.
В Ангуттара Никае 4.61 описана фраза «наделённый мудростью». Говорится, что тот, кто устранил загрязнения Пяти Помех (панча ниварана), тот обладает «великой мудростью, широкой мудростью, чистым видением, наделён мудростью». Пять помех - это чувственные желания, недоброжелательность, неугомонность и угрызение совести, лень и апатия, сомнения. Из описания первой джханы мы видим, что эти пять помех устраняются тем, кто достигает джханы. Это означает, что достижение джханы (вместе с семью факторами Благородного Восьмеричного Пути) ведёт к великой мудрости.
В Ангуттара Никае 6.70 Будда говорит: «Воистину, монахи, если монах, не развил сосредоточение до высокой степени, не обрёл однонаправленности ума, то не может быть такого, чтобы он вошёл и пребывал в освобождении ума или освобождении мудростью».
В Ангуттара Никае 9.36 Будда говорит: «Воистину, я говорю вам, уничтожение асав (архатство) зависит от первой джханы… второй джханы… третьей джханы… четвёртой джханы…».
В Маджхима Никае 24 повествуется о семи очищениях, ведущих к Ниббане, то есть к конечной цели. Одним из них является очищение ума, о котором тут не упоминается. Однако в Ангуттара Никае 4.194 сказано, что совершенное очищение ума относится к четырём джханам.
В Маджхима Никае 36 Будда рассказывает о своей борьбе за просветление, о том, как он тщетно практиковал различные аскезы несколько лет. Затем он подумал об ином пути к освобождению и вспомнил своё достижение джханы под деревом розовой яблони, когда был ещё ребёнком. И вслед за этим воспоминанием пришло озарение: «Вот он, путь к просветлению». Затем, используя джхану, он, в конечном счёте, обрёл просветление. Вот почему джханы называются «следами Татхагаты» в Маджхима Никае 27.
В Маджхима Никае 52 сказано, что почтенного Ананду спросили, какой необходимой вещи учил Будда, чтобы достичь освобождения. Почтенный Ананда ответил: «Первая джхана… вторая джхана… третья джхана… четвёртая джхана…».
В Маджхима Никае 64 Будда говорит: «Есть путь, Ананда, путь к уничтожению пяти нижних пут. И невозможно, чтобы кто-то, не пройдя этим путём, познал бы или увидел бы или уничтожил бы пять нижних пут». Затем Будда объясняет, что это за путь - это достижение первой джханы… второй джханы… третьей джханы… четвёртой джханы. Отсюда совершенно ясно видно, что состояния анагамина или архата без джхан не достичь.
В Маджхима Никае 108 почтенного Ананду спрашивают о том, какой вид медитации хвалил Будда, а какой не хвалил. Почтенный Ананда отвечает, что Будда хвалил ту медитацию, где достигались четыре джханы, и не хвалил ту, где Пять Помех не устранялись.
В Маджхима Никае 68 Будда подтверждает, что джхана - необходимое условие для уничтожения Пяти Помех: «Пока он не достигает восторга и счастья (первая джхана), что возникают от оставления чувственных удовольствий и неблагих состояний, или большего, нежели это (то есть высших джхан), то жадность… недоброжелательность… лень и апатия… неугомонность и сожаление… сомнение… недовольство… утомительность наводняют его ум и остаются в нём. Когда он достигает восторга и счастья, что возникают от оставления чувственных удовольствий и неблагих состояний, или большего, нежели это, то жадность… недоброжелательность… лень и апатия… неугомонность и сожаление… сомнение… недовольство… утомительность не наводняют его ум и не остаются в нём…».
Поэтому та медитация, где достигаются джханы, восхваляется Буддой. Медитация, в которой джханы не достигаются, Буддой не восхваляется. Отсюда можно сделать вывод, что главной целью медитации является устранение Пяти Помех и достижение джхан.
В Дигха Никае 12 говорится: «…Ученик становится монахом и практикует нравственность и обретает первую джхану… И когда подопечный учителя достигет столь превосходной особенности, такого учителя нельзя порицать в миру. Если кто-либо будет порицать этого учителя, то его критика неправильна, не истинна, не соответствует реальному положению вещей и качеств…»
В Маджхима Никае 76 Ананда указывает, что Будда объявил настоящим мудрецом того, кто, несомненно, будет вести святую жизнь, и, живя таким образом, достигнет правильного пути, благой Дхаммы, в том случае, если сможет уничтожить Пять Помех и достичь четырёх джхан, а также реализовать три высших сверхзнания.
В Маджхима Никае 14 сказано: «Даже хотя ученик благородных чётко увидел так, как оно есть на самом деле правильной мудростью, что чувственные удовольствия приносят мало удовлетворения и много страданий… всё же, покуда он не достиг восторга и счастья (первая джхана), отличных от чувственных удовольствий, отличных от неблагих состояний, или большего нежели это (высшие джханы), то он всё ещё может устремляться к чувственным наслаждениям».
Нет джханы - путь неправильный
Правильное Сосредоточение - это четыре джханы, восьмой фактор Благородного Восьмеричного Пути. Когда джхана достигается, то устраняются Пять Помех. Именно такую медитацию восхвалял Будда, поскольку она ведёт к освобождению, к Ниббане. В Маджхима Никае 31 «сверхчеловеческое состояние, особенность в знании видении, достойная благородных» определяется как первая джхана, вторая, третья, четвёртая. Говорить, что джхана не нужна - всё равно, что говорить, якобы Правильное Сосредоточение не нужно для освобождения. В этом случае мы практикуем только семеричный путь, а это не тот путь, который проложил Будда для обретения Ниббаны. В Саньютта Никае 16.13 подобная точка зрения упоминается как один из факторов, ведущих к исчезновению подлинной Дхаммы. Поэтому в Ангуттара Никае 6.64 Будда говорит: «Нет сосредоточения - путь неправильный».
№410253Добавлено: Сб 05 Май 18, 04:07 (7 лет тому назад)
Дед Чунда
Согласен с вами. Я тоже считаю, что без дхьяны - это не буддизм. По крайней мере, не дзен-буддизм. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Джханы входят в третий компонент как средство развития правильной сосредоточенности, где есть два пути - шаматха и випассана.
Если это самостоятельные пути, тогда цель буддизма достигается либо просто сосредоточением на чем угодно, либо просто пониманием 4 истин, сопровождаемым тонкими и грубыми отвлечениями.
№410357Добавлено: Сб 05 Май 18, 12:46 (7 лет тому назад)
Есть множество сутт, где тех или иных благородных плодов достигали, просто услышав проповедь Будды. Это не к тому, что медитация и джханы не нужны, а к тому, что кто-то возможно уже прошел этот путь в прошлых жизнях (скажем, редко, но встречаются дети, осознанные с самого рождения). Так что четкого правила последовательности тут нет.
Джханы без випассаны вообще не Путь, согласно буддизму, все их достигали бесконечное количество раз.
Верно. Джханы в буддизме имеют чёткое прикладное предназначение, как средство отстранения от неблагих состояний ума. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В Маджхима Никае 36 Будда рассказывает о своей борьбе за просветление, о том, как он тщетно практиковал различные аскезы несколько лет. Затем он подумал об ином пути к освобождению и вспомнил своё достижение джханы под деревом розовой яблони, когда был ещё ребёнком. И вслед за этим воспоминанием пришло озарение: «Вот он, путь к просветлению». Затем, используя джхану, он, в конечном счёте, обрёл просветление. Вот почему джханы называются «следами Татхагаты» в Маджхима Никае 27.
Вы забыли упомянуть в МН36, что он учился у двух учителей и без джхан достиг сферы ни восприятия, ни не восприятия. А затем только вспомнил про джхану. Как Вы объясните достижение этих сфер без джхан? ведь ему оставался один шаг до ниббаны.
Нет джханы - путь неправильный.
Правильное Сосредоточение - это четыре джханы, восьмой фактор Благородного Восьмеричного Пути. Когда джхана достигается, то устраняются Пять Помех. Именно такую медитацию восхвалял Будда, поскольку она ведёт к освобождению, к Ниббане. В Маджхима Никае 31 «сверхчеловеческое состояние, особенность в знании видении, достойная благородных» определяется как первая джхана, вторая, третья, четвёртая. Говорить, что джхана не нужна - всё равно, что говорить, якобы Правильное Сосредоточение не нужно для освобождения. В этом случае мы практикуем только семеричный путь, а это не тот путь, который проложил Будда для обретения Ниббаны. В Саньютта Никае 16.13 подобная точка зрения упоминается как один из факторов, ведущих к исчезновению подлинной Дхаммы. Поэтому в Ангуттара Никае 6.64 Будда говорит: «Нет сосредоточения - путь неправильный».
русский: сосредоточение, концентрация, самадхи, саматха
английский: concentration, samadhi, samatha
пали: самадхи | samādhi
Этимология слова самадхи: «сам» (собранный, вместе) «а» (по направлению) «дха» (держать). Сосредоточение означает установление и удержание ума на одном объекте.
В Маджхима Никае 44 сказано: «однонаправленность ума (читтасса-экаггата), друг Висакха, называется сосредоточением».
Самадхи - это не джхана. Поэтому, не надо выдумывать броские фразы типа: Нет джханы - путь неправильный
Джханы входят в третий компонент как средство развития правильной сосредоточенности, где есть два пути - шаматха и випассана.
Если это самостоятельные пути, тогда цель буддизма достигается либо просто сосредоточением на чем угодно, либо просто пониманием 4 истин, сопровождаемым тонкими и грубыми отвлечениями.
Для сосредоточения есть сорок традиционных объектов, то есть не совсем "что угодно".
Реализация также возможна "сердцем и умом" или только сердцем, и только умом. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Джханы входят в третий компонент как средство развития правильной сосредоточенности, где есть два пути - шаматха и випассана.
Если это самостоятельные пути, тогда цель буддизма достигается либо просто сосредоточением на чем угодно, либо просто пониманием 4 истин, сопровождаемым тонкими и грубыми отвлечениями.
Для сосредоточения есть сорок традиционных объектов, то есть не совсем "что угодно".
Есть пример существующего, не являющегося ни одним из сорока объектов?
В Маджхима Никае 44 сказано: «однонаправленность ума (читтасса-экаггата), друг Висакха, называется сосредоточением».
Самадхи - это не джхана. Поэтому, не надо выдумывать броские фразы типа: Нет джханы - путь неправильный
Факторы четырех дхьян Вам известны?
Первой - витарка и вичара, прити и сукха, а также читтаикаграта.
Второй - адхьяатмасампрасада, прити, сукха, а также читтаикаграта.
...
Cittaikagrata обязательно присутствует во всех дхьянах, потому что дхьяны - виды сосредоточений.
Самадхи - какой-то вольный термин, а дхьян в буддизме различается девять, с каждой соотносится конкретное состояние сознания, достаточно подробно рассмотрено у Васубандху
До того как сесть под дерево бодхи Бхагаван уже достигал 8-й дхьяны, следуя йоге своего Учителя (Арада Каламы).
Это называется "самапатти" - если достижение арупа сферы происходит "йогическим сосредоточением"
Или "упапатти" - если происходит рождение в этой сфере существований.
"Бездхьяново" никак не достигается, это именно йогический транс, каталепсия _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Джханы входят в третий компонент как средство развития правильной сосредоточенности, где есть два пути - шаматха и випассана.
Если это самостоятельные пути, тогда цель буддизма достигается либо просто сосредоточением на чем угодно, либо просто пониманием 4 истин, сопровождаемым тонкими и грубыми отвлечениями.
Для сосредоточения есть сорок традиционных объектов, то есть не совсем "что угодно".
Есть пример существующего, не являющегося ни одним из сорока объектов?
Вопрос непонятен. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Эту и все дальнейшие претензии, переадресовывайте Дхаммавуддхо Тхера. Я хоть и согласен с выводами данной статьи, но как то странно предъявлять претензии по пунктам мне, на основании приведенной цитаты из статьи.
Цитата:
Сосредоточение - это не джханы.
Слово 'самадхи' может использоваться по разному, и в зависимости от контекста обозначать разные вещи, в т.ч. и джханы.
Цитата:
он учился у двух учителей и без джхан достиг сферы ни восприятия, ни не восприятия.
Из того, что он вспомнил свое первое, спонтанное достижение джханы, не следует то, что он достигал бесформенных сфер, минуя джханы. Первый опыт всегда самый запоминающийся, и вполне естественно, что он вспомнил именно его.
Джханы входят в третий компонент как средство развития правильной сосредоточенности, где есть два пути - шаматха и випассана.
Если это самостоятельные пути, тогда цель буддизма достигается либо просто сосредоточением на чем угодно, либо просто пониманием 4 истин, сопровождаемым тонкими и грубыми отвлечениями.
Для сосредоточения есть сорок традиционных объектов, то есть не совсем "что угодно".
Есть пример существующего, не являющегося ни одним из сорока объектов?
Джханы без випассаны вообще не Путь, согласно буддизму, все их достигали бесконечное количество раз.
Не путь, но обратите внимание, что отшельники, аскеты очень быстро ухватывали Дхамму, опять же после Постижения Будда первым делом подумал о двух своих учителях, видимо считая их людьми достаточно мудрыми для того, чтобы понять Учение. Так что джханы не совсем уж бесполезны.
Джханы входят в третий компонент как средство развития правильной сосредоточенности, где есть два пути - шаматха и випассана.
Если это самостоятельные пути, тогда цель буддизма достигается либо просто сосредоточением на чем угодно, либо просто пониманием 4 истин, сопровождаемым тонкими и грубыми отвлечениями.
Для сосредоточения есть сорок традиционных объектов, то есть не совсем "что угодно".
Есть пример существующего, не являющегося ни одним из сорока объектов?
Вопрос непонятен.
Приведите понятную часть вопроса.
Есть пример/// _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы