№358597Добавлено: Пт 24 Ноя 17, 20:36 (7 лет тому назад)Буддизм и психология
Я так понимаю в буддизме отсутствует понятие бессознательного как части личности, ведь среди 5 скандх такой категории нет?
И еще насчет скандх. Вот есть скандха "Чувства". Что конкретно сюда относиться? И эмоциональные, и физические чувства? Как быть с такими понятиями как "Чувство стыда", "Чувство радости", "... раскаяния", "... страха" и т.д. К какой категории они относятся? _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№358606Добавлено: Пт 24 Ноя 17, 20:55 (7 лет тому назад)
Скандхи - это не физические агрегаты, не материальные или информационные структуры, а классификационные группы элементов цельного психофизического восприятия мира.
Я так понимаю в буддизме отсутствует понятие бессознательного как части личности, ведь среди 5 скандх такой категории нет?
А откуда тогда Юнг выудил целую теорию, причем не просто только о бессознательном, а бессознательном индивида и коллективном бессознательном, с плавающими там архетипами в придачу.
Человек, что зря старался?
Vital
Юнг все же больше развил, а "выудил" все же Фрейд, причем исключительно своими силами.
Фрейд ничего и никогда не говорил о коллективном бессознательном, у Юнга же это одна из главных тем, в основе которой лежит значительная часть ТБ. Надеюсь, что связь буддизма с бессознательным для вас немного прояснена.
№358623Добавлено: Пт 24 Ноя 17, 21:26 (7 лет тому назад)
Юнг кстати достаточно много о буддизме писал, в частности о дзен и о его связи с аналитической психологией. Самое известное - его предисловие к труду Судзуки.
№358627Добавлено: Пт 24 Ноя 17, 21:30 (7 лет тому назад)
Понятие "бессознательное" впервые ввел в науку Лейбниц, а не Фрейд. Это случилось еще до того, как психология возникла как наука. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Vital
нет, не прояснена. в каких источниках говорится о бессознательном как части личности?
===================
Мир богов и духов воистину "не что иное, как" коллективное бессознательное внутри меня. Поворотим это предложение так, чтобы оно гласило: Коллективное Бессознательное - есть мир богов и духов вне меня.
===================
Если нужна аннотация по богам и духам, то см "Бардо Тодол".
№358630Добавлено: Пт 24 Ноя 17, 21:33 (7 лет тому назад)
Ну и бессознательное всегда было частью личности по-моему.
В том числе и коллективное бессознательное. Там же архетипы, которые и есть определяющие личность компоненты.
Юнг кстати достаточно много о буддизме писал, в частности о дзен и о его связи с аналитической психологией. Самое известное - его предисловие к труду Судзуки.
Хотя русский перевод конечно ужасен и лучше читать на английском если есть возможность.
Ну и вообще Юнг буддист еще тот на самом деле. Одни его сны чего стоят, где он сам - медитация монаха.
Эрих Фромм, известный психоаналитик, написал книгу "Дзен-буддизм и психоанализ". _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№358634Добавлено: Пт 24 Ноя 17, 21:39 (7 лет тому назад)
Цитата:
в таком ключе и до Платона можна дойти, с его миром идей. и выходит, что Юнг просто плагиатор
Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, архетипов, пси-функции, он развил психоанализ в аналитическую психологию, в этом его заслуга и это его оригинальные идеи.
А само понятие бессознательного появилось действительно раньше Фрейда, но в терапевтическом методе его первым полноценно использовал Фрейд, хотя он насколько я помню ссылается сам в своих работах на предшественников в этом плане. Не помню уже на кого, очень давно Фрейда читал.
№358635Добавлено: Пт 24 Ноя 17, 21:40 (7 лет тому назад)
Говоря предельно примитивно и наивно, виджняна - прообраз психологической концепции сознания, намарупа - прообраз потенции к сознанию, то есть бессознательного.
Проблема лишь в том, что западные течения склонны воспринимать сознание как некую сущность, а не как глагол.
В учении Будды сознание это сознавание. Сознание формы, сознание звука, сознание мысли. Сознание не является самостоятельной сущностью, прикладываемой к форме. к звуку, к мысли. Это и есть различение отдельной формы, звука, мысли.
Этернализм это жажда ума опереться на внешний объект. Поэтому и происходит субстанционализация сознания, его мистификация.
Пратитья Самутпада выделяет 12 звеньев вполне наблюдаемого психического процесса. Эти 12 звеньев универсальны, они не являются субстанциональной средой, это принцип, закономерность всех рассматриваемых психических процессов.
То, что рассматривается наиболее охватывающей причиной - авидья. Авидья это буквально неведение. Неведение покоя, безмятежности. Неведение прекращения влечений и страдания. Что же авидья в сущностном смысле? Это весь спектр достижимых удовольствий, избегаемых неудовольствий и тягостной неизбежности ни удовольствий ни неудовольствий. Сложно? Просто? Если удается это понять, тогда сразу же самоочевидно, как при условии авидья возникают санскары. Санскары это устремления к удовольствиям, от неудовольствий через пучину неопределенности ни того, ни другого. Если это стало очевидным, то так же очевидно возникновение виджняна. Виджняна - это различия, сами признаки, отличающие одно от другого. Здесь возникает вопрос: что же отличается? И если этот вопрос ясен, то становится очевидным и следующее звено: намарупа. Намарупа - это буквально имя форм - то есть обозначения, представления. Образы, отличные один от другого теми самыми различиями. И тут же становится очевидным, как эти образы между собой различаясь признаками, различаются так же и объемом различающих признаков, как они кластеризуются, разрастаются, ветвятся и образуют тем самым - опоры чувственного восприятия, аятаны (шадаятана, шесть опор). Шадаятана - это такие образы, которые наиболее облеплены отличиями от других образов, наиболее устойчивы в потоках восприятия (в ниточках различий, между которыми и определяются санскары, отделяя определенное виджняна от неопределенной авидья). Эти самые потоки восприятия и есть следующее звено - спарша, контакт. Каждый контакт это момент ума, читта. Моменты и соединяются в потоки, и они бесчисленны. Именно в контакте коренятся все существа. И первое проявление существа - чувственное восприятие, следующее звено - ведана. Именно момент сознания окрашен связью опоры контактом с отдельным образом намарупа, а тот, через виджняна и санскара с определенным (т.е. виджняна, сознаваемым) предметом авидья (т.е. удовольствием, неудовольствием или неопределенностью). Именно это звено и называется - ведана. В контакте возникает его определенность. И эта определенность становится предметом влечения, танха. Танха это не влечение к чему-то - а сам предмет влечения, то, к чему влечет, от чего отвращает, что тяготит неопределенностью. Упадана это тоже не собственно влечение, а то, что влечется, то, что привлекается, отвращается, тяготится. И вот уже при условии упадана возникает собственно влечение, склонность, привязанность, карма - бхава. Бхава, как и санскара - это собственно и есть то, что сменяет содержимое читта, переводит от момента к моменту. Только санскара это отдельный момент, словно кадр кинопленки, а бхава это кинопленка целиком. И при условии этой кинопленки происходит рождение. Джати - это рождение пяти совокупностей цепляния, разворачивающейся жизни с этой самой кинопленки. Пять совокупностей того, что влечется, того, что привлекается или отвращается, того, что тяготится и освобождается от тяготы неопределенностью, беспокоится и успокаивается. И это рождение является прямым условием того, что импульс бхава родивший пять совокупностей исчерпывается. И это звено называется старость и смерть, джарамарана.
Когда видно возникновение этих 12 звеньев цепи, можно рассмотреть и их прекращение, поскольку все, что возникает - прекращается. И так можно обнаружить прекращение неведения, удовлетворенность безмятежностью. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы