Рупа.. и арупа.. - это миры дхьян. Состояния в них - как в соответствующих дхьянах. Это очень далеко от артистических бомондов и наслаждений философией, как бы они туда ни напрашивались.
Согласен, что дхяна наслаждения созерцанием осеннего танца бабочек - это не то же самое, что наслаждение представлением балета "Осенние бабочки Киото". Хотя определённое сходство в этих наслаждениях есть. Но, безусловно, Будда совершенно ясно называл наслаждения дхьяны более возвышенным и тонким наслаждением, нежели удовольствие от созерцания любого эстрадного представления. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Рупа.. и арупа.. - это миры дхьян. Состояния в них - как в соответствующих дхьянах. Это очень далеко от артистических бомондов и наслаждений философией, как бы они туда ни напрашивались.
Согласен, что дхяна наслаждения созерцанием осеннего танца бабочек - это не то же самое, что наслаждение представлением балета "Осенние бабочки Киото". Хотя определённое сходство в этих наслаждениях есть. Но, безусловно, Будда совершенно ясно называл наслаждения дхьяны более возвышенным и тонким наслаждением, нежели удовольствие от созерцания любого эстрадного представления.
Тоже верно. Тема всё-таки о танхе и раге. И к возвышенным наслаждениям в дхьянах тоже может быть привязанность (рага), что мешает освобождению.
Но соглашусь с КИ в том, что наслаждение видимым и слышимым (музыка, картины и проч.) - это всё-таки кама-, а не рупа-.
Насчет наслаждения философией - не знаю. Думаю, рупа-. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Рупа.. и арупа.. - это миры дхьян. Состояния в них - как в соответствующих дхьянах. Это очень далеко от артистических бомондов и наслаждений философией, как бы они туда ни напрашивались.
Согласен, что дхяна наслаждения созерцанием осеннего танца бабочек - это не то же самое, что наслаждение представлением балета "Осенние бабочки Киото". Хотя определённое сходство в этих наслаждениях есть. Но, безусловно, Будда совершенно ясно называл наслаждения дхьяны более возвышенным и тонким наслаждением, нежели удовольствие от созерцания любого эстрадного представления.
Тоже верно. Тема всё-таки о танхе и раге. И к возвышенным наслаждениям в дхьянах тоже может быть привязанность (рага), что мешает освобождению.
Безусловно. В окончании Бахуведанья-сутты (Bahuvedaniya Sutta: The Many Kinds of Feeling) Будда Готама говорит:
"It may happen, Ananda, that Wanderers of other sects will be saying this: 'The recluse Gotama speaks of the Cessation of Perception and Feeling and describes it as pleasure. What is this (pleasure) and how is this (a pleasure)?'
"Those who say so, should be told: 'The Blessed One describes as pleasure not only the feeling of pleasure. But a Tathagata describes as pleasure whenever and whereinsoever it is obtained.'" _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Но соглашусь с КИ в том, что наслаждение видимым и слышимым (музыка, картины и проч.) - это всё-таки кама-, а не рупа-.
Насчет наслаждения философией - не знаю. Думаю, рупа-.
Если понимать музыку как "музыкальную форму", то это чистая рупа. При этом мы можем понимать музыку и как "бесформенную" Музыку - Музыку сфер, звучащую безгранично и бесконечно проявляющую себя во всём - в самых разнообразных формах, но эти формы - не сама Музыка. Эта Музыка звучит в уме композитора в моменты его вдохновения - и превращается в музыкальные формы, в которых он запечатывает тот отблеск вдохновения, что дарит ему невыразимая ни в одной форме Музыка.
Отсюда вечное стремление творцов к совершенству формы - сколь вечное, столь и недостижимое. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Но соглашусь с КИ в том, что наслаждение видимым и слышимым (музыка, картины и проч.) - это всё-таки кама-, а не рупа-.
Насчет наслаждения философией - не знаю. Думаю, рупа-.
Если понимать музыку как "музыкальную форму", то это чистая рупа. При этом мы можем понимать музыку и как "бесформенную" Музыку - Музыку сфер, звучащую безгранично и бесконечно проявляющую себя во всём - в самых разнообразных формах, но эти формы - не сама Музыка. Эта Музыка звучит в уме композитора в моменты его вдохновения - и превращается в музыкальные формы, в которых он запечатывает тот отблеск вдохновения, что дарит ему невыразимая ни в одной форме Музыка.
Отсюда вечное стремление творцов к совершенству формы - сколь вечное, столь и недостижимое.
Понятно
О локах и дхьянах я имею только общие представления.
Пока для меня главное - разобраться с принципами. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Рупа.. и арупа.. - это миры дхьян. Состояния в них - как в соответствующих дхьянах. Это очень далеко от артистических бомондов и наслаждений философией, как бы они туда ни напрашивались.
Согласен, что дхяна наслаждения созерцанием осеннего танца бабочек - это не то же самое, что наслаждение представлением балета "Осенние бабочки Киото". Хотя определённое сходство в этих наслаждениях есть. Но, безусловно, Будда совершенно ясно называл наслаждения дхьяны более возвышенным и тонким наслаждением, нежели удовольствие от созерцания любого эстрадного представления.
Тоже верно. Тема всё-таки о танхе и раге. И к возвышенным наслаждениям в дхьянах тоже может быть привязанность (рага), что мешает освобождению.
Но соглашусь с КИ в том, что наслаждение видимым и слышимым (музыка, картины и проч.) - это всё-таки кама-, а не рупа-.
Насчет наслаждения философией - не знаю. Думаю, рупа-.
Рага рупы — это одержимость ясностью, самим наличием аспекта наслаждения/восприятия (самбхога). Наслаждение идеями — это кама, но тонкая, внутренняя.
В рупа-дхьянах не наслаждаются рупой. Просто она там есть, в отличии от арупа-лок.
Дхьяна - это наслаждение, вернее - блаженство. Так это объяснил Будда. Именно поэтому широко известно об опасности "пристрастия к дхьянам". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В рупа-дхьянах не наслаждаются рупой. Просто она там есть, в отличии от арупа-лок.
Дхьяна - это наслаждение, вернее - блаженство. Так это объяснил Будда. Именно поэтому широко известно об опасности "пристрастия к дхьянам".
Блаженство (сукха) сопутствует джханам только до третьей.
О четвёртой говорится как о "блаженстве чистого бытия", где нет ни выраженной радости, но нет и тени печали, только "шанти-шанти-шанти" - но это не ниббана (это та самая сатчитананда) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Интуитивно чувствую, что "килесы" - более широкое и важное понятие, чем "жажда", потому что пратитья-самутпада начинается с авидьи (синоним килесы "моха"), а не жажды.
Правильно считаете. Более того, сама авидья является клешой, по собственной природе. Васубандху конкретизирует, - "вот некто из жадности намеревается лишить жизни живое существо. Его помраченность это неведение..." Т.е. неведение это помрачение во время клеши (аффекта).
Они связаны как царь и его двор (по Васубандху). Прибытие царя означает и прибытие его двора. И наоборот - прибытие двора, означает и прибытие царя. Авидья vs. клеша.
Интуитивно чувствую, что "килесы" - более широкое и важное понятие, чем "жажда", потому что пратитья-самутпада начинается с авидьи (синоним килесы "моха"), а не жажды.
Правильно считаете. Более того, сама авидья является клешой, по собственной природе. Васубандху конкретизирует, - "вот некто из жадности намеревается лишить жизни живое существо. Его помраченность это неведение..." Т.е. неведение это помрачение во время клеши (аффекта).
Они связаны как царь и его двор (по Васубандху). Прибытие царя означает и прибытие его двора. И наоборот - прибытие двора, означает и прибытие царя. Авидья vs. клеша.
Серж, спасибо! _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы