То, что вы описываете как джханы, расходится с буддийским описанием джхан. Я приводила цитаты.
Я согласен с тем, как описывал джханы Антарадхана - переживание смерти. По мне, под джханы более подходит описание подъёма кундалини в йоге.
Переживание смерти, адских уделов и т.п. неприятных вещей это проживание самых грубых уровней омрачений - через это необходимо пройти, чтобы двигаться дальше. Если же это повторяется раз за разом, не прекращаясь, то что-то делается не так - может практик слишком переусердствовал в созерцании смерти и не может её отпустить?
В медитации наслаждение образами, имхо, - помеха. Потому что из-за него человек невольно стремится удержать образы вместо того, чтобы отпустить их.
Что вы думаете по поводу медитации на касины (тхеравадинской вполне)? Нет ли в ней элемента визуализации? Про визуализацию знаю мало, только то, что ты смотришь на предмет и в какой-то момент становишься этим предметом. Скажем, медитация на элемент воды. Внимательно смотришь на воду (не знаю, можно ли назвать это занятие наслаждением образом воды), в какой-то момент оказываешься внутри воды и видишь, что вода вовсе не однородна, там много чего интересного происходит.
Сосредоточение на дыхании, это только один из объектов медитации, это касина воздуха (вайо-касина). В Висуддхимагге, описывается изготовление синего круга, например из ткани и созерцание его, таким образом можно войти в состояние джханы. Аджан Джаясаро упоминал о визуализации золотистого света. Так что есть в тхераваде такой метод практики, как визуализация.
В медитации наслаждение образами, имхо, - помеха. Потому что из-за него человек невольно стремится удержать образы вместо того, чтобы отпустить их.
Что вы думаете по поводу медитации на касины (тхеравадинской вполне)? Нет ли в ней элемента визуализации? Про визуализацию знаю мало, только то, что ты смотришь на предмет и в какой-то момент становишься этим предметом. Скажем, медитация на элемент воды. Внимательно смотришь на воду (не знаю, можно ли назвать это занятие наслаждением образом воды), в какой-то момент оказываешься внутри воды и видишь, что вода вовсе не однородна, там много чего интересного происходит.
Речь была не об объекте медитации, а об образах, которые всплывают в уме медитатора в процессе медитации. Эти образы не обязательно зрительные.
А касина, как и любой другой объект медитации, кому-то хорошо подойдет, кому-то хуже. Именно потому есть столько объектов медитации, чтобы можно было выбрать наиболее подходящий для конкретного человека на конкретном этапе его пути.
Теперь о визуализациях.
Конечно, касина - это зрительный образ, но под визуализациями я имела в виду, например, визуализацию божеств в ваджраяне. Это разные техники. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 03 Май 18, 17:29), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Samantabhadra
Речь была не об объекте медитации, а об образах, которые всплывают в уме медитатора в процессе медитации. Эти образы не обязательно зрительные.
Эти образы могут быть аморфные, очень эфемерные. Однако, если внимательно присмотреться, то так или иначе, все они могут быть опознаны как зрительные, будь то мыслеформы или звук или другие. Зрение занимает особое место среди чувств, не зря бытуют такие выражения как "око мудрости", " внутреннее зрение", "третий глаз" и т.д.
№409983Добавлено: Чт 03 Май 18, 17:55 (7 лет тому назад)
Возвращаясь к основное теме, можно сказать, что визуализируемые или воспринимаемые в процессе наблюдения визуализации образы можно осознать как "запятнанные" омрачениями и незапятнанные ими. Факт такой "запятнанности" можно осознать, если осознаётся присутствие жажды как компонента опыта-переживания, связанного с и обусловленного визуализируемым объектом.
p.s. термином "визуализация" мы называем процесс создания/воспроизведения видимого образа в не-зрительной сфере, т.е. в сфере чисто умственного восприятия; суть развития навыка визуализации состоит именно в том, чтобы научиться как можно точнее воспроизводить в уме нужный объект, затем удерживать его в ментальном фокусе, где он воспринимается практически как зримый объект - it is a metally seen object. По сути, это одно из упражнений по развитию так называемой "сверх-памяти", и подобное хорошо известно в практической психологии, например хрестоматийный пример из опыта человека, обладавшего феноменальной памятью - он визуализировал некое пространство совершенно безразмерной библиотеки, где располагались все его воспоминания, и он просто доставал их с нужной полки. В более простой форме это вполне понятно людям с хорошо развитой зрительной памятью, коих большинство по сравнению с кинестетиками и аудиалами (Сэм правильно отмечает, что зрение является для нас "важнейшим из искусств"). Я сам из таких и часто, пытаясь вспомнить, например, какую-то цитату, я вспоминаю - визуализирую в памяти - страницу книги, на которой была эта цитата. К сожалению, моя зрительная память отнюдь не феноменальна, и я не могу прочитать то, что написано на визуализируемой странице... хотя иногда... _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Возвращаясь к основное теме, можно сказать, что визуализируемые или воспринимаемые в процессе наблюдения визуализации образы можно осознать как "запятнанные" омрачениями и незапятнанные ими. Факт такой "запятнанности" можно осознать, если осознаётся присутствие жажды как компонента опыта-переживания, связанного с и обусловленного визуализируемым объектом.
Во время медитации я не анализирую - ни мысли, ни образы (медитация - не психоанализ). Просто отпускаю. Если они при этом не уходят - вот и само собой выявляется присутствие жажды, то есть привязанности. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
То, что вы описываете как джханы, расходится с буддийским описанием джхан. Я приводила цитаты.
Я согласен с тем, как описывал джханы Антарадхана - переживание смерти. По мне, под джханы более подходит описание подъёма кундалини в йоге.
Переживание смерти, адских уделов и т.п. неприятных вещей это проживание самых грубых уровней омрачений - через это необходимо пройти, чтобы двигаться дальше.
Так никто из описывающих джхану(никто!), здесь на форуме не говорит об этом(может это табу?). У всех - радость, восторг, эйфория и прочее.
То, что вы описываете как джханы, расходится с буддийским описанием джхан. Я приводила цитаты.
Я согласен с тем, как описывал джханы Антарадхана - переживание смерти. По мне, под джханы более подходит описание подъёма кундалини в йоге.
Переживание смерти, адских уделов и т.п. неприятных вещей это проживание самых грубых уровней омрачений - через это необходимо пройти, чтобы двигаться дальше.
Так никто из описывающих джхану(никто!), здесь на форуме не говорит об этом(может это табу?). У всех - радость, восторг, эйфория и прочее.
Если речь о таких сильных эмоциях, скорее всего это первый опыт и телесный. Переживание смерти это всё-таки более глубокий опыт. Может ещё не дошли или даже прекратили попытки - многие такого боятся. Но если следуешь Учению Будды, с сильной верой и памятуешь об очищении ума, то не надо ничего бояться, всё пройдёт и практика будет успешной.
Сосредоточение на дыхании, это только один из объектов медитации, это касина воздуха (вайо-касина). В Висуддхимагге, описывается изготовление синего круга, например из ткани и созерцание его, таким образом можно войти в состояние джханы. Аджан Джаясаро упоминал о визуализации золотистого света. Так что есть в тхераваде такой метод практики, как визуализация.
Не уверена, что в тхераваде медитация на дыхании это медитация на касине воздуха. Классическая медитация на касины предполагает медитацию на несколько цветов (не уверена, что среди них есть золотистый), а также на четыре первоэлемента - воду, землю, огонь и ветер. Ранее я практиковала только медитацию на дыхании, теперь иногда еще пробую на воду (на воду легче, если есть усталость и сонливость, но медитация на воду не так подробно расписана, как медитация на дыхании, вот и подумала, может кто-то что-то знает об этом способе).
В тхераваде деление другое (другие - скорее всего). Тришна там чаще равна лобхе (как и чхадарага и камачханда). Вроде бы в книжке The Guide есть кратко про 2-ю истину с т.з. Абхидхаммы. В группе четасик, ведомых лобхой - 1) лобха-рага-тришна 2) диттхи и 3) мана. Это четасики уровня камавачара и они очень редки у рупа-арупа существ. (Тем не менее, из-за них в т.ч. они падают вниз иногда).
Эйфорические состояния - не такая уж редкость. Думаю, они связаны не только с переживанием первой дхьяны.
У меня есть подозрение, что мы понятия не имеем про приятные чувства в 1-й дхьяне. Когда начинают испытывать оргазм от 1) объятий 2) улыбки 3) взгляда - это всё еще миры камы, но повыше нашего. А мир форм все это превосходит _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Буддой были указаны два пути - с использованием джхан и без их использования, то есть чистая випассана. Второй способ считается сложнее, так как джханы дают очень приятный опыт "ясности и умиротворения", которые помогают буддисту в развитии мудрости и всей трёхчастной практике Пути.
Не учил Будда никакому варианту пути без джхан. В буддизме джхана+сатипаттхана.
В тхераваде деление другое (другие - скорее всего). Тришна там чаще равна лобхе (как и чхадарага и камачханда). Вроде бы в книжке The Guide есть кратко про 2-ю истину с т.з. Абхидхаммы. В группе четасик, ведомых лобхой - 1) лобха-рага-тришна 2) диттхи и 3) мана. Это четасики уровня камавачара и они очень редки у рупа-арупа существ. (Тем не менее, из-за них в т.ч. они падают вниз иногда).
Эйфорические состояния - не такая уж редкость. Думаю, они связаны не только с переживанием первой дхьяны.
У меня есть подозрение, что мы понятия не имеем про приятные чувства в 1-й дхьяне. Когда начинают испытывать оргазм от 1) объятий 2) улыбки 3) взгляда - это всё еще миры камы, но повыше нашего. А мир форм все это превосходит
Точно! Тришна соотносится с духкхой, которая также соотносится с двешей. Значит тришна и двеша — синонимы.
Буддой были указаны два пути - с использованием джхан и без их использования, то есть чистая випассана. Второй способ считается сложнее, так как джханы дают очень приятный опыт "ясности и умиротворения", которые помогают буддисту в развитии мудрости и всей трёхчастной практике Пути.
Не учил Будда никакому варианту пути без джхан. В буддизме джхана+сатипаттхана.
Так это объясняют учителя тхеравады, в частности Хелепопа Гунаратана.
Джхана входит во вторую группу трёхчастного саморазвития - самадхикхандха. Она состоит, как мы помним, из трёх компонентов - саммавирия, саммасати и саммасамадхи, right effort-right mindfulness-right concentration. Джханы входят в третий компонент как средство развития правильной сосредоточенности, где есть два пути - шаматха и випассана. Первая развивает умение пользоваться джханой, вторая - собственно сатипаттхана.
Безусловно, в лучшем варианте мы используем последовательный и параллельный метод шаматха-випассана. Однако в двух суттах, посвящённых непосредственно сатипаттхане, вы не найдете слов о шаматхе - и тем не менее, это базовый курс обучения буддийской медитации. Поэтому и говорится, что может быть достижение как с джханами, так и без джхан.
Однако, и вы совершенно правы, если говорите именно про это, сам метод сатипаттханы с концентрацией на дыхании предполагает некоторое развитие (по крайней мере, первой стадии) джханы. Большее, лучшее знакомство и развитие джхановых умений улучшает и процесс випассаны, однако для випассаны полного освоения экстатических практик не требуется. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы