Существо не существует. Это относительное понятие.
Есть физические и умственные процессы, есть фантазии, которые тоже умственные процессы, и среди всего этого нет никакого существа (атта\"я"\джива).
А кто это всё видит, фиксирует, соознаёт, те самые физические и умственные процессы, которые есть фантазии, которые тоже умственные процессы, и среди всего этого нет никакого существа (атта\"я"\джива)
Кто это сознает, кто пожинает опыт этого сознавания?
№395191Добавлено: Сб 17 Мар 18, 18:17 (7 лет тому назад)
Если после смерти Араханта нет никакого опыта - нет больше Учителя богов и людей - нет больше Татхагаты. Отсутствие дживы не снимает уничтожение всякого опыта, а вместе с ним уничтожение Учителя - что означает уничтожение Татхагаты, Учителя богов и людей. У пяти кхандх тоже дживы нет - что не мешает пяти кхандхам уничтожиться. Отсутствие дживы не защищает от уничтожения Татхагату, если любой возможный опыт ограничен сферой функционирования кхандх.
№395196Добавлено: Сб 17 Мар 18, 18:22 (7 лет тому назад)
Расхождения интерпретаций начинаются с разного толкования абхидхаммической дхаммы. Если дхамма это феномен (как у Махаси Саядо), то получается Тхеравада. Если дхамма это атом (то феноменальный, то безопытный) - получается эта вот алогичная система, в которой любой опыт Пробуждения - дуккха, потому что всё обусловленное (и любая читта) есть дуккха.
А кто это всё видит, фиксирует, соознаёт, те самые
Кто это сознает
Вопрос неправильный.
Когда нет ответов то многое становится неправильным.
Вопрос неправильный, так как он уже задан с утверждением наличия "кого-то", кто познает, что самосущее и постоянное "я" не обнаруживается.
Безличный ум осознает как ментальные, так и материальные моменты.
№395203Добавлено: Сб 17 Мар 18, 18:34 (7 лет тому назад)
Цитата:
То есть Вы допускаете возможность, что вне кхандх может что-то существовать?
Да допускать можно в принципе что угодно. Там может существовать некий транцендентный макаронный монстр, например. Почему бы и нет.
Но мы то об этом никогда не узнаем. _________________ Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.
А кто это всё видит, фиксирует, соознаёт, те самые физические и умственные процессы
Виджняна.
Это вы сами в себе обнаружили?
Виджня́на — понятие индийской философии и психологии, означающее различительное познание, осознание, понимание; в буддизме относится к сознанию в широком смысле.
Поскольку приветенный термин лишен атты, то он принадлежит кому-то или чему- то.
Познание, осознание, понимание - не могут существовать сами по себе. Они чьето у4мение, свойство, атрибут.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы