Академические книжки, поэтому и читаются с трудом. Хотя про буддизм, но не буддийские.
Елена Островская - известный профессор, знаток индийской истории и философии.
http://wiki.shayvam.org/Островская,_Елена_Петровна
Ага, с большим трудом. А как определить буддийскую книжку? Я так понимаю, что буддийская книга - это такая, которая написана не профессором, а успешным практиком буддизма?
а зачем просветленному книга?
ОН САМ - КНИГА. живая книга. ходящая на двух ногах.
зы.
ходит будда по земле и таскает с собой библотеку.
В обычной жизни немного трудно практикой заниматься. На работе нужно быстро что-то решать и совершать действия. Когда я начинаю обдумывать ход своих мыслей, то я начинаю "тормозить"... Это не очень хорошо сказывается на моей производительности, и в общении с людьми немного трудновато тоже. А у вас получается как-то интегрировать в жизнь практику успешно?
Да, мне это сложно. Возможно ребята буддисты-миряне поделятся своим опытом. Мне бы тоже было это интересно. Я йогой занимаюсь уже давно. Поэтому только со своей точки зрения могу описать.
Был период, очень длительный (наверное лет 15), когда можно сказать почти раздвоение было на внутреннее и внешнее. Медитации получались достаточно успешные, то есть достигалась тишина в уме, были внутренние переживания-опыты, но внешняя жизнь шла своим чередом иногда с полным забвением даже наблюдающего сознания (то есть ты полностью погружаешься в то что делаешь и можно сказать делаешь это автоматически - мыслительная, эмоциональная, телесная активность все автоматические). Постепенно это изменялось, когда в важные моменты, например, какой-то эмоциональный вызов стало приходить состояние как переживал в медитации и это позволяло действовать по другому, не вовлекаясь сознанием во внешнее привычное движение. Потом это становилось чаще и постепенно меняло внешнее поведение, реакции. В моем опыте самое сложное тоже было именно наблюдение за умом, то есть при ментальной активности сохранять наблюдающее сознание. Как Вы верно выразили во время работы это приводит можно сказать к реакции "торможения", когда нужно быстро что-то ответить, а ты вдруг зависаешь. Но тоже на опыте учишься. Быстрая спонтанная реакция-мысль приходит автоматически как привыкла реагировать наша природа, но это несовершенная мысль/реакция. Если ты "зависнешь" на мгновение, то сможешь увидеть ситуацию, людей, их слова другим взглядом и твоя реакция, мысль, слова будут более истинными и правильными. Потом иногда и промолчать в ответ на чью-то реакцию это тоже реакция, которая приводит к более правильному результату, чем какой-то такой же эмоциональный ответ. Я по профессии консультант по IT, руководитель проектов и конфликты с пользователями, заказчиками, между консультантами это обычная практика проектов внедрения нового IT. Да и генерировать решения проблем надо очень оперативно.
Вот такие зависания и торможения (для наблюдения своих реакций) часто становятся некой преградой в общении с людьми по работе. Например мне говорил коллега, что такое ощущение иногда, что я в облаках летаю. Иногда из-за практики забываю некоторые дела, которые надо было сделать. СлаваА, а сейчас у вас получается полностью контролировать свои реакции и эмоции при общении с людьми?
Насчет привычных действий, я и пытаюсь сделать другие мысли привычными, но не могу приучить себя к положительным буддийским мыслям. Я их как бы искусственно, насильно "думаю", а негативные мысли спонтанно появляются, даже усилия не надо прикладывать.
Вот такие зависания и торможения (для наблюдения своих реакций) часто становятся некой преградой в общении с людьми по работе. Например мне говорил коллега, что такое ощущение иногда, что я в облаках летаю. Иногда из-за практики забываю некоторые дела, которые надо было сделать.
все верно. посольку между делами практиковать надо. между сделаными делами. и пока они не сделаны, то пратике ни..ни...
хотя САМИ ДЕЛА, которые поручены, можно использовать для совершенствования - внимания.. внимательности.
оч.сильно помогает.
Если честно,не думаю что осуждение кого-то в уме несет хоть сколь нибудь значительную негативную карму. Во всяком случае если это не происходит в течении очень длительного времени (допустим эта мысль весь день или несколько дней крутится в уме). Если это эпизодический момент, который быстро отпускается,то ни о какой карме ведущей к неблагим рождениям и говорить нечего.
У меня не то, что мысль накладывается, а много ситуаций возникает, которые человека представляют в моих глазах например нехорошо, и каждая мысль накладывается и укрепляет этот неприятный образ человека, который просто начинает раздражать и с которым неприятно находиться, а по службе приходится. Например наглое, хамское, лицемерное, самомнительное поведение каждый день наблюдаю, а в конце дня не отпускают особо эти мысли. Может это не приводит к плохой карме, но покоя точно не прибавляет, практике соответственно мешает.
Raven
не следует тхераваду называть хинаяной - это неправильно. Хинаяна - это любые практики, направленные на себя, своё "я". Например, ваше желание как можно скорее наслаждаться нирваной - это чистая хинаяна.
Буддийские книги - это книги авторов буддизма и буддийских авторов. Но разобраться в некоторых хитросплетениях буддийской философии помогают и книги о буддизме, в частности и те, что вы купили.
Нирвана в некоторых священных текстах названа "амата дхату" в образном смысле, так как "дхату" изначально имеет значение "составной ткани/элемента тела". В представлении древних индийцев, наше тело строится из семи дхату. Каждый из них связан с природным первоэлементом - бхутой, которых пять (это природные стихии, как у древних греков - земля, вода, огонь, ветер и пространство). В древней Индии это был стандартный набор медицинских знаний, и Абхидхарма, говоря о нирване как ещё одной дхату, предлагает увидеть её так же, как умозрительно видятся эти "элементы жизни и смерти" - только это "элемент вне жизни и смерти".
Конечно же, за любой метафорой стоит вполне конкретное понимание. Поэтому Адзамаро, предлагая увидеть "элемент бессмертия" в процессе наблюдения возникновения и прекращения мысленных образов (феноменов ума - дхарм), таким образом подсказывает возможность "увидеть" самого наблюдателя. Конечно же, под словом "увидеть" имеется в виду умозрение. То есть, наблюдатель в какой-то момент может обратить внимание на сам процесс наблюдения - вот тогда и открывается "изначальная природа ума" или "элемент бессмертия" - то, что другие индусы называют атманом, частицей бога.
У меня нет желания как-то принижать другие течения буддизма, я как раз и не понял, почему называют Хинаяной. А разве такой эгоистичный подход может привести к нирване? В Махаяне говорят, что практикующий Тхераваду тоже достигает нирвану, но не обретает состояние Будды. Но по если направлять практику для достижения только своего наслаждения, разве можно достичь Нирваны?
Сейчас мне уже более понятно насчет того, как пытаться увидеть бессмертный элемент. Надо наблюдать возникновения и прекращения мыслей. Только как именно это мне может это помочь исправить свои мысли и сделать их более чистыми? Даже если я смогу их наблюдать и отслеживать, но они же все равно будут приходить. А мне нужно, чтобы приходили не негативные и порочные, осуждающие мысли, а благие и добрые мысли.
Потом здесь многие говорят о медитации. Но как она поможет мне избавиться от привязанности например к развлечениям, не совсем понятно. Когда я сижу в медитации, иногда мне это надоедает и становится скучно, хочется чем-то другим заняться. Конечно от медитации приятно тоже, но потом надоедает, долго не могу сидеть.
Иногда у меня ощущение какой-то чистоты внутри, как-то ко всем людям доброта - это и есть незамутненный ум?
На мой взгляд, это очень важное переживание. Можно по разному его классифицировать в разных практиках, наверное можно назвать и временно переживаемым незамутненным умом. Но суть в том, если говорить не буддийским языком, что в этом переживании Вы входите в контакт с той часть своей природы, которая уже открыта духовной реальности. Соответственно с практической точки зрения можно сделать его отправной точкой и пытаться распространить на другие части, а также сделать более устойчивым во времени и обстоятельствах.
Мне нравится это переживание, но я не знаю как удержать его. Иногда кажется оно приходит случайно, не связано с чем-то. Иногда даже в гуще событий чувствую себя хорошо и спокойно, а иногда при медитации чувствую скуку и тоску. Если бы знать конкретные действия, которые приводят к такому результату, как инструкция. Но я выполняю практики одинаково, а в результате чувства всегда разные.
Я думаю вопрос в практике. Больше практики и не только в неподвижной медитации, а стараться внедрять практику в обычную жизнь. Тогда и работа станет помощником, а не препятствием.
И постепенно практика захватит всю жизнь, только тогда можно рассчитывать на "Нирвану" или какое-то освобождение.
Это и есть - практика.
А если не получается пока внедрять практику в жизнь, то это не практика? Я же все равно стараюсь находить время и медитировать в тишине, как-то анализировать смысл моей жизни, цели, поступки...
В каком плане не получается?Так называемые практики в движении и покое в своей сути ничем не отличается. Есть множество методов как "практиковать" непосредственно во время работы,отдыха,даже сна. То что нужно отработать н-ое количество часов в спокойной сидячей практике,и лишь потом приступать к практике в движении - не верно. Они комбинируются и дополняют друг друга. На самом деле не так уж и сложно отслеживать волнения своего ума и "сглаживать" их. Базовую сатипаттхану можно освоить за несколько месяцев.
Понимаете, если бы я например работал на заводе и выполнял одни и те же действия, то я бы мог например как-то внимательно выполнять практику в движении, я читал о ней. Но когда работаешь с людьми и постоянно нужно принимать решения, проводить переговоры, часто очень напряженные и важные, ответственную работу выполнять, когда возможно именно из-за страха работа и выполняется очень точно. А если без страха, спокойно выполнять "на пофиг" в медленном темпе, то результат не будет очень благоприятный для начальства.
Да, вы правильно поняли мою ситуацию. Разделение присутствует. Не то, чтобы я хочу, чтобы оно присутствовало. Каждый раз даю себе обещание, что буду даже на работе практиковать, например представлять, что мой гуру всегда рядом со мной и наблюдает за моими действиями и словами. А происходит иначе. На автоматизме день проходит, как робот, а вечером себя корю за это.
Например пол дня отработал, понял, что не было практики совсем. Затем решаюсь усилием воли все-таки не забывать про практику во второй половине дня. Но опять забываю. Может покажется странным, но я даже будильник ставил (напоминалку) регулярную, чтобы напоминать себе, что я должен представлять рядом своего гуру, который наблюдает за моими словами и делами. Потом и этот будильник перестает помогать и представление гуру. Потом опять что-нибудь стараюсь придумать, чтобы не распускать себя. Но просто забывается, когда начинаю заниматься мирскими делами.
Если позволите, дам два совета.
Во-первых, старайтесь думать о своей практике не как о движении по пути к некоей "великой цели", которую Вы условно называете "нирваной" - условно, потому что реально представить эту нирвану Вы пока никак не можете, и чем больше будете о ней думать, тем больше сами себя запутаете.
Лучше формулируйте задачу, как взращивание определенных качеств, которые в какой-то степени у Вас уже есть - но которым, конечно, ещё многого не достаёт. Я имею в виду качество мудрости (мудрость в буддийском контексте - это не искусство рассуждать и не эрудиция, а видение действительности такой, какая она есть), качество сосредоточенности (то есть, отстраненности от неблагих мыслей и эмоций, дисциплинированности внимания), и нравственности (для нас, мирян, это, прежде всего, пять правил нравственного поведения, как необходимый минимум, а в более пространном и развернутом варианте - воздержание от десяти неблагих деяний и совершение десяти благих деяний). Вот эти три качества нужно возделывать, нужно развивать, нужно взращивать в себе. Их развитие - это и есть приближение к Нирване.
И, если Вы добьетесь незапятнанной нравственности; если, наряду с этим, развивая мудрость, Вы полностью удостоверитесь, что Будда прав, что он изложил истинную Дхарму, и что, руководствуясь этой Дхармой, люди действительно приходят к просветлению, и не будете уже в этом сомневаться - то, хотя полным просветлением это ещё и не будет, но Вы уже сможете быть уверены, что не потеряете связь с Дхармой, но продолжите успешно практиковать и в следующих существованиях.
Во-вторых, чисто техническая рекомендация: не пытайтесь удержать мысль на предметах Вашей медитации (будь-то Ваш гуру, или ещё какой-нибудь образ, или какая-нибудь тема, и т.д., и т.п.) всё время, в течение всего дня (в особенности, рабочего дня). Это не получится. Вместо этого берите непродолжительные, но интенсивные сессии медитации. Опыт отстраненности от неблагих мыслей и эмоций, достигаемый в ходе таких сессий, будет оставаться у Вас в памяти, и, со временем, по мере тренировки, начнёт как бы "спонтанно" проявляться и в течение дня - там и тогда, где это будет нужно.
Подробнее о технических моментах я здесь писать не буду, потому что уже писал о них в нескольких темах, например, здесь:
https://dharma.org.ru/board/topic7359.html . Так что не буду ни Вас, ни всех остальных утомлять бесконечным повторением одного и того же. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы