Вот именно, качественное и строгое монашествование предполагает житьё в монастыре, в общине монахов, под руководством настоятеля. А если уж не можешь смирить гордыню и ЧСВ, живя в монастыре, подчиняясь наставнику и живя по строгим правилам, то какой же ты монах?
Если сначала убежал от социума в монастырь, потом начал искать монастырь, где поудобнее, а потом вообще убежал на чердак к себе домой монашить, то это не монашество, а смех.
Умение следовать правилам, подчиняться субординации, терпеть неудобства от следования строгим ограничениям и т.п. подразумевают усмирение своего эго
Видите ли, монашество, как социальный институт, может "предполагать" много чего. Но следует задаться вопросом - а в контексте Дхармы монашество зачем нужно?
По сути дела, монашество в буддизме появляется и занимает важное место потому, что на определенном этапе практики человек естественным образом выпадает из социума. Когда он отбрасывает не только те влечения, которые ведут к нарушению элементарной нравственности, и (следовательно) в низшие миры, но и вообще осознаёт неудовлетворительный характер всего чувственного, и отрекается от всего этого (по сути дела, вступает уже на путь анагамина) - он становится отшельником. И дальше вплоть до плода араханта включительно он ведет именно жизнь отшельника.
Другими словами, для достижения ниббаны принципиально значима отшельническая жизнь. Буддийский бхиккху - это, по сути дела, именно отшельник. А отшельническая жизнь - это жизнь человека, отрекшегося от чувственных удовольствий, от привязанностей к чувственному. В каких внешних формах эта отшельническая жизнь протекает - не суть важно. А монашество, как социальный институт - с совместным проживанием целого коллектива, с настоятелем, и т.д. - это одна из возможных внешних форм отшельничества. Применять ли эту внешнюю форму или нет - должно решаться чисто прагматически, в зависимости от обстоятельств. _________________ Границы мира - это границы языка
А разве не древний обычай монаху странствовать самому по себе? Такое сохраняется поныне у дзен-буддистов, а у тхеравадинов были в обычаи дхутанги. Ниссаямуччанаке, знающему наизусть по меньшей мере обе матики, четыре бханавары из канона (чтобы он мог читать проповеди в дни упосатхи), некоторые важные сутты, такие, как Андхакавинда, Маха Рахуловада и Ам-баттха (чтобы он мог ответить тому, кто придет поговорить с ним), три анумоданы (чтобы он мог произнести в случае необходимости благословляющие речи), основные правила Винаи относительно таких действий, как упосатха и паварана, а также различные объекты медитации, после пяти лет по прошествии церемонии посвящения, ему разрешается уйти из монастыря и жить самостоятельно.
Так тем, кто пятилетку в монастыре оттрубил, как вы заметили, и дозволено странствовать и т.п.
aurum, вы явно переносите традиции христианского монашества на буддийское. "Смирение" и т.п. термины - это мимо кассы.
Буддийский монах должен пестовать свое эго? Быть нетерпеливым, нетерпимым?
Он должен соблюдать Винайю, а не пестовать смирение перед настоятелем. Другие термины, несколько другие отношения, местами схожие, местами не очень. _________________ Буддизм чистой воды
Социум он ужасен, тут грызутся за всякие мелочи падающие с барского стола, за больничные, отпускные, размеры пенсий. Тут тяжело выжить даже добропорядочному человеку, рукоположенному монаху будет тем более.
Да чего тут, при устройстве на работу, проходишь врачей без очереди и непременно с кем-нибудь недовольным начинаешь ругаться. Хотя возможно в цивилизованных странах всё хорошо продуманно и нет такого.
Пожалуйста, если кого-то смущает слишком "христианское" звучание слова "смирять" или "гордыня", вот синонимы:
"обуздать эгоизм" и "кичливость".
Не думаю, что "кичливость" в Таиланде считают основной проблемой. Посмеются над "молодым", скажут что-нибудь - вряд-ли более того. _________________ Буддизм чистой воды
Видите ли, монашество, как социальный институт, может "предполагать" много чего. Но следует задаться вопросом - а в контексте Дхармы монашество зачем нужно?
Виная вроде как, это система правил, помогающая практику на пути достичь лучших результатов в буддийской практике. Соответственно, монашество "нужно" для того, чтобы монахи быстрее достигали результатов практики.
По сути дела, монашество в буддизме появляется и занимает важное место потому, что на определенном этапе практики человек естественным образом выпадает из социума. Когда он отбрасывает не только те влечения, которые ведут к нарушению элементарной нравственности, и (следовательно) в низшие миры, но и вообще осознаёт неудовлетворительный характер всего чувственного, и отрекается от всего этого (по сути дела, вступает уже на путь анагамина) - он становится отшельником. И дальше вплоть до плода араханта включительно он ведет именно жизнь отшельника.
Отшельник — "отшедший" от мирского мира, то есть, фактически, синоним слова "монах". Отшельник — не обязательно одиночка.
Другими словами, для достижения ниббаны принципиально значима отшельническая жизнь. Буддийский бхиккху - это, по сути дела, именно отшельник. А отшельническая жизнь - это жизнь человека, отрекшегося от чувственных удовольствий, от привязанностей к чувственному. В каких внешних формах эта отшельническая жизнь протекает - не суть важно. А монашество, как социальный институт - с совместным проживанием целого коллектива, с настоятелем, и т.д. - это одна из возможных внешних форм отшельничества. Применять ли эту внешнюю форму или нет - должно решаться чисто прагматически, в зависимости от обстоятельств.
Монашество как орден, кроме всего прочего, это система воспитания отшельника.
aurum, вы явно переносите традиции христианского монашества на буддийское. "Смирение" и т.п. термины - это мимо кассы.
Буддийский монах должен пестовать свое эго? Быть нетерпеливым, нетерпимым?
Он должен соблюдать Винайю, а не пестовать смирение перед настоятелем. Другие термины, несколько другие отношения, местами схожие, местами не очень.
Чтобы соблюдать винаю, нужно, например, обуздать свои желания. Для этого нужно быть терпеливым и в прямом смысле слова смиренным. Ведь, к примеру, сексуальные желания можно только безропотно перетерпеть.
Да и человеческий фактор никто не отменял. Начальство тоже придётся терпеть.
№356986Добавлено: Пн 20 Ноя 17, 09:34 (7 лет тому назад)
Вообще, в очередной раз всплыло: "Монах должен [только] соблюдать винаю!"
К чему это вообще упоминать, если это бесспорно?
Нюансы в другом. Чтобы соблюдать винаю, все её правила, нужно обладать определёнными качествами. Дисциплинированностью, терпеливостью, умением уживаться в коллективе и т.п.
Нюансы в другом. Чтобы соблюдать винаю, все её правила, нужно обладать определёнными качествами. Дисциплинированностью, терпеливостью, умением уживаться в коллективе и т.п.
Это слишком обще (тем самым - бессмысленно). Любой адекватный человек обладает всеми этими качествами. А говорить об экстремальных случаях - какой смысл? Опять же - некоторые недостатки в подобных качествах не делают сразу из монаха не-монаха, если не влекут за собой серьезные нарушения Винаи. _________________ Буддизм чистой воды
Нюансы в другом. Чтобы соблюдать винаю, все её правила, нужно обладать определёнными качествами. Дисциплинированностью, терпеливостью, умением уживаться в коллективе и т.п.
Это слишком обще (тем самым - бессмысленно). Любой адекватный человек обладает всеми этими качествами. А говорить об экстремальных случаях - какой смысл? Опять же - некоторые недостатки в подобных качествах не делают сразу из монаха не-монаха, если не влекут за собой серьезные нарушения Винаи.
Вы же начали про "Монах должен соблюдать винаю". А теперь говорите, что это слишком обще.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы