Второе. Сначала увидел. Попробуйте, например, отследить те скачки внимания с предмета на предмет, которые происходят между одним вдохом и следующим. А затем между между вдохом и выдохом. А затем, когда скачки внимания станут достаточно заметны, попробуйте отследить и скачки внимания, и те реакции, которые вызывают объекты, по которым внимание скачет - за эти же периоды времени.
А зачем собственно пытаться их специально отслеживать? Разве когда мы осознаем дыхание и другие различные ощущения, разве тогда они не отслеживаются автоматически? Вы не думаете, что подобное специальное отслеживание может определенным образом программировать медитативный опыт, причем не в самую лучшую сторону?
Второе. Сначала увидел. Попробуйте, например, отследить те скачки внимания с предмета на предмет, которые происходят между одним вдохом и следующим. А затем между между вдохом и выдохом. А затем, когда скачки внимания станут достаточно заметны, попробуйте отследить и скачки внимания, и те реакции, которые вызывают объекты, по которым внимание скачет - за эти же периоды времени.
А зачем собственно пытаться их специально отслеживать? Разве когда мы осознаем дыхание и другие различные ощущения, разве тогда они не отслеживаются автоматически? Вы не думаете, что подобное специальное отслеживание может определенным образом программировать медитативный опыт, причем не в самую лучшую сторону?
Это нужно, что увидеть, как возникает цепляние.
Будда много раз повторяет в суттах учение о своих "трёх открытиях" - gratification, danger and escape (from danger). Чтобы понять и реализовать/применять это учение, необходимо освоить отслеживание - ключевой компонент практики осознанности. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Второе. Сначала увидел. Попробуйте, например, отследить те скачки внимания с предмета на предмет, которые происходят между одним вдохом и следующим. А затем между между вдохом и выдохом. А затем, когда скачки внимания станут достаточно заметны, попробуйте отследить и скачки внимания, и те реакции, которые вызывают объекты, по которым внимание скачет - за эти же периоды времени.
А зачем собственно пытаться их специально отслеживать? Разве когда мы осознаем дыхание и другие различные ощущения, разве тогда они не отслеживаются автоматически? Вы не думаете, что подобное специальное отслеживание может определенным образом программировать медитативный опыт, причем не в самую лучшую сторону?
1. Затем, чтобы распознавать непостоянство и безличность/обусловленность ментальных состояний.
2. Естественно, желание побыстрее всё увидеть при этом возникает - и может привести к появлению иллюзий, когда не видишь, но кажется, что видишь. Однако возникновение этого желания тоже нужно отслеживать. _________________ Границы мира - это границы языка
Второе. Сначала увидел. Попробуйте, например, отследить те скачки внимания с предмета на предмет, которые происходят между одним вдохом и следующим. А затем между между вдохом и выдохом. А затем, когда скачки внимания станут достаточно заметны, попробуйте отследить и скачки внимания, и те реакции, которые вызывают объекты, по которым внимание скачет - за эти же периоды времени.
А зачем собственно пытаться их специально отслеживать? Разве когда мы осознаем дыхание и другие различные ощущения, разве тогда они не отслеживаются автоматически? Вы не думаете, что подобное специальное отслеживание может определенным образом программировать медитативный опыт, причем не в самую лучшую сторону?
Это нужно, что увидеть, как возникает цепляние.
Будда много раз повторяет в суттах учение о своих "трёх открытиях" - gratification, danger and escape (from danger). Чтобы понять и реализовать/применять это учение, необходимо освоить отслеживание - ключевой компонент практики осознанности.
Возникновения грубого чувственного стремления и недоброжелательности(цепляния) легко можно заметить, когда до определённой степени подавленны пять помех. Так что подобные практики отслеживания по видимости не являются необходимыми.
Второе. Сначала увидел. Попробуйте, например, отследить те скачки внимания с предмета на предмет, которые происходят между одним вдохом и следующим. А затем между между вдохом и выдохом. А затем, когда скачки внимания станут достаточно заметны, попробуйте отследить и скачки внимания, и те реакции, которые вызывают объекты, по которым внимание скачет - за эти же периоды времени.
А зачем собственно пытаться их специально отслеживать? Разве когда мы осознаем дыхание и другие различные ощущения, разве тогда они не отслеживаются автоматически? Вы не думаете, что подобное специальное отслеживание может определенным образом программировать медитативный опыт, причем не в самую лучшую сторону?
Это нужно, что увидеть, как возникает цепляние.
Будда много раз повторяет в суттах учение о своих "трёх открытиях" - gratification, danger and escape (from danger). Чтобы понять и реализовать/применять это учение, необходимо освоить отслеживание - ключевой компонент практики осознанности.
Возникновения грубого чувственного стремления и недоброжелательности(цепляния) легко можно заметить, когда до определённой степени подавленны пять помех. Так что подобные практики отслеживания по видимости не являются необходимыми.
Грубое (и не только грубое) чувственное стремление и недоброжелательность - это не цепляние, а уже следствия цепляния. _________________ Границы мира - это границы языка
Я спорю против быстрой смены дхамм потому что: во-первых о быстрой (стремительной) и обильной смене дхамм в суттах ничего не говорится.
В суттах говорится, что Будда даже подходящего примера не мог найти для того, чтобы на бытовом уровне показать, насколько быстро ум меняется.
Аттхама сутта: Восьмая
[Благословенный сказал]: «Монахи, я не вижу ни одной другой вещи, которая бы менялась также быстро, как ум. Непросто привести пример для того, [чтобы показать] насколько быстро меняется ум».
1. Затем, чтобы распознавать непостоянство и безличность/обусловленность ментальных состояний.
А вы уверены, что их нужно именно так распознавать? Возможно, достаточно убрать эмоциональные искажения восприятия с помощью джхан, и они сами распознаются? В суттах, насколько я помню, люди достигали Ниббаны - просто слушая проповедь Будды, по видимости потому - что у них был чистый ум.
Грубое (и не только грубое) чувственное стремление и недоброжелательность - это не цепляние, а уже следствия цепляния.
Разве?
Давайте посмотрим в сутты:
* С контактом как условием, чувство [возникает].
* С чувством как условием, жажда [возникает].
* С жаждой как условием, цепляние [возникает].(СН 12.1)
Грубое (и не только грубое) чувственное стремление и недоброжелательность - это не цепляние, а уже следствия цепляния.
Разве?
Давайте посмотрим в сутты:
* С контактом как условием, чувство [возникает].
* С чувством как условием, жажда [возникает].
* С жаждой как условием, цепляние [возникает].(СН 12.1)
Что-то непохоже.
Если Вы называете стремлением собственно жажду, то это всё равно не цепляние - а то, что ему предшествует. А если Вы называете стремлением и недоброжелательностью уже конкретные интенции, конкретные движения воли - то это камма-бхава, то, что возникает в результате цепляния. _________________ Границы мира - это границы языка
1. Затем, чтобы распознавать непостоянство и безличность/обусловленность ментальных состояний.
А вы уверены, что их нужно именно так распознавать? Возможно, достаточно убрать эмоциональные искажения восприятия с помощью джхан, и они сами распознаются? В суттах, насколько я помню, люди достигали Ниббаны - просто слушая проповедь Будды, по видимости потому - что у них был чистый ум.
1. Даже у анагамина, который входит в джханы и пребывает в них когда угодно, сколько угодно времени, беспрепятственно, всё ещё остаются некоторые "эмоциональные искажения" - то есть, оковы (см. AN10.13), в число которых входит и страсть к пребыванию в джханах (рупа- и арупа- рага). Так что полного освобождения от искажений джханы всё равно не дают.
2. Отслеживание возникновения и исчезновения дхамм и без джхан позволяет решать следующие задачи: А) совершенствовать нравственность не только на уровне воздержания от неблагих слов и телесных действий, но и на уровне отстранения неблагих ментальных феноменов Б) непосредственно видеть непостоянство, безличность и тягостность дхамм и, таким образом, удостоверяться в истинности Будда Дхаммы. _________________ Границы мира - это границы языка
Думаю, что коренное отличие будет опять в том же самом. Грубо говоря в наличии или отсутствии "души" за кхандхами. Это легкое расширение внутри можно описать и просто как некую дхамму. Хотя она может сопровождать другие мысли, восприятия, которые ощущаются более поверхностными и преходящими. А "это" может быть постоянно неизменным. Хотя когда связь с этим прерывается, то опять становишься механической машиной пережевывающей мысли. А когда связь есть, то и "поверхностный" поток психических ощущений становится другим. То есть это может выступать как средство трансформации. А в випассане все же только наблюдают возникновение и прекращение. Просто в определенный момент человек, не важно из какого духовного направления, вдруг устанавливает прямую связь с "этим", которое все называют по разному.
Вы мне напоминаете старика и старуху из сказки про кашу из топора. Соглашаетесь с буддизмом, но считаете необходимым приплюсовать к нему существование души. Но никакой души нет, и в этом можно убедиться на собственном опыте, увидев механические, зависимые, безличные процессы, источником которых является не душа, а точно такие же процессы, предшествующие во времени. И этот цикл не имеет начала, так как замкнут в круг (патичча-самуппада). Топор в каше не нужен. Это лишняя сущность.
Грубое (и не только грубое) чувственное стремление и недоброжелательность - это не цепляние, а уже следствия цепляния.
Разве?
Давайте посмотрим в сутты:
* С контактом как условием, чувство [возникает].
* С чувством как условием, жажда [возникает].
* С жаждой как условием, цепляние [возникает].(СН 12.1)
Что-то непохоже.
Если Вы называете стремлением собственно жажду, то это всё равно не цепляние - а то, что ему предшествует. А если Вы называете стремлением и недоброжелательностью уже конкретные интенции, конкретные движения воли - то это камма-бхава, то, что возникает в результате цепляния.
Ну, смотрите, вот я заметил некий объект(чувство), дальше возникают эмоциональные искажения(жажда/отвращение) - это, как я понимаю, и есть цепляние, которое обуславливает возникновения действия. При должном уровне сосредоточения можно автоматически отследить возникновения жажды и не допустить дальнейшего развертывания этого процесса.
А что вы собственно понимаете под цеплянием, кстати говоря?
Второе. Сначала увидел. Попробуйте, например, отследить те скачки внимания с предмета на предмет, которые происходят между одним вдохом и следующим. А затем между между вдохом и выдохом. А затем, когда скачки внимания станут достаточно заметны, попробуйте отследить и скачки внимания, и те реакции, которые вызывают объекты, по которым внимание скачет - за эти же периоды времени.
А зачем собственно пытаться их специально отслеживать? Разве когда мы осознаем дыхание и другие различные ощущения, разве тогда они не отслеживаются автоматически? Вы не думаете, что подобное специальное отслеживание может определенным образом программировать медитативный опыт, причем не в самую лучшую сторону?
Это нужно, что увидеть, как возникает цепляние.
Будда много раз повторяет в суттах учение о своих "трёх открытиях" - gratification, danger and escape (from danger). Чтобы понять и реализовать/применять это учение, необходимо освоить отслеживание - ключевой компонент практики осознанности.
Возникновения грубого чувственного стремления и недоброжелательности(цепляния) легко можно заметить, когда до определённой степени подавленны пять помех. Так что подобные практики отслеживания по видимости не являются необходимыми.
Как насчёт всё более тонких? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вот именно что Вы думаете об относительной устойчивости набора кхандх, а спорите почему-то против быстрой смены дхамм (из которых кхандхи состоят; точнее говоря, кхандхи - это совокупности дхамм). А это ведь совсем разные вещи. Дхаммы сменяются очень быстро. Другими словами, очень быстро сменяются мысли и чувственные восприятия, приятные/неприятные/нейтральные переживания и т.д. Но поскольку сменяются они не хаотично, а в зависимости друг от друга, последующие дхаммы определяются предыдущими. В результате, набор кхандх сегодняшнего дня выглядит очень похожим на набор кхандх вчерашнего дня, прошлой недели, и даже прошлого года. Более того, сохраняется преемственность между наборами кхандх в разных существованиях.
Я спорю против быстрой смены дхамм потому что: во-первых о быстрой (стремительной) и обильной смене дхамм в суттах ничего не говорится. В суттах говорится об изменениях, которые можно наблюдать. Во-вторых мне никакого обильного потока стремительно меняющихся дхамм наблюдать не приходилось, напротив, чем больше наблюдаешь, тем меньше объектов для наблюдения. Вы ранее говорили, что после достаточно долгих тренировок научились наблюдать этот самый стремительный поток. Осмелюсь спросить - ваши тренировки вы начали после прочтения соответствующего текста из Абхидхаммы об обильном и стремительном потоке? Или вы сначала увидели этот поток, а уже потом наткнулись на текст из Абхидхаммы, в точности описывающий то, что вы видите?
Вы спорите из-за своего невежества, что уже многими тут на форуме отмечалось. Само по себе оно не так страшно, если только оно не воинствующее, как в вашем случае.
Будда говорил, что нет во вселенной ни одного феномена, который бы изменялся столь же быстро, как ум.
“Bhikkhus, I do not even know of one other phenomena that is of the nature to quickly change as the mind, so much so, bhikkhus, that to give an example of this quickly changing mind is not easily done.” (AN.1. 41-50)
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы