Под медитацией обычно понимают все что угодно Медитация переводится с латыни как раз словом размышление. А когда концентрируют внимание на одном объекте - это сосредоточение.
Если пузырьки воздуха, то тогда на воздух.
Спасибо, надеюсь что сосредоточение на пузырьках вполне легитимно. Я понимаю, что слово "медитация" имеет много разных значений, но когда речь здесь идет о медитации, то скорее подразумевается сидячая медитация (наверное).
Я понимаю, что слово "медитация" имеет много разных значений, но когда речь здесь идет о медитации, то скорее подразумевается сидячая медитация (наверное).
Медитация может практиковаться в любом из 4-х положений тела. И размышления, и сосредоточение, и внимательность, и проникновение в объекты (випассана) могут практиковаться во время сидячей сессии, и все это входит в понятие медитация или созерцание.
Никто и не предлагает воображать какой-то ливень. Речь идёт о том, чтобы наблюдать происходящее. Тогда, при наблюдении, и видно, с какой скоростью оно происходит. Понаблюдайте, как внимание переключается с одних объектов (чувственно воспринимаемых, или представляемых одним только умом). Понаблюдайте, как сменяются ощущения, восприятия, мысли. Вот, каждый раз, как воспринимаемый/мыслимый объект сменяется другим - один контакт сменяется другим. А смена контакта - это смена сознания (вин'няна/читта), действующего в этом контакте, и смена переживания, распознавания, волевого импульса и других четасик, обусловленных контактом.
В таком случае возражений не имею. Но наверное если один практикующий видит в результате подобного наблюдения стремительный ливень, а другой медленную резину, то странно утверждать, что видение ливня является результатом правильной практики, а резина - не правильной.
Как поясняет Гунаратана, развитие сосредоточенности способствует и идёт "рука об руку" с развитием джхан; это развитие выводит к "распутью": налево пойдёшь - сверхъественные знания и умение пребывать в арупалоках разовьёшь, направо пойдёшь - мудрость познания сущности всех явлений разовьёшь, выводящую из кругов перерждений, самсары.
Никто и не предлагает воображать какой-то ливень. Речь идёт о том, чтобы наблюдать происходящее. Тогда, при наблюдении, и видно, с какой скоростью оно происходит. Понаблюдайте, как внимание переключается с одних объектов (чувственно воспринимаемых, или представляемых одним только умом). Понаблюдайте, как сменяются ощущения, восприятия, мысли. Вот, каждый раз, как воспринимаемый/мыслимый объект сменяется другим - один контакт сменяется другим. А смена контакта - это смена сознания (вин'няна/читта), действующего в этом контакте, и смена переживания, распознавания, волевого импульса и других четасик, обусловленных контактом.
В таком случае возражений не имею. Но наверное если один практикующий видит в результате подобного наблюдения стремительный ливень, а другой медленную резину, то странно утверждать, что видение ливня является результатом правильной практики, а резина - не правильной.
А Вы действительно видите это (NB - не всё что угодно, а конкретно те вещи, о которых я писал выше) как "медленную резину"? Если так, то это уникальное явление. Не помню, чтобы хоть кто-нибудь из буддийских практиков это описывал так. Поэтому и возникает обоснованное сомнение. То, что Вы как-то не так наблюдаете, допускаете какие-то технические ошибки, более вероятно, чем то, что у Вас психика устроена радикально не так, как у всех остальных людей. _________________ Границы мира - это границы языка
А вы не думаете, что «десять касин» - это на самом деле состояния, достигаемые в джханах, а не объекты для медитации?
Нет, не думаю. Но думаю, что практикуя любую из касин, можно достичь джханы.
А мне вот кажется, довольно сомнительным что, практикуя их можно добиться чего-либо кроме проблем со зрением и психических расстройств. Скорее всего, касины – это все-таки не объект для начальной медитации, как я думаю.
А вы не думаете, что «десять касин» - это на самом деле состояния, достигаемые в джханах, а не объекты для медитации?
Нет, не думаю. Но думаю, что практикуя любую из касин, можно достичь джханы.
А мне вот кажется, довольно сомнительным что, практикуя их можно добиться чего-либо кроме проблем со зрением и психических расстройств. Скорее всего, касины – это все-таки не объект для начальной медитации, как я думаю.
Цветные касины - считаются довольно простыми объектами медитации (можно практиковать начинающим). От себя добавлю: простыми для визуалов. Для кинестетиков например, проще дадутся дыхание или ощущения при ходьбе.
А вы не думаете, что «десять касин» - это на самом деле состояния, достигаемые в джханах, а не объекты для медитации?
Нет, не думаю. Но думаю, что практикуя любую из касин, можно достичь джханы.
А мне вот кажется, довольно сомнительным что, практикуя их можно добиться чего-либо кроме проблем со зрением и психических расстройств. Скорее всего, касины – это все-таки не объект для начальной медитации, как я думаю.
Цветные касины - считаются довольно простыми объектами медитации (можно практиковать начинающим). От себя добавлю: простыми для визуалов. Для кинестетиков например, проще дадутся дыхание или ощущения при ходьбе.
Мне вот лично кажется, что эти медитации на элементах и касинах – это скорей всего просто некий миф, и никто так на самом деле не медитировал.
А так называемая «медитация на объекте» - это скорей всего неправильная теория медитации. Я вот думаю, что джхана на самом деле достигается не за счет концентрации на объекте, а за счет деконцентрации внимания.
Посмотрите, например как медитация описывается в суттах:
1) Делая долгий вдох, он знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, он знает: «Я делаю долгий выдох».
2) Делая короткий вдох, он знает: «Я делаю короткий вдох»; или, делая короткий выдох, он знает: «Я делаю короткий выдох».
3) Он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Ощущая всё тело, я буду выдыхать».
4) Он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Успокаивая телесную формацию, я буду выдыхать»1.( СН 54.1)
Тут ясно сказано, что внимание должно быть распределено по всему телу. При этом по видимости оно должно распределяться естественным образом, а не за счет волевых усилий.
А Вы действительно видите это (NB - не всё что угодно, а конкретно те вещи, о которых я писал выше) как "медленную резину"? Если так, то это уникальное явление. Не помню, чтобы хоть кто-нибудь из буддийских практиков это описывал так. Поэтому и возникает обоснованное сомнение. То, что Вы как-то не так наблюдаете, допускаете какие-то технические ошибки, более вероятно, чем то, что у Вас психика устроена радикально не так, как у всех остальных людей.
Нет, это Упас страницей ранее пишет о резине. Я вижу смену дхамм как медленное движение, типа ночного неба, при этом что-то движется быстрее, что-то медленнее, а что-то так медленно, что кажется неподвижным.
Я вижу смену дхамм как медленное движение, типа ночного неба, при этом что-то движется быстрее, что-то медленнее, а что-то так медленно, что кажется неподвижным.
И что же конкретно Вы делаете со своим вниманием, какую технику применяете при этом? Другими словами, в результате применения какой техники, в результате совершения каких умственных упражнений смена дхамм видится Вам таким образом? _________________ Границы мира - это границы языка
Мне вот лично кажется, что эти медитации на элементах и касинах – это скорей всего просто некий миф, и никто так на самом деле не медитировал.
Тем не менее, эти объекты созерцания упоминаются в суттах.
Цитата:
А так называемая «медитация на объекте» - это скорей всего неправильная теория медитации. Я вот думаю, что джхана на самом деле достигается не за счет концентрации на объекте, а за счет деконцентрации внимания.
ИМХО, вы просто слишком узко и буквально воспринимаете слова концентрация и сосредоточение. Просто наблюдая за чем-либо, или размышляя над каким-нибудь вопросом - вы уже концентрируете внимание на этом (объекте).
Сойдемся на: "эти объекты, как правило используются не для тренировки в сосредоточении"?
У вас что, есть какие-то объекты, рекомендованные для бхаваны, с которыми сосредоточение (самадхи) не развивается? С ними рассредочение ума происходит что ли?
Тем не менее, эти объекты созерцания упоминаются в суттах.
Да, там они упоминаются как тотальности восприятия.
Цитата:
ИМХО, вы просто слишком узко и буквально воспринимаете слова концентрация и сосредоточение. Просто наблюдая за чем-либо, или размышляя над каким-нибудь вопросом - вы уже концентрируете внимание на этом (объекте).
Ну, вот как я понимаю, смысл медитации как раз состоит в том, чтобы избавится от всех возможных типов концентрации, а не в том, чтобы на чем-то специально концентрироваться. И делается это за счет беспристрастного наблюдения всех возникающих феноменов. При этом внимание должно естественным образом распределяться по всем каналам восприятия. Любые попытки изменить это естественное распределение внимания не приводят к каким-либо позитивным результатам.
А так называемая «медитация на объекте» - это скорей всего неправильная теория медитации. Я вот думаю, что джхана на самом деле достигается не за счет концентрации на объекте, а за счет деконцентрации внимания.
Джхана достигается изначально при памятования объекта, которое становится непрерывным и затем за счет усердия-настойчивости (вирия) в дхамма-вичая (рассмотрении качеств ума и отстранения от неблагих).
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы