совсем не факт что у сознания (viññāṇaṃ) есть только одно, сансарическое, значение как сознание 6 органов чувств
конечно не факт. Есть "алайя-виджняна", высшее сознание школы Йогачара (кстати, Махаяны). Но, тем не менее, и это сознание, вероятно возникает вследствие двойки. Какого-то рецептора (воспринимающего) и какого-то раздражителя, которые порождают сознание.
Вот есть интересная вещь, кто читал все ранние сутты может заметить. viññāṇaṃ (как кхандха, аятана, дхату), и mano - имеют характеристику аничча-дуккха-анатта. А вот читта (citta), сама по себе, ни где напрямую не сказана как аничча-дуккха-анатта.
Часто когда описывается Архатство, то описывается как освобождение читты через отсутствие цепляния "anupādāya āsavehi cittaṃ vimucci". Освобождение читты упоминается СОТНИ раз. Только что проверил. Может читта в палийских суттах это что то прототип "Алая винньяны" в йогачаре? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
грибочков надо поесть, с точки зрения ваших буддийских убеждений)
Вот вы много где говорите о тонком (астральном) мире, а растительные средства, используемые людьми для контактов с тонким миром уже сотни тысяч лет - высмеиваете. Видимо вы с тонким миром, только лишь из книжек знакомы, да еще второсортных - вроде теософской литературы.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Пт 14 Апр 17, 21:39), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Frithegar, Frithegar
Вот есть интересная вещь, кто читал все ранние сутты может заметить. viññāṇaṃ (как кхандха, аятана, дхату), и mano - имеют характеристику аничча-дуккха-анатта. А вот читта (citta), сама по себе, ни где напрямую не сказана как аничча-дуккха-анатта.
Читта - это синоним винняны, эти слова могут иметь немного разные коннотации в зависимости от контекста. Вот вы на русском когда слышите 'ум' и 'сознание', разные вещи представляете?
А вот это как раз Будда не говорил. Это просто личная интерпретация. В суттах, если смотреть пали, по смыслу слишком много нестыковок трёх терминов (винняна, мано, читта).
Вот вы на русском когда слышите 'ум' и 'сознание', разные вещи представляете?
Смотря из контектста, но я представляю разные вещи. Может в некоторых контекстах одинаковые. Но как правило, это не совсем одно. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Последний раз редактировалось: Alex123 (Пт 14 Апр 17, 21:48), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Frithegar
А ещё сотню раз упоминается читтамано. Что бы это могло значить?
Можете привести конктест? Может переводится как читта подумала/решила/измерила. Это не значит что читта и мано это одно и тоже. У читты одни характеристики, у мано другие, а у винняны третьи. Поэтому я считаю что читта это другое. Особенно в смысле "читта вимутти". _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
А ещё сотню раз упоминается читтамано. Что бы это могло значить?
Можете привести конктест? Может переводится как читта подумала/решила/измерила. Это не значит что читта и мано это одно и тоже. У читты одни характеристики, у мано другие, а у винняны третьи. Поэтому я считаю что читта это другое. Особенно в смысле "читта вимутти".
Про читту в буддизме не знаю. Но Будда учился у йогов, так что думаю йоговское понимание читты сгодится.
Определение цели йоги в йога-сутрах Патанджали - читта вритти ниродхах (переводится по-разному - обуздание/прекращение колебаний/волнений/движений ума/сознания).
То есть колебания/волнения/движения (аничча) у читты точно есть. А там, где есть аничча - автоматически есть дуккха и анатта.
Читта в йоге - сознание, формирующееся за счет трех факторов:
ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкара). Читта обладает тремя функциями - познавательной, воли и движения. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пт 14 Апр 17, 22:18), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Alex123, xormx
№323142Добавлено: Пт 14 Апр 17, 22:27 (7 лет тому назад)
Alex123
"Ум думал" никак не может получиться из читтамано. Читети - это как раз глагол "думает", прошлое простое время - читейи.
А вообще, читта - это мысль и мышление. Читтавимутти - освобождение мышлением, силой мысли (а не от мыслей) _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
P.S. Если читать сутты с комментариями, которые приводятся в нормальных переводах в виде сносок, то это значительно облегчает понимание.
Разные комментаторы могут интерпретировать по разному, и в конце концов, я не считаю каждое слово коментаторов непогрешимой истинной. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
А ещё сотню раз упоминается читтамано. Что бы это могло значить?
Можете привести конктест? Может переводится как читта подумала/решила/измерила. Это не значит что читта и мано это одно и тоже. У читты одни характеристики, у мано другие, а у винняны третьи. Поэтому я считаю что читта это другое. Особенно в смысле "читта вимутти".
Про читту в буддизме не знаю. Но Будда учился у йогов, так что думаю йоговское понимание читты сгодится.
Определение цели йоги в йога-сутрах Патанджали - читта вритти ниродхах (переводится по-разному - обуздание/прекращение колебаний/волнений/движений ума/сознания).
То есть колебания/волнения/движения (аничча) у читты точно есть. А там, где есть аничча - автоматически есть дуккха и анатта.
Читта в йоге - сознание, формирующееся за счет трех факторов:
ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкара). Читта обладает тремя функциями - познавательной, воли и движения.
А уважаемый Патанджали когда жил?
Будда мог иметь свою интерпретацию читты, также как он имел свою интерпретацию брахминских терминов типа камма, брахман, и т.д. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
А уважаемый Патанджали когда жил?
Будда мог иметь свою интерпретацию читты, также как он имел свою интерпретацию брахминских терминов типа камма, брахман, и т.д.
Во втором веке до н.э. Но он не придумал йогу, а лишь систематезировал ее (правда, гениально это сделал).
Читта - слишком употребительный в Индии термин. В зависимости от учения, он понимается то уже, то шире. Но вряд ли вы найдете такую интерпретацию читты, которой не будет свойственна трилакшана. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Во втором веке до н.э. Но он не придумал йогу, а лишь систематезировал ее (правда, гениально это сделал).
Читта - слишком употребительный в Индии термин. В зависимости от учения, он понимается то уже, то шире. Но вряд ли вы найдете такую интерпретацию читты, которой не будет свойственна трилакшана.
В те времена школы взаимодействовали друг с другом. Если волны прекратились, то это не значит что вода исчезла, так и с читтой. Прекращение волнения читты не означает что читта исчезла вообще. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно"
Если волны прекратились, то это не значит что вода исчезла, так и с читтой. Прекращение волнения читты не означает что читта исчезла вообще.
Думаю, после прекращения волнений читта в любом случае перестанет быть личностной.
Мне кажется, что то, что делает читту вашей или моей, определяется как раз тем индивидуальным характером волн, которые прекратятся. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы