Думаю, в компетентности Дала-ламы в вопросах буддизма можно не сомневаться. И вот, специалист высшей категории признается: концепция выбрана, потому что с ней меньше проблем, чем с альтернативой.
Ну а почему и нет... высшая цель оправдывает средства, когда упрощают или недоговаривают, эдакий "благочестивый обман" который используется для обращения людей в веру – стать буддами
Атман как дух/ум это что-то новенькое. Откуда такое значение?
Атман - исконное санскритское слово, в значениях Дух, Энергия, Ум, тело и т.д., более 50 значений, понимается в контексте того, что было сказано.
Имею ввиду, откуда эти значения в буддийской литературе? В словарях много значений, но не все они использовались в буддийской литературе.
То, что использовалось так это интерпретация переводчиков с языка санскрита: язык Махаяны – это язык санскрита. Концепция Дхармакайи – элемент учений буддизма Махаяны. Говорить о Дхармакае нет смысла и ссылаться при этом на Палийский канон, который записан на языке пали, к тому же спустя несколько веков после смерти Будды, являясь сейчас языком религиозных церемоний и песнопений.
Ну а почему и нет... высшая цель оправдывает средства, когда упрощают или недоговаривают, эдакий "благочестивый обман" который используется для обращения людей в веру – стать буддами
Да, практически ориентированный подход, и результат налицо. Я только за.
Это кстати очень интересный момент - природа Дхармакайи и ее соотношение с индивидуальным сознанием. А точнее - с индивидуальными сознаниями. Если загуглить это понятие - то спектр выдачи поражает своим разнообразием - разнообразием метафизики. В Вики вообще прямо написано - это сфера за пределами ума
Ок. Попробуем оставить метафизику в стороне. Тогда остается, что дхармакайя - это особое состояние ума.
В контексте изучения Дхармакаи полное устранение метафизики практически невозможно, потому что само понятие связано с вопросами сознания и границами человеческого опыта.
У меня с ИИшкой состоялся любопытный диалог.
Я: Вики говорит, что Дхармакайя находится за пределами ума. Что здесь понимается под умом?
ИИ: Термин «Дхармакайя» («Dharmakāya») в буддизме обозначает абсолютную природу Будды, которая является высшей истиной и источником всего сущего. Она воспринимается как чистое сознание, свободное от любых ограничений и концепций. Когда говорится, что Дхармакайя находится «за пределами ума», речь идет именно о том, что этот уровень реальности выходит за рамки обычного человеческого восприятия.
Понятие Ума.
Под словом «ум» здесь подразумеваются:
- Рациональный ум: способность мыслить логически, анализировать и рассуждать.
- Концептуальное мышление: склонность создавать идеи, концепции и символы для описания мира.
- Эмоциональное восприятие: переживания чувств, желаний и привязанностей.
Эти три аспекта составляют основу нашего обыденного сознания, которое ограничено опытом пяти органов чувств и привычными представлениями о мире. Однако буддийская философия утверждает, что истинная природа реальности лежит далеко за этими ограничениями.
Значение утверждения
Фраза «Дхармакайя находится за пределами ума» подчеркивает следующее:
- Истину нельзя постичь интеллектуально, поскольку она превосходит рациональное понимание.
- Опыт дхармакайи доступен лишь через непосредственное переживание.
- Обыденный ум — препятствие для постижения абсолютной истины.
Таким образом, данное утверждение призывает отказаться от поверхностного познания и перейти к глубокому внутреннему опыту.
Я: Источником всего сущего, присутствующего в нашем сознании или объективно?
ИИ: Утверждение, что Дхармакайя является «источником всего сущего», подразумевает два важных аспекта:
- Объективная реальность: Согласно буддийской философии, Дхармакайя представляет собой фундаментальную сущность вселенной, которая существует независимо от индивидуального сознания. Это состояние бытия, которое предшествует появлению всех форм и явлений.
- Присутствие в сознании: Хотя Дхармакайя объективно существует, она также проявляется внутри каждого существа.
Таким образом, Дхармакайя одновременно выступает как объективная основа существования и как потенциал внутреннего опыта, доступного каждому человеку через ощущения. Природа Дхармакайи раскрывается через внутреннее развитие и осознанность, а не посредством абстрактных рассуждений или философских дискуссий.
Возможно, дхармакая в махаянском буддизме - это то, что направляет практикующих на высшую истину, отдалённо напоминает святой дух в христианстве, который наставляет верующих на всякую истину.
Далай-лама сравнивает Святой дух с Нирманакаей. Почему — в книге не объясняется. Вероятно, рассуждение строится на том, что Святой Дух, согласно православной традиции, хоть и вездесущ, но место его непосоедственного влияния на человека — ум/сердце конкретного человека. То есть оба понятия являются невидимыми силами, действующими внутри индивидуального сознания, и оба оказывают влияние на внутренний мир человека.
Нирманакайя - это ж Христос, лично.
Святой Дух на ДхармаКайю тянет.
ДалайЛама опять всё перепутал как обычно.
Он даже про себя видимо точно не знает - воплощение он таки или не воплощение Авалокитешвары. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наоборот - "исходные идеи" как раз сильно напоминают "позитивизм".
Да, согласна, частично принимается, неточно выразилась. Сформированного учения, развитых идей.
В развитой форме - тем более. Например, Дхармакирти, основной авторитет для Далай-Ламы в области логики и эпистемологии, говорит о том, что мистические восприятия йогов должны быть верифицированы эмпирически, чтобы считаться истинными. _________________ Буддизм чистой воды
В развитой форме - тем более. Например, Дхармакирти, основной авторитет для Далай-Ламы в области логики и эпистемологии, говорит о том, что мистические восприятия йогов должны быть верифицированы эмпирически, чтобы считаться истинными.
В развитой форме - тем более. Например, Дхармакирти, основной авторитет для Далай-Ламы в области логики и эпистемологии, говорит о том, что мистические восприятия йогов должны быть верифицированы эмпирически, чтобы считаться истинными.
А Дхармакирти говорит, как это сделать?
В том, что мне доступно, только этот общий принцип, без примеров. _________________ Буддизм чистой воды
В развитой форме - тем более. Например, Дхармакирти, основной авторитет для Далай-Ламы в области логики и эпистемологии, говорит о том, что мистические восприятия йогов должны быть верифицированы эмпирически, чтобы считаться истинными.
А Дхармакирти говорит, как это сделать?
В том, что мне доступно, только этот общий принцип, без примеров.
У ИИ спросила (больше не у кого). Методы верификации есть, но, строго говоря, научными их назвать нельзя. Через фильтр они не пройдут. Хотя, конечно, зависит от размера ячеек фильтра... Не знаю. Я бы не приняла, но и метафизику из учения не выкинула бы.
В развитой форме - тем более. Например, Дхармакирти, основной авторитет для Далай-Ламы в области логики и эпистемологии, говорит о том, что мистические восприятия йогов должны быть верифицированы эмпирически, чтобы считаться истинными.
А Дхармакирти говорит, как это сделать?
В том, что мне доступно, только этот общий принцип, без примеров.
У ИИ спросила (больше не у кого). Методы верификации есть, но, строго говоря, научными их назвать нельзя. Через фильтр они не пройдут. Хотя, конечно, зависит от размера ячеек фильтра... Не знаю. Я бы не приняла, но и метафизику из учения не выкинула бы.
неужели ИИ предложил ненаучные методы эмпирической верификации мистического восприятия ? Какие-же ? _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
неужели ИИ предложил ненаучные методы эмпирической верификации мистического восприятия ? Какие-же ?
Например, консультация учителя или наставника.
ИИшка отфильтровал Махаяну. Весь диалог не буду приводить, там страшная картина. Процитирую заключение:
«Позитивистский подход позволит сохранить лишь поверхностные аспекты философии Махаяны, касающиеся конкретных практических методов (медитация, концентрация, управление эмоциями) и их эффектов на жизнь и поведение людей. Все глубинные метафизические идеи, ставящие перед человеком высшую цель и смысл существования, исчезнут при фильтрации позитивизмом. Оставшиеся элементы будут представлять интерес преимущественно для психологии и социологии, лишившись своей уникальной связи с религиозными и духовными традициями буддизма».
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы