Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Надо ли обижаться на слово "хина"? (hīna)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Трувор
Гость





461833СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 18:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Вдогонку по теме: Тхеравада не Хинаяна, т.к. Меттейя, да и Сакъямуни, в прошлом- бодисатты. Как и все Будды прошлого и будущего.
Получаем 2 варианта практикующих:
1) Тхеравадин, который не бодисатта.
2) Тхеравадин, который бодисатта (махаянист, исходя из определения махаяны).

"Хина", "маха" - это определения мотивации. На что здесь обижаться?


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30630

461835СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 18:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Трувор пишет:

"Хина", "маха" - это определения мотивации. На что здесь обижаться?
Тогда вы можете смело и гордо называть себя хинаянистом, не так ли?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Трувор
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Трувор
Гость





461840СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 19:14 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Трувор пишет:

"Хина", "маха" - это определения мотивации. На что здесь обижаться?
Тогда вы можете смело и гордо называть себя хинаянистом, не так ли?
Все, буквально каждый может называть вещи своими именами. Если кому-то потребно при этом гордиться и преодолевать выдуманные препятствия (чтобы почувствовать себя смелым)- то такая возможность тоже есть, хотя и немного излишняя.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

461851СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 19:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

1. О слове "хина" здесь уже писали люди, гораздо более меня начитанные в палийских текстах. Но присоединю и своё скромное суждение - ни разу не встречал контекста, в котором слово hīna не имело бы значения "низменный".  Допускаю, что такие контексты всё-таки есть - но часто встречающимися или обычными их считать невозможно. Поэтому для приверженцев палийского буддизма термин "хинаяна" не может не звучать несколько оскорбительно. То есть, оскорбительность в нём воспринимается сразу - а вот то, что собеседник, в данном случае, ничего оскорбительного в виду не имел, нужно специально и дополнительно разъяснять.

2. Очень похоже, что приверженцы ранней Махаяны и использовали термин "хинаяна" именно как бранную кличку. Но столь же ясно, что по мере становления и кристаллизации махаянских традиций "хинаяна" лишилась оскорбительного смысла. Неправильно обижаться на современных приверженцев Махаяны за то, что они используют термин "хинаяна", завещанный им традицией. Ведь они-то имеют в виду всего лишь определенный путь (или, в другой интерпретации, определенный этап) буддийской практики - "путь шраваков", практику, нацеленную на достижение плода араханта (в отличие от пути бодхисатты).

3. Однако (и это главное!) к Тхераваде неправомерно применять термин "хинаяна" даже в таком, ("не обидном") смысле. Почему неправомерно? Потому что в Тхераваде есть учение о пути бодхисатты, и время от времени встречаются последователи, ориентирующиеся именно на этот путь. Отличие Тхеравады от тибетских и дальневосточных школ буддизма не в том, что в последних есть и "путь шраваков", и "путь бодхисаттв", а в Тхераваде - только путь шраваков. Нет, путь бодхисатт в Тхераваде тоже есть, но учение об этом пути отличается. А именно, условия вступления на путь бодхисатты трактуются гораздо более жёстко, чем в махаянских школах. Путь бодхисатты в Тхераваде - это удел не то что не всех, но и не многих, а очень редких личностей, сумевших развить совершенную нравственность и совершенную сосредоточенность, вплотную подошедших к достижению арахантства, встретившихся с живым Буддой, и в его присутствии принявших решение вместо вступления в ниббану вступить на путь бодхисатты.  

Но, как бы то ни было, в рамках Тхеравады есть и путь, ведущий к арахантству, и путь, ведущий к становлению Буддой. Используя терминологию махаянских школ, в рамках Тхеравады есть и Хинаяна, и Махаяна. Значит, всю Тхераваду в целом называть Хинаяной неправомерно.

4. Резюмирую: слова "махаяна" и "хинаяна" - это или следы древней ссоры, или технические термины, имеющие смысл во внутришкольном контексте. А если речь идёт об исторически сложившихся и отличающихся друг от друга традициях буддизма, то их, ИМХО, лучше классифицировать, отталкиваясь от Канонов. Есть палийский буддизм, есть китайский (дальневосточный) буддизм, и есть тибетский буддизм.

_________________
Границы мира - это границы языка


Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вс 16 Дек 18, 20:27), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Трувор, Raudex, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Трувор
Гость





461852СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 20:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
1. О слове "хина" здесь уже писали люди, гораздо более меня начитанные в палийских текстах. Но присоединю и своё скромное суждение - ни разу не встречал контекста, в котором слово hīna не имело бы значения "низменный".
Раз сыр-бор с подачи, вроде как, неверно понимающих ситуацию махаянистов, то уместно будет напомнить, что, как раз в махаянских текстах, никакого унижения, связанного с этим термином нет.
"Устремление к личному Освобождению" выше всех мирских, выше устремлений всех богов всех сфер.
Оно отличается от устремления Меттейи, которое "маха"? Отличается. Вот относительно него оно и "хина", строго и только в этом контексте.
Только в контексте, а не само по себе, как некий воображаемый отщепенец-гуимплен.
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30630

461853СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 20:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Насколько я понимаю, весьма немногочисленные консерваторы, продолжающие использовать эпитет "низкая повозка", хинаяна по отношению к палийской традиции буддизма, обосновывают своё пристрастие тем, что термин "тхеравада" был якобы придуман на последнем соборе в середине прошлого века, а значит является новоделом и "отсебятиной", в то время как эпитет "хинаяна" имеет исторические корни. Но, как не трудно увидеть, корни эти из разряда тех, что Будда настоятельно советовал выпалывать.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Трувор
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Трувор
Гость





461854СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 20:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Насколько я понимаю, весьма немногочисленные консерваторы, продолжающие использовать эпитет "низкая повозка", хинаяна по отношению к палийской традиции буддизма, обосновывают своё пристрастие тем, что термин "тхеравада" был якобы придуман на последнем соборе в середине прошлого века, а значит является новоделом и "отсебятиной", в то время как эпитет "хинаяна" имеет исторические корни. Но, как не трудно увидеть, корни эти из разряда тех, что Будда настоятельно советовал выпалывать.

По поводу "хина"-данные консерваторы, придерживающиеся устаревшего еще в прошлом веке "лингвистического подхода" в конечном итоге, отрицают буддизм, чего не видят из-за вихря этикеток, который принимают за "спор, в котором рождается истина".
Наверх
Йог
Гость





461855СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 20:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Тхеравада — хинаяна, потому что её современные адепты частенько демонстрируют отвращение к бытию, которое для них якобы тотально мучительно, хотя высших уровней бытия никто из них толком не достиг, а также влечение к небытию, полной отключке.

Ответы на этот пост: Трувор, Android
Наверх
Трувор
Гость





461856СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 20:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йог пишет:
Тхеравада — хинаяна, потому что её современные адепты частенько
У вас противоречие в определении общего.

Ответы на этот пост: Йог
Наверх
Йог
Гость





461859СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 20:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Трувор пишет:
Йог пишет:
Тхеравада — хинаяна, потому что её современные адепты частенько
У вас противоречие в определении общего.

Да, в альтернативной, фэнтезийной реальности всё так, как вы написали. Smile


Ответы на этот пост: Трувор
Наверх
Трувор
Гость





461860СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 20:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йог пишет:
Трувор пишет:
Йог пишет:
Тхеравада — хинаяна, потому что её современные адепты частенько
У вас противоречие в определении общего.

Да, в альтернативной, фэнтезийной реальности всё так, как вы написали. Smile
Возможно, но не только там.
Наверх
Йог
Гость





461867СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 21:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да, и ещё: тхеравадины — хинаянцы, ибо многие из них убеждены в том, что практика отрешения ведёт не к становлению отрешённым, т. е. к высшему перерождению, а к небытию. Для меня это главный критерий для выявления в адептах хинаянского влияния.

Ответы на этот пост: Трувор, Thep
Наверх
Трувор
Гость





461869СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 21:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йог пишет:
Да, и ещё: тхеравадины — хинаянцы,
Если ваш ум не покидает какая-то схема, это не значит, что схема верная.
Пример работы этой схемы: все люди- йоги, потому что некоторые...и т.д.


Ответы на этот пост: Йог
Наверх
Йог
Гость





461872СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 21:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Трувор пишет:
Йог пишет:
Да, и ещё: тхеравадины — хинаянцы,
Если ваш ум не покидает какая-то схема, это не значит, что схема верная.
Пример работы этой схемы: все люди- йоги, потому что некоторые...и т.д.

Если в каком-то сообществе большинство придерживается одинаковых взглядов, то вполне уместно применять обобщение. Что касается исключений, то они будут только подтверждать данное обобщение.


Ответы на этот пост: Трувор
Наверх
Трувор
Гость





461876СообщениеДобавлено: Вс 16 Дек 18, 21:53 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Йог пишет:
Трувор пишет:
Йог пишет:
Да, и ещё: тхеравадины — хинаянцы,
Если ваш ум не покидает какая-то схема, это не значит, что схема верная.
Пример работы этой схемы: все люди- йоги, потому что некоторые...и т.д.

Если в каком-то сообществе большинство придерживается одинаковых взглядов, то вполне уместно применять обобщение.
Неуместно, поскольку общество и обобщение - понятия из разных сфер, одно- логика, другое- социология.
Вы их, почему-то, решили...ммм.. обобщить.)
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 ... 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31  След.
Страница 12 из 31

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.053 (0.232) u0.019 s0.003, 18 0.031 [270/0]