Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О безличности (выдержка из МН 22)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
IsDen
Гость





420246СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 08:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Невский пишет:
VladStulikov пишет:
Невский пишет:
VladStulikov пишет:
Цитата:
сохраняя какую-либо разновидность воззрения о "Я",

А является ли воззрение "Я - не существует" разновидностью воззрения о "Я"?

Поправка: о наличии "Я"

А в суттах как сказано:

Сохраняя любую разновидность воззрения о "Я"
или
Сохраняя любую разновидность воззрения о наличии "Я"

?

Не существует ничего, в отношении чего можно было бы сказать: "это я, это мое, я таков, это моё "я"" - таково правильное воззрение.
А кто говорит о том что это невозможно сказать?

Ответы на этот пост: Невский
Наверх
IsDen
Гость





420247СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 08:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А так, чтобы не быть невеждой для начала хотябы проверить, так ли это в действительности?
И исследовать себя самого.
Чтобы не быть лохом в собственных глазах.
Поскольку окружающие в большей своей массе, вообще не вдумываются над этим.
Наверх
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

420248СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 09:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
В общем подводя итог: сознание включает в себя как необходимое условие самоосознание - "Мне пришла в голову мысль"
Бессознательные процессы не включаются в сознание, бессознательные процессы плюс сознательные называются психикой.

Это общепринятые в науке и обществе термины.

Касательно буддистского "сознания глаза", то в этой схеме описано никакое не сознание, а обычная цепочка раздражитель-реакция.

Т.е. объект внешнего мира через орган чувств создает в сознании образ объекта (vinnana), который затем рефлексируется в виде "Я увидел тигра" (sanna), происходит оценка (vedana) и вырабатывается соответствующая реакция (sankhara)

Собственно четыре из пяти кхандх и описывают составляющие этого процесса разыгрывающиеся на фоне пятого - namarupa.

Само собой что все в этой цепочке друг от друга зависит.

Только никакого отношения к Я, к личности, к сознанию, к бессознательному к психике в целом эта концепция не имеет, это всего лишь концептуальное описание реакций на раздражители окружающего мира.

Увы.
Влад, то, что Вы описываете, наверное один из возможных подходов в рамках суттаны. Но приходя примерно к тем же выводам, можно рассматривать и сознание как нечто более всеобъемлющее, а рефлексию рассматривать только как частное движение сознания. Тем более, ведь чтобы развить качества постижения истинной природы вещей и ума от рефлексии желательно избавляться, хотя бы в медитации.  Smile  
Вот например, ответ на вопрос об определении Сознания Далай Ламой. Сознание у него именно виньяна. И ниже там понимание в разных тибетских школах.
"Вопрос: Не могли бы вы дать определение сознанию?
Ответ: Сознание определяется как нечто лучезарное и способное познавать, но понять это довольно сложно. В любом случае сознание не является чем-то материальным: у него нет ни формы, ни цвета. Как и пространство, представляющее собой просто отсутствие препятствий, сознание открыто. Его природа — лучезарность, ясность и способность познавать любой объект, отражая видимость того, с чем оно соприкасается. И всё же сознание выразимо лишь в определенной степени. Если вы отвлечетесь от объектов внешнего мира и постараетесь почувствовать природу сознания, освоиться с ним, то ваше ощущение сознания постепенно прояснится.
Пока сознание оторвано от объекта, его способность познать этот объект не проявляется. К примеру, пока сознание не соприкоснется вот с этими цветами, которые стоят передо мной, сознание, постигающее эти цветы, еще не возникло, но обладает способностью их познать. Соприкасаясь с объектами, сознание познаёт их благодаря тому, что отражает их видимость. Школа Вайбхашика утверждает, что сознание познает объекты напрямую, то есть не порождается в видимости этих объектов; однако высшие философские школы придерживаются воззрения, которое утверждает, что сознание познает объекты, порождаясь в аспекте этих объектов. Поэтому, когда мы говорим, что наше ментальное сознание «видит» цветок, необходимо проанализировать, что же оно в действительности «видит»: сам цветок или же его видимость, отражение. Подобная точка зрения недалека от воззрений Читтаматры. В соответствии с постулатами этой школы восприятие объектов происходит посредством активации предрасположенностей, существующих в сознании, и, следовательно, объекты сознания не существуют отдельно от постигающего их ума. Словом, каждое существо будто бы живет в своем собственном, индивидуальном мире. В наши дни ученые тоже пытаются установить, «видит» ли ментальное сознание сам внешний объект или только образ, отраженный в зрительных клетках. Любопытно и такое явление, как дальтонизм, при котором из-за дефекта определенных нервов меняется цветовосприятие объекта.
В тот момент, когда контакт с объектом уже установлен, но концептуальное рассмотрение объекта на предмет того, хорош ли, плох ли он и тому подобное, еще не началось, сама по себе светоносная и познающая природа сознания становится более очевидной. Сознание уже вышло из стадии непроявленности, но еще не достигло стадии рассудочного мышления. "
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420255СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 10:19 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Главная функция это пожалуй осознание себя.
...
Ключевая характеристика сознания - способность к осознанию себя.

VladStulikov пишет:
миг37 пишет:
Способность к осознанию сознания.

Именно себя, способность отделения объекта от субъекта и рефлексии "Я почувствовал то-то". Собственно Я и является продуктом этой рефлексии и осознания, как та часть, которая дистанцируется от ощущения и может сказать - "Вот он Я, который ощущает то-то и то-то".

Если "Я и является продуктом этой рефлексии и осознания", если "ключевая характеристика сознания - способность к осознанию себя", то получается, что "Я" и "себя" накрепко, неразрывно связаны с сознанием, а буддийская анатта и сутта, цитаты из которой открывают эту тему о безличности, - заблуждение.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420265СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 10:52 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рефлексия
На мой взгляд, рефлексия может участвовать как в создании иллюзии "Я", так и в освобождении от этой иллюзии. Рефлексия не ограничивается обращением внимания "на самого себя", это еще и обращение внимания "на содержание и функции собственного сознания".

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: here and now
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Upas
Гость





420278СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 12:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:


Т.е. объект внешнего мира через орган чувств создает в сознании образ объекта (vinnana), который затем рефлексируется в виде "Я увидел тигра" (sanna), происходит оценка (vedana) и вырабатывается соответствующая реакция (sankhara)

Собственно четыре из пяти кхандх и описывают составляющие этого процесса разыгрывающиеся на фоне пятого - namarupa.

Увы.

То есть, намарупа - это у вас такая отдельная кхандха?
Действительно - увы )
Наверх
here and now
Гость





420292СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 12:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рефлексия
На мой взгляд, рефлексия может участвовать как в создании иллюзии "Я", так и в освобождении от этой иллюзии. Рефлексия не ограничивается обращением внимания "на самого себя", это еще и обращение внимания "на содержание и функции собственного сознания".
   
Думаю такой вещи как обращение внимания на «самого себя» вообще не существует в природе, так как на что бы не обращалось внимание оно обращается на определенные ощущения, а не на «я». А все эти: «Мне пришла мысль в голову» - это не более чем ментальное комментирование уже прошедших ощущений, или же можно сказать, что это просто реакция на ощущения.
Наверх
Невский
Гость





420358СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 16:13 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

IsDen пишет:
Невский пишет:
Не существует ничего, в отношении чего можно было бы сказать: "это я, это мое, я таков, это моё "я"" - таково правильное воззрение.
А кто говорит о том что это невозможно сказать?

Сказать можно что угодно, но сотапанна так не станет говорить. См. нить разговора.


Ответы на этот пост: isDen
Наверх
isDen
Гость





420451СообщениеДобавлено: Пт 01 Июн 18, 01:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Невский пишет:
IsDen пишет:
Невский пишет:
Не существует ничего, в отношении чего можно было бы сказать: "это я, это мое, я таков, это моё "я"" - таково правильное воззрение.
А кто говорит о том что это невозможно сказать?

Сказать можно что угодно, но сотапанна так не станет говорить. См. нить разговора.
Может и не станет так говорить.
Это же надо исследовать себя самого! 😄 А не купаться в тьме букв.
Наверх
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1352

465616СообщениеДобавлено: Вт 15 Янв 19, 17:43 (6 лет тому назад)    не-подконтрольность синоним безличности? Ответ с цитатой

Решил спросить в уже сущестующей теме.

Можно ли воспринимать качество не-подконтрольности как полный аналог anatts?
Или же это всего лишь один из аспектов характеристики безличности


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Wu
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

465645СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 19, 11:55 (6 лет тому назад)    Re: не-подконтрольность синоним безличности? Ответ с цитатой

Helios пишет:
Решил спросить в уже сущестующей теме.

Можно ли воспринимать качество не-подконтрольности как полный аналог anatts?
Или же это всего лишь один из аспектов характеристики безличности

Во всяком случае, Буддагоса определял анатта именно как неподконтрольность, неподвластность.

«Эти же пять совокупностей являются безличными, как сказано: «то, что болезненно – не я». Почему? Потому, что они неподвластны. Свойство неподверженности осуществлению власти над ними – это и есть свойство безличности»

Those same five aggregates are not-self because of the words, “What is painful is not-self” (S III 22). Why? Because there is no exercising of power over them. The mode of insusceptibility to the exercise of power is the characteristic of notself». Висуддхимагга, глава XXI, параграф 8).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената Скот, Frithegar, Helios, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

465654СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 19, 18:56 (6 лет тому назад)    Re: не-подконтрольность синоним безличности? Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Во всяком случае, Буддагоса определял анатта именно как неподконтрольность, неподвластность.

И сутты о том же (СН 3.59 и другие), там где: "пусть моя форма не будет такой-то... пусть моё сознание не будет таким-то".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

465656СообщениеДобавлено: Ср 16 Янв 19, 20:11 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Осуществление контроля непосредственно коррелирует с желанием, и даже непосредственно определяется им, так что можно смело и вполне в согласии с Доктриной утверждать: Я есть желание, Не-Я - то, что не подчиняется мне ("моему" желанию).
А что в таком случае полностью подчиняется мне, то есть моему желанию?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената, Frithegar, Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената
Гость





465711СообщениеДобавлено: Чт 17 Янв 19, 09:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

А что в таком случае полностью подчиняется мне, то есть моему желанию?
Ну, скажем, верность обязательствам (в какой-то степени).

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

465713СообщениеДобавлено: Чт 17 Янв 19, 12:03 (6 лет тому назад)    Re: не-подконтрольность синоним безличности? Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Helios пишет:
Решил спросить в уже сущестующей теме.

Можно ли воспринимать качество не-подконтрольности как полный аналог anatts?
Или же это всего лишь один из аспектов характеристики безличности

Во всяком случае, Буддагоса определял анатта именно как неподконтрольность, неподвластность.

«Эти же пять совокупностей являются безличными, как сказано: «то, что болезненно – не я». Почему? Потому, что они неподвластны. Свойство неподверженности осуществлению власти над ними – это и есть свойство безличности»

Ну теперь-то вы видите, что это абсолютный тупик? Абсолютное противоречие. Если считать кхандхи "неподвластными", это значит, что мои мысли неподвластны мне, мои чувства неподвластны мне... моё тело неподвластно мне (!). Отсюда следует, что упадана-кхандха - то от чего невозможно освободиться, так как освобождение - это сознательный процесс. Что даже контролировать их нельзя, раз они неподвластны. Но как такое может быть, если они порождаются жаждой? Танха - жажда чувственных переживаний, а упадана - привязанность к удовлетворению этой жажды. И что, не в моей власти прекратить сначала упадану - и как следствие танху?

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: чайник2, Горсть листьев, Suttas, Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 ... 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91  След.
Страница 30 из 91

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.050 (0.755) u0.015 s0.003, 18 0.033 [273/0]