Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О безличности (выдержка из МН 22)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420203СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.

То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Crimson
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

420205СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:34 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
VladStulikov пишет:
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.

Какой смысл был в дискуссии, когда сразу было понятно, что имеется в виду под словом "сознание", если речь идёт о буддизме? Там любой перевод был бы недостаточно точен.
Зачем было притягивать сюда одну из возможных трактовок сознания в психологии? Да, я знаю, что есть такой подход к сознанию, где рефлексия - обязательная его составляющая. В советской психологии был именно такой подход. И в этом смысле сознанием обладает только человек, а животные не обладают. Но даже в такой трактовке сознательные процессы не сводится лишь к рефлексии. И такой подход далек от буддийского понимания сознания.
Какой смысл оспаривать понимание сознания в буддизме, используя как аргумент понимание сознания в другой системе знаний?

Смысл оспаривать был Ваши утверждения о том, что животные очевидно обладают сознанием. При этом вы сводили все сознание к обычным реакциям живого организма. В таком узком понимании сознания можно найти сознание и у подсолнухов.
Далее, на основании этого узкого понимания делался вывод, что и сознание вообще зависит исключительно от внешних раздражителей и в их отсутствие исчезает, в то время как сознание остается, исчезает восприятие в отсутствие внешних раздражителей.

_________________
Так я слышал


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

420206СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
VladStulikov пишет:
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.

То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?

Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли.

_________________
Так я слышал


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420207СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Смысл оспаривать был Ваши утверждения о том, что животные очевидно обладают сознанием. При этом вы сводили все сознание к обычным реакциям живого организма. В таком узком понимании сознания можно найти сознание и у подсолнухов.
Далее, на основании этого узкого понимания делался вывод, что и сознание вообще зависит исключительно от внешних раздражителей и в их отсутствие исчезает, в то время как сознание остается, исчезает восприятие в отсутствие внешних раздражителей.

Мы на буддийском форуме.
Поэтому естественно ориентироваться на буддийское понимание термина "сознание".
В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений. При другом понимании сознания вопрос наличия/отсутствия сознание может решаться по-другому.
Конечно же, в буддизме сознание не субстанция и нигде "не остается" - оно возникает, когда есть объект (в теме приводились сутты в подтверждение этой точки зрения).
Далее, в буддизме несколько иное понимание "внешнего раздражителя". Объектом ума может быть собственная мысль - и она будет внешним объектом по отношению к внутреннему органу (уму).

В ваших рассуждениях получается терминологическая каша, поскольку вы рассуждаете терминами одной системы, а значения этих терминов берете из другой системы.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420209СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Ктото пишет:
VladStulikov пишет:
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.

То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?

Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли.

Если для вас так важна терминологическая точность с позиции психологии, то термин "восприятие" для шестой чувственной опоры не подходит. Восприятие основывается на ощущениях, то есть этот термин подходит только для пяти чувственных опор.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Crimson
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

420210СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений.

Наша песня хороша, начинай сначала  Very Happy
Чем подсолнух не угодил? Чего у него не хватает для наличия сознания? По-моему вполне подходит под ваши:
Цитата:
Конечно.
К примеру, когда вы смотрите на оранжевое круглое бугорчатое "нечто", сличаете его с имеющимися в памяти образами и распознаете это нечто как апельсин, который можно съесть, - это процесс познания этого "нечто".
У животных всё то же самое, только без слова "апельсин". Любое животное, увидевшее это "нечто", либо сразу распознает его (как уже знакомое), либо подойдет, понюхает, потрогает, покатает и т.д. - то есть будет познавать это "нечто" и придет к соответствующим "выводам": опасно ли оно, можно ли его есть, можно ли им играть и т.д.

Т.е. подсолнух вполне познает солнце. А значит согласно вашему "буддийскому" определению (на самом деле просто путанице при переводе) выходит подсолнух имеет сознание.

Цитата:
Конечно же, в буддизме сознание не субстанция и нигде "не остается" - оно возникает, когда есть объект (в теме приводились сутты в подтверждение этой точки зрения).

Так я ж и говорю - возникает восприятие, а не сознание. А сознание как было так и остается, и не возникает и не исчезает от контакта.

Цитата:
Объектом ума может быть собственная мысль - и она будет внешним объектом по отношению к внутреннему органу (уму).

Да не вопрос, я с этим и не спорил.

Цитата:
В ваших рассуждениях получается терминологическая каша, поскольку вы рассуждаете терминами одной системы, а значения этих терминов берете из другой системы.

Нет, это как раз у вас происходит, когда по определению подходящий термин "восприятие" надо и говорить "восприятие", а вместо этого говорят "сознание". Ну это примерно как написано черное, но мы будем читать белое, потому что у нас своя система  Very Happy

_________________
Так я слышал


Ответы на этот пост: Ктото, Ктото, Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

420211СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
VladStulikov пишет:
Ктото пишет:
VladStulikov пишет:
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.

То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?

Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли.

Если для вас так важна терминологическая точность с позиции психологии, то термин "восприятие" для шестой чувственной опоры не подходит. Восприятие основывается на ощущениях, то есть этот термин подходит только для пяти чувственных опор.

Ощущение мысли это тоже ощущение.

_________________
Так я слышал


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420212СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 00:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Ктото пишет:
VladStulikov пишет:
Ктото пишет:
VladStulikov пишет:
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.

То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?

Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли.

Если для вас так важна терминологическая точность с позиции психологии, то термин "восприятие" для шестой чувственной опоры не подходит. Восприятие основывается на ощущениях, то есть этот термин подходит только для пяти чувственных опор.

Ощущение мысли это тоже ощущение.

С точки зрения буддизма - да.
С точки зрения психологии - нет.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420215СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 01:03 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений.

Наша песня хороша, начинай сначала  Very Happy
Чем подсолнух не угодил?

Видимо, никому не приходило этот вопрос задать Будде. Думаю, он бы ответил, чем ему не угодил.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420217СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 01:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
Конечно же, в буддизме сознание не субстанция и нигде "не остается" - оно возникает, когда есть объект (в теме приводились сутты в подтверждение этой точки зрения).

Так я ж и говорю - возникает восприятие, а не сознание.

Почему именно восприятие?
А не представление? Не воспоминание? И т.д.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420218СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 01:07 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Нет, это как раз у вас происходит, когда по определению подходящий термин "восприятие" надо и говорить "восприятие", а вместо этого говорят "сознание".

Я уже вам привела два аргумента, почему восприятие - термин неудачный. По-моему, еще менее удачный, чем сознание.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420221СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 01:11 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений.

Наша песня хороша, начинай сначала  Very Happy
Чем подсолнух не угодил? Чего у него не хватает для наличия сознания? По-моему вполне подходит под ваши:
Цитата:
Конечно.
К примеру, когда вы смотрите на оранжевое круглое бугорчатое "нечто", сличаете его с имеющимися в памяти образами и распознаете это нечто как апельсин, который можно съесть, - это процесс познания этого "нечто".
У животных всё то же самое, только без слова "апельсин". Любое животное, увидевшее это "нечто", либо сразу распознает его (как уже знакомое), либо подойдет, понюхает, потрогает, покатает и т.д. - то есть будет познавать это "нечто" и придет к соответствующим "выводам": опасно ли оно, можно ли его есть, можно ли им играть и т.д.

То есть, с вашей точки зрения, подсолнухи подходят под это описание, а значит - способны либо на описанное в предпоследнем абзаце, либо на описанное в последнем абзаце. Видимо, вы подсолнухами называете не то, что называю подсолнухами я )))

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

420223СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 01:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сознание - русское слово, имеющее множество смыслов.

Когда Дхарма не ясна, всегда будут попытки ее сопоставить с чем-то, что выглядит более ясным - с бытовыми представлениями, со специальными и профессиональными теориями, даже если они неполны, противоречивы, ошибочны.

Увы, но психологическая наука, как и философия или нейронаука до сих пор не предложили конструктивной теории сознания, теории психики.

В то время как Дхарма - законченная теория, плодотворная методически и подтвержденная множеством учеников.

Один из самых трудных переворотов в представления заключается в том, что сознание не управляет поведением, а лишь отражает поведение. Поведение не обусловлено сознанием, но сознание обусловлено поведением. Это довольно радикальная мысль, которая не отрицает свободу воли, но снимает с сознания функцию управления. Почему это трудно понять? Потому что воля (карма) обусловлена неведением, жаждой и цеплянием, но свобода воли при этом заключается в прекращении, в пресечении.  И тот факт, что это управляется не сознанием, а до сознания - фокусирует практику на аспекте мудрости, на том, что до сознания. Это может быть очень трудно для сознания - отделить его от природы ума, от изначальной, нерожденной мудрости. Как это так - не я разве решаю? Нет. Я возникает как сознание решения.

Но когда это понятно, становится вполне очевидным, что не нужно стараться что-то изменить в сознании. Нужно взращивать условия, в которых изменятся склонности и привычки. Может показаться, что памятование - это активное действие сознанием, однако основательное внимание не производится сознанием, сознание лишь проявляет направленность основательного внимания.

Необходимо тщательно изучать Дхарму, отдавая себе отчет, что современные (как и класические, и архаичные) психологические теории слишком просты и грубы и не могут отразить действительную взаимную обусловленность возникновения, абсолютную реальность.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

420232СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 01:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кембриджская декларация о сознании.
Есть ли у животных сознание? Этим вопросом задавался ещё Чарльз Дарвин, когда размышлял над эволюцией сознания. Тому же была посвящена и конференция в Кембриджском университете в июле 2012 года. А результатом этой встречи стала Кембриджская Декларация о Сознании, в которой говорится, что люди не уникальны во владении неврологическими механизмами, генерирующими сознание, а вместе с ним и намеренное поведение.

Так, согласно этой декларации, сознание присуще всем млекопитающим, всем птицам и многим другим животным, в частности некоторым насекомым и головоногим моллюскам (например, осьминогам и кальмарам).
http://www.nat-geo.ru/nature/46622-o-soznanii-zhivotnykh/
http://fcmconference.org/img/CambridgeDeclarationOnConsciousness.pdf

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Невский
Гость





420237СообщениеДобавлено: Чт 31 Май 18, 02:20 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Невский пишет:
VladStulikov пишет:
Цитата:
сохраняя какую-либо разновидность воззрения о "Я",

А является ли воззрение "Я - не существует" разновидностью воззрения о "Я"?

Поправка: о наличии "Я"

А в суттах как сказано:

Сохраняя любую разновидность воззрения о "Я"
или
Сохраняя любую разновидность воззрения о наличии "Я"

?

Не существует ничего, в отношении чего можно было бы сказать: "это я, это мое, я таков, это моё "я"" - таково правильное воззрение.


Ответы на этот пост: IsDen
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91  След.
Страница 29 из 91

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.055 (0.753) u0.016 s0.003, 18 0.036 [266/0]