|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420203Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:30 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.
То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Crimson |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№420205Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:34 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.
Какой смысл был в дискуссии, когда сразу было понятно, что имеется в виду под словом "сознание", если речь идёт о буддизме? Там любой перевод был бы недостаточно точен.
Зачем было притягивать сюда одну из возможных трактовок сознания в психологии? Да, я знаю, что есть такой подход к сознанию, где рефлексия - обязательная его составляющая. В советской психологии был именно такой подход. И в этом смысле сознанием обладает только человек, а животные не обладают. Но даже в такой трактовке сознательные процессы не сводится лишь к рефлексии. И такой подход далек от буддийского понимания сознания.
Какой смысл оспаривать понимание сознания в буддизме, используя как аргумент понимание сознания в другой системе знаний?
Смысл оспаривать был Ваши утверждения о том, что животные очевидно обладают сознанием. При этом вы сводили все сознание к обычным реакциям живого организма. В таком узком понимании сознания можно найти сознание и у подсолнухов.
Далее, на основании этого узкого понимания делался вывод, что и сознание вообще зависит исключительно от внешних раздражителей и в их отсутствие исчезает, в то время как сознание остается, исчезает восприятие в отсутствие внешних раздражителей. _________________ Так я слышал
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№420206Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:36 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.
То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?
Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли. _________________ Так я слышал
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420207Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Смысл оспаривать был Ваши утверждения о том, что животные очевидно обладают сознанием. При этом вы сводили все сознание к обычным реакциям живого организма. В таком узком понимании сознания можно найти сознание и у подсолнухов.
Далее, на основании этого узкого понимания делался вывод, что и сознание вообще зависит исключительно от внешних раздражителей и в их отсутствие исчезает, в то время как сознание остается, исчезает восприятие в отсутствие внешних раздражителей.
Мы на буддийском форуме.
Поэтому естественно ориентироваться на буддийское понимание термина "сознание".
В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений. При другом понимании сознания вопрос наличия/отсутствия сознание может решаться по-другому.
Конечно же, в буддизме сознание не субстанция и нигде "не остается" - оно возникает, когда есть объект (в теме приводились сутты в подтверждение этой точки зрения).
Далее, в буддизме несколько иное понимание "внешнего раздражителя". Объектом ума может быть собственная мысль - и она будет внешним объектом по отношению к внутреннему органу (уму).
В ваших рассуждениях получается терминологическая каша, поскольку вы рассуждаете терминами одной системы, а значения этих терминов берете из другой системы. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420209Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:54 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.
То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?
Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли.
Если для вас так важна терминологическая точность с позиции психологии, то термин "восприятие" для шестой чувственной опоры не подходит. Восприятие основывается на ощущениях, то есть этот термин подходит только для пяти чувственных опор. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Crimson |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№420210Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:54 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений.
Наша песня хороша, начинай сначала
Чем подсолнух не угодил? Чего у него не хватает для наличия сознания? По-моему вполне подходит под ваши:
Цитата: Конечно.
К примеру, когда вы смотрите на оранжевое круглое бугорчатое "нечто", сличаете его с имеющимися в памяти образами и распознаете это нечто как апельсин, который можно съесть, - это процесс познания этого "нечто".
У животных всё то же самое, только без слова "апельсин". Любое животное, увидевшее это "нечто", либо сразу распознает его (как уже знакомое), либо подойдет, понюхает, потрогает, покатает и т.д. - то есть будет познавать это "нечто" и придет к соответствующим "выводам": опасно ли оно, можно ли его есть, можно ли им играть и т.д.
Т.е. подсолнух вполне познает солнце. А значит согласно вашему "буддийскому" определению (на самом деле просто путанице при переводе) выходит подсолнух имеет сознание.
Цитата: Конечно же, в буддизме сознание не субстанция и нигде "не остается" - оно возникает, когда есть объект (в теме приводились сутты в подтверждение этой точки зрения).
Так я ж и говорю - возникает восприятие, а не сознание. А сознание как было так и остается, и не возникает и не исчезает от контакта.
Цитата: Объектом ума может быть собственная мысль - и она будет внешним объектом по отношению к внутреннему органу (уму).
Да не вопрос, я с этим и не спорил.
Цитата: В ваших рассуждениях получается терминологическая каша, поскольку вы рассуждаете терминами одной системы, а значения этих терминов берете из другой системы.
Нет, это как раз у вас происходит, когда по определению подходящий термин "восприятие" надо и говорить "восприятие", а вместо этого говорят "сознание". Ну это примерно как написано черное, но мы будем читать белое, потому что у нас своя система _________________ Так я слышал
Ответы на этот пост: Ктото, Ктото, Ктото, Ктото |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№420211Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:55 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.
То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?
Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли.
Если для вас так важна терминологическая точность с позиции психологии, то термин "восприятие" для шестой чувственной опоры не подходит. Восприятие основывается на ощущениях, то есть этот термин подходит только для пяти чувственных опор.
Ощущение мысли это тоже ощущение. _________________ Так я слышал
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420212Добавлено: Чт 31 Май 18, 00:55 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ну так да, вот с этого мы и начали. То, что в русском переводе "сознание" на самом деле всего лишь восприятие, но не сознание.
То есть когда имеется в виду сознание ума (шестой чувственной опоры), то слово "восприятие" - подходящее?
Не понял? Везде слово сознание для перевода винняны неподходящее. Подходящее - восприятие. Без разницы чего это восприятие - визуальное или слуховое или восприятие мысли.
Если для вас так важна терминологическая точность с позиции психологии, то термин "восприятие" для шестой чувственной опоры не подходит. Восприятие основывается на ощущениях, то есть этот термин подходит только для пяти чувственных опор.
Ощущение мысли это тоже ощущение.
С точки зрения буддизма - да.
С точки зрения психологии - нет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420215Добавлено: Чт 31 Май 18, 01:03 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений.
Наша песня хороша, начинай сначала
Чем подсолнух не угодил?
Видимо, никому не приходило этот вопрос задать Будде. Думаю, он бы ответил, чем ему не угодил. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420217Добавлено: Чт 31 Май 18, 01:05 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Конечно же, в буддизме сознание не субстанция и нигде "не остается" - оно возникает, когда есть объект (в теме приводились сутты в подтверждение этой точки зрения).
Так я ж и говорю - возникает восприятие, а не сознание.
Почему именно восприятие?
А не представление? Не воспоминание? И т.д. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420218Добавлено: Чт 31 Май 18, 01:07 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Нет, это как раз у вас происходит, когда по определению подходящий термин "восприятие" надо и говорить "восприятие", а вместо этого говорят "сознание".
Я уже вам привела два аргумента, почему восприятие - термин неудачный. По-моему, еще менее удачный, чем сознание. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420221Добавлено: Чт 31 Май 18, 01:11 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: В буддийском понимании сознания, сознание есть у людей и животных, но нет у растений.
Наша песня хороша, начинай сначала
Чем подсолнух не угодил? Чего у него не хватает для наличия сознания? По-моему вполне подходит под ваши:
Цитата: Конечно.
К примеру, когда вы смотрите на оранжевое круглое бугорчатое "нечто", сличаете его с имеющимися в памяти образами и распознаете это нечто как апельсин, который можно съесть, - это процесс познания этого "нечто".
У животных всё то же самое, только без слова "апельсин". Любое животное, увидевшее это "нечто", либо сразу распознает его (как уже знакомое), либо подойдет, понюхает, потрогает, покатает и т.д. - то есть будет познавать это "нечто" и придет к соответствующим "выводам": опасно ли оно, можно ли его есть, можно ли им играть и т.д.
То есть, с вашей точки зрения, подсолнухи подходят под это описание, а значит - способны либо на описанное в предпоследнем абзаце, либо на описанное в последнем абзаце. Видимо, вы подсолнухами называете не то, что называю подсолнухами я ))) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№420223Добавлено: Чт 31 Май 18, 01:23 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Сознание - русское слово, имеющее множество смыслов.
Когда Дхарма не ясна, всегда будут попытки ее сопоставить с чем-то, что выглядит более ясным - с бытовыми представлениями, со специальными и профессиональными теориями, даже если они неполны, противоречивы, ошибочны.
Увы, но психологическая наука, как и философия или нейронаука до сих пор не предложили конструктивной теории сознания, теории психики.
В то время как Дхарма - законченная теория, плодотворная методически и подтвержденная множеством учеников.
Один из самых трудных переворотов в представления заключается в том, что сознание не управляет поведением, а лишь отражает поведение. Поведение не обусловлено сознанием, но сознание обусловлено поведением. Это довольно радикальная мысль, которая не отрицает свободу воли, но снимает с сознания функцию управления. Почему это трудно понять? Потому что воля (карма) обусловлена неведением, жаждой и цеплянием, но свобода воли при этом заключается в прекращении, в пресечении. И тот факт, что это управляется не сознанием, а до сознания - фокусирует практику на аспекте мудрости, на том, что до сознания. Это может быть очень трудно для сознания - отделить его от природы ума, от изначальной, нерожденной мудрости. Как это так - не я разве решаю? Нет. Я возникает как сознание решения.
Но когда это понятно, становится вполне очевидным, что не нужно стараться что-то изменить в сознании. Нужно взращивать условия, в которых изменятся склонности и привычки. Может показаться, что памятование - это активное действие сознанием, однако основательное внимание не производится сознанием, сознание лишь проявляет направленность основательного внимания.
Необходимо тщательно изучать Дхарму, отдавая себе отчет, что современные (как и класические, и архаичные) психологические теории слишком просты и грубы и не могут отразить действительную взаимную обусловленность возникновения, абсолютную реальность. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№420232Добавлено: Чт 31 Май 18, 01:55 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Кембриджская декларация о сознании.
Есть ли у животных сознание? Этим вопросом задавался ещё Чарльз Дарвин, когда размышлял над эволюцией сознания. Тому же была посвящена и конференция в Кембриджском университете в июле 2012 года. А результатом этой встречи стала Кембриджская Декларация о Сознании, в которой говорится, что люди не уникальны во владении неврологическими механизмами, генерирующими сознание, а вместе с ним и намеренное поведение.
Так, согласно этой декларации, сознание присуще всем млекопитающим, всем птицам и многим другим животным, в частности некоторым насекомым и головоногим моллюскам (например, осьминогам и кальмарам). http://www.nat-geo.ru/nature/46622-o-soznanii-zhivotnykh/
http://fcmconference.org/img/CambridgeDeclarationOnConsciousness.pdf _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Невский Гость
|
№420237Добавлено: Чт 31 Май 18, 02:20 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: сохраняя какую-либо разновидность воззрения о "Я",
А является ли воззрение "Я - не существует" разновидностью воззрения о "Я"?
Поправка: о наличии "Я"
А в суттах как сказано:
Сохраняя любую разновидность воззрения о "Я"
или
Сохраняя любую разновидность воззрения о наличии "Я"
?
Не существует ничего, в отношении чего можно было бы сказать: "это я, это мое, я таков, это моё "я"" - таково правильное воззрение.
Ответы на этот пост: IsDen |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 ... 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91 След.
|
Страница 29 из 91 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|