А долгая статика, развиваемая йогинами в самадхи, по-вашему мнению, какой цели служит?
Йогины статистику не ведут. Вопросы статистики возникают когда духовное или психоделическое переживание низводится на уровень интеллекта. И тогда интеллект уже начинает статистику считать и приравнивать витальные опыты к опытам духовным. Так как после процедуры низведения переживания на уровень интеллекта разницу между этими опытами бывает тяжело ощутить.
Я к сожалению или счастью не верю в интеллект применяемый для оценки духовных переживаний. Для оценки нарушений психики и галлюцинаций от приема психоделиков, пожалуйста. Но не для оценки духовных опытов, тут он только вспомогательный инструмент.
Статика - не статитистика. Додумав себе всего одну букву, вы упустили весь смысл.
Да, действительно, любой ум, при торможении или "отключении", успокоении обыденной активности, сталкивается с тем, что как бы в глубине - с "глубинным" содержанием сознания. Для непросвещённого или неподготовленного человека такое может оказаться сильным стрессом, "плохим трипом" и т.п. Нередко такие простые люди, путхуджана, избегают любого "затормаживания" своей обыденности, так как стремятся избежать того, что может "выпрыгнуть" на них из щели в глубины психики. Это как раз один из тех феноменов, с которыми знакомы учителя медитации и участники ретритов. Мы это уже обсуждали на этом форуме.
Другое дело - люди просвещённые, подготовленные. Их подготовка с древнейших, ещё до-буддийских времён включала и шаманские практики, которые потом стали эзотерической частью религии.
Мне кажется, определение "затормаживание поверхностного ума", слишком нечёткий термин для описания действия веществ, изменяющих сознание.
А долгая статика, развиваемая йогинами в самадхи, по-вашему мнению, какой цели служит?
Йогины статистику не ведут. Вопросы статистики возникают когда духовное или психоделическое переживание низводится на уровень интеллекта. И тогда интеллект уже начинает статистику считать и приравнивать витальные опыты к опытам духовным. Так как после процедуры низведения переживания на уровень интеллекта разницу между этими опытами бывает тяжело ощутить.
Я к сожалению или счастью не верю в интеллект применяемый для оценки духовных переживаний. Для оценки нарушений психики и галлюцинаций от приема психоделиков, пожалуйста. Но не для оценки духовных опытов, тут он только вспомогательный инструмент.
Статика - не статитистика. Додумав себе всего одну букву, вы упустили весь смысл.
Да, действительно, любой ум, при торможении или "отключении", успокоении обыденной активности, сталкивается с тем, что как бы в глубине - с "глубинным" содержанием сознания. Для непросвещённого или неподготовленного человека такое может оказаться сильным стрессом, "плохим трипом" и т.п. Нередко такие простые люди, путхуджана, избегают любого "затормаживания" своей обыденности, так как стремятся избежать того, что может "выпрыгнуть" на них из щели в глубины психики. Это как раз один из тех феноменов, с которыми знакомы учителя медитации и участники ретритов. Мы это уже обсуждали на этом форуме.
Другое дело - люди просвещённые, подготовленные. Их подготовка с древнейших, ещё до-буддийских времён включала и шаманские практики, которые потом стали эзотерической частью религии.
Мне кажется, определение "затормаживание поверхностного ума", слишком нечёткий термин для описания действия веществ, изменяющих сознание.
Я сказал о затормаживании обыденной активности ума. Против выражения "поверхностный ум" я ничего против, в общем-то, не имею, если понимать его сугубо как фигуральное выражение. То есть, под поверхностью ума здесь понимается та мелкая, обыденная активность, которой в основном занят ум обывателя.
Я даже сопоставлю так: обывательский ум = поверхностный ум, так как он отличается поверхностными суждениями, скольжением по поверхности событий, моментальным отскакиванием от "поверхностной" действительности. Эта поверхностность обывательского ума (в первую очередь собственного, хотя и слово "собственный" тут тоже условно) становится хорошо видна медитатору, причём уже на самой первой стадии погружения - именно так часто передают одно из значений слова "дхьяна".
Для правильного погружения важны несколько условий, среди которых прекращение обыденной активности - отстранение, успокоение. Этого, как мы знаем, требует предварительная стадия - упачара-самадхи. Для этого требуется то самое "затормаживание", то есть отстранение ума от быта, о котором мы говорим. Но тут может возникнуть (и возникает) неверное понимание предмета разговора.
Мы хорошо знаем о тормозящем эффекте седативов, самым грубым и примитивным из которых является алкоголь. Его цикл воздействия очень прост, а в силу чрезвычайной распространённости многие люди склонны считать, что алкогольное опьянение - это типа базовый образец воздействия психоделика. Но это вовсе не так, а такое представление крайне ошибочно. Баловство с алкоголем - это то, что Благословенный прямо запретил для своих верных последователей.
Заповедь пятая, предписывающая воздержание от Surā-meraya-majja-pamādaṭṭhānā - омрачающие сознание брага или самогон. Sic! Хотя использование вина в индийской средневековой Тантре стало предметом эзотерической практики, но следует помнить, что запрет на брагу и самогон является общим как для буддийских самана, так и для шиваистов.
Опьянение алкоголем с самого начала является ошибочным действием, и хотя исследование его воздействия может быть частным интересом исследователя-медитатора, всё же важно помнить, что выстраивание на его основе неких карт восприятия ошибочно в самом своём начале. _________________ нео-буддист
Вот, например, процесс внимательного прочтения сообщений других участников, это затормаживание поверхностного ума или наоборот?
Да, это вполне может быть такого рода затормаживанием, если только чтение достаточно внимательное - то есть включает внимание как к читаемому, так и к читающему. _________________ нео-буддист
Вот, например, процесс внимательного прочтения сообщений других участников, это затормаживание поверхностного ума или наоборот?
Да, это вполне может быть такого рода затормаживанием, если только чтение достаточно внимательное - то есть включает внимание как к читаемому, так и к читающему.
Т.е. в данном контексте "затормаживание поверхностного ума", является сосредоточением?
№489212Добавлено: Сб 15 Июн 19, 11:56 (7 лет тому назад)
Горсть листьев
Психика вообще работает в основном в двух режимах - "разгон" и "торможение". Другое дело, что множество мелких разгонов и торможений могут относительно стабилизировать ее.
Это связано с тем, что ум человека-мыслительные способности, это инструмент выживания, как для животных зубы и когти. Вот животное выпускает когти, и скалит зубы, готовится к прыжку, к нападению, или готово убегать, это состояние разгона "есть опасность". Опасность миновала, когти и зубы спрятались, тело расслабилось - "опасности нет" - торможение.
У человека (кроме еще и физиологической реакции тела) опасность, или опасности нет - это мысли. Опасность, "когти выпускаются", мысли приобретают агрессивный характер, или поиска выхода из ситуации. "Опасности нет" - мысли расслабляются в виде маниловских отвлеченных фантазий.
Как животное не может быть постоянно готовым с оскаленными клыками, так и человек не может напряженно думать. Вернее - может, но это сильно истощает. Мозг - самый большой энергопотребитель. И поэтому работает импульсами.
И нет бОльшего кайфа, как кайф ни о чем не думать, в состоянии безопасности наблюдать, за костром, волнами, дорогой, своими мыслями, которые появляются и исчезают в пустом доме с дырявыми стенами.
Вот, например, процесс внимательного прочтения сообщений других участников, это затормаживание поверхностного ума или наоборот?
Да, это вполне может быть такого рода затормаживанием, если только чтение достаточно внимательное - то есть включает внимание как к читаемому, так и к читающему.
Т.е. в данном контексте "затормаживание поверхностного ума", является сосредоточением?
Как мы знаем, эти вещи взаимны - отстранённость способствует сосредоточению, сосредоточенность отстранению. _________________ нео-буддист
Ёжик
Ты хорошо описал поверхностное мышление. И да, безмятежность приятна.
Ты считаешь что "глубинное" мышление функционирует как то иначе? Конечно у человека есть некоторые глубокие подсознательные идеи обусловленные некоторыми установками, специальными практиками, воспитанием, религией, и тд. И они так же будут влиять на "разгон", и "торможение". Однако и поверхностное и глубинное мышление - все это инструмент выживания в своих модификациях.
Вот, например, процесс внимательного прочтения сообщений других участников, это затормаживание поверхностного ума или наоборот?
Да, это вполне может быть такого рода затормаживанием, если только чтение достаточно внимательное - то есть включает внимание как к читаемому, так и к читающему.
Т.е. в данном контексте "затормаживание поверхностного ума", является сосредоточением?
Как мы знаем, эти вещи взаимны - отстранённость способствует сосредоточению, сосредоточенность отстранению.
Хорошо, убедили, принимаю вашу версию того, что такое поверхностный ум
Ёжик
Ты хорошо описал поверхностное мышление. И да, безмятежность приятна.
Ты считаешь что "глубинное" мышление функционирует как то иначе? Конечно у человека есть некоторые глубокие подсознательные идеи обусловленные некоторыми установками, специальными практиками, воспитанием, религией, и тд. И они так же будут влиять на "разгон", и "торможение". Однако и поверхностное и глубинное мышление - все это инструмент выживания в своих модификациях.
Я полагаю, что "глубинное мышление" - это, как говорится в текстах дзен-буддизма, "не-мышление". Соответственно, под этим подразумевается несколько иная функциональность.
Обусловленность специальными практиками - это то, что можно назвать навыком. Обусловленность воспитанием/религией - это то, что мы опять же можем увидеть как "подпорки" повседневной активности ума. Погружение позволяет увидеть эти подпорки как часть поверхностного. Но, конечно же, будучи подпорками, они укреплены в том, что глубже поверхности. _________________ нео-буддист
Статика - не статитистика. Додумав себе всего одну букву, вы упустили весь смысл.
Да, действительно, любой ум, при торможении или "отключении", успокоении обыденной активности, сталкивается с тем, что как бы в глубине - с "глубинным" содержанием сознания. Для непросвещённого или неподготовленного человека такое может оказаться сильным стрессом, "плохим трипом" и т.п. Нередко такие простые люди, путхуджана, избегают любого "затормаживания" своей обыденности, так как стремятся избежать того, что может "выпрыгнуть" на них из щели в глубины психики. Это как раз один из тех феноменов, с которыми знакомы учителя медитации и участники ретритов. Мы это уже обсуждали на этом форуме.
Другое дело - люди просвещённые, подготовленные. Их подготовка с древнейших, ещё до-буддийских времён включала и шаманские практики, которые потом стали эзотерической частью религии.
Я выше исправился и ответил на статику. Йогическая статика комплексная и работает и на успокоение поверхностной части ума и глубинной. А подавляющее большинство из тех кто считает себя подготовленными и используют внешние средства занимаются самообманом. И вообще зачем рисковать и зависеть в этом вопросе от внешних средств, если можно использовать йогические комплексные методы. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Мы хорошо знаем о тормозящем эффекте седативов, самым грубым и примитивным из которых является алкоголь.
Алкоголь - не седатив, а напротив - оказывает растормаживающее действие, являясь сильным стимулятором. Именно поэтому его употребление, не приветствовалось Буддой, т.к. возлияния часто ведут к потере самоконтроля + повышенная активность, зовущая на "подвиги".
P.S. Люди, которые сравнивают действие алкоголя с действием энтеогенов - ничего в этом не смыслят, повторяя обывательские представления, на уровне бабок у подъезда. Это совершенно разные вещи. С таким же успехом можно сравнивать алкогольное опьянение с медитацией, ведь и то и другое является ИСС. Но медитация и большинство психоделиков не дают опьянения и при использовании с целью самопознания - не ведут к беспечности. Тогда, как при неправильной мотивации, можно вред себе причинить, и принимая психоделики, и практикуя медитацию (медитация разная может быть).
Мы хорошо знаем о тормозящем эффекте седативов, самым грубым и примитивным из которых является алкоголь.
Алкоголь - не седатив, а напротив - оказывает растормаживающее действие, являясь сильным стимулятором. Именно поэтому его употребление, не приветствовалось Буддой, т.к. возлияния часто ведут к потере самоконтроля + повышенная активность, зовущая на "подвиги".
P.S. Люди, которые сравнивают действие алкоголя с действием энтеогенов - ничего в этом не смыслят, повторяя обывательские представления, на уровне бабок у подъезда. Это совершенно разные вещи. С таким же успехом можно сравнивать алкогольное опьянение с медитацией, ведь и то и другое является ИСС. Но медитация и большинство психоделиков не дают опьянения и при использовании с целью самопознания - не ведут к беспечности. Тогда, как при неправильной мотивации, можно вред себе причинить, и принимая психоделики, и практикуя медитацию (медитация разная может быть).
Вы правы, если говорите о первой стадии цикла воздействия алкоголя. Эта стадия связана с выбросом в,кровь адреналина, что выражается в быстротечном стимулирующем эффекте. Однако эта стадия очень быстро проходит, сменяясь основной, в которой эффект прямо противоположный. Обвыкнувшие к употреблению алкоголя сограждане обычно говорят, что " вот по чуть-чуть - самое то", но количество тут не влияет ни на качество, ни на порядок стадий. В остальном согласен. _________________ нео-буддист
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы