Существует распространенное мнение, что основной инструмент буддийской практики это медитация, точнее самадхи в узком смысле. Однако, каждый, кто хоть сколько-нибудь занимался медитацией, знает, что “лечебный” эффект самадхи, если и достигается в процессе медитации, то быстро или медленно, но улетучивается. Ум возвращается к своим привычкам. Что это? Это наше “Я”. Что такое “Я”? Все сущее это совокупность процессов, причем эти совокупности образуют сложные структуры - живых существ, в частности. В силу действия законов бытия (ниямы) эти структуры приобретают индивидуальность, каждая свою. Эту структуру невежество принимает за некую личность, а ее индивидуальность за особенности личности. Получаем иллюзию “Я”. При этом никаких явных зацепок, чтобы ухватить эту иллюзию и низложить ее до уровня процессов провидение нам не оставляет. Весь получаемый нами опыт пропускается через призму “Я”, наращивая вокруг нас – личное мнение, привычки, самомнение, характер. И чем старше человек становится, тем этот ком “личностного” становится все больше и тяжелее, закосневая по дороге и даже порой заставляет видеть в смерти избавление от этой тяжести. При этом сформировывается привычный образ мышления, который питает и поддерживает эту “личность” – это как игла на пластинке, пройдя трек, возвращается на начало и т.д. Что делает медитация (самадхи) – она замедляет или останавливает “пластинку” и позволяет увидеть тишину ума. Сам по себе это потрясающий эффект, в зависимости от глубины. И даже улучшает временно наше взаимодействие с самими собой и с окружающим миром, уменьшая влияние “личности”. Но, если ничего более не предпринимать, “пластинка” под действием неведения, начнет двигаться снова и со временем наберет прежнюю скорость, и будут играть всё прежние треки. И результирующая нашей практики, как именно практики Пути, будет нулевой.
Отсюда следует сделать только один вывод – что основной инструмент буддийской практики это тот инструмент, который позволяет низложить “личность” или “Я”. Чтобы разбить этот наросший ком личностного и привычного. Будда дал такой инструмент – сатипаттхану. Только этим волшебным молотом можно разбить цемент невежества и увидеть схему взаимозависимого возникновения. Только видя зависимость всех феноменов друг от друга, можно увидеть, что “личности” не существует, а существуют лишь процессы: “…Также он не утверждает, что «это – я». У него нет неуверенности и сомнений, что только лишь страдание, возникая, возникает. Что только лишь страдание, угасая, угасает. И в этом своём знании он независим от других” (СН 12.15). Или: “И когда, монахи, монах понимает в согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и привлекательность, и опасность, и преодоление шести органов чувственного восприятия, то он понимает и выходящее за пределы их всех” (ДН1).
Поэтому самадхи является лишь частью комплекса сатипаттханы и служит только инструментом для практики (медитации) рассмотрения феноменов. Не следует относиться к ней как-то иначе и ждать от нее чего-то большего. К чему я все это веду. К тому, что в отрыве от всех остальных факторов Пути самадхи ни к чему не приводит.
Например, у меня был период, когда я медитировал в Ват-Суанмоке по 7-8 часов подряд через день. Я достигал состояний весьма успокоенного ума, даже получал некоторые локальные прозрения (инсайты)… Но проходило время и вместе с ним проходило умиротворение, возвращалось стремление ума к прежним “привязанностям, к цепляниям, к завязкам ума, к его склонностям или одержимостям”. Или как в том же монастыре я наблюдал прихожанина-медитатора, вроде бы приезжего немца – он, пытаясь отыскать выделенное ему кути, в гневе выматерил весь Тайланд и чуть не сломал со злости свой велосипед. Однако, спустя немного времени, я наблюдал как он, изображая крайнюю сосредоточенность и одухотворенность, практиковал медитацию при ходьбе. Спроси в чем результирующая его практики, суммарная польза – он и объяснить не сумеет.
Я пришел тогда к выводу, что медитация только лишь в виде самадхи не спасает, по большому счету как самостоятельная практика она вовсе бесполезна. Это как онкологическому больному делать инъекции обезболивающего до тех пор, пока он не умрет, чтобы просто облегчить страдания. Излечивают его эти инъекции – разумеется нет. Простое успокоение ума – это и есть такие инъекции, психопрактика, способ повысить болевой порог дуккхи до тех пор, пока не пожалуют старость, болезни и смерть. Можно конечно сделать из вышесказанного вывод о пользе, ставших такими распространенными, общедуховных и как-бы-буддийских ретритов, но не об этом речь.
Резюмируя, хочу еще раз сказать, что цель буддийской практики не успокоение ума и не витание в джханах или бесформенных сферах, но – избавление от эгоизма, от “своего”, от “личного”, от “Я”. А добиться этого можно только практикуя весь Путь комплексно. То есть: правильные воззрения - позволяют понять цель практики; правильные намерения – позволяют устанавливать устремления ума; нравственность – позволяет тройственно очищать свою “личность”; правильные усилия – позволяют плыть против течения привычек и делать ум устойчивым; правильные сати и самадхи – позволяют утончать ум и повышать эффект наблюдательности. И только когда ум правильно направлен, правильно устремлен, в достаточной степени очищен, достаточно устойчив и утончён, тогда только можно направить внимание и увидеть зависимое возникновение феноменов в той степени, в которой этого требует получение того или иного арийского плода, и завершить на этом буддийскую практику.
Похоже, что и саматха с випассаной не спасают. Нужны и правильные понимание и правильное усилие (да и остальные факторы). И они в длительной перспективе не менее важны.
Да, я и говорю, что по отдельности факторы Пути ни к чему не ведут, по сути они тогда уже Путем и не являются в отрыве друг от друга. Только весь комплекс.
Более того, даже могут быть вредны т.к. создают иллюзию духовного движения.
Но - увы, современное положение дел таково, что подобные взгляды - это уже мейнстрим.
Почему вред? Разве правильное следование пусть даже и одному из 8 факторов Пути способно нанести вред? Факторы Пути позитивны как вместе так и по-отдельности. На противоположной чаше весов оказывается вообще отказ от Практики Пути, если, например, человек не способен в силу каких то причин практиковать все 8 факторов: "Я волею судьбы торгую мясом, а значит Правильную Речь мне тренировать бесполезно, ну и не буду тогда!"
Почему обязательно иллюзия, а не реальное позитивное движение? Есть иллюзия, а, точнее, неверная оценка результата, это да, случается, но иллюзия движения.... Вот я, скажем, тренирую ту же Правильную речь. В чём тут может быть "иллюзорность движения", если предположить что точно известно, что развиваю я её правильно и стараюсь улучшить? Я не двигаюсь, то есть я не развиваю её, развивая? Это как?
Иван говорит, что практиковать факторы по отдельности "ни к чему не ведёт", в том смысле, что не ведёт к окончательно Цели, но разве он говорит, что это бесполезно вообще, то есть не создаёт вовсе никаких заслуг? Да, технически можно предположить, что, практикуя ту же Правильную речь, не имея толики Правильных взглядов, невозможно понять правильна ли Практика Речи или нет. И то какие то результаты наверное всё равно будут. На деле же так никто никогда не учит, база понимания всегда какая то есть. Если она не вполне точна, то есть, например, практикующий не врёт потому что "мама не велит", он всё равно накапливает заслуги, пусть и не так энергично.
... Впрочем, всё это, если разобраться, просто очередная антиреклама медитации. _________________ t.me/raud_ex
Последний раз редактировалось: Raudex (Вт 25 Дек 18, 14:57), всего редактировалось 1 раз
Потому-что все хотят медитировать и забывают о дане
Дана сама по себе практика позитивная, и медитация позитивна. Обе приносят пользу, но и обоими можно спекулировать, если ты нечист на руку (сейчас я без намёков). Кому то легче даётся первое, кому-то второе, некоторые прекрасно практикуют оба фактора, а кто-то не может практиковать так, что б не взрастить одновременно и самомнение. Выбор за человеком, препятствия и опасности описаны и достаточно широко известны. И никакой перекос не повод для окончательного диагноза. _________________ t.me/raud_ex
Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5804 Откуда: Москва
№463067Добавлено: Пн 24 Дек 18, 21:45 (6 лет тому назад)
Киттисаро в личке пишет:
Смысл сказанного мной в том, чтобы сформировать в уме практикующего буддиста более-менее целостную и рабочую картину буддийской практики, в расчете на конечную цель. Если практиковать по отдельности, как ты говоришь, это будет путь, не ведущий к конечной цели уже в этой жизни, и не Путь как таковой. Это будут больше психопрактики, которые могут приносить и позитивные плоды и даже весьма значимые (например, подать пищу араханту), но не более. А могут приносить и действительно вред, когда возносится что-то одно и выхолащивается остальное. Или, как написал Сергей, интенсивный медитатив при неразвитом уме может в дурку привести, может запросто (сам знаешь пример). Т.е. можно приносить этим вред и себе и традиции в целом.
И насчет антирекламы медитации это ты совсем зря. Меня, убежденного медитатора, обвинять в антирекламе оной… Если перечитать мой текст еще раз, то можно увидеть, что медитации там отведено соответствующее место и ее значение не умаляется. Просто это место как раз то, какое она и должна занимать, ни меньше, ни больше. Повседневная медитация обязательна или крайне желательна, именно это я и советую, только делать ее надо, понимая ее место в Пути в целом. Т.е. помедитировав, не идти свинью резать или бухать в ночник, а взращивать остальные факторы сообразно поставленной цели.
Никак это не противоречит тому моему мнению, что правильная практика не может навредить сама по себе, она в разной степени полезна. А если вредна то лишь потому, что осуществлялась не правильно, но это уже не вполне Практика Пути _________________ t.me/raud_ex
№463071Добавлено: Пн 24 Дек 18, 22:04 (6 лет тому назад)
Правильная практика медитации - это практика, опирающаяся на основание развитых предварительных этапов пути, тут "старцы" совершенно правы, это видно из АН 7.45 и МН 117.
Правильная практика медитации - это практика, опирающаяся на основание развитых предварительных этапов пути, тут "старцы" совершенно правы, это видно из АН 7.45 и МН 117.
Развивая "предварительные этапы пути" человек обычно отказывается от привычных ему грубых удовольствий. Если на смену этим самым грубым удовольствиям не приходят удовольствия более тонкие, удовольствия от практики медитации, то человек остается совсем без радостей.
Правильная практика медитации - это практика, опирающаяся на основание развитых предварительных этапов пути, тут "старцы" совершенно правы, это видно из АН 7.45 и МН 117.
Интересно, что в АН 7.45 про "предварительные этапы пути" говорится как о "вспомогательных средствах для сосредоточения". То есть первым идет сосредоточение, которое неосуществимо без таких "вспомогательных средств", как нравственность.
Правильная практика медитации - это практика, опирающаяся на основание развитых предварительных этапов пути, тут "старцы" совершенно правы, это видно из АН 7.45 и МН 117.
Интересно, что в АН 7.45 про "предварительные этапы пути" говорится как о "вспомогательных средствах для сосредоточения". То есть первым идет сосредоточение, которое неосуществимо без таких "вспомогательных средств", как нравственность.
Не идет сосредоточение первым. Сосредоточение идет последним, и без развитых предварительных 7 этапов пути - неправильно пытаться его практиковать. "И каким образом правильное воззрение идёт первым? У кого есть правильное воззрение, у того возникает правильное устремление. У кого есть правильное устремление, у того возникает правильная речь. У кого есть правильная речь, у того возникает правильное действие. У кого есть правильное действие, у того возникают правильные средства к жизни. У кого есть правильные средства к жизни, у того возникает правильное усилие. У кого есть правильное усилие, у того возникает правильная осознанность. У кого есть правильная осознанность, у того возникает правильное сосредоточение". МН 117 Более подробно тут расписал.
Не идет сосредоточение первым. Сосредоточение идет последним, и без развитых предварительных 7 этапов пути - неправильно пытаться его практиковать. "И каким образом правильное воззрение идёт первым? У кого есть правильное воззрение, у того возникает правильное устремление. У кого есть правильное устремление, у того возникает правильная речь. У кого есть правильная речь, у того возникает правильное действие. У кого есть правильное действие, у того возникают правильные средства к жизни. У кого есть правильные средства к жизни, у того возникает правильное усилие. У кого есть правильное усилие, у того возникает правильная осознанность. У кого есть правильная осознанность, у того возникает правильное сосредоточение". МН 117 Более подробно тут расписал.
Вторым после правильного воззрения (которое м.б. и возможно развить без практики сосредоточения) идет правильное устремление. Для того чтобы понять, что есть правильное устремление, Будда предлагает рассмотреть, что есть неправильное устремление. "...неправильное устремление, основанное на чувственном желании, ...основанное на жестокости". В одном из своих постов вы, помнится, предлагали следующий метод борьбы с чувственным желанием "не встречаться с девками, не разговаривать с девками, не глядеть на девок". Увы, для большинства людей подобный метод неосуществим (если только не запереться в комнате без окон с большим запасом консервов). Единственный метод борьбы с чувственным желанием - найти радость в других, более тонких вещах. Именно для обретения подобных возвышенных радостей Будда настоятельно рекомендовал медитацию. Жестокость тоже является неизбежным злом в случае, если человек отказался от привычных радостей и не обрел радостей медитативных. Скажем, совсем недавно вы уничижительно отозвались об учителе очень серьезного и очень больного практика. Не знаю, насколько справедливыми были ваши высказывания, но жестокими они были наверняка.
Не идет сосредоточение первым. Сосредоточение идет последним, и без развитых предварительных 7 этапов пути - неправильно пытаться его практиковать. "И каким образом правильное воззрение идёт первым? У кого есть правильное воззрение, у того возникает правильное устремление. У кого есть правильное устремление, у того возникает правильная речь. У кого есть правильная речь, у того возникает правильное действие. У кого есть правильное действие, у того возникают правильные средства к жизни. У кого есть правильные средства к жизни, у того возникает правильное усилие. У кого есть правильное усилие, у того возникает правильная осознанность. У кого есть правильная осознанность, у того возникает правильное сосредоточение". МН 117 Более подробно тут расписал.
Вторым после правильного воззрения (которое м.б. и возможно развить без практики сосредоточения) идет правильное устремление. Для того чтобы понять, что есть правильное устремление, Будда предлагает рассмотреть, что есть неправильное устремление. "...неправильное устремление, основанное на чувственном желании, ...основанное на жестокости". В одном из своих постов вы, помнится, предлагали следующий метод борьбы с чувственным желанием "не встречаться с девками, не разговаривать с девками, не глядеть на девок". Увы, для большинства людей подобный метод неосуществим (если только не запереться в комнате без окон с большим запасом консервов). Единственный метод борьбы с чувственным желанием - найти радость в других, более тонких вещах. Именно для обретения подобных возвышенных радостей Будда настоятельно рекомендовал медитацию. Жестокость тоже является неизбежным злом в случае, если человек отказался от привычных радостей и не обрел радостей медитативных. Скажем, совсем недавно вы уничижительно отозвались об учителе очень серьезного и очень больного практика. Не знаю, насколько справедливыми были ваши высказывания, но жестокими они были наверняка.
Касательно радости я разделяю ваш взгляд, но касательно радости сосредоточения не совсем, ещё до момента осуществления, развив этапы нравственности, бодрстовования и правильных усилий, охраны дверей восприятия существо само по себе становится счастливым, счастливый успокаивается, успокоенный достигает сосредоточения
Касательно радости я разделяю ваш взгляд, но касательно радости сосредоточения не совсем, ещё до момента осуществления, развив этапы нравственности, бодрстовования и правильных усилий, охраны дверей восприятия существо само по себе становится счастливым, счастливый успокаивается, успокоенный достигает сосредоточения
Как вы собираетесь одной нравственностью охранять двери восприятия? Тоже предлагаете целиком и полностью избегать лиц противоположного пола или у вас еще какой-то метод есть? Откуда вы узнаете, что есть "правильные усилия" без мудрости, которая приходит в результате практики сосредоточения (а одним чтением полезных текстов не дается)?
Какой-то поток сознания... Сложно такое комментировать.
Если в двух словах, то мой "поток сознания" состоит в следующем. Если человек познал, помимо плотских радостей, другую радость, радость медитации, то такого человека похоть уже не одолевает так, как прежде. Такой человек может в пределах разумного, без особого ущерба для себя, общаться с лицами противоположного пола (в т.ч. с "девками") и двери его чувств будут в сохранности. Если человек, помимо соблюдения Пяти правил мирянина, еще и испытывает время от времени медитативный восторг, то он не будет жестоким и просто не сможет настоятельно рекомендовать умирающему прочитать книгу, критикующую его учителя.
Какой-то поток сознания... Сложно такое комментировать.
Если в двух словах, то мой "поток сознания" состоит в следующем. Если человек познал, помимо плотских радостей, другую радость, радость медитации, то такого человека похоть уже не одолевает так, как прежде. Такой человек может в пределах разумного, без особого ущерба для себя, общаться с лицами противоположного пола (в т.ч. с "девками") и двери его чувств будут в сохранности. Если человек, помимо соблюдения Пяти правил мирянина, еще и испытывает время от времени медитативный восторг, то он не будет жестоким и просто не сможет настоятельно рекомендовать умирающему прочитать книгу, критикующую его учителя.
Если в двух словах, то мой "поток сознания" состоит в следующем. Если человек познал, помимо плотских радостей, другую радость, радость медитации, то такого человека похоть уже не одолевает так, как прежде.
Не факт совершенно. Напротив, еще гордыня и впадение в самопрельщение обычно приплюсовываются, когда начинают медитацию усердно практиковать, с недостаточно очищенным от грубых помех умом.
Цитата:
Такой человек может в пределах разумного, без особого ущерба для себя, общаться с лицами противоположного пола (в т.ч. с "девками") и двери его чувств будут в сохранности.
Охрана дверей чувств - это монашеская практика и относится к правильным усилиям и к правильной внимательности, а не к правильным устремлениям, как вы ошибочно написали в прошлом сообщении.
Цитата:
Скажем, совсем недавно вы уничижительно отозвались об учителе очень серьезного и очень больного практика.
Сказать, что учитель принял неправильное решение, уступив неофитскому заблуждению - это не уничижение. Я не обязан считать любых монахов - пробужденными, и уж тем более - всеведущими, в силу их возраста или монашеского стажа, а также относится к ним, как к пробужденным и всеведущим. Считаю, что и 100-летний монах может принять неправильные решения, хотя в пользу того монаха говорит пояснение из выложенного Ассаджи текста, где видно, что этот монах зело не хотел разрешать жить в лесу европейцу-неофиту до последнего, но настырность Валерия сделала свое дело, и пришлось согласится. К тому же, при общении через переводчика сложно наладить диалог, и сложно повлиять на человека из другой культурной среды, который твердо решил поступить по своему. Уверен, что сингал-новичок, только что постриженный в саманеры, никогда не стал бы настаивать на чем-то, после однократного отказа монаха-упаджайи.
Цитата:
Приехав в Шри-Ланку в 2015 году и став монахом (саманерой) в 2016 году, я сразу попросил Упаджайю разрешить мне соблюдать несколько практик дхутанга, в том числе жизнь под деревом. Я с трудом получил согласие. Это было огромное исключение из правил, потому что разрешение на такую серьезную и опасную практику монаху дают минимум через несколько лет монашества и достижения серьезных результатов в практике.
Собственно о том, что написано в последнем предложении, я и говорил: что согласно Канону и традиции, дхутанга одиночной жизни в лесу под открытым небом - это практика не для монахов новичков, и уж тем более не для саманер, которые еще не монахи даже, а для опытных монахов, хорошо обученных Дхамме и Винае, достигших высоких плодов в практике.
P.S. Это не первый плачевный результат русского человека, поехавшего в монастырь на Ланку, и сразу захотевшего жить не в монастыре, а непременно в одиночестве в лесу. Предыдущий случай закончился обвинением ланкийских монахов в недостаточном аскетизме, возвращением в Россию, пару годами скитаний в горах и поселках возле Сочи, и в конце-концов госпитализацией в психиатрическую больницу.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы