Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что означает "несуществование атмана"?

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437293СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 13:50 (6 лет тому назад)    Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрений" об атмане для пути, ведущего к освобождению?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Antaradhana, Upas, Jane, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

437297СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 14:08 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрения об атмане" для пути, ведущего к освобождению?

Не существование атмана - это, конечно, также и не полезность воззрения об атмане. Но это также и чисто фактическая ложность такого воззрения. О том, что не познаваемо в точном смысле слова (то есть, никак не дано уму, ни с опорой на органы чувств, ни без такой опоры) не может же быть вообще никаких воззрений. А воззрения об атмане, причём разные, есть; они вполне постижимы и известны, могут быть описаны и исследованы. И все эти воззрения производятся путём цепляния за пять кхандх, как за "меня", или за "моё", или за "составляющее часть меня", или за "содержащее меня". Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Just process, СлаваА, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

437298СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 14:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

понятие Атмана в индийской философии - это вообще результат очень сложного умственного аналитического процесса. Его нет в природе в виде готовой формы или слова, или образа. Это результат процесса, аналогичного индукции (способ рассуждать и делать вывод от частного к общему) или дедукции (противоположный способ мыслить от общего положения к конкретным деталям). Вопрос о существовании Атмана это примерно то же, что спрашивать есть ли дедукция или нет. Для того, кто мыслит этим методом - она есть. Кто не мыслит - её нет. ... Но с Атманом намного сложнее. Тут нельзя спешить. Надо накопить очень много знаний, чтобы делать вывод
_________________
живите больше


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

437300СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 14:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Не нужно тут никаких знаний копить, не нужно никаких размышлений.

Нужно для начала просто ознакомиться с принципом: анатман это характеристика абсолютно всех явлений. Это значит, что ни одно явление не принадлежит другому, ни одно явление не создается другим, ни одно явление не владеет другим.

Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.

Тот, кто не способен просто прислушаться к этому принципу - не способен и воспринимать Дхарму. Почему? Потому что не может отбросить неправильные воззрения, держится за них, вцепился в них.

Речь ведь не идет о том, чтобы произвольно хватать то одни, то другие воззрения. Речь идет лишь о способности отбросить воззрение, отстраниться от него, рассмотреть ситуацию противоположную этому воззрению. Выйти за пределы, ограниченные этим воззрением.

Но кто не может - должен сперва найти для себя такую возможность. Лишь потом он сможет воспринимать Дхарму, слышать ее. Таково обязательное условие.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Frithegar, Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

437306СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 14:40 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:

Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.

А сам ум - он принадлежит этой цепи взаимообусловленности?

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость


Откуда: Saint Petersburg


437312СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 14:54 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.

Это не только не-атманность пяти кхандх, но и не-атманность того, что находится за их пределами. То есть, атмана нет как в опыте, так и вне опыта, что довольно очевидно, ибо за пределами опыта есть только небытие.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

437315СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:00 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
...
Это значит, что ни одно явление не принадлежит другому, ни одно явление не создается другим, ни одно явление не владеет другим.
...


С одной стороны, эти три ориентира четко очерчены. А с другой - трудно немедленно помыслить какие-то бытовые примеры, в которых была бы явной зацикленность на принадлежности, созидании, обладании. Чтобы эти примеры показывали, насколько обширно заблуждение. Пожалуй, такой явный пример - это когда буддисты говорят о нирване, которой уже обладают одни личности - Будды, и пока ещё не обладают другие - те, кто надеется достичь нирвану в будущем, как награду за набожность.


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

437316СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:01 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.

Это не только не-атманность пяти кхандх, но и не-атманность того, что находится за их пределами. То есть, атмана нет как в опыте, так и вне опыта, что довольно очевидно, ибо за пределами опыта есть только небытие.

А на каком основании Вы произносите суждение (какое бы то ни было, вне зависимости от его содержания) о том, что за пределами опыта? И, кстати, понятие "то, что за пределами опыта" - это всё-таки ещё конструкция Вашего ума.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4015

437318СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

yod pa, asta - существующее - осознаваемое верным познанием (tsad mas dmigs pa).

med pa, asat - несуществующее - неосознаваемое верным познанием (tsad mas ma dmigs pa)

bdag med, анатман - несуществование самости, бессамость.
Тхеравада: тождественно по предмету: несуществование самости, Я индивида.
Подразделяется на два: грубое (rags pa) и тонкое (phra ba).
Махаяна: подразделяется на два: несуществование самости индивида и несуществование самости дхарм; каждое из них также подразделяется на два: грубое  и тонкое

«Атман есть» = «атман существует», следовательно, осознается, познается. Непознаваем = не существует.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437326СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:16 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное.

Что-то вы лихо за весь буддизм высказались. Будда прекрасно оперировал категориями существует/несуществует, и атта он относил к несуществующему, т.к. нельзя что-либо истинно считать я, собой, своим.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

437327СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:20 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
[
Не существование атмана - это, конечно, также и не полезность воззрения об атмане. Но это также и чисто фактическая ложность такого воззрения. О том, что не познаваемо в точном смысле слова (то есть, никак не дано уму, ни с опорой на органы чувств, ни без такой опоры) не может же быть вообще никаких воззрений. А воззрения об атмане, причём разные, есть; они вполне постижимы и известны, могут быть описаны и исследованы. И все эти воззрения производятся путём цепляния за пять кхандх, как за "меня", или за "моё", или за "составляющее часть меня", или за "содержащее меня". Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.
Почему обязательно "цепляние за пять кхандх"? В махаяне Пять кхандх как раз анатман, а Татхагата Атман. Обычный человек видит атман в пяти кхандхах, поэтому Татхагата учит анатману. Но можно видеть и природу Будды, которая Self.
"Non-Self is Samsara, the Self is the Tathagata; impermanence is the sravakas and pratyekabuddhas, the Eternal is the Tathagata’s Dharmakaya; suffering is all tirthikas, Bliss is Nirvana; the impure is all compounded [samskrta] dharmas , the Pure is the true Dharma that the Buddha and Bodhisattvas have"

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Ктото, Анабхогин, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437328СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:21 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Татхагата Атман

СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Да и Будду называть Аватаром - тоже кощунство.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 20 Авг 18, 15:23), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: СлаваА, Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

437330СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
понятие Атмана в индийской философии - это вообще результат очень сложного умственного аналитического процесса. Его нет в природе в виде готовой формы или слова, или образа. Это результат процесса, аналогичного индукции (способ рассуждать и делать вывод от частного к общему) или дедукции (противоположный способ мыслить от общего положения к конкретным деталям). Вопрос о существовании Атмана это примерно то же, что спрашивать есть ли дедукция или нет. Для того, кто мыслит этим методом - она есть. Кто не мыслит - её нет. ... Но с Атманом намного сложнее. Тут нельзя спешить. Надо накопить очень много знаний, чтобы делать вывод
На мой взгляд первичным был не умственный аналитический процесс, а прямое переживание знания Атмана. Которое потом уже описали философски.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

437332СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:23 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Татхагата Атман

СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Я цитату приводил из Махапаринирваны сутры. Эта сутра для Вас кощунство? По мне так в ней выражено глубокое знание.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437333СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:26 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Татхагата Атман

СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Да и Будду называть Аватаром - тоже кощунство.

Он этого не понимает, либо умышленно троллит. И удивляется, либо делает вид, что удивляется (в случае троллинга), что это ему буддисты тут не рады.


Последний раз редактировалось: Antaradhana (Пн 20 Авг 18, 15:28), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
Страница 1 из 19

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.028 (0.549) u0.015 s0.001, 18 0.013 [279/0]