Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.
А сам ум - он принадлежит этой цепи взаимообусловленности?
Все и есть один только ум. Ум - это универсалия. Все есть ум и нет ничего, что вне ума. Иногда термин "ум" может употребляться ограниченным образом. Но я использую его именно универсальной категорией. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Мне то, как тхеравадину - проще. Не нужно копаться в махаянских текстах, которые я считаю ересью, и разбирать, где там крупицы истины, а где выдумки и ложь. В тхераваде по поводу атты все четко: ее не существует, все дхаммы лишены атты. Атта - ложно воззрение, ведущее к страданиям.
Не так уж и четко. В Тхераваде и пудгалавадины встречаются. А также идеи вечной читты (причем у уважаемых монахов лесной традиции), и Ниббана как атта - об этом Джейн и Ящерок писали.
Если человек хочет что-то найти, он найдет это везде.
Есть и секта дхаммакая еще, в семье не без урода. Я имею в виду правильные воззрения, которые в тхераваде пока мейнстрим, а не отщепенцев, искажающих Дхамму.
Читаю Абхидхарма-самуччаю Асанги. Он очень четко придерживается анатмавады. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
...
Это значит, что ни одно явление не принадлежит другому, ни одно явление не создается другим, ни одно явление не владеет другим.
...
С одной стороны, эти три ориентира четко очерчены. А с другой - трудно немедленно помыслить какие-то бытовые примеры, в которых была бы явной зацикленность на принадлежности, созидании, обладании. Чтобы эти примеры показывали, насколько обширно заблуждение. Пожалуй, такой явный пример - это когда буддисты говорят о нирване, которой уже обладают одни личности - Будды, и пока ещё не обладают другие - те, кто надеется достичь нирвану в будущем, как награду за набожность.
Зачем что-то особенное мыслить? Кто написал эти буквы? Когда Вы хотите в туалет, или голодны, или устали - кто идет в туалет, ест или спит?
Кто изготовил унитаз, тарелку или подушку? Кто смотрит на экран?
Это не сознательная идея, считать что-то своим или собой. Это естественным образом проявляется в каждой жизненной ситуации. Это как вода, которую рыба не может найти, потому что она везде. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.
А сам ум - он принадлежит этой цепи взаимообусловленности?
Все и есть один только ум. Ум - это универсалия. Все есть ум и нет ничего, что вне ума. Иногда термин "ум" может употребляться ограниченным образом. Но я использую его именно универсальной категорией.
Вы не поняли. Если как вы говорите, "все обусловлено", то чем обусловлен ум? _________________ живите больше
Не существование атмана - это, конечно, также и не полезность воззрения об атмане. Но это также и чисто фактическая ложность такого воззрения. О том, что не познаваемо в точном смысле слова (то есть, никак не дано уму, ни с опорой на органы чувств, ни без такой опоры) не может же быть вообще никаких воззрений. А воззрения об атмане, причём разные, есть; они вполне постижимы и известны, могут быть описаны и исследованы. И все эти воззрения производятся путём цепляния за пять кхандх, как за "меня", или за "моё", или за "составляющее часть меня", или за "содержащее меня". Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.
То есть несуществование атмана можно трактовать как ложность любых воззрений об атмане.
Годный подход
То есть любое воззрение об атмане можно опровергнуть. Будда этим и занимался - аргументированно опровергал имеющиеся на тот момент в Индии воззрения об атмане. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Читаю Абхидхарма-самуччаю Асанги. Он очень четко придерживается анатмавады.
Философские трактаты в махаяне более строги, тогда как разные махаянские сутры относятся к разным воззрениям, написаны в разное время, разными авторами, часто поэтическим языком, и требуют толкования.
Мне то, как тхеравадину - проще. Не нужно копаться в махаянских текстах, которые я считаю ересью, и разбирать, где там крупицы истины, а где выдумки и ложь. В тхераваде по поводу атты все четко: ее не существует, все дхаммы лишены атты. Атта - ложно воззрение, ведущее к страданиям.
Не так уж и четко. В Тхераваде и пудгалавадины встречаются. А также вечная читта (причем у уважаемых монахов лесной традиции), и Ниббана как атта - об этом Джейн и Ящерок писали.
Если человек хочет что-то найти, он найдет это везде.
Упас на другом форуме писал, что Аджан Маха Буа учил "чит борисут" (девственному уму), который ни рождается ни угасает. Он учил, что ниббана, ни атта, ни анатта. Пол Уильямс сообщает, что некоторые тхеравадинские ученые утверждали: "Nirvana is indeed the true Self". Схоластам противопоставляются практикующие монахи из лесной традиции. Упоминается про движение Дхаммакайи, упоминается что интерпретация Учения двенадцатым верховным патриархом Дхаммаютика-Никаи, повторяет взгляды Татхагатагарбха сутры. В биографии Аджана Мана, ему практиковавшему в пещере Сарика, так вообще араханты прошлого являлись: "Arahants also came regularly to hold inspirational conversations on Dhamma with Ācariya Mun. Each Arahant showed him the manner in which his passing away into total Nibbāna had occurred.[127] Some were Arahants who had passed away in the Chiang Dao Cave, while others had attained total Nibbāna elsewhere. Such demonstrations were accompanied by an inspiring explanation of the sequence of events that had taken place".
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрений" об атмане для пути, ведущего к освобождению?
Не обнаруживается в высшем, первичном смысле (как параматтха-дхаммы). Обнаруживается только как концепция (паннатти).
Атман, конечно, - не параматтха-дхамма. И атман, конечно же, концепция (паннатти).
Но мне, кажется, дело не в этом.
Ведь есть истинные концепции, а есть ложные. Суть в том, что атман с точки зрения буддизма - это ложная, а не истинная концепция. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 20 Авг 18, 16:33), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Upas
Про движение Дхаммакайи в англоязычной википедии сообщается, что свои корни она берет в тантрической тхераваде (которую принято называть йогавачарой, не путать пожалуйста с йогачарой), там сообщается: Scholars have theorized that the Dhammakaya movement has its roots in the Yogavacara tradition (also known as tantric Theravada).
Про движение Дхаммакайи в англоязычной википедии сообщается, что свои корни она берет в тантрической тхераваде (которую принято называть йогавачарой, не путать пожалуйста с йогачарой), там сообщается: Scholars have theorized that the Dhammakaya movement has its roots in the Yogavacara tradition (also known as tantric Theravada).
А что там в этом движении? А то я уже запамятовал слегка. Нирвану считают обособленностью (атманом) от всего?
А что там в этом движении? А то я уже запамятовал слегка. Нирвану считают обособленностью (атманом) от всего?
According to Paul Williams, in some respects the teachings of the Dhammakaya Movement resemble the Buddha-nature and Trikaya doctrines of Mahayana Buddhism. He sees the Dhammakaya Movement as having developed independently of the Mahayana tathagatagarbha tradition, but as achieving very similar results in their understanding of Buddhism.[110] According to Williams,
[Dhammakaya] meditations involve the realization, when the mind reaches its purest state, of an unconditioned "Dhamma Body" (dhammakaya) in the form of a luminous, radiant and clear Buddha figure free of all defilements and situated within the body of the practitioner. Nirvana is the true Self, and this is also the dhammakaya."
А что там в этом движении? А то я уже запамятовал слегка. Нирвану считают обособленностью (атманом) от всего?
According to Paul Williams, in some respects the teachings of the Dhammakaya Movement resemble the Buddha-nature and Trikaya doctrines of Mahayana Buddhism. He sees the Dhammakaya Movement as having developed independently of the Mahayana tathagatagarbha tradition, but as achieving very similar results in their understanding of Buddhism.[110] According to Williams,
[Dhammakaya] meditations involve the realization, when the mind reaches its purest state, of an unconditioned "Dhamma Body" (dhammakaya) in the form of a luminous, radiant and clear Buddha figure free of all defilements and situated within the body of the practitioner. Nirvana is the true Self, and this is also the dhammakaya."
Это можно обсуждать, но пока никто не дал трактовку как по другому понимать эту сутру.
Найдите в какой-нибудь из признающихся в Махаяне Абхидхарм, что Татхагата - это Атман. Только в таком случае вы сможете утверждать, что в соответствующей школе Махаяны принято воззрение, что Татхагата - это Атман.
А что касается текстов сутр - там полно упай. Например, в сутрах и их толкованиях вполне можно встретить что-то вроде того, что Будда давал определенное учение тем, кто пока не готов принять истинное учение. Такая упайя не является истиной, но способствует продвижению к истине на определенном этапе пути. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 20 Авг 18, 16:53), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Just process, СлаваА
Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.
А сам ум - он принадлежит этой цепи взаимообусловленности?
Все и есть один только ум. Ум - это универсалия. Все есть ум и нет ничего, что вне ума. Иногда термин "ум" может употребляться ограниченным образом. Но я использую его именно универсальной категорией.
Вы не поняли. Если как вы говорите, "все обусловлено", то чем обусловлен ум?
Я не говорю, что все обусловлено. Я говорю, что все возникающее - обусловлено. А есть необусловленное, не возникающее - нирвана. Обусловленное и необусловленное - это и есть ум. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Мне то, как тхеравадину - проще. Не нужно копаться в махаянских текстах, которые я считаю ересью, и разбирать, где там крупицы истины, а где выдумки и ложь. В тхераваде по поводу атты все четко: ее не существует, все дхаммы лишены атты. Атта - ложно воззрение, ведущее к страданиям.
Не так уж и четко. В Тхераваде и пудгалавадины встречаются. А также вечная читта (причем у уважаемых монахов лесной традиции), и Ниббана как атта - об этом Джейн и Ящерок писали.
Если человек хочет что-то найти, он найдет это везде.
Упас на другом форуме писал, что Аджан Маха Буа учил "чит борисут" (девственному уму), который ни рождается ни угасает. Он учил, что ниббана, ни атта, ни анатта. Пол Уильямс сообщает, что некоторые тхеравадинские ученые утверждали: "Nirvana is indeed the true Self". Схоластам противопоставляются практикующие монахи из лесной традиции. Упоминается про движение Дхаммакайи, упоминается что интерпретация Учения двенадцатым верховным патриархом Дхаммаютика-Никаи, повторяет взгляды Татхагатагарбха сутры. В биографии Аджана Мана, ему практиковавшему в пещере Сарика, так вообще араханты прошлого являлись: "Arahants also came regularly to hold inspirational conversations on Dhamma with Ācariya Mun. Each Arahant showed him the manner in which his passing away into total Nibbāna had occurred.[127] Some were Arahants who had passed away in the Chiang Dao Cave, while others had attained total Nibbāna elsewhere. Such demonstrations were accompanied by an inspiring explanation of the sequence of events that had taken place".
Тхеравада на ПК и комментарии опирается, а не на то, что сказали атян Маха Буа и прочие. В Таиланде есть и бхиккху-саентолог, его тоже кто-то из местных уважает, но это не значит, что Тхеравада - это саентология.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы