Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что означает "несуществование атмана"?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

437418СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:16 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В адвайта-веданте, атман не имеет отношения к чему-либо обусловленному, он и душой (дживой) не является, которая у них считается иллюзорной. Сергей Хос писал об одном из различий в махаянском буддизме и адвайта-веданте: В индуистских воззрениях различие индивидуальных потоков ума действительно иллюзорно, поскольку все они - лишь аспекты единого сверхсознания Брахмы (Брахмана). В буддизме это не так, каждый поток сущностно индивидуален - https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=24559&page=5&p=703160&viewfull=1#post703160
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

437420СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:18 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Что касается Асанги, то:

Цитата:
«Уттаратантра» с комментарием Арья Асанги (перевод с тибетского А. Кугявичуса; научная и общая редакция А. Терентьева):

[Вечность]

Покровитель мира вечен, поскольку причины бесчисленны,
существа нескончаемы, поскольку ему свойственно сострадание, магические силы,
мудрость и совершенное блаженство,
а так-же он - владыка всей Дхармы,
победивший Мару смерти и лишенный
[обусловленной - Долпопа] природы.
Состояние Пробуждения пронизано чистым, искренним состраданием;
Будда постоянно действует [во благо других - Долпопа], стоя на "ногах" магических сил;
благодаря своей мудрости он свободен
от двойственного представления "сансара и нирвана"
и постоянно испытывает совершенное
блаженство бескрайнего самадхи.
Хотя и действуя в мире во благо других, он не загрязняется восемью мирскими дхармами;
достигнув состояния бессмертия и покоя, не подвержен действиям Мары смерти;
состояние Муни, не обусловленное по природе, изначально в покое.
Поэтому Будда постоянен; значит, [он] - подлинное Прибежище для беззащитных.

[Непостижимость]

Сфера Победителей непостижима даже для арьев, поскольку невыразима словами, абсолютна,
недоступна для рассудка, несравненна.
Она, высочайшая, не относится к обусловленному существованию
(сансаре) и/или покою (нирване).

Суть этих [слов] прояснена в четырех строфах:

Она непостижима, поскольку неописуема.
Неописуема, поскольку абсолютна.
Абсолютна, поскольку недоступна для исследования.
Недоступна для исследования, поскольку не поддается умозаключениям.
Она не поддается умозаключениям, поскольку высшая.
Высшая, поскольку не относится [ни к сансаре, ни к нирване].
Она не относится [к ним], поскольку запредельна, по ту сторону
[двойственных] представлений о достойности и ущербности.
Будучи [чрезвычайно] тонкой по [первым] пяти причинам, дхармакая непостижима,
а по шестой [причине] непостижимо тело формы (рупакая), ибо не представляет собой предмета.
Победитель непостижим, ибо достиг совершенства достоинств
посредством высшей мудрости, великого сострадания и прочих прекрасных качеств.
Итак, это окончательное состояние самовозникших непознаваемо даже
для великих мудрецов, достигших [десяти - Долпопа] сил.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость


Откуда: Saint Petersburg


437421СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:21 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Just  process пишет:
Ктото пишет:
Just  process пишет:
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?

Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.

Это просто предположение.

О существовании Татхагаты я вообще ничего не писала.
Я писала только о несуществовании. О том, что говорить "Татхагата не существует" - некорректно, а говорить "Атман не существует" - корректно.

А почему это так? Чем Татхагата отличается от Атмана? По-моему они оба являются пустыми знаками, которые, однако, можно прицепить на что угодно.


Ответы на этот пост: Ктото, Nima
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437422СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:23 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Just  process пишет:
Ктото пишет:
Just  process пишет:
Ктото пишет:
Just  process пишет:
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?

Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.

Это просто предположение.

О существовании Татхагаты я вообще ничего не писала.
Я писала только о несуществовании. О том, что говорить "Татхагата не существует" - некорректно, а говорить "Атман не существует" - корректно.

А почему это так? Чем Татхагата отличается от Атмана? По-моему они оба являются пустыми знаками, которые, однако, можно прицепить на что угодно.

Прицепить "Татхагату" можно на что угодно?
То есть не только Шакьямуни можно назвать Татхагатой, но и вас?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

437424СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:25 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Давайте для полноты картины посмотрим, что такое tathagata в палийских текстах. Там с вопросом и даже различными рассуждениями о татхагате к Будде и его коллегам приходят разные философы - и всё выглядит так, что это понятие они узнали не от Будды.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2904

437425СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:27 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Just  process пишет:

А почему это так? Чем Татхагата отличается от Атмана? По-моему они оба являются пустыми знаками, которые, однако, можно прицепить на что угодно.

Атман не обладает самбхогакаей, как безмерным проявлением потенциала мудрости. Будды проявляют нирманакаи, атман не имеет качеств, а еще нет в тех воззрениях бодхичитты. В махаяне говорят, что 1000 будд, это тысяча разных индивидов, а не нечто слитое воедино. В адавайта-веданте же любят приводить аналогию с соляной куклой, которая растворилась в воде. В адвайта-веданте, любая индивидуальность - иллюзия.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость


Откуда: Saint Petersburg


437426СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:29 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:

Прицепить "Татхагату" можно на что угодно?
То есть не только Шакьямуни можно назвать Татхагатой, но и вас?
 
Татхагатой можно и табуретку назвать, это же просто слово, знак.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437428СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:32 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Just  process пишет:
Ктото пишет:

Прицепить "Татхагату" можно на что угодно?
То есть не только Шакьямуни можно назвать Татхагатой, но и вас?
 
Татхагатой можно и табуретку назвать, это же просто слово, знак.

При таком подходе любым словом можно назвать что угодно и смысл речи вообще теряется.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48686

437430СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:36 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты.

Так мыслить на уровне существования/несуществования - это метафизический подход.
Или когда говорим о существовании - это метафизика, а когда говорим о несуществовании - это не метафизика?

В первом тезисе отрицается наличие в познанном того, что в нем не познаётся. Это эпистемология. Во втором тезисе отрицается верность теорий. Критика некоей теории - не метафизическое отрицание ее предмета.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Just process
Гость


Откуда: Saint Petersburg


437432СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:40 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Just  process пишет:
Ктото пишет:

Прицепить "Татхагату" можно на что угодно?
То есть не только Шакьямуни можно назвать Татхагатой, но и вас?
 
Татхагатой можно и табуретку назвать, это же просто слово, знак.

При таком подходе любым словом можно назвать что угодно и смысл речи вообще теряется.

Так, а что вы собственно обозначаете словом «Татхагата»? И что вы, кстати, обозначаете словом «Атман», что говорите, будто его нет?
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30514

437434СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

mindfulness of breathing, the in and out breath (the Tathagata’s dwelling)
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437435СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:47 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты.

Так мыслить на уровне существования/несуществования - это метафизический подход.
Или когда говорим о существовании - это метафизика, а когда говорим о несуществовании - это не метафизика?

В первом тезисе отрицается наличие в познанном того, что в нем не познаётся. Это эпистемология. Во втором тезисе отрицается верность теорий. Критика некоей теории - не метафизическое отрицание ее предмета.

Понятно.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17492
Откуда: Москва

437437СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 19:03 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Ктото пишет:

У Асанги не сказано, что Татхагата - Атман.

Или же вы считаете, что всё, о чем можно сказать "немыслимое", - это Атман?
А зачем ему это говорить, если основной текст направлен на выявление анатмана во всех феноменах (дхармах).
Про "немыслимого" Татхагату он говорит, что им можно стать через путь бодхисатвы.

Зачем Асанга что-то говорит или не говорит - это совершенно другой вопрос.  А каким образом можно стать "немыслимым" Татхагатой - это уже третий вопрос.
Речь идет о простом факте - в тексте Абхидхарма-самуччаи не написано, что Татхагата - это Атман, а написано, что Татхагата - немыслимое.
И лишь ваша фантазия волшебным образом превратила "немыслимое" в "Атман". Никаких логических оснований для такого превращения нет.
Это уж Вы фантазируете, а не я. Я приводил цитаты. И в принципе вот большая цитата от Нимы (выше) подтверждает то, что написано в Махапаринирване сутре.
Слово атман просто сбивает с толку, так как все разное понимают. Для меня Атман это Self, а если еще точнее, то Сознание. Вы же не считаете, что Татхагата не обладает Сознанием?
Далее анатман для феноменов говорит о зависимости всего. И это понятно. Но как может быть зависим от чего либо Татхагата? Поэтому он Self или Атман.

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Ктото, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Svaha



Зарегистрирован: 14.03.2015
Суждений: 1395

437440СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 19:09 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:
Svaha пишет:
Won Soeng пишет:
Не нужно тут никаких знаний копить, не нужно никаких размышлений.

Нужно для начала просто ознакомиться с принципом: анатман это характеристика абсолютно всех явлений. Это значит, что ни одно явление не принадлежит другому, ни одно явление не создается другим, ни одно явление не владеет другим.

Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.

Тот, кто не способен просто прислушаться к этому принципу - не способен и воспринимать Дхарму. Почему? Потому что не может отбросить неправильные воззрения, держится за них, вцепился в них.

Речь ведь не идет о том, чтобы произвольно хватать то одни, то другие воззрения. Речь идет лишь о способности отбросить воззрение, отстраниться от него, рассмотреть ситуацию противоположную этому воззрению. Выйти за пределы, ограниченные этим воззрением.

Но кто не может - должен сперва найти для себя такую возможность. Лишь потом он сможет воспринимать Дхарму, слышать ее. Таково обязательное условие.

С одной стороны, эти три ориентира четко очерчены. А с другой - трудно немедленно помыслить какие-то бытовые примеры, в которых была бы явной зацикленность на принадлежности, созидании, обладании. Чтобы эти примеры показывали, насколько обширно заблуждение. Пожалуй, такой явный пример - это когда буддисты говорят о нирване, которой уже обладают одни личности - Будды, и пока ещё не обладают другие - те, кто надеется достичь нирвану в будущем, как награду за набожность.

Зачем что-то особенное мыслить? Кто написал эти буквы? Когда Вы хотите в туалет, или голодны, или устали - кто идет в туалет, ест или спит?
Кто изготовил унитаз, тарелку или подушку? Кто смотрит на экран?

Это не сознательная идея, считать что-то своим или собой. Это естественным образом проявляется в каждой жизненной ситуации. Это как вода, которую рыба не может найти, потому что она везде.

А каковы признаки принадлежности, созидания, обладания? Wink


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

437441СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 19:12 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Svaha пишет:


А каковы признаки принадлежности, созидания, обладания? Wink

Эти буквы черного цвета. Вот так мышление приписывает качество обладания. Буквы обладают черным цветом. Это обычное, вполне естественное мышление.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Svaha
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
Страница 6 из 19

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.344) u0.015 s0.004, 18 0.017 [268/0]