№437418Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:16 (6 лет тому назад)
В адвайта-веданте, атман не имеет отношения к чему-либо обусловленному, он и душой (дживой) не является, которая у них считается иллюзорной. Сергей Хос писал об одном из различий в махаянском буддизме и адвайта-веданте: В индуистских воззрениях различие индивидуальных потоков ума действительно иллюзорно, поскольку все они - лишь аспекты единого сверхсознания Брахмы (Брахмана). В буддизме это не так, каждый поток сущностно индивидуален - https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=24559&page=5&p=703160&viewfull=1#post703160
№437420Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:18 (6 лет тому назад)
Что касается Асанги, то:
Цитата:
«Уттаратантра» с комментарием Арья Асанги (перевод с тибетского А. Кугявичуса; научная и общая редакция А. Терентьева):
[Вечность]
Покровитель мира вечен, поскольку причины бесчисленны,
существа нескончаемы, поскольку ему свойственно сострадание, магические силы,
мудрость и совершенное блаженство,
а так-же он - владыка всей Дхармы,
победивший Мару смерти и лишенный
[обусловленной - Долпопа] природы.
Состояние Пробуждения пронизано чистым, искренним состраданием;
Будда постоянно действует [во благо других - Долпопа], стоя на "ногах" магических сил;
благодаря своей мудрости он свободен
от двойственного представления "сансара и нирвана"
и постоянно испытывает совершенное
блаженство бескрайнего самадхи.
Хотя и действуя в мире во благо других, он не загрязняется восемью мирскими дхармами;
достигнув состояния бессмертия и покоя, не подвержен действиям Мары смерти;
состояние Муни, не обусловленное по природе, изначально в покое.
Поэтому Будда постоянен; значит, [он] - подлинное Прибежище для беззащитных.
[Непостижимость]
Сфера Победителей непостижима даже для арьев, поскольку невыразима словами, абсолютна,
недоступна для рассудка, несравненна.
Она, высочайшая, не относится к обусловленному существованию
(сансаре) и/или покою (нирване).
Суть этих [слов] прояснена в четырех строфах:
Она непостижима, поскольку неописуема.
Неописуема, поскольку абсолютна.
Абсолютна, поскольку недоступна для исследования.
Недоступна для исследования, поскольку не поддается умозаключениям.
Она не поддается умозаключениям, поскольку высшая.
Высшая, поскольку не относится [ни к сансаре, ни к нирване].
Она не относится [к ним], поскольку запредельна, по ту сторону
[двойственных] представлений о достойности и ущербности.
Будучи [чрезвычайно] тонкой по [первым] пяти причинам, дхармакая непостижима,
а по шестой [причине] непостижимо тело формы (рупакая), ибо не представляет собой предмета.
Победитель непостижим, ибо достиг совершенства достоинств
посредством высшей мудрости, великого сострадания и прочих прекрасных качеств.
Итак, это окончательное состояние самовозникших непознаваемо даже
для великих мудрецов, достигших [десяти - Долпопа] сил.
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?
Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.
Это просто предположение.
О существовании Татхагаты я вообще ничего не писала.
Я писала только о несуществовании. О том, что говорить "Татхагата не существует" - некорректно, а говорить "Атман не существует" - корректно.
А почему это так? Чем Татхагата отличается от Атмана? По-моему они оба являются пустыми знаками, которые, однако, можно прицепить на что угодно.
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?
Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.
Это просто предположение.
О существовании Татхагаты я вообще ничего не писала.
Я писала только о несуществовании. О том, что говорить "Татхагата не существует" - некорректно, а говорить "Атман не существует" - корректно.
А почему это так? Чем Татхагата отличается от Атмана? По-моему они оба являются пустыми знаками, которые, однако, можно прицепить на что угодно.
Прицепить "Татхагату" можно на что угодно?
То есть не только Шакьямуни можно назвать Татхагатой, но и вас? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№437424Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:25 (6 лет тому назад)
Давайте для полноты картины посмотрим, что такое tathagata в палийских текстах. Там с вопросом и даже различными рассуждениями о татхагате к Будде и его коллегам приходят разные философы - и всё выглядит так, что это понятие они узнали не от Будды. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
А почему это так? Чем Татхагата отличается от Атмана? По-моему они оба являются пустыми знаками, которые, однако, можно прицепить на что угодно.
Атман не обладает самбхогакаей, как безмерным проявлением потенциала мудрости. Будды проявляют нирманакаи, атман не имеет качеств, а еще нет в тех воззрениях бодхичитты. В махаяне говорят, что 1000 будд, это тысяча разных индивидов, а не нечто слитое воедино. В адавайта-веданте же любят приводить аналогию с соляной куклой, которая растворилась в воде. В адвайта-веданте, любая индивидуальность - иллюзия.
Прицепить "Татхагату" можно на что угодно?
То есть не только Шакьямуни можно назвать Татхагатой, но и вас?
Татхагатой можно и табуретку назвать, это же просто слово, знак.
При таком подходе любым словом можно назвать что угодно и смысл речи вообще теряется. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты.
Так мыслить на уровне существования/несуществования - это метафизический подход.
Или когда говорим о существовании - это метафизика, а когда говорим о несуществовании - это не метафизика?
В первом тезисе отрицается наличие в познанном того, что в нем не познаётся. Это эпистемология. Во втором тезисе отрицается верность теорий. Критика некоей теории - не метафизическое отрицание ее предмета. _________________ Буддизм чистой воды
У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты.
Так мыслить на уровне существования/несуществования - это метафизический подход.
Или когда говорим о существовании - это метафизика, а когда говорим о несуществовании - это не метафизика?
В первом тезисе отрицается наличие в познанном того, что в нем не познаётся. Это эпистемология. Во втором тезисе отрицается верность теорий. Критика некоей теории - не метафизическое отрицание ее предмета.
Понятно. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Или же вы считаете, что всё, о чем можно сказать "немыслимое", - это Атман?
А зачем ему это говорить, если основной текст направлен на выявление анатмана во всех феноменах (дхармах).
Про "немыслимого" Татхагату он говорит, что им можно стать через путь бодхисатвы.
Зачем Асанга что-то говорит или не говорит - это совершенно другой вопрос. А каким образом можно стать "немыслимым" Татхагатой - это уже третий вопрос.
Речь идет о простом факте - в тексте Абхидхарма-самуччаи не написано, что Татхагата - это Атман, а написано, что Татхагата - немыслимое.
И лишь ваша фантазия волшебным образом превратила "немыслимое" в "Атман". Никаких логических оснований для такого превращения нет.
Это уж Вы фантазируете, а не я. Я приводил цитаты. И в принципе вот большая цитата от Нимы (выше) подтверждает то, что написано в Махапаринирване сутре.
Слово атман просто сбивает с толку, так как все разное понимают. Для меня Атман это Self, а если еще точнее, то Сознание. Вы же не считаете, что Татхагата не обладает Сознанием?
Далее анатман для феноменов говорит о зависимости всего. И это понятно. Но как может быть зависим от чего либо Татхагата? Поэтому он Self или Атман. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Не нужно тут никаких знаний копить, не нужно никаких размышлений.
Нужно для начала просто ознакомиться с принципом: анатман это характеристика абсолютно всех явлений. Это значит, что ни одно явление не принадлежит другому, ни одно явление не создается другим, ни одно явление не владеет другим.
Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.
Тот, кто не способен просто прислушаться к этому принципу - не способен и воспринимать Дхарму. Почему? Потому что не может отбросить неправильные воззрения, держится за них, вцепился в них.
Речь ведь не идет о том, чтобы произвольно хватать то одни, то другие воззрения. Речь идет лишь о способности отбросить воззрение, отстраниться от него, рассмотреть ситуацию противоположную этому воззрению. Выйти за пределы, ограниченные этим воззрением.
Но кто не может - должен сперва найти для себя такую возможность. Лишь потом он сможет воспринимать Дхарму, слышать ее. Таково обязательное условие.
С одной стороны, эти три ориентира четко очерчены. А с другой - трудно немедленно помыслить какие-то бытовые примеры, в которых была бы явной зацикленность на принадлежности, созидании, обладании. Чтобы эти примеры показывали, насколько обширно заблуждение. Пожалуй, такой явный пример - это когда буддисты говорят о нирване, которой уже обладают одни личности - Будды, и пока ещё не обладают другие - те, кто надеется достичь нирвану в будущем, как награду за набожность.
Зачем что-то особенное мыслить? Кто написал эти буквы? Когда Вы хотите в туалет, или голодны, или устали - кто идет в туалет, ест или спит?
Кто изготовил унитаз, тарелку или подушку? Кто смотрит на экран?
Это не сознательная идея, считать что-то своим или собой. Это естественным образом проявляется в каждой жизненной ситуации. Это как вода, которую рыба не может найти, потому что она везде.
А каковы признаки принадлежности, созидания, обладания?
А каковы признаки принадлежности, созидания, обладания?
Эти буквы черного цвета. Вот так мышление приписывает качество обладания. Буквы обладают черным цветом. Это обычное, вполне естественное мышление. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы