Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что означает "несуществование атмана"?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Upas
Гость





437401СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 17:46 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
Ктото пишет:


Атман, конечно, - не параматтха-дхамма. И атман, конечно же, концепция (паннатти).
Но мне, кажется, дело не в этом.
Ведь есть истинные концепции, а есть ложные. Суть в том, что атман с точки зрения буддизма - это ложная, а не истинная концепция.

Наверное, дело в том, что "атман" - это более поздняя индуистская концепция и поэтому Будда в суттах ПК конкретно о ней вообще не говорил )

А эту более позднюю индуистскую концепцию атмана вы считаете верной и не противоречащей буддизму?

Я оставлю эту концепцию индусам, пусть они сами с ней разбираются )
В Буддизме есть первичная реальность: читта, четасики, рупа и ниббана, никаких "атманов" здесь не обнаруживается. Все остальное - паннатти.

Мне кажется, что у вас произошла склейка понятий.
С одной стороны: парамартха-истинное-существующее.
С другой стороны: саммути-паннатти-ложное-несуществующее.
К примеру, вы не различаете саммути (конвенциональное, мирское) и паннатти (понятийное).

Вам неправильно кажется )
Есть параматтха и есть паннатти, так в Абхидхамме.
Истинное-ложное - существующее - это вы что-то уже от себя наговорили, что параматтха, что саммути - обе сачча, но паннатти не обнаруживаются в смысле первичной реальности.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437402СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 17:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Antaradhana пишет:


Есть и секта дхаммакая еще, в семье не без урода. Я имею в виду правильные воззрения, которые в тхераваде пока мейнстрим, а не отщепенцев, искажающих Дхамму.
Если мейнстрим, то значит не искажают дхамму?    Не встречал такого определения Дхаммы, что чем больше людей ее придерживается, тем они ближе к Дхамме. Smile

Противопоставление то тут, не в мейнстрим/отщепенцы, а в соответствии Канону (четыре Великих Отношения) и несоответствии. А то, что большинство в тхераваде пока следуют Канону, а не уходят в сторону от Дхаммы - это хорошо.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость


Откуда: Saint Petersburg


437403СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 17:50 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:

Почему бы не читать именно то, что написано, вместо того, чтобы выдумывать?
В отрывке не сказано, что сейчас Татхагаты нет, а сказано, что на него нельзя указать.

Ну, так на то чего нет и нельзя указать. А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны? А Атман там не существует только потому, что названием не вышел?


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437404СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 17:53 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Ктото пишет:

У Асанги не сказано, что Татхагата - Атман.

Или же вы считаете, что всё, о чем можно сказать "немыслимое", - это Атман?
А зачем ему это говорить, если основной текст направлен на выявление анатмана во всех феноменах (дхармах).
Про "немыслимого" Татхагату он говорит, что им можно стать через путь бодхисатвы.

Зачем Асанга что-то говорит или не говорит - это совершенно другой вопрос.  А каким образом можно стать "немыслимым" Татхагатой - это уже третий вопрос.
Речь идет о простом факте - в тексте Абхидхарма-самуччаи не написано, что Татхагата - это Атман, а написано, что Татхагата - немыслимое.
И лишь ваша фантазия волшебным образом превратила "немыслимое" в "Атман". Никаких логических оснований для такого превращения нет.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437405СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 17:55 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
Ктото пишет:


Атман, конечно, - не параматтха-дхамма. И атман, конечно же, концепция (паннатти).
Но мне, кажется, дело не в этом.
Ведь есть истинные концепции, а есть ложные. Суть в том, что атман с точки зрения буддизма - это ложная, а не истинная концепция.

Наверное, дело в том, что "атман" - это более поздняя индуистская концепция и поэтому Будда в суттах ПК конкретно о ней вообще не говорил )

А эту более позднюю индуистскую концепцию атмана вы считаете верной и не противоречащей буддизму?

Я оставлю эту концепцию индусам, пусть они сами с ней разбираются )
В Буддизме есть первичная реальность: читта, четасики, рупа и ниббана, никаких "атманов" здесь не обнаруживается. Все остальное - паннатти.

Мне кажется, что у вас произошла склейка понятий.
С одной стороны: парамартха-истинное-существующее.
С другой стороны: саммути-паннатти-ложное-несуществующее.
К примеру, вы не различаете саммути (конвенциональное, мирское) и паннатти (понятийное).

Вам неправильно кажется )
Есть параматтха и есть паннатти, так в Абхидхамме.
Истинное-ложное - существующее - это вы что-то уже от себя наговорили, что параматтха, что саммути - обе сачча, но паннатти не обнаруживаются в смысле первичной реальности.

А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Upas
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437407СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:00 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Just  process пишет:
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?

Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Upas
Гость





437408СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:00 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
Ктото пишет:
Ктото пишет:


Атман, конечно, - не параматтха-дхамма. И атман, конечно же, концепция (паннатти).
Но мне, кажется, дело не в этом.
Ведь есть истинные концепции, а есть ложные. Суть в том, что атман с точки зрения буддизма - это ложная, а не истинная концепция.

Наверное, дело в том, что "атман" - это более поздняя индуистская концепция и поэтому Будда в суттах ПК конкретно о ней вообще не говорил )

А эту более позднюю индуистскую концепцию атмана вы считаете верной и не противоречащей буддизму?

Я оставлю эту концепцию индусам, пусть они сами с ней разбираются )
В Буддизме есть первичная реальность: читта, четасики, рупа и ниббана, никаких "атманов" здесь не обнаруживается. Все остальное - паннатти.

Мне кажется, что у вас произошла склейка понятий.
С одной стороны: парамартха-истинное-существующее.
С другой стороны: саммути-паннатти-ложное-несуществующее.
К примеру, вы не различаете саммути (конвенциональное, мирское) и паннатти (понятийное).

Вам неправильно кажется )
Есть параматтха и есть паннатти, так в Абхидхамме.
Истинное-ложное - существующее - это вы что-то уже от себя наговорили, что параматтха, что саммути - обе сачча, но паннатти не обнаруживаются в смысле первичной реальности.

А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности?

Как условные объекты могут обнаруживаться в первичной реальности? ))


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Just process
Гость


Откуда: Saint Petersburg


437409СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:05 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Just  process пишет:
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?

Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.

Это просто предположение.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437410СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:06 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:

А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности?

Как условные объекты могут обнаруживаться в первичной реальности? ))

И в чем вы видите разницу между саммути и паннати? Потому что вы в постах и то и другое слово используете как противоположность параматтха.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Upas
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

437411СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:07 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрений" об атмане для пути, ведущего к освобождению?

У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437412СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Существо в буддизме без остатка подразделяется на кхандхи (и дхаммы при более подробном делении), и все они непостоянны, страдательны, обусловлены и поэтому не могут быть Я. Я не найти ни в одной из кхандх/дхамм. Атта/атман - это вымысел брахманов, которые считают аттой (вечным Я, душой), что-либо. Варианты их ложных воззрений описаны в суттах. Называть, что-либо непостоянное - аттой/атманом нельзя, потому что постоянство и неизменчивость - основное свойство атты/атмана у любых брахманистов. Что касается окончательной ниббаны или Татхагаты после смерти, то речь идет об угасании, а не появлении чего-то нового, поэтому если атты/атмана не найти в кхандхах, то, он никак не может возникнуть и при их угасании.

Последний раз редактировалось: Antaradhana (Пн 20 Авг 18, 18:09), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Upas
Гость





437413СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:09 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:

А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности?

Как условные объекты могут обнаруживаться в первичной реальности? ))

И в чем вы видите разницу между саммути и паннати? Потому что вы в постах и то и другое слово используете как противоположность параматтха.

В Абхидхамме саммути обозначается только условное, а паннатти - как условное и его денотат, так и параматтха дхаммы.
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437414СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:09 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Just  process пишет:
Ктото пишет:
Just  process пишет:
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?

Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.

Это просто предположение.

О существовании Татхагаты я вообще ничего не писала.
Я писала только о несуществовании. О том, что говорить "Татхагата не существует" - некорректно, а говорить "Атман не существует" - корректно.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437416СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:13 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Сейчас есть довольно много спекуляций на тему, что Будда якобы не учил, что я не существует  (пресловутая статья "нет я или не-я" известного тхеравадинского монаха), но он вполне однозначно заявлял об отсутствии атты  ("пуст этот мир от я и от того, что принадлежит я;" "в собрании совокупностей существа не найти", в действительности не может быть найдено я" и т.д.)

Согласна с вами.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437417СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 18:15 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты.

Так мыслить на уровне существования/несуществования - это метафизический подход.
Или когда говорим о существовании - это метафизика, а когда говорим о несуществовании - это не метафизика?

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
Страница 5 из 19

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.649) u0.019 s0.001, 18 0.014 [269/0]