Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Что означает "несуществование атмана"?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

437335СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
На мой взгляд первичным был не умственный аналитический процесс, а прямое переживание знания Атмана. Которое потом уже описали философски.

Но начать нужно все-таки с умственного анализа. Или, если есть авторитетное суждение того авторитета, которому вы доверяете.
Потому что то, что кто-то думает, что это есть "прямым переживанием знания Атмана" может таковым не оказаться. А может оказаться проделками других существ, которые тоже хотят удовлетворять психическую жажду. И могут это делать за наш счет. ... как и мы это хотим делать за чей-то чужой счет.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437336СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:28 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Татхагата Атман

СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Я цитату приводил из Махапаринирваны сутры. Эта сутра для Вас кощунство? По мне так в ней выражено глубокое знание.

Вы просто выискиваете в буддийских текстах отдельные цитаты, которые подтверждают ваши воззрения.
Анатмавада - учение, общее для всех школ буддизма.
Махаянские сутры многие моменты описывают образным, метафорическим, даже парадоксальным языком. Чтобы их понимать, нужно сначала освоить основы буддизма.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 20 Авг 18, 15:31), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость





437337СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:29 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
[
Не существование атмана - это, конечно, также и не полезность воззрения об атмане. Но это также и чисто фактическая ложность такого воззрения. О том, что не познаваемо в точном смысле слова (то есть, никак не дано уму, ни с опорой на органы чувств, ни без такой опоры) не может же быть вообще никаких воззрений. А воззрения об атмане, причём разные, есть; они вполне постижимы и известны, могут быть описаны и исследованы. И все эти воззрения производятся путём цепляния за пять кхандх, как за "меня", или за "моё", или за "составляющее часть меня", или за "содержащее меня". Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.
Почему обязательно "цепляние за пять кхандх"? В махаяне Пять кхандх как раз анатман, а Татхагата Атман. Обычный человек видит атман в пяти кхандхах, поэтому Татхагата учит анатману. Но можно видеть и природу Будды, которая Self.
"Non-Self is Samsara, the Self is the Tathagata; impermanence is the sravakas and pratyekabuddhas, the Eternal is the Tathagata’s Dharmakaya; suffering is all tirthikas, Bliss is Nirvana; the impure is all compounded [samskrta] dharmas , the Pure is the true Dharma that the Buddha and Bodhisattvas have"

А атман как акаша чем вас не устраивает?
Наверх
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

437338СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:31 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Татхагата Атман

СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Да и Будду называть Аватаром - тоже кощунство.

Он этого не понимает, либо умышленно троллит. И удивляется, либо делает вид, что удивляется (в случае троллинга), что это ему буддисты тут не рады.
По-моему, это Вы троллите. Еще раз цитата: "Non-Self is Samsara, the Self is the Tathagata"
http://www.shabkar.org/download/pdf/Mahaparinirvana_Sutra_Yamamoto_Page_2007.pdf

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

437339СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:33 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
[
Не существование атмана - это, конечно, также и не полезность воззрения об атмане. Но это также и чисто фактическая ложность такого воззрения. О том, что не познаваемо в точном смысле слова (то есть, никак не дано уму, ни с опорой на органы чувств, ни без такой опоры) не может же быть вообще никаких воззрений. А воззрения об атмане, причём разные, есть; они вполне постижимы и известны, могут быть описаны и исследованы. И все эти воззрения производятся путём цепляния за пять кхандх, как за "меня", или за "моё", или за "составляющее часть меня", или за "содержащее меня". Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.
Почему обязательно "цепляние за пять кхандх"? В махаяне Пять кхандх как раз анатман, а Татхагата Атман. Обычный человек видит атман в пяти кхандхах, поэтому Татхагата учит анатману. Но можно видеть и природу Будды, которая Self.
"Non-Self is Samsara, the Self is the Tathagata; impermanence is the sravakas and pratyekabuddhas, the Eternal is the Tathagata’s Dharmakaya; suffering is all tirthikas, Bliss is Nirvana; the impure is all compounded [samskrta] dharmas , the Pure is the true Dharma that the Buddha and Bodhisattvas have"

Я понимаю, что Вы очень обрадовались, найдя импонирующие Вам слова. Но: я уже не буду заострять внимание на том, что тексты эти написаны неизвестно кем и когда - раз махаянские школы их включают в Трипитаку, кто я такой, чтобы с ними спорить? Более важно другое - что в школах Махаяны, ещё более чем в Тхераваде, нельзя судить о Дхарме по сутрам, без комментариев и шастр. А Вы какие-то выводы делаете из нескольких фрагментов, найденных в двух-трёх сутрах (из многих тысяч); не зная, относятся ли эти сутры к окончательным или к нуждающимся в истолковании. Не зная, как толкуются в комментариях и в шастрах разных школ. В общем, ничего о них не зная. Кроме того, (last not the least) Вы упускаете из виду, что здесь, скорее всего (приверженцы Махаяны Вам точнее скажут), целая цепочка переводов - с санскрита на китайский, с китайского на английский. То есть, на самом деле разговор вообще ни о чём.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

437340СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:35 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Татхагата Атман

СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Я цитату приводил из Махапаринирваны сутры. Эта сутра для Вас кощунство? По мне так в ней выражено глубокое знание.

Вы просто выискиваете в буддийских текстах отдельные цитаты, которые подтверждают ваши воззрения.
Анатмавада - учение, общее для всех школ буддизма.
Махаянские сутры многие моменты описывают образным, метафорическим, даже парадоксальным языком. Чтобы их понимать, нужно сначала освоить основы буддизма.
Я не выискиваю отдельные цитаты, я прочитал сутру целиком. И это сквозная линия этой сутры про природу Татхагаты и природу Будды. А сансара и все феномены Анатман.
В качестве шутки там даже есть такой отрывок (по памяти), что кто считает Татхагату анатманом к тому ракшас во сне придет.  Smile

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437342СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА,

sabbe saṅkhārā aniccā
sabbe saṅkhārā dukkhā
sabbe dhammā anattā

Все дхаммы - безличны, включая ниббану. Это азы-азов.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437343СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:42 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Ктото пишет:
СлаваА пишет:
Татхагата Атман

СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Я цитату приводил из Махапаринирваны сутры. Эта сутра для Вас кощунство? По мне так в ней выражено глубокое знание.

Вы просто выискиваете в буддийских текстах отдельные цитаты, которые подтверждают ваши воззрения.
Анатмавада - учение, общее для всех школ буддизма.
Махаянские сутры многие моменты описывают образным, метафорическим, даже парадоксальным языком. Чтобы их понимать, нужно сначала освоить основы буддизма.
Я не выискиваю отдельные цитаты, я прочитал сутру целиком. И это сквозная линия этой сутры про природу Татхагаты и природу Будды. А сансара и все феномены Анатман.
В качестве шутки там даже есть такой отрывок (по памяти), что кто считает Татхагату анатманом к тому ракшас во сне придет.  Smile

СлаваА, это тема не о существовании атмана.
Не оффтопьте, пожалуйста.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 20 Авг 18, 15:49), всего редактировалось 3 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

437344СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:42 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Я понимаю, что Вы очень обрадовались, найдя импонирующие Вам слова. Но: я уже не буду заострять внимание на том, что тексты эти написаны неизвестно кем и когда - раз махаянские школы их включают в Трипитаку, кто я такой, чтобы с ними спорить? Более важно другое - что в школах Махаяны, ещё более чем в Тхераваде, нельзя судить о Дхарме по сутрам, без комментариев и шастр. А Вы какие-то выводы делаете из нескольких фрагментов, найденных в двух-трёх сутрах (из многих тысяч); не зная, относятся ли эти сутры к окончательным или к нуждающимся в истолковании. Не зная, как толкуются в комментариях и в шастрах разных школ. В общем, ничего о них не зная. Кроме того, (last not the least) Вы упускаете из виду, что здесь, скорее всего (приверженцы Махаяны Вам точнее скажут), целая цепочка переводов - с санскрита на китайский, с китайского на английский. То есть, на самом деле разговор вообще ни о чём.
Это уже другой вопрос - достоверность (в том числе переводов), относимость к буддизму, истолкования. Это можно обсуждать, но пока никто не дал трактовку как по другому понимать эту сутру.
Можно, конечно, и просто отмахнуться, как Вы сделали - "азговор вообще ни о чём".

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
чайник2



Зарегистрирован: 11.09.2008
Суждений: 4015

437345СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana
СлаваА

Нгаванг Палден, «Заметки к “Обширному разъяснению философских доктрин” [Чжамьяна Шепы]: развязывание узлов трудных моментов, драгоценность, проясняющая ум» (л. 35):
«Согласно этому, тот, кто является творцом разных – благих и неблагих деяний (кармы), «вкушающим» желанные и нежеланные плоды произведенных самим деяний, а также тот, кто, полностью оставив прежние скандхи, получает иные скандхи, из-за чего вращается в сансаре, или же освобождается [от всего этого], является Я (bdag, atman). Это – признак Я. И все то же самое принимается и в отношении индивида. Поэтому [спор о разнице между Я и индивидом] исчерпывается лишь спором об [их] названиях».
Цонкапа, «Средний ламрим» (стр. 358):
«Поэтому различайте высказывания о том, что «только я (nga tsam, aham matra)», используемое как Я (bdag, atman), существует в номинальном [плане], и что индивид, имеющий место благодаря собственному бытию, используемый как Я, не существует даже в номинальном [плане]».
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Upas
Гость





437347СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:45 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

Ктото пишет:
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрений" об атмане для пути, ведущего к освобождению?

Не обнаруживается в высшем, первичном смысле (как параматтха-дхаммы). Обнаруживается только как концепция (паннатти).


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

437348СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:47 (6 лет тому назад)    Re: Что означает "несуществование атмана"? Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

Я понимаю, что Вы очень обрадовались, найдя импонирующие Вам слова. Но: я уже не буду заострять внимание на том, что тексты эти написаны неизвестно кем и когда - раз махаянские школы их включают в Трипитаку, кто я такой, чтобы с ними спорить? Более важно другое - что в школах Махаяны, ещё более чем в Тхераваде, нельзя судить о Дхарме по сутрам, без комментариев и шастр. А Вы какие-то выводы делаете из нескольких фрагментов, найденных в двух-трёх сутрах (из многих тысяч); не зная, относятся ли эти сутры к окончательным или к нуждающимся в истолковании. Не зная, как толкуются в комментариях и в шастрах разных школ. В общем, ничего о них не зная. Кроме того, (last not the least) Вы упускаете из виду, что здесь, скорее всего (приверженцы Махаяны Вам точнее скажут), целая цепочка переводов - с санскрита на китайский, с китайского на английский. То есть, на самом деле разговор вообще ни о чём.
Это уже другой вопрос - достоверность (в том числе переводов), относимость к буддизму, истолкования. Это можно обсуждать, но пока никто не дал трактовку как по другому понимать эту сутру.
Можно, конечно, и просто отмахнуться, как Вы сделали - "азговор вообще ни о чём".

Это тот самый вопрос: https://dharma.org.ru/board/post437346.html#437346

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437349СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Мне то, как тхеравадину - проще. Не нужно копаться в махаянских текстах, которые я считаю ересью, и разбирать, где там крупицы истины, а где выдумки и ложь. В тхераваде по поводу атты все четко: ее не существует, все дхаммы лишены атты. Атта - ложное воззрение, ведущее к страданиям.

Ответы на этот пост: Ктото, Тренер
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

437351СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 15:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Мне то, как тхеравадину - проще. Не нужно копаться в махаянских текстах, которые я считаю ересью, и разбирать, где там крупицы истины, а где выдумки и ложь. В тхераваде по поводу атты все четко: ее не существует, все дхаммы лишены атты. Атта - ложно воззрение, ведущее к страданиям.

Не так уж и четко. В Тхераваде и пудгалавадины встречаются. А также вечная читта (причем у уважаемых монахов лесной традиции), и Ниббана как атта - об этом Джейн и Ящерок писали.
Если человек хочет что-то найти, он найдет это везде.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Antaradhana, Nima
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

437353СообщениеДобавлено: Пн 20 Авг 18, 16:01 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Antaradhana пишет:
Мне то, как тхеравадину - проще. Не нужно копаться в махаянских текстах, которые я считаю ересью, и разбирать, где там крупицы истины, а где выдумки и ложь. В тхераваде по поводу атты все четко: ее не существует, все дхаммы лишены атты. Атта - ложно воззрение, ведущее к страданиям.

Не так уж и четко. В Тхераваде и пудгалавадины встречаются. А также идеи вечной читты (причем у уважаемых монахов лесной традиции), и Ниббана как атта - об этом Джейн и Ящерок писали.
Если человек хочет что-то найти, он найдет это везде.

Есть и секта дхаммакая еще, в семье не без урода. Я имею в виду правильные воззрения, которые в тхераваде пока мейнстрим, а не отщепенцев, искажающих Дхамму.


Ответы на этот пост: Ктото, Nima, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19  След.
Страница 2 из 19

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.046) u0.021 s0.000, 18 0.013 [270/0]